Научная статья на тему 'Формирование аналитических умений ИТ студентов средствами английского языка'

Формирование аналитических умений ИТ студентов средствами английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТ СТУДЕНТЫ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ТИПЫ ЧТЕНИЯ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / IT STUDENTS / ANALYTICAL SKILLS / TEACHING TOOLS / PROFESSIONALLY-ORIENTED READING STRATEGIES / ANALYTICAL OPERATIONS / TYPES OF READING / MEANS OF ANALYTICAL SKILLS DEVELOPMENT / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшенина Светлана Григорьевна, Кошарская Екатерина Викторовна

Цель данной статьи теоретически разработать проблему формирования аналитических навыков, которые являются важным компонентом профессиональной культуры будущего специалиста по информационным технологиям (ИТ специалист), а также выявить практические средства их развития. Формирование аналитических умений реализуется в процессе обучения английскому языку путем введения профессионально-направленного содержательного материала, приближающего процесс обучения к будущей профессиональной деятельности и имитирующего ее. Теоретический анализ и практическая работа выявили достаточный образовательный потенциал английского языка для всестороннего развития личности студента и возможности подготовки к профессиональной деятельности. Данное исследование посвящено обучению чтению на английском языке, которое представляет собой важное средство формирования аналитических навыков. Анализ результатов эксперимента подтвердил необходимость применения выбранной технологии, было разработано пособие «Средства обучения чтению профессионально-направленной литературы на английском языке». С помощью исследования обосновывается важность обучения чтению профессионально-направленной литературы и определяются стратегии обучения чтению ИТ студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньшенина Светлана Григорьевна, Кошарская Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING ANALYTICAL SKILLS OF IT STUDENTS BY MEANS OF THE ENGLISH LANGUAGE

The goal of this article is to theoretically exploit the problem of developing analytical skills, which are the component of the professional culture of a future Information Technologies specialist (IT specialist), and to identify practical means of their forming. Analytical skills development is implemented in the English-language instruction content by using professionally oriented course materials which are introduced by methods allowing the learning process to resemble and imitate future professional activity. Theoretical analysis and practical work have revealed sufficient educational potential of the English language for comprehensive students' personality development and significant possibilities to prepare them for future professional activity. The present investigation is devoted to teaching reading as one of the important means of creating analytical skills of IT students. In consideration of foregoing a training manual “Teaching Tools for Reading Professionally-oriented Literature in English” was developed. Analysis of the results of the experiment has confirmed the effectiveness of applying the chosen technology. With the help of the research the essence of teaching reading of professionally-oriented literature was revealed and the teaching reading strategies for students majoring in IT were determined.

Текст научной работы на тему «Формирование аналитических умений ИТ студентов средствами английского языка»

2. Андрианов, А. С. Подготовка полицейских к применению огнестрельного оружия в условиях силового противодействия правонарушителей [Текст] / А. С. Андрианов, И. В. Медведев, В. В. Семенов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 2. - 380 с.

3. Андрианов, А. С. Проблема совершенствования профессионально-психологической подготовки сотрудников полиции [Текст] / А. С. Андрианов // Евразийское научное объединение № 12. - Декабрь, 2015 г. С. 84.

4. Андрианов, А. С. Условия, влияющие на развитие профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в процессе служебной деятельности [Текст] / А. С. Андрианов, под ред. С. К. Бурякова // Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы международной научно-практической конференции- Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. - 398 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук Меньшенина Светлана Григорьевна

Самарский государственный технический университет (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент межкультурной коммуникации Кошарская Екатерина Викторовна

Самарский университет (г. Самара)

ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ИТ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Цель данной статьи теоретически разработать проблему формирования аналитических навыков, которые являются важным компонентом профессиональной культуры будущего специалиста по информационным технологиям (ИТ специалист), а также выявить практические средства их развития. Формирование аналитических умений реализуется в процессе обучения английскому языку путем введения профессионально-направленного содержательного материала, приближающего процесс обучения к будущей профессиональной деятельности и имитирующего ее. Теоретический анализ и практическая работа выявили достаточный образовательный потенциал английского языка для всестороннего развития личности студента и возможности подготовки к профессиональной деятельности. Данное исследование посвящено обучению чтению на английском языке, которое представляет собой важное средство формирования аналитических навыков. Анализ результатов эксперимента подтвердил необходимость применения выбранной технологии, было разработано пособие «Средства обучения чтению профессионально-направленной литературы на английском языке». С помощью исследования обосновывается важность обучения чтению профессионально-направленной литературы и определяются стратегии обучения чтению ИТ студентов.

Ключевые слова: ИТ студенты, аналитические умения, типы чтения, средства обучения, профессионально-ориентированные стратегии чтения, средства формирования аналитических умений, аналитические операции, профессиональное образование.

