Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ФИТНЕС-КЛУБОВ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД'

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ФИТНЕС-КЛУБОВ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-ИНДУСТРИЯ / ПАНДЕМИЯ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КОРОНАВИРУС / ПРОБЛЕМЫ / ОНЛАЙН / ПОСТПАНДЕМИЙНЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерошенко Ирина Александровна, Низовцева Юлия Яковлевна

В статье дан анализ проблем, с которыми столкнулись фитнес-клубы в период пандемии. Рассмотрены тенденции в сфере оказания спортивных услуг на ближайшую перспективу. Авторами на основе изучения опыта функционирования ведущих фитнес-клубов в период пандемии был сформирован комплекс мероприятий, позволяющий отечественным фитнес-клубам восстановиться после «затишья» в период пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерошенко Ирина Александровна, Низовцева Юлия Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ANTI-CRISIS MEASURES FOR FITNESS CLUBS IN THE POST-PANDEMIC PERIOD

The post-pandemic situation made many fitness clubs efuse from traditional formats of service provision in order to achieve maximum a break-even point and minimum to hold their position on the competitive market and attain the prepandemic performance indicators of commercial activity. This article analyzes the problems faced by fitness clubs during the pandemic time. The tendencies in the sphere of providing sports services for the nearest future are already considered. According to the basis of studying the functioning of leading fitness clubs experience during the pandemic, the authors put forward a complex of measures which allows local fitness clubs to recover after the “calm” in the pandemic period. Relevance. The sports services sphere is considered to be one of the most badly affected industry branches particularly by the coronavirus. It will take some serious amount of time to recover. However, it is not reasonable to leave several million people without professional help of a coach in this complicated epidemiological situation; sport is a basis of health promotion and maintenance of physical activity. Some people need help with an exact exercise plan whereas others require a specialized training system for a serious illness recovery. Additionally, the tightening of sanitary and epidemiological requirements for the organization of classes as well as the psychological discomfort and tension of the visitors themselves. Thus, fitness clubs need to adapt to the modern realias not only to stay competitively viable on the market, but also to hold customers. Problem, goals, objectives. Many fitness club visitors (including standing customers) have to decline the services because as far as possible, they try to avoid visiting public places and some of them are not satisfied with the new rules of coming to the crowded places (wearing face masks and gloves, keeping the distance, etc.). As a result, it becomes extremely difficult for fitness clubs to survive in the current environment, many organizations are forced to quit the game in order not to operate at a loss. The goal of the study is to develop a set of anti-crisis measures of sports management, contributing to the stabilization of the fitness club activities in terms of new post-crisis conditions. Among the all given tasks , the following can be distinguished as the most important: To define the problems of the fitness industry as a cause from the pandemic; To determine the trends in the sports services provision under pandemic conditions; To consider various tactics for the survival of Russian fitness clubs during the pandemic using practical examples; On the basis of a study in the activity of leading fitness clubs during the pandemic (benchmarking) to work out a complex of anti-crisis measures applicable to the majority of fitness clubs in order to restore their activities in the new format. Materials and Methods. The article used the method of desk research, system analysis and induction. The materials used were scientific articles (5) on the keywords “sports industry”, “fitness clubs”, “pandemic”, “fitness industry”, “coronavirus”, etc., review articles on Internet information resources (vc.ru, rbc.ru, etc.). Results and discussion. The authors developed a set of anti-crisis measures to maintain the economic sustainability of fitness clubs in post-pandemic conditions. It should be based on a revision of pricing (subscription) policy, formats of classes and the development of a personalized customer approach. Conclusions and implications. The new coronavirus conditions are forcing businesses to look for out-of-the-box solutions in light of the current situation. Fitness clubs, experiencing the strongest pressure to tighten safety requirements as well as a sharp drop in demand due to the epidemiological situation are compelling them to revise the system of tools for sports business. Fitness clubs require a major revision of the management system, relating to the adjustment of the following critical points: format, duration and mass classes; pricing policy, the search for additional channels to raise funds; branding. Benchmarking can be taken as a starting point to improve the business activities of a fitness club, i.e. focusing on the positive results of the modernization of the largest sports clubs in the country.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ФИТНЕС-КЛУБОВ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД»

АКТУАЛЬНА! ТЕМА

TOPIC ISSUE

УДК 796.035 DOI 10.47475/2500-0365-2022-17401

ББК 75.4

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ФИТНЕС-КЛУБОВ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД

И. А. Ерошенко, Ю. Я. Низовцева

Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия

В статье дан анализ проблем, с которыми столкнулись фитнес-клубы в период пандемии. Рассмотрены тенденции в сфере оказания спортивных услуг на ближайшую перспективу Авторами на основе изучения опыта функционирования ведущих фитнес-клубов в период пандемии был сформирован комплекс мероприятий, позволяющий отечественным фитнес-клубам восстановиться после «затишья» в период пандемии.

