Научная статья на тему 'Формирование антикоррупционной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза'

Формирование антикоррупционной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
450
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / БОРЬБА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕТЕРПИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухамбетгалиева А.К.

Антикоррупционная культура приобретает в настоящее время статус объективно-необходимого явления, в процессе социализации ее должны освоить все дееспособные члены общества. Цель исследования. Изучить вопросы формирования антикоррупционной культуры в рамках учебно-воспитательного процесса ВУЗа. Методы. В исследование включали лиц, обучавшихся на 1,3,5 курсах ЗападноКазахстанского государственного медицинского университета им. Марата Оспанова в период проведения социального проекта по формированию антикоррупционной культуры среди молодежи. В процессе исследования был проведен обзор литературы, использованы методы сравнительного анализа, обработка первичных данных. При исследовании было сформировано квотное распределение респондентов в разных курсах (1,3,5) с учетом их возраста (от 1721 года), длительностью обучения, уровня полученных знаний, определившихся с выбранной специальностью. Результаты. В социологическом опросе участвовали 300 студентов. Ответы получены на все анкеты. Отношение молодежи к этому негативному явлению двойственное. Однако, за недоверием к государственным органам власти, есть все же понимание о том, что коррупция представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны. От 28 до 41% студентов считают, что высокий уровень гражданского сознания может стать мощным оружием в противостоянии коррупции. От 20 до 34% респондентов считают, что необходимо решение социальных проблем, повышать заработную плату и в целом улучшение качества жизни преподавателей. Выводы. Данные, полученные на основе результатов исследования, могут быть использованы в анализе коррупционных рисков, а также в оптимизации форм, методов и средств противодействия коррупции в системе высшего образования. Формирование в молодежной среде антикоррупционной модели поведения, правовой культуры и правового просвещения являются главными направлениями в образованииҚазіргі кезде сыбайлас жемқорлыққа қарсы мәдениет объективті қажетті құбылыс мәртебесін иеленуде, әлеуметтену процесінде қоғамның барлық әлеуметтік мүмкіндіктері бар мүшелері оны меңгеруі тиіс. Мақсаты: Университеттің оқу-тәрбие үдерісінде сыбайлас жемқорлыққа қарсы мәдениетті қалыптастыру мәселесін талқылау. Әдістері: зерттеуде жастар арасында сыбайлас жемқорлыққа қарсы мәдениетті қалыптастыру бойынша әлеуметтік жобаны іске асыру кезеңінде Марат Оспанов атындағы Батыс Қазақстан мемлекеттік медицина университетінің 1,3,5 курстарында оқыған тұлғалар қамтылды. Зерттеу барысында әдеби шолу жүргізілді, салыстырмалы талдау әдістері, бастапқы деректерді өңдеу әдістері пайдаланылды. Зерттеу барысында респонденттердің әртүрлі курстардағы (1, 3, 5) квотасын бөлу олардың жасын (17-21 жас аралығындағы), оқу ұзақтығын, алынған білім деңгейін және таңдаған мамандығын ескеру арқылы жүргізілді Нәтижелер: Сауалнамаға 300 студент қатысты. Барлық сауалнамалар бойынша жауаптар алынды. Жастардың осы теріс құбылысқа қатысты көзқарасы екіжақты. Алайда, мемлекеттік органдардың сенімсіздігінен сыбайлас жемқорлық еліміздің болашақ дамуына елеулі қатер болып табылады деген түсінік бар. Студенттердің 28-ден 41% -ына дейін азаматтық сананың жоғары деңгейі жемқорлыққа қарсы тұрудың күшті қаруы болуы мүмкін деп санайды. Респонденттердің 20-дан 34% -ына дейін әлеуметтік мәселелерді шешу, жалақыны көтеру және мұғалімдердің өмір сапасын жақсарту қажет деп санайды. Қорытынды: зерттеу нәтижелері негізінде алынған деректер сыбайлас жемқорлық тәуекелдерін талдау кезінде, сондай-ақ нысандарды оңтайландыруда, жоғары білім берудегі сыбайлас жемқорлыққа қарсы әрекет етудің әдістері мен құралдары ретінде пайдануға болады. Жастар арасында жемқорлыққа қарсы ісқимыл, құқықтық мәдениет және құқықтық тәрбие беру білім берудің негізгі бағыттары болып табылады.The anti-corruption culture is currently acquiring the status of objectively necessary phenomenon. All socially capable members of the society must master it in the process of socialization. Purpose: to study the formation of anti-corruption culture within the educational process of the university. Methods: the research included 1st, 3rd and 5th year students of the West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University during the period of the social project on the formation of anti-corruption culture among young people. In the process of the research, a literature review was conducted, methods of comparative analysis, processing of primary data were used. The quota distribution of respondents in different courses (1,3,5) was formed taking into account their age (from 17-21 years old), the length of study, the level of acquired knowledge, and the chosen specialty. Results: 300 students participated in the survey. Answers are received on all questionnaires. The attitude of young people towards this negative phenomenon is ambivalent. However, due to distrust of state authorities, they have an opinion that corruption is a serious threat to the future development of the country. From 28 to 41% of students believe that a high level of civil consciousness can be a powerful weapon in opposing corruption. From 20 to 34% of respondents believe that it is necessary to solve social problems, to increase wages and in general, improve the quality of life of teachers. Conclusion: the data obtained on the basis of research results can be used in the analysis of corruption risks, as well as in the optimization of forms, methods and means of countering corruption in higher education. Formation of anti-corruption behavior, legal culture and legal education among youth are the main directions in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование антикоррупционной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