Annotation. The goal of this article is to theoretically exploit the problem of developing analytical skills, which are the component of the professional culture of a future Information Technologies specialist (IT specialist), and to identify practical means of their forming. Analytical skills development is implemented in the English-language instruction content by using professionally oriented course materials which are introduced by methods allowing the learning process to resemble and imitate future professional activity. Theoretical analysis and practical work have revealed sufficient educational potential of the English language for comprehensive students' personality development and significant possibilities to prepare them for future professional activity. The present investigation is devoted to teaching reading as one of the important means of creating analytical skills of IT students. In consideration of foregoing a training manual "Teaching Tools for Reading Professionally-oriented Literature in English" was developed. Analysis of the results of the experiment has confirmed the effectiveness of applying the chosen technology. With the help of the research the essence of teaching reading of professionally-oriented literature was revealed and the teaching reading strategies for students majoring in IT were determined.

Keywords: IT students, analytical skills, teaching tools, professionally-oriented reading strategies, analytical operations, types of reading, means of analytical skills development, professional education.

Введение. Современная концепция обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей направлена на то, чтобы иностранный язык являлся неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого научного профиля. Обучение профессии через язык, обучение языку через профессию - одна из важных тенденций профессиональной подготовки специалиста. Мы согласны с исследователями, которые утверждают, что обучение в таком контексте приближает уровень владения языком обучающихся к уровню, характерному для образованных носителей языка, имеющих отношение к научной сфере [13]. Необходимо подчеркнуть, что целью иноязычного образования студентов неязыковых вузов является не столько усвоение самого содержания языкового материала, включающего профессиональную информацию, грамматических правил, общих культурологических сведений, отработку приобретенных речевых навыков и умений, сколько формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, развитие абстрактного и профессионального мышления, специализированных умений в ходе овладения процессом комбинирования нового языкового материала в ситуациях профессионального общения [10]. Таким образом, учебный процесс должен быть направлен на формирование компонентов профессиональной культуры и составляющих ее профессионально значимых качеств, умений и навыков будущего специалиста.

В условиях глобальной информатизации общества иностранный язык может выступать педагогическим средством формирования профессиональных умений, поскольку обеспечивает специалисту своевременный доступ к профессионально значимой информации из разнообразных источников, обладает образовательным потенциалом, вносит существенный вклад в повышение качества профессионального развития специалиста [8].

Необходимость обучения студентов чтению профессиональной документации подтверждается результатами опроса самих студентов, 97% которых считают чтение и понимание профессиональных текстов наиболее востребованным видом речевой деятельности на иностранном языке [11]. Практически все студенты признают важность использования иностранной профессионально-направленной литературы при подготовке курсовых проектов, дипломных работ, при работе в Интернете и, в конечном счете, при трудоустройстве.

Однако недостаточно просто научиться читать, гораздо важнее овладеть стратегиями эффективного чтения. Увеличивающийся поток иноязычной информации, поступающий как через сеть Интернет, так и через печатные издания ставит будущих специалистов, в том числе студентов по информационным технологиям (ИТ студенты), перед необходимостью быстро просматривать большое количество материала с целью нахождения, извлечения и использования в дальнейшем необходимых сведений для решения своих профессиональных задач. В связи с этим одним из главных требований к преподаванию иностранного (английского) языка в высшей школе является подготовка студента к овладению чтением как способом получения и структуризации профессионально значимой информации.

Анализ сферы и условий профессиональной деятельности ИТ специалистов показал, что обработка информации в условиях в информационной среды «происходит при помощи языка, поскольку преобразование информации из одной знаковой системы в другую представляет собой обработку текста, который является основной единицей языка» [4]. Данное положение помогло убедиться в мысли о том, что язык лежит в основе формирования профессионально значимых компетенций ИТ специалиста с опорой на аналитические умения. Таким образом, цель исследования - формирование аналитических умений ИТ студентов в процессе обучения английскому языку. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- определить место аналитических умений в структуре профессиональной деятельности;

- выбрать педагогические средства формирования аналитических умений;

- определить уровень аналитических умений и уровень владения навыками чтения на иностранном языке;

- экспериментально проверить гипотезу исследования.

Изложение основного материала статьи. Изучение общекультурных и профессиональных компетенций ИТ специалистов позволило определить, что основу профессиональной деятельности составляет анализ. Виды профессиональной деятельности ИТ специалистов базируются на обработке информации с применением аналитических умений. В нашем исследовании под аналитическими умениями понимаем «действия, направленные на осознанное осуществление базовых аналитических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, классификации, в соответствии с алгоритмом выполнения функций профессиональной деятельности» [12, с. 51]. Известно, что изучение иностранного языка обеспечивает возможность совершенствовать мыслительные операции путем сопоставления и анализа лексических и грамматических явлений родного и изучаемого языков, выделением основного содержания текстов, установлением причинно-следственных связей, структурированием полученной информации [5].