Ключевые слова: фитнес-индустрия, пандемия, антикризисные мероприятия, коронавирус, проблемы, онлайн, постпандемийные условия.

Влияние пандемийных условий принудили фитнес-клубы и другие спортивные организации по-другому взглянуть на характер предоставления услуг. Большинство фитнес-клубов во время первой волны пандемии ушли в убыток. По итогам 2020 г. потеряли 65 млрд руб. выручки в результате ограничений на работу в условиях пандемии. В России фитнес-отрасль потеряла около 30 % игроков в период пандемии, пятую часть сотрудников — 140 тыс. из 768 тыс. и 65 млрд рублей выручки [9; 15]. Основные проблемы, с которыми столкнулись фитнес-клубы отражены в таблице [12; 14].

В результате введенных санитарно-эпидемиологических ограничений с начала пандемии число занятых в фитнес-отрасли в России сократилось почти в 1,5 раза, обанкротились и закрылись око-

ло 40 % фитнес-клубов [9]. Решение о временной самоизоляции оказалось непосильной ношей для фитнес-клубов.

Отсутствие клиентов сказывается на доходах, которые стремительно снижаются, подрывая финансовую устойчивость фитнес-клубов. Дефицит финансовых ресурсов приводит к нарушению сроков выполнения долговых обязательств (налоги, арендная плата), и фитнес-клубы в столь критичных условиях видят единственный выход в сокращении издержек путем уменьшения штата сотрудников для того чтобы выплатить небольшую часть долговых обязательств.

Помимо этой причины сокращение штата обусловлено тем, что фитнес-клубы не в состоянии содержать большую часть сотрудников на удален-ке. Но увольняя тренеров, фитнес-клубы теряют

Проблемы фитнес-индустрии, вызванные пандемией

Подход со стороны клиента Подход со стороны компании (фитнес-клуба)

Снижение посещаемости Снижение посещаемости

Уменьшение клиентской базы Снижение выручки

Частичный/полный отказ клиент от похода в фитнес-клубы Простои арендного помещения и оборудования

Повышение цен на абонементы Вынужденное сокращение штата

Боязнь находится в общественном месте Невыплаченные долговые обязательства

Не устраивают новые правила посещения спортивных объектов Конкуренция с давними игроками на онлайн-рынке спорта

Переход в онлайн-среду

Источник: 2. С. 204; 5. С. 110.

самое ценное, что обеспечивает им доход и существование на рынке. Таким образом, выделенные проблемы имеют цепной характер. С одной стороны отсутствие очного присутствия клиентов в спорт зале, с другой стороны, увольнение квалифицированных кадров, составляющих ценность и уникальность для каждого фитнес-клуба. В такой критической ситуации важно найти золотую середину, чтобы тем самым сохранить свое место на рынке [1. С. 1875; 4. С. 305].

Пандемия изменила привычный формат занятий в фитнес-клубах. Сформировались новые направления в предоставлении фитнес-услуг. Рассмотрим 3 главных тренда фитнес-индустрий, которые не покинут рынок еще продолжительное время.

Первый и самый значимый тренд — уход в онлайн, т. е. перенесение основных бизнес-процессов из офлайн-формата в онлайн. Если раньше фитнес-клубы скептически относились к данному формату, то сейчас он стремительно набирает обороты, даже если он влечет за собой множество трудностей: начиная с организационных моментов, и заканчивая технической оснащенностью [13].

Так, например, известный фитнес-клуб World Class после объявления самоизоляции оперативно перевел занятия в онлайн формат на платформах YouTube и Instagram. Первые шаги в формате онлайн тренировок показали положительные результаты. Так, аудитория цифровых платформ фитнес-клуба выросла в 50 раз, а просмотры он-лайн-тренировок перешли отметку 1 млн. просмотров. Поскольку тренд на онлайн-тренировку сохранится в долгосрочной перспективе, Word Class решил внести изменения в спектр своих услуг, выделив их в новое направление. Для этого фитнес-клуб создал собственное приложение, обладающее свойствами персонализации тренировок. В перспективе Word Class планирует внедрить смешанный формат тренировок (онлайн/ офлайн) [13].

