Научная статья на тему 'Формирование антитерористического сознания на основе смысложизненныой концепции личности'

Формирование антитерористического сознания на основе смысложизненныой концепции личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СМЫСЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ / HE LIFE-SENSE CONCEPTION OF A PERSON / ANTITERRORIST ACTIVITY / SENSE STRUC- TURES OF A PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крутелева Людмила Юрьевна

В статье рассматривается возможность формирования установок антитеррористического сознания на уровне смысловых структур личности и их включенность в смысложизненную концепцию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming antiterrorist consciousness on the basis oflife-sense conception of a person

The opportunity of forming attitudes of antiterrorist consciousness at the level of sense structures of a person and the inclusion of these attitudes into the life-sense conception of a person are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование антитерористического сознания на основе смысложизненныой концепции личности»

Крутелёва Л.Ю.

Формирование антитерористического сознания на основе смысложизненныой концепции личности

В статье рассматривается возможность формирования установок анти-террористического сознания на уровне смысловых структур личности и их включенность в смысложизненную концепцию личности.

Ключевые слова: смысложизенная концепция личности, антитеррористи-ческая деятельность, смысловые структуры личности.

В начале третьего тысячелетия мировое сообщество лицом к лицу столкнулось с террористической угрозой. И хотя терроризм не является новообразованием конца Х1Х-ХХ1 вв. - его истоки можно проследить еще в древнем мире (иудейская секта сикариев) и в средние века (секта Хашашаинов), в настоящее время он стал всеохватывающим явлением. Можно сказать, что современный мир шагнул не только в эпоху глобализации, но и в эпоху тотального противодействия терроризму.

Однако отношение к терроризму, закладывающееся под воздействием социума (религия, государственная политика, референтные группы, семья и т.д.), формируется на уровне смысловых структур личности. Поэтому и формирование антитеррористического сознания личности должно вестись в первую очередь с учетом смысловых особенностей той или иной группы населения.

Смысловая сфера личности формируется на основе жизненных отношений субъекта и в дальнейшем отвечает за регуляцию его жизнедеятельности. В своей работе «Психология смысла» Д.А. Леонтьев пишет, что «смысловая сфера личности - это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах» [3, с. 154].

Отношения субъекта с миром на уровне смысловой сферы личности отражаются в смысловых структурах различного уровня:

-структурах первого уровня, непосредственно участвующих в формировании деятельности и поведения в данной конкретной ситуации (личностный смысл, смысловая установка);

-структурах второго уровня, ответственных за смыслообразование и оказывающих непосредственное влияние на структуры первого уровня (мотивы, смысловые конструкты и смысловые диспозиции);

-структурах третьего уровня, являющиеся начальной точкой для процессов смыслообразования и смыслопорождения (высшие смыслы и личностные ценности).

Все смысловые структуры тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Важно отметить, что надситуативные смысловые структуры (структуры второго и третьего уровня) представляют собой смысложизенную концепцию

WWW.PRO.RSU.RU

личности - «стержневую направленность личности, ее смысл жизни. Она содержит в себе те жизненные смысловые универсалии, те ценности, которые и составляют основу личности» [2, с. 60].

Таким образом, для того, чтобы субъект в поведении и деятельности (т.е. на уровне личностного смысла и смысловой установки) демонстрировал неприятие террора, гуманистические ценности должны составлять основу его смысложизненной концепции, а значит входить в состав его смысловых структур второго и третьего уровня.

Говоря об отвержении субъектом террористических установок и принятии им общечеловеческих гуманитарных ценностей необходимо проследить движение этих ценностей на уровне смыслов и смысловых структур в смысловой сфере личности, т.е. включенность их в ее смысложизненную концепцию.

Так, личностный смысл, являясь регуляторным механизмом деятельности, представляет субъекту в каждой конкретной ситуации роль и место отражаемой им действительности в системе его жизнедеятельности. Можно сказать, что личностный смысл является для субъекта своеобразным «переводчиком», демонстрируя ему «значение для него» данной ситуации, данной деятельности и данных поступков в каждый конкретный момент времени.

Смысловая установка, являясь составляющей исполнительных механизмов деятельности, призвана в различных формах оказывать воздействие на особенности протекания этой деятельности вплоть до ее полного прекращения и порождения другой альтернативной деятельности. Особенность смысловой установки заключается в том, что она, оказывая стабилизирующее, отклоняющее, преградное или дезорганизующее воздействие, определяет направленность протекания деятельности субъекта. Таким образом, личность в зависимости от преобладающей у нее в данной конкретной ситуации смысловой установки будет демонстрировать антитеррористическое (или террористически направленное) поведение.

Важно отметить, что смысловые структуры первого уровня могут быть отражены в сознании личности и, таким образом, отрефлексрованы субъектом.

Переходя к структурам второго уровня, необходимо особо отметить, что именно эти структуры ответственны за смыслообразование и оказывают непосредственное влияние на структуры первого уровня.