УДК 378.14:328.185 МРНТИ 11.15.45

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

А.К. МУХАМБЕТГАЛИЕВА

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова,

Актобе, Казахстан

Information about authors/ авторлар туралы аппарат/ информация об авторах: Мухамбетгалиева А.К. - старший преподаватель кафедры общественно-гуманитарных дисциплин, магистр гуманитарных наук

Citation/

библиографиялыщ сттеме/ библиографическая ссылка:

Mukhambetgaliyeva A.K. Formation of anti-corruption culture in the educational process of the university. Medical journal of West Kazakhstan 2018;60(4):42-46.

МухамбетFалиева А.К. ЖоFары orçy ор-нында о^у-тэрбие урд^нде сыбайлас жем^орлы^а ^арсы мэдениетп ^а-лыптастыру. Батыс ^аза^стан медицина журналы 2018;60(4):42-46.

Мухамбетгалиева А.К. Формирование антикоррупционной культуры в учебно-воспитательном процессе ВУЗа. Медицинский журнал Западного Казахстана 2018;60(4):42-46.

Formation of anti-corruption culture in the educational process of the university

A.K. Mukhambetgaliyeva

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University,Aktobe, Kazakhstan

The anti-corruption culture is currently acquiring the status of objectively necessary phenomenon. All socially capable members of the society must master it in the process of socialization.

Purpose: to study the formation of anti-corruption culture within the educational process of the university.

Methods: the research included 1st, 3rd and 5th year students of the West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University during the period of the social project on the formation of anti-corruption culture among young people. In the process of the research, a literature review was conducted, methods of comparative analysis, processing of primary data were used. The quota distribution of respondents in different courses (1,3,5) was formed taking into account their age (from 17-21 years old), the length of study, the level of acquired knowledge, and the chosen specialty. Results: 300 students participated in the survey. Answers are received on all questionnaires. The attitude of young people towards this negative phenomenon is ambivalent. However, due to distrust of state authorities, they have an opinion that corruption is a serious threat to the future development of the country. From 28 to 41% of students believe that a high level of civil consciousness can be a powerful weapon in opposing corruption. From 20 to 34% of respondents believe that it is necessary to solve social problems, to increase wages and in general, improve the quality of life of teachers.