Его примеру последовали и другие. Так, фитнес-клуб X-Fit также перевел групповые и персональные тренировки в онлайн формат, стал продавать недельные онлайн-марафоны, помимо этого были запущены бесплатные тренировки с виртуальным онлайн-наставником, клиенты платили только за непосредственные визиты в клуб [8]. Фитнес-клуб Trib3 организовал групповые занятия через платформу Zoom, а также запустил трехнедельный онлайн-марафон, в который помимо тренировок входят консультация психологов и диетологов. Основатель фитнес-клуба также

планирует развивать гибридную или смешанную модель предоставления спортивных услуг [7].

Следующий тренд — использование гаджетов. Для того чтобы максимально сохранить ценность занятий спортом в условиях онлайн-тренировок, когда отсутствует непосредственный контакт клиентов с тренером, а соответственно, и прямой контроль за его состоянием во время физической активности, используются соответствующие гад-жеты — фитнес-трекеры, умные часы, способные отслеживать важные показатели состояния здоровья во время тренировок [13].

World Class часто использует на групповых тренировках систему Polar, которая выводит на большой экран показатели физической активности клиентов, тем самым давая им стимул тренироваться эффективнее и наглядно отслеживать свой результат и прогресс [13].

Следующий вид тренда заключается в переосмыслении значения спорта в жизни. Фитнес-клуб сейчас рассматривается уже не просто как место для занятий с тренерами, а место, где можно пообщаться, отдохнуть душевно, расслабиться, т.е. растет важность его коммуникативной составляющей, где мотиватором для занятия спортом является достижение душевной гармонии, обретение ментального благополучия [13].

Как уже отмечалось выше, крупные игроки на рынке спорта (World Class, X-Fit) с течением пандемии освоили новый формат тренировок — он-лайн-тренировки. Трансляция групповых и персональных занятий велась на различных цифровых платформах, таких как Instagram, YouTube, Zoom. X-Fit в данном направлении является инновато-ром, так как он первым на российском рынке запустил фитнес-клуб без персонала. Вся организационная работа ведется на базе приложения, в котором клиенты записываются на тренировку и общаются. Инновационный фитнес-клуб работает круглосуточно и полностью автоматизирован [10].

Еще одним способом привлечения и удержания клиентов являются коллаборации известных фит-нес-клубов с организациями из других отраслей. Например, Word Class при поддержке онлайн-ки-нотеатра Okko запустил серию фитнес-программ [11].

Другие менее крупные фитнес-клубы также нашли свой выход из ситуации. Так клуб Velobeat сдает в аренду тренажеры, так как иметь дома спортивное оборудование и инвентарь имеют возможность не все в силу различных обстоятельств. Студия Zamute делает упор на изменение в абонентской системе, ориентируясь на разовые по-

сещения и занятия в формате мини-блоков. Это позволяет проводить занятия в очном формате с соблюдением требований по количеству заполняемое™ спортивного зала и социальной дистанции. Небольшие мини-блоки позволяют сделать тренировку более разнообразной, снижают степень тревожности посетителей фитнес-клуба [16].

Рассмотрев вышеописанные тактики предоставления услуг фитнес-клубами в период пандемии, авторами был разработан универсальный комплекс антикризисных мероприятий, способствующий стабилизации работы отечественных фитнес-клубов в постпандемийных условиях. В силу нестабильной эпидемиологической ситуации тренд на онлайн-тренировки останется с нами на долгое время, а соответственно, необходимо быть готовым к возможному очередному уходу в онлайн-среду. Помимо этого стоит не забывать о ценностях клиента. Необходимо обеспечить ему безопасность путем соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, если занятия проходят в традиционном формате.

Важно поставить себя на место клиента и понять, что, возможно, многих будет одолевать страх посещения спортивного зала, и в таком случае он предпочтет онлайн-формат. Кому-то может понравиться смешанный формат тренировок или бонусы, которыми одаривали клиентов фитнес-клубы в пандемийный период.