Мотив, являясь ситуативно формирующейся смысловой структурой, обладает свойством побуждать и направлять деятельность в зависимости от потребностей личности. «Мотивом деятельности может стать предмет, смысл которого имеет следствием необходимость для субъекта произвести посредством своей деятельности изменение в своем жизенном мире. Смысл мотива задается, как правило, связью его не с одной, а с целым рядом потребностей» [3, с. 204]. Таким образом, мотивом антитеррористической деятельности могут стать потребности в мире, собственной безопасности и безопасности своей семьи, в благополучии и спокойном добрососедском существовании и т.д.

Смысловая диспозиция представляет собой укорененные в структуре личности отношения к значимым объектам. Можно сказать, что смысловая диспозиция конкретизируется в стереотипах субъекта и его предрасположенности в определенных ситуациях действовать каким-то определенным образом. Следовательно, чтобы поведение субъекта носило антитеррористический характер, для субъекта вне зависимости от ситуации должны быть значимы такие объекты и явления окружающего мира как, например, положительное отношение к конкретным людям и людям вообще, любовь к родному краю и Родине в целом и т.д.

Согласно Д.А. Леонтьеву, смысловой конструкт может быть описан как «устойчивая категориальная шкала», при помощи которой субъект определяет и оценивает для себя значимость той или иной характеристики данного объекта или явления действительности. Говоря о смысловых структурах второго уровня, важно подчеркнуть, что именно смысловой конструкт наиболее тесно связан с высшими смыслами и личностными ценностями субъекта. Поскольку именно смысловому конструкту принадлежат такие функции, как оценка, дальнейшая дифференциация и/или объединение предметов по какому-либо признаку, то «актуализируясь в конкретной деятельности во многом под влиянием актуальных мотивов, они (смысловые конструкты) привносят в ее смысловую регуляцию компоненты, отражающие стратегическую ориентацию личности и в максимальной степени независимы от актуальной направленности деятельности и от сиюминутных интересов» [3, с. 223]. Таким образом, говоря о смысловом конструкте применительно к антитеррористической деятельности личности, можно сказать, что он является своеобразной шкалой, «измерительной линейкой», по которой субъект зачастую неосознанно оценивает окружающую действительность и свою деятельность. Гранями на такой «линейке» могут быть такие полюса, как «хорошо - плохо», «свой - чужой», «созидание - разрушение», «гуманно - негуманно» и т.п.

Говоря о структурах третьего уровня - высшие смыслы и личностные ценности -важно еще раз подчеркнуть, что они являются отправной точкой для процессов смыслообразования и смыслопорождения и конкретизируются в мировоззрении личности и ее образе мира. Таким образом, для того, чтобы у субъекта сформировалось картина мира, включающая антитеррористическую деятельность как один из основных жизненных смыслов, необходимо, чтобы такие гуманитарные ценности, как толерантность, мирное сосуществование, уважение Другого и др., были интериоризированы личностью на уровне глубинных высших смыслов и личностных ценностей.

Таким образом, мы рассмотрели процесс представленности антитеррори-стических смыслов на всех уровнях функционирования смысловых структур личности и формирование гуманитарной направленности как одной из базисных составляющих смысложизенной концепции личности.

Необходимо обратить внимание на еще один основополагающий момент. Поскольку, как отмечает Д.А. Леонтьев, «селекция, присвоение и ассимиляция

WWW.PRO.RSU.RU

индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей» [3, с. 231], огромное значение играет социальное окружение субъекта и особенности его ведущей деятельности. Соответственно, для того, чтобы ведущими смысловыми ориентирами в жизненном мире субъекта стали гуманитарные антитеррористические ценности, которые в дальнейшем будут являться смыслообразующими основаниями его жизнедеятельности, необходимо создание специальных условий на всех уровнях взаимодействия с субъектом, как на уровне семьи, различных образовательных учреждений и социальных институтов, так и на уровне всего государства в целом.

В качестве примеров создания таких условий на уровне смысловых структур можно назвать следующие:

-развитие толерантности субъекта как одной из базисных ценностей личности;

-формирование социальной и коммуникативной компетентности личности; -формирование гражданской идентичности и гражданской позиции субъекта;

-пропагандирование общепризнанных гуманитарных ценностей вне зависимости от этнической, конфессиональной и культурной принадлежности личности;

-подчеркивание общего исторического прошлого и совместных достижений представителей различных народов, конфессий и культур;

-нацеленность на «сотрудничество», а не на «противоборство»;

-выделение ценности многообразия как возможности для творчества и личностного развития;

-особое акцентирование внимания на современных успехах и достижениях в процессе совместной деятельности.

В заключение необходимо еще раз отметить, что терроризм сегодня носит транснациональный характер, и решать данную проблему возможно только совместными усилиями всех членов общества, что приводит к необходимости разработки комплексных подходов и единых методов противостояния различным террористическим проявлениям. При этом первостепенную роль играет ориентация на смысловую сферу личности, учет особенностей смыслообразования и смыслопорождения субъекта, создание условий для гармоничного развития, пропаганда идеологии гражданского общества и целенаправленное формирование гуманитарных ценностей, которые будут способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей.

Литература

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003. -480 с.

2. Крутелёва Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык: дисс... канд. психол. наук - Ростов-на-Дону, 2005. - 222 с.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.