Conclusion: the data obtained on the basis of research results can be used in the analysis of corruption risks, as well as in the optimization of forms, methods and means of countering corruption in higher education. Formation of anti-corruption behavior, legal culture and legal education among youth are the main directions in education. Keywords: corruption, struggle, education, responsibility, anti-corruption education, intolerance.

Ж^ары оку орнында оку-тэрбие урдкшде сыбайлас жемкорлыкка карсы мэдениетт калыптастыру

А.К. Мухамбетгалиева

Марат Оспанов атындагы Батыс ^азакстан мемлекетпк медицина университета, Актебе, ^азакстан

^аирп кезде сыбайлас жемкорлыкка карсы мэдениет объективт кажетп кубылыс мэртебесгн иеленуде, элеуметтену процесшде к;огамньщ барльщ элеуметпк мумкгндт^ бар MYшелерi оны меще^ тшс. Максаты: Университеттщ оку-тэрбие удерюгнде сыбайлас жемкорлыкка карсы мэдениетп калыптастыру мэселесш талкылау.

Эдктер^ зерттеуде жастар арасында сыбайлас жемкорлыкка карсы мэдениетп калыптастыру бойынша элеуметпк жобаны гске асыру кезещгнде Марат Оспанов атындагы Батыс ^азакстан мемлекетпк медицина университетшщ 1,3,5 курстарында окыган тулгалар камтылды. Зерттеу барысында эдеби шолу журпзгвд, салыстырмалы талдау эдютер^ бастапкы деректердi ещдеу эдiстерi пайдаланылды. Зерттеу барысында респонденттердщ эртYрлi курстардагы (1, 3, 5) квотасын белу олардыщ жасын (17-21 жас аралыгындагы), оку узактыгын, алынган бiлiм дещгейiн жэне тащдаган мамандыгын ескеру аркылы ЖYргiзiлдi.

^^^^^ Мухамбетгалиева А.К. e-mail: k.alima.82@mail.ru Received/ Келт tyctî/ Поступила: 30.10.2018 Accepted/ Басылымра к,абылданды/ Принята к публикации: 11.12.2018 ISSN 1814-5620 (Print) © 2018 The Author Published by West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University

Нэтижелер: Сауалнамага 300 студент кдтысты. Барльщ сауалнамалар бойынша жауаптар алынды. Жастардын осы терiс к;¥былыск;а 1<;атысты кез;арасы еюжа;ты. Алайда, мемлекеттк органдардын сенiмсiздiгiнен сыбайлас жем;орд^1к; елiмiздiц болаша; дамуына елеулi ;атер болып табылады деген TYсiнiк бар. Студенттердщ 28-ден 41% -ына дейiн азаматты; сананын жогары денгейi жем;орл^1к;;а ;арсы турудын KYШтi ;аруы болуы мумкш деп санайды. Респонденттердiн 20-дан 34% -ына дейн элеуметтж мэселелердi шешу, жала;ыны кетеру жэне м^гатмдердщ емiр сапасын жа;сарту ;ажет деп санайды.

Е^орытынды: зерттеу нэтижелерi негiзiнде алынган деректер сыбайлас жещорлы; тэуекелдерш талдау кезiнде, сондай-а; нысандарды оцтайландыруда, жогары бЫм берудегi сыбайлас жем;орл^1к;;а ;арсы эрекет етудщ эдiстерi мен ^ралдары ретшде пайдануга болады. Жастар арасында жем;орл^1к;;а ;арсы гс-;имыл, к^ышты; мэдениет жэне тэрбие беру - бшм берудiн негiзгi

багыттары болып табылады.

Негiзгi свздер: жемцорлыц, курес, бглгм, жауапкерштк, жемцорлыцца царсы тэрбие, твзгмсгздгк.