С учетом данных обстоятельств можно предложить следующий комплекс антикризисных мероприятий для продолжения деятельности фит-нес-клубов в постпандемийный период [3. С. 37; 4. С. 305; 6]:

• разработка смешанной (гибридной) программы тренировок. Данное мероприятие будет включать недельный комплекс тренировок. Часть тренировок будет проходить онлайн в любой удобной для клиента платформе, вторая часть будет проходить в стенах фитнес-клуба с соблюдением норм, рекомендованных Роспотребнадзором при проведении очных тренировок. Посещение возможно только по записи, чтобы посетителям было максимально комфортно находится в зале;

• разработка онлайн-формата предоставления услуг отдельно для групповых и персональных тренировок. А также системы бонусов, которые клиент может получить. Например, скидка при продлении абонемента, получение бесплатной консультации от тренера, психолога, диетолога и др.;

• внесение дополнений в категории абонементов. В данном случае добавить возможность выбора клиентом формата тренировок: смешанный, очный, онлайн. Добавить соответствующие критерии для формирования удобной клиенту программы тренировок (выбор даты/времени, дня);

• активно развивать аккаунты в социальной сети/платформе, чтобы иметь возможность получать дополнительный доход (от публикации рекламных постов, размещения полезного материала, коммуникации с клиентами). С учетом сложившейся тенденции на онлайн-тренировки необходимо не забывать про онлайн-клиентов, которые следят за вашими постами, трансляциями, активно тренируются онлайн. Развитие бренда через социальные сети в долгосрочной перспективе окупится для фитнес-клуба, так как одно дело заниматься онлайн, но совсем другое получить те же эмоции, настрой, атмосферу, энергию, позитив и общение в двукратном размере. Положительные эмоции формируют эмоциональную привязанность клиента и могут повлиять на его решение посетить ваш фитнес-клуб в будущем уже очно;

• если имеется возможность, то сдавать спортивное оборудование и инвентарь, так вы покажете клиентам, что заботитесь, думаете о них и стараетесь сделать для них всё, что возможно в ваших силах, чтобы вы не пропустили тренировки. Это будет отдельным внереализационным доходом для клуба;

• мобильный тренер или выезд тренера на дом. Клиент сможет получить профессиональную тренировку, не посещая фитнес-клуб, на открытом воздухе. Для переболевших будут разработаны постковидные программы тренировок, укрепляющие легкие. Клиент платит только за конкретное занятие, если человек приобрел абонемент и какие-то занятия пропустил, их предлагают возместить бесплатно.

Заключение

Несмотря на то что деятельность фитнес-клу-бов официально разрешена с учетом соблюдения определенных требований, обеспечивающих безопасность при посещении многолюдных мест, не все клиенты возвращаются фитнес-клубы.

Многим полюбился онлайн-формат занятий, но таким способом полноценно не заменишь оф-лайн-тренировки.

В настоящее время фитнес-клубы стараются быть максимально открытыми и полезными для своих клиентов. Они изучают их желания, предпочтения, страхи, боли, чтобы на основе полученной информации, создать или усовершенствовать формат предоставления фитнес-услуг.

Наученные трудным опытом они больше не хотят работать в убыток и сводить концы с концами. Цель, стоящая перед фитнес-клубами сейчас — это «сохранить свое место под солнцем» даже в сложной эпидемиологической ситуации. Нужно проявить эмпатию к клиенту, чтобы сформировать эффективный комплекс антикризисных мероприятий, чтобы быть полезными для клиентов и на шаг впереди конкурентов.

Список литературы

1. Ащеулов, А. В. Мероприятия по управлению предпринимательскими рисками в организациях фитнес-индустрии на случай пандемии / А. В. Ащеулов, Е. А. Меговорян // Креативная экономика. — 2020. — Т. 14, № 8. — С. 1875—1886.

2. Красильников, А. А. Российская фитнес-индустрия в контексте изменений, связанных с пандемией COVID-19 / А. А. Красильников, Г. Р. Чубанова, Е. А. Лубышев // Современные вопросы биомедицины. — 2021. — № 2 (15). — С. 204—210.

3. Зайнуллин, С. Б. Антикризисные меры компаний в условиях пандемии COVID-19 / С. Б. Зайнуллин // Современная наука. — 2021. — № 2. — С. 37—40.

4. Соломахина, Т. Р. Перспективы экономического развития фитнес индустрии в условиях пандемии / Т. Р. Соломахина // АНИ: экономика и управление. — 2021. — № 1 (34). — С. 305—308.