Опираясь на положение о том, что обучение английскому языку может иметь профессиональную направленность, а обучение чтению как его неотъемлемая часть будет способствовать развитию определенных специализированных навыков будущего специалиста, предположили, что в процессе обучения иностранному языку ИТ студентов развитие навыков чтения профессионально-ориентированных текстов может способствовать формированию аналитических умений, составляющих основу профессиональной деятельности ИТ специалистов.

Результаты исследований доказывают, что в европейской системе высшего образования чтение является самым важным видом речевой деятельности [7]. Согласно проведенными нами исследованиями, 34 % студентов, участвовавших в пилотажном исследовании, владеют навыками чтения на высоком уровне. 26 % недостаточно хорошо владеют навыками чтения текстов на иностранном языке, 33 % понимают общее содержание эксплицитно представленной информации, отдельные факты, у 7 % студентов знание иностранного языка ниже уровня А1 по Общеевропейской квалификационной шкале, следовательно, навыки чтения у них не развиты.

Изучению проблем, касающихся обучению чтению профессионально-направленной литературы, посвятили свои работы отечественные и зарубежные ученые: А.Л. Буран, А.А. Вейзе, В.Б. Григоров, Т.С. Серова, С. К. Фоломкина, S. Urquhart, C.Weir. Однако подробное исследование теоретических основ данного аспекта подготовки студентов и собственный опыт работы в вузе показывают, что вопрос, связанный с обучением ИТ студентов чтению профессионально-направленной литературы на английском языке с целью формирования аналитических умений требует в настоящее время дополнительного рассмотрения.

В общей сложности методисты выделяют более 30 видов чтения [15]. Наиболее приемлемой в силу полноты охвата целей и соответствующих им видов чтения нам представляется классификация С. К. Фоломкиной и Г. Вестхоффа. С точки зрения полноты понимания текста в отечественной методике традиционно выделяют, четыре основных вида чтения в соответствии с целевой установкой, согласно определению чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое [16]. Под видами чтения принято понимать набор операций, обусловленных целью и характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно» [6]. На практике различные виды чтения используются в комбинации. Определение видов чтения является важным для дальнейшего выбора оптимальных стратегий для каждого вида чтения.

Приведем некоторые учебные коммуникативные стратегии работы с текстом на иностранном языке:

- структурирование текста посредством маркирования важной информации;

- использование рисунков, графиков, схем, диаграмм;

- выделение ключевых слов;

- ведение записей по мере изучения текста;

- использование фоновых знаний (определение значения слов по контексту; построение гипотез о содержании текста);

- нахождение значимой информации на уровне предложения;

- сопоставление грамматических явлений родного и иностранного языков;

- нахождение значения новых слов по формальным и семантическим (антонимы, синонимы) признакам;

- составления плана текста;

- определение логико-смысловой структуры текста и составление схем (Mind-Map);

- определение типа предложения по порядку слов, распознавание главного и придаточного предложений;

- установление причинно-следственных отношений, логической последовательности фактов;

- использование справочного материала (словарей, карт, энциклопедий);

- анализ полученной информации, установление закономерностей;

- оценка и интерпретация информации;

- синтез полученной информации (выход в устную и письменную коммуникацию) [1].

Чтение формирует аналитические умения за счет активного функционирования и развития всех взаимосвязанных познавательных процессов. В процессе чтения происходит развитие базовых аналитических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и других [14]. Проведя контент анализ содержания работы над текстом при помощи используемых стратегий различных видов чтения, выявили аналитические операции, характерные для каждого вида чтения (таблица 1).

Таким образом, в ходе работы над любым из видов чтения происходит формирование частных аналитических операций [3]. Чтение это вид речевой деятельности на иностранном языке, направленный на извлечение информации из текста при помощи ее декодирования, а аналитические умения являются универсальным инструментом, способствующим обработке информации. Овладение умениями эффективного чтения, которые сопрягаются с применением аналитических умений, обеспечат получение информации из различных источников, ее качественную обработку в соответствии с требованиями профессиональной деятельности ИТ специалистов.

Таблица 1

Аналитические операции в видах чтения

Вид чтения Развиваемая аналитическая операция

Изучающее --------------£ Анализ Систематизация

Ознакомительное Классификация

к'..............^p^p^t Сравнение

Просмотровое Обобщение к

.......4 к Синтез к

Поисковое к Абстрагирование

Чтение - важный элемент технологии обучения иностранным языкам, обладающий большим образовательным и развивающим потенциалом. В соответствии с нашей концепцией обучение различным видам чтения на занятиях по иностранному языку будет способствовать формированию аналитических умений ИТ студентов.