Формирование антикоррупционной культуры в учебно-воспитательном процессе ВУЗа

А.К. Мухамбетгалиева

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан

Антикоррупционная культура приобретает в настоящее время статус объективно-необходимого явления, в процессе социализации ее должны освоить все дееспособные члены общества.

Цель исследования. Изучить вопросы формирования антикоррупционной культуры в рамках учебно-воспитательного процесса ВУЗа. Методы. В исследование включали лиц, обучавшихся на 1,3,5 курсах Западно-Казахстанского государственного медицинского университета им. Марата Оспанова в период проведения социального проекта по формированию антикоррупционной культуры среди молодежи. В процессе исследования был проведен обзор литературы, использованы методы сравнительного анализа, обработка первичных данных. При исследовании было сформировано квотное распределение респондентов в разных курсах (1,3,5) с учетом их возраста (от 1721 года), длительностью обучения, уровня полученных знаний, определившихся с выбранной специальностью.

Результаты. В социологическом опросе участвовали 300 студентов. Ответы получены на все анкеты. Отношение молодежи к этому негативному явлению двойственное. Однако, за недоверием к государственным органам власти, есть все же понимание о том, что коррупция представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны. От 28 до 41% студентов считают, что высокий уровень гражданского сознания может стать мощным оружием в противостоянии коррупции. От 20 до 34% респондентов считают, что необходимо решение социальных проблем, повышать заработную плату и в целом улучшение качества жизни преподавателей.

Выводы. Данные, полученные на основе результатов исследования, могут быть использованы в анализе коррупционных рисков, а также в оптимизации форм, методов и средств противодействия коррупции в системе высшего образования. Формирование в молодежной среде антикоррупционной модели поведения, правовой культуры и правового просвещения являются главными направлениями в образовании.

Ключевые слова: коррупция, борьба, образование, ответственность, антикоррупционное воспитание, нетерпимость.

Введение.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Казахстан-2030» в числе семи основных принципов Стратегии развития назвал беспощадную борьбу с коррупцией [1].

В Послании народу Казахстана, от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», Глава государства отме-

тил, что «будет продолжена активная борьба с коррупцией» [2].

Задачи в сфере борьбы с коррупционными правонарушениями были обозначены в долгосрочной Стратегии «Казахстан-2050», государственных программах и в других ежегодных Посланиях Президента РК. Безусловно, коррупция представляет собой прямую угрозу национальной безопасности, она снижает эф-

фективность государственного управления, сдерживает поступательное социально-экономическое развитие

[3].

В Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы отмечено, что «нетерпимое отношение к коррупции должно стать гражданской позицией каждого казахстанца, а честность и неподкупность - нормой поведения. Без наличия у граждан антикоррупционной культуры, стойкого иммунитета к коррупции, ее публичного порицания невозможно достижение желаемого результата. Каждый казахстанец, каждая семья должны понимать, что борьба с коррупцией - дело всего общества» [4].

В Казахстане впервые нормативно закреплено определение антикоррупционной культуры - это система ценностей, выражающихся в публичном порицании коррупции. С 2015/16 учебного года высшее и послевузовское образование пополнено элективной дисциплиной: «Основы антикоррупционной культуры». В 2017/18 учебном году дисциплина преподается на факультетах «Фармация» и «Сестринское дело».

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанное на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов, и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения [5].

Внедрение активных форм антикоррупционного просвещения студентов (ролевые игры, дебаты, суды над коррупцией, создание буклетов, презентации тем и другие мероприятия), работа с нормативно-правовыми актами и решение практических заданий на занятиях вооружает студентов комплексом знаний о коррупционных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами [6].

Применение методов командной работы и ролевых игр помогают студентам демонстрировать свои знания в области применения законов РК, свои гражданские правовые обязанности, а также чувствовать ответственность за свою профессию. Ссылаясь на слова знаменитого борца за свободу Нельсона Мандэлы: «Образование - это самое мощное оружие, с помощью которого можно изменить мир». Важно отметить то, что борьба с коррупцией через систему образования может способствовать формированию знаний и навыков для противодействия данному явлению. Поэтому, важную роль в антикоррупционном просвещении молодежи играют образовательные учреждения.