5. Фарахутдинов, Ш. Ф. Цифровой фитнес: грозит ли традиционным клубам вымирание / Ш. Ф. Фарахутдинов // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 6. — С. 110.

6. Антикризисные идеи для фитнес-клубов после снятия карантина // vc.ru. — URL: https://vc.ru/ offline/126422-antikrizisnye-idei-dlya-fitnes-klubov-posle-snyatiya-karantina.

Поступила в редакцию 14 декабря 2021 г.

7. Аренда тренажёров, доставка еды и онлайн-марафоны : фитнес-клубы нашли новые модели для работы после карантина // vc.ru. — URL: https://vc.ru/offline/129802-arenda-trenazherov-dostavka-edy-i-onlayn-marafony-fitnes-kluby-nashli-novye-modeli-dlya-raboty-posle-karantina.

8. Бизнес на нуле. В России фитнес-клубы оказались в убытке из-за коронавируса // Om1.ru. — URL: https://www.om1.ru/news/society/252074-

biznes_na_nule_v_rossii_fitnes-kluby_okazalis_v_

ubytke_iz-za_koronavirusa/

9. Как пандемия COVID-19 погубила фитнес-клубы // gazeta.ru. — URL: https://www.gazeta.ru/ lifestyle/style/2020/06/a_13134931.shtml

10. Круглосуточный фитнес-клуб без сотрудников X-Fit открылся в Москве // Buybrand.ru. — URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2 Fbuybrand.ru%2Fnews%2Fkruglosutochnyy-fitnes-klub-bez-sotrudnikov-x-fit-otkrylsya-v-moskve-%2F &cc_key=.

11. Онлайн не спасет: почему после пандемии фитнес-индустрию придется строить заново // Forbes.ru — URL: https://www.forbes.ru/ biznes/398441-onlayn-ne-spaset-pochemu-posle-pandemii-fitnes-industriyu-pridetsya-stroit-zanovo

12. Спорт в условиях пандемии COVID-19 // Счетная плата Российский Федерации. — URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/20200720_Дайджест_ спорт_итог. pdf

13. Спортзал для двоих: как пандемия изменила спортивные привычки и фитнес-индустрию // Vedomsti.ru. — URL: https://www.vedomosti.ru/ partner/articles/2020/10/11/842505-sportzal-dvoih

14. Спортивная индустрия: перезагрузка // pwc. — URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/ sport-survey-2020.pdf

15. Фитнес-клубы потеряли 65 млрд рублей из-за ограничений во время пандемии // vedomosti. ru. — URL: https://www.vedomosti.ru/business/ news/2020/12/18/8515 02-fitnes-klubi-poteryali-mlrd-rublei-ogranichenii.

16. Фитнес приходит в форму: диджитализация как способ выйти из коронакризиса победителями // Rb.ru. — URL: https://rb.ru/opinion/fitnes-prihodit-v-formu.

Для цитирования: Ерошенко, И. А. Формирование антикризисных мероприятий для фитнес-клубов в постпандемийный период / И. А. Ерошенко, Ю. Я. Низовцева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 4. — С. 7—13.

Сведения об авторах

Ерошенко Ирина Александровна — старший преподаватель кафедры физической культуры. Волгоградский государственный технический университет. Волгоград, Россия. ORCID ID: 0000-0002-2268-4429. Author ID: 626121. E-mail: iaeroshenko@mail.ru

Низовцева Юлия Яковлевна — преподаватель кафедры физической культуры. Волгоградский государственный технический университет. Волгоград, Россия. ORCID ID: 0000-0002-1847-084X. Author ID: 626058. E-mail: julia-myasoedova@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2022, vol. 7, no. 4, pp. 7—13.