Уровень сформированности аналитических умений проверялся при помощи адаптированной версии теста Р. Амтхауэра, определяющего структуру интеллекта [2]. Были выбраны субтесты, позволяющие судить об аналитико-синтетических способностях (на основании операций анализа, синтеза, абстракции, обобщения).

По итогам выполнения заданий тестов определили рейтинговую оценку уровня сформированности аналитических умений, представленных аналитическими операциями. Максимальное количество баллов - 76, что составляет 100% успешности выполнения задания и подтверждает высокий уровень сформированности проверяемых аналитических операций. Анализ индивидуальных данных показал, что только 20% студентов справились с выполнением максимального количества заданий (70-60 баллов), 65% показали результат - 5940 баллов, 9 % - выполнили от 49-20 заданий, и 6 % студентов показали результат ниже 20 выполненных заданий тестов. Таким образом, большинство студентов справились с заданиями не в полном объеме. На основании чего констатировали, что студенты имеют недостаточный уровень сформированности аналитических умений, в основе которых лежат операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации и др.

Низкий уровень развития аналитических умений был выявлен при решении определенных задач при чтении на иностранном языке: умении анализировать данные, классифицировать информацию, сопоставлять факты, выбирать ключевые слова, абстрагировать несущественную информацию, аргументировать свое мнение, делать выводы. Из 87 студентов успешно справились с выполнением задачи 16 %, тогда как остальные показали разный уровень владения проверяемыми умениями. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных средств формирования у будущих ИТ специалистов аналитических умений.

Изучение навыков чтения выявило, что 30% респондентов владеют навыками чтения на иностранном языке на высоком уровне, 21 % - недостаточно хорошо владеют навыками чтения, 32% - понимают общее

содержание эксплицитно представленной информации, отдельные факты, 8% - не владеют навыками чтения (знание иностранного языка ниже уровня А1, согласно уровню Общеевропейских компетенций владения иностранным языком). Измерение уровня навыков чтения проводилось на основе Кембриджских тестов на чтение (входное тестирование в начале курса обучения иностранному языку).

Учитывая вышеизложенное, с целью обучения чтению профессионально-направленной литературы ИТ студентов было разработано учебное пособие «Средства обучения чтению профессионально-направленной литературы на английском языке». Данное учебное пособие предназначено для обучения ESP (английскому для специальных целей) студентов (бакалавров и магистрантов) технических специальностей. Работа с материалом предполагает наличие у обучающихся исходной языковой подготовки среднего уровня (Level Intermediate, Upper Intermediate) [9]. Пособие, направленное в первую очередь на обучение чтению оригинальной литературы, формирует умение извлекать необходимую информацию и давать критическую оценку прочитанному, обосновывая свою точку зрения, способствуя в результате развитию аналитических умений студентов.

Экспериментальная работа заключался в проведении исследования, нацеленного на активное вовлечение студентов в процесс языковой подготовки. В ходе формирующего эксперимента работа по обучению чтению на иностранном языке с помощью упомянутого пособия была направлена на формирование умений чтения профессионально ориентированных текстов. Выборку исследования составили студенты 1-2 курсов механико-математического факультета (Самарского университета), факультета ФАИТ (СамГТУ) в течение 1,5 лет (всего 87 человек).

Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что обучение чтению профессионально ориентированных текстов и выполнение заданий, направленных на формирование аналитических умений (через частные аналитические операции), способствует повышению качества языковой подготовки студентов. Результаты опытно-экспериментальной работы были оценены в контрольной и экспериментальной группах по результатам итогового экзамена по английскому языку. Было доказано, что студенты экспериментальной группы успешно справились с экзаменационными заданиями, показав высокий уровень владения навыками чтения Результаты итогового экзамена по иностранному языку подтвердили гипотезу об эффективности применения выбранной технологии обучения чтению профессионально-направленных текстов на иностранном языке для формирования аналитических умений.

Выводы. Знание английского языка - неотъемлемая характеристика квалифицированного ИТ специалиста. Расширяются границы международного сотрудничества, растет спрос на сотрудников, которые практически владеют иностранным языком. Профессиональная деятельность ИТ специалиста требует специальных знаний, а именно умение пользоваться базами данных, применять иностранный язык для создания компьютерных программ, осуществлять информационный поиск, получать постоянно обновляющуюся информацию по своей специальности из первоисточников на иностранном языке, самостоятельно продолжая свое образование и повышая свой профессиональный уровень. Аналитические умения являются инструментом, которые обеспечивают качественное выполнение функций профессиональной деятельности ИТ специалиста. Иностранный язык выступает средством формирования аналитических умений, расширяет профессиональные знания студентов, способствуя успешной реализации в профессии, что