Цель исследования. Проанализировать проблемы формирования системы знаний и культуры по противодействию коррупции в системе образования.

Методы исследования. В исследовании были применены методы анализа и обработки эмпирических

данных. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и классифицировать. Для этого все собранные анкеты были проверены, полученные данные сгруппированы и составлены диаграммы.

В проведении социологического опроса путем анкетирования участвовали студенты ЗКГМУ имени Марта Оспанова. За основу была взята готовая анкета по оценке риска коррупционных правонарушений в системе образования.

В данном исследовании были задействованы 300 студентов из разных факультетов. Для повышения результативности исследования было сформировано квотное распределение респондентов в разных курсах (1,3,5) с учетом их возраста, длительностью обучения, уровня полученных знаний, определившихся с выбранной специальностью.

В целях изменения сознания молодых, понимания своей роли в общественной жизни местного сообщества и государства в целом, в рамках данного исследования были проведены мероприятия учебно-воспитательного характера, направленные на привлечение студентов к общественным антикоррупционным движениям и акциям (совместная акция студентов с учащимися средней школы №55 г.Актобе на тему: «Будущее без коррупции!»), круглые столы с участием представителей департамента по делам государственной службы и противодействия коррупции по Актюбинской области по вопросам профилактики коррупции в образовании, приуроченной ко дню борьбы с коррупцией («Сыбайлас жемцорлытеа ;арсы кYрес - ;огам кауiпсiздiгiнiн кепш»), а также участие студентов и преподавателей в международных научно-практических конференциях и публикация статей в научных журналах РК, журналах, входящих в базу РИНЦ [6].

Результаты исследования.

Результаты социологического опроса и анализ полученных данных позволили сделать несколько основных выводов. На вопрос: «Знаете ли Вы, что такое коррупция?» ответили положительно, а также большинство респондентов получают информацию о коррупции в системе высшего образования из средств массовых информации и из рассказа сверстников, друзей и родственников (таблицы 1, 2).

Большинство опрошенных считают, что высокий уровень гражданского сознания влияет противостоянию коррупции. Остальная часть респондентов согласны с тем, что для противостояния коррупции необходимо «знать законы», «не давать взятки» и «быть честным человеком» (таблица 3).

Для эффективной борьбы с коррупцией участники предлагали различные методы. От 20 до 34% респондентов считают, что необходимо решить социальные проблемы, повысить заработную плату и в целом улучшить качество жизни преподавателей.

По мнению такого же количества студентов, важ-

Таблица 1.

Знаете ли Вы, что такое коррупция?

Вопрос 1 курс 3 курс 5 курс

а) Да 34% 58% 81%

Ь) Скорее да, чем нет 31% 34% 17%

с) Скорее нет, чем да 24% 5% 2%

d) Нет 6% - -

е) Затрудняюсь ответить 5% 3% -

Таблица 2.

Из каких источников Вы, в основном, получаете информацию

о коррупции в системе высшего образования (можно отметить

несколько пунктов)?

Вопрос 1курс 3 курс 5курс

а) Средства массовой информации (ТВ, газеты, интернет ресурсы) 34% 28% 43%

Ь) Знакомые, друзья, родственники 31% 15% 19%

с) Рассказывают студенты 24% 30% 30%

d) Личный опыт 6% 14% 8%

е) Затрудняюсь ответить 5% 13%

Таблица 3.

Как вы считаете, какими знаниями и навыками должен

обладать молодой человек, чтобы противостоять коррупции?

Вопрос 1 курс 3 курс 5 курс

а) Обладать высоким уровнем гражданского сознания; 28% 33% 41%

Ь) Знать законы; 24% 15% 21%

с) Не давать взятки; 22% 15% 18%

d) Быть честным человеком; 23% 19% 12%

е) Затрудняюсь ответить 3% 18% 8%

Таблица 4.