Formation of anti-crisis measures for fitness clubs in the post-pandemic period Eroshenko I.A.1, Nizovceva Yu.Ya.2

1 Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia. iaeroshenko@mail.ru

2 Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia. julia-myasoedova@mail.ru

The post-pandemic situation made many fitness clubs efuse from traditional formats of service provision in order to achieve maximum a break-even point and minimum to hold their position on the competitive market and attain the pre-pandemic performance indicators of commercial activity. This article analyzes the problems faced by fitness clubs during the pandemic time. The tendencies in the sphere of providing sports services for the nearest future are already considered. According to the basis of studying the functioning of leading fitness clubs experience during the pandemic, the authors put forward a complex of measures which allows local fitness clubs to recover after the "calm" in the pandemic period. Relevance. The sports services sphere is considered to be one of the most badly affected industry branches particularly by the coronavirus. It will take some serious amount of time to recover. However, it is not reasonable to leave several million people without professional help of a coach in this complicated epidemiological situation; sport is a basis of health promotion and maintenance of physical activity. Some people need help with an exact exercise plan whereas others require a specialized training system for a serious illness recovery. Additionally, the tightening of sanitary and epidemiological requirements for the organization of classes as well as the psychological discomfort and tension of the visitors themselves. Thus, fitness clubs need to adapt to the modern realias not only to stay competitively viable on the market, but also to hold customers.

Problem, goals, objectives. Many fitness club visitors (including standing customers) have to decline the services because as far as possible, they try to avoid visiting public places and some of them are not satisfied with the new rules of coming to the crowded places (wearing face masks and gloves, keeping the distance, etc.). As a result, it becomes extremely difficult for fitness clubs to survive in the current environment, many organizations are forced to quit the game in order not to operate at a loss. The goal of the study is to develop a set of anti-crisis measures of sports management, contributing to the stabilization of the fitness club activities in terms of new post-crisis conditions. Among the all given tasks , the following can be distinguished as the most important: To define the problems of the fitness industry as a cause from the pandemic; To determine the trends in the sports services provision under pandemic conditions; To consider various tactics for the survival of Russian fitness clubs during the pandemic using practical examples; On the basis of a study in the activity of leading fitness clubs during the pandemic (benchmarking) to work out a complex of anti-crisis measures applicable to the majority of fitness clubs in order to restore their activities in the new format. Materials and Methods. The article used the method of desk research, system analysis and induction. The materials used were scientific articles (5) on the keywords "sports industry", "fitness clubs", "pandemic", "fitness industry", "coronavirus", etc., review articles on Internet information resources (vc.ru, rbc.ru, etc.).

Results and discussion. The authors developed a set of anti-crisis measures to maintain the economic sustainability of fitness clubs in post-pandemic conditions. It should be based on a revision of pricing (subscription) policy, formats of classes and the development of a personalized customer approach.

Conclusions and implications. The new coronavirus conditions are forcing businesses to look for out-of-the-box solutions in light of the current situation. Fitness clubs, experiencing the strongest pressure to tighten safety requirements as well as a sharp drop in demand due to the epidemiological situation are compelling them to revise the system of tools for sports business. Fitness clubs require a major revision of the management system, relating to the adjustment of the following critical points: format, duration and mass classes; pricing policy, the search for additional channels to raise funds; branding. Benchmarking can be taken as a starting point to improve the business activities of a fitness club, i.e. focusing on the positive results of the modernization of the largest sports clubs in the country.

Keywords: fitness industry, pandemic, anti-crisis measures, coronavirus, problems, online, post-pandemic conditions

References

1. Ascheulov A.V., Megoryan E.A. Meropriyat-iya po upravleniyu predprinimatel'skimi riskami v organizaciyah fitnes-industrii na sluchaj pandemii [Measures for entrepreneurial risk management in fitness industry organizations in case of pandemic]. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy]. Moscow, 2020. Pp. 1875—1886. (In Rus.).

2. Krasilnikov A.A., Chubanova G.R., Luby-shev E.A. Rossijskaya fitnes-industriya v kontekste izmenenij, svyazannyh s pandemiej COVID-19 [Russian fitness industry in the context of changes associated with the COVID-19 pandemic]. Moscow, 2021. Pp. 204—210. (In Rus.).

3. Zainullin S.B. Antikrizisnye mery kompanij v usloviyah pandemii COVID-19 [Anti-crisis measures of companies in the COVID-19 pandemic]. Sovre-mennaya nauka [Modern Science], Moscow, 2021, рp. 37—40. (In Rus.).

4. Solomakhina T.R. Perspektivy ekonomichesk-ogo razvitiya fitnes industrii v usloviyah pandemii [Prospects of economic development in fitness industry under the pandemic conditions]. ANI: ekonomika i upravlenie [ANI: Economics and Management]. Kursk, 2021. Pp. 305—308. (In Rus.).

5. Farakhutdinov Sh.F. Cifrovoj fitnes: grozit li tradicionnym klubam vymiranie [Digital fitness: is traditional clubs threatened with extinction]. TiPFK [TiPFK]. Tyumen, 2021. Pp. 110. (In Rus.).