Как Вы думаете, что необходимо предпринять для борьбы с

коррупцией в системе образования?

Вопрос 1 курс 3 курс 5 курс

а) Решение социальных проблем (повышение заработной платы и др.) 20% 39% 34%

Ь) Совершенствовать законодательство РК; 18% 6% 2%

с) Формировать антикоррупционное мировоззрение граждан; 32% 22% 18%

d) Ужесточить контроль и наказания; 23% 9% 24%

е) Изменить отношение к 7% 24% 22%

образованию

ную роль в борьбе с коррупционными правонарушениями играет формирование антикоррупционного мировоззрения граждан посредством мер воспитательного и информационно-пропагандистского характера. Ужесточить контроль и наказание предлагают 20% опрошенных студентов (таблица 4).

Обсуждение результатов. Анализ данных показал, что в студенческом обществе наблюдается высокая информированность о коррупции в целом. Студенты понимают, что уровень гражданского сознания играет ключевую роль в нетерпимости к коррупции. Отношение молодежи к этому негативному явлению двойственное. Однако, за недоверием к государственным органам власти, есть все же понимание о том, что коррупция представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны.

Проблема коррупции в системе образования занимает центральное место в научных исследованиях как казахстанских, так и российских ученых-юристов. Автор статьи «Антикоррупционные меры в учреждениях образования», доктор экономических наук, профессор Сапарбаев А.Д. отметил, что в сознании граждан коррупция стала обыденным делом, а для некоторых - решением насущных вопросов в обход закона. В целях недопущения фактов коррупционных правонарушений в деятельности работников образования, факты коррупционных правонарушений, причины, повлекшие данное правонарушение, должны доводиться до сведения всех субъектов образовательного процесса [7].

В рамках мероприятий по противодействию коррупции, агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции РК реализован комплексный план по формированию антикоррупционной культуры в обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С начала 2018 года студенты 121 вуза страны проводят исследования по вопросам противодействия коррупции при подготовке своих диссертаций. В СМИ опубликовано 6425 статей на антикоррупционную тематику, в интернете размещено 12544 публикаций. Организована трансляция антикоррупционных видеороликов по 28 телеканалам, а также 11 аудио-роликов на радио.

В соответствии с результатами социологического исследования общественного объединения стратегического центра «Социум-зерттеу», более 70% респондентов поддерживают дальнейшее проведение информационной кампании по противодействию коррупции. Результаты исследования, проведенного в текущем году «ПРЭКО Консалтинг», свидетельствуют о повышении антикоррупционного сознания. Почти 60% опрошенных респондентов выразили готовность активно участвовать в противодействии коррупции [8]. По мнению А.К. Канатова, «.. .формирование уровня антикоррупционной культуры будет осуществляться посредством создания и проведения масштабных обучающих антикоррупционных курсов в учебных заведениях, государственных органах, среди населения, путем привлечения средств массовой информации к освещению мер, принимаемых государством по противодействию коррупции» [9].

Данные полученные на основе результатов исследования могут быть использованы в анализе коррупционных рисков, а также в оптимизации форм, мето-

дов и средств противодействия коррупции в системе высшего образования, а также расширить положительную практику функционирования «телефона доверия», почтового ящика для писем и обращений студентов.

Выводы. Таким образом, в последнее время факты коррупции, имеющие место в сфере образования, оказывают разрушительное влияние на процесс формирования казахстанской молодежи, на ее нравственные устои и веру в созидательные процессы в Казахстане. В формировании у молодёжи казахстанского патриотизма, гражданского самосознания, правовой и антикоррупционной культуры, толерантности и социально значимых качеств личности важную роль играет многогранный учебно-воспитательный про-

цесс вуза. По результатам анкетирования, можно сделать выводы о том, что необходимы меры по предупреждению коррупции и дальнейшее продвижение в молодежной среде антикоррупционной модели поведения. На мой взгляд, результатом непрерывного антикоррупционного образования и воспитания станут устойчивые к коррупции и умеющие ей противостоять образованные молодые граждане, пропагандисты и идеологи антикоррупционной работы.