6. Antikrizisnye idei dlya fitnes-klubovposle snyatiya karantina. Vc [Anti-crisis ideas for fitness clubs after the quarantine ended. Vc]. Available at: https://vc.ru/ offline/126422-antikrizisnye-idei-dlya-fitnes-klubov-posle-snyatiya-karantina, acceded 11.12.2021 (In Rus.).

7. Arenda trenazherov dostavka edy I onlayn-marafony fitness-kluby nashli novye modeli dlya raboty posle karantina. Vc [Gym rental, food delivery and online marathons: fitness clubs found new models to work after quarantine. Vc]. Available at: https://vc.ru/offline/129802-arenda-trenazherov-dostavka-edy-i-onlayn-marafony-fitnes-kluby-nashli-novye-modeli-dlya-raboty-posle-karantina, acceded 11.12.2021 (In Rus.).

8. Biznes na nule. VRossii fitnes-kluby okazalis' v ubytke iz-za koronavirusa. Om1 [Business is at a standstill. Fitness clubs in Russia were at a loss because of the coronavirus. Om1]. Available at: https://www.om1.ru/news/society/252074-biznes_na_

nule_v_rossii_fitnes-kluby_okazalis_v_ubytke_iz-

za_koronavirusa/, acceded 11.12.2021 (In Rus.).

9. Kakpandemiya COVID-19pogubilafitnes-klu-by. Gazeta [How COVID-19 pandemic ruined fitness clubs. Gazeta]. Available at: https://www.gazeta.ru/ lifestyle/style/2020/06/a_13134931.shtml, acceded 11.12.2021 (In Rus.).

10. Kruglosutochnyj fitnes-klub bez sotrudnikov X-Fit otkrylsya v Moskve. Buybrand [Globe-trotting fitness club without employees X-Fit opened in Moscow. Buybrand]. Available at: https:// vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fbuybrand. ru%2Fnews%2Fkruglosutochnyy-fitnes-klub-bez-sotrudnikov-x-fit-otkrylsya-v-moskve-%2F&cc_ key=, acceded 12.12.2021 (In Rus.).

11. Onlajn ne spaset: pochemu posle pandemii fitnes-industriyu pridetsya stroit' zanovo. Forbes [Online will not save: why fitness industry will have to be rebuilt after the pandemic. Forbes]. Available at: https://www.forbes.ru/biznes/398441-onlayn-ne-spaset-pochemu-posle-pandemii-fitnes-industriyu-pridetsya-stroit-zanovo, acceded 12.12.2021 (In Rus.).

12. Sport v usloviyah pandemii COVID-19. Schet-naya plata Rossijskij Federacii [Sport under COVID-19 pandemic. Ach.gov]. Available at: https://ach. gov.ru/upload/pdf/20200720_flaHg^ecT_cnopT_HTor. pdf, acceded 12.12.2021 (In Rus.).

13. Sportzal dlya dvoih: kak pandemiya iz-menila sportivnye privychki i fitnes-industriyu. Vedomosti [Gym for two: how the pandemic changed sports habits and fitness industry. Vedom-sti]. Available at: https://www.vedomosti.ru/partner/ articles/2020/10/11/842505-sportzal-dvoih, acceded 12.12.2021 (In Rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Sportivnaya industriya: perezagruzka. Pwc [Sports industry: restart. Pwc]. Available at: https:// www.pwc.ru/ru/publications/sport-survey-2020.pdf, acceded 12.12.2021 (In Rus.).

15. Fitnes-kluby poteryali 65 mlrd rublej iz-za ogranichenij vo vremyapandemii. Vedomsti [Fitness clubs lost 65 billion rubles due to restrictions during the pandemic. Vedomosti]. Available at: https://www. vedomosti.ru/business/news/2020/12/18/851502-fitnes-klubi-poteryali-mlrd-rublei-ogranichenii, acceded 12.12.2021 (In Rus.).

16. Fitnes prihodit v formu: didzhitalizaciya kak sposob vyjti iz koronakrizisa pobeditelyami. Rb [Fitness gets in shape: digitalization as a way to come off from a coronavirus crisis with flying colors. Rb]. Available at: https://rb.ru/opinion/fitnes-prihodit-v-formu/, acceded 12.12.2021 (In Rus.).

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.