Антикоррупционная политика в Казахстане направлена на формирование у каждого индивида высокого уровня антикоррупционной культуры и развитого правового сознания. Изучение сущности и особенностей данной культуры является важнейшим элементом целостной системы по противодействию коррупции во всех ее проявлениях.

Список литературы:

1. Стратегия «Казахстан - 2030». Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 1 октября 1997 года.

2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». Астана, 5 октября 2018 года.

3. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Астана, 14 декабря 2012 года.

4. Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 20152025 годы. Астана, 26 декабря 2014 года.

5. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование: методическое пособие. - Ульяновск, 2009;102.

6. Толепбергени Ж.Т., Мухамбетгалиева А.К., Калманова Г.Т., Валиахметова Р.Б., Набиева Г.Ж. Формирование антикоррупционной культуры в системе высшего образования. Social and economic problems of modern society materials of the IV international scientific conference on June 1-2, 2017. Prague Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera -CZ», 2017;114-117.

7. Сапарбаев А.Д. Антикоррупционные меры в учреждениях образования. Казахская цивилизация. №4,1. Материалы международной научно-практической конференции «Методологические и правовые аспекты борьбы с коррупцией», посвященной 80-летию видного ученого-юриста, педагога, профессора Нур-машева УУ 2015;72-76.

8. https://abctv.kz/ru (Дата обращения 15.11.2018)

Канатов А.К. К вопросу противодействия коррупции («ком-петентностный подход»). Вестн. Караганд. ун-та. Сер. Право. 2016;3(83):37-42.

Spisok literatury:

1. Strategiya «Kazahstan - 2030». Poslanie Prezidenta Respubliki Kazakhstan N.A.Nazarbaeva narodu Kazakhstana ot 1 oktyabrya 1997 goda.

2. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N.A. Nazarbaeva narodu Kazakhstana «Rost blagosostoyaniya kazakhstancev: povyshenie dohodov i kachestva zhizni». Astana, 5 oktyabrya 2018 goda.

3. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazakhstan N. Nazarbaeva narodu Kazakhstana «Strategiya «Kazakhstan-2050»: novyj politicheskij kurs sostoyavshegosya gosudarstva». Astana, 14 dekabrya 2012 goda.

4. Antikorrupcionnaya strategiya Respubliki Kazahstan na 2015-2025 gody. Astana, 26 dekabrya 2014 goda.

5. Kachkina T.B., Kachkin A.V. Protivodejstvie korrupcii cherez obrazovanie: metodicheskoe posobie. - Ul'yanovsk, 2009;102.

6. Tolepbergeni Zh.T., Muhambetgalieva A.K., Kalmanova G.T., Valiahmetova R.B., Nabieva G.Zh. Formirovanie antikorrupcionnoj kul'tury v sisteme vysshego obrazovaniya. Social and economic problems of modern society materials of the IV international scientific conference on June 1-2, 2017. Prague Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera -CZ», 2017;114-117.

7. Saparbaev A.D. Antikorrupcionnye mery v uchrezhdeniyah obrazovaniya. Kazahskaya civilizaciya. №4,1. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Metodologicheskie i pravovye aspekty bor'by s korrupciej», posvyashchennoj 80-letiyu vidnogo uchenogo-yurista, pedagoga, professora Nurmasheva U.U. 2015;72-76.

8. https://abctv.kz/ru (Data obrashcheniya 15.11.2018)

Kanatov A.K. K voprosu protivodejstviya korrupcii («kompetentnostnyj podhod»). Vestn. Karagand. un-ta. Ser. Pravo. 2016;3(83):37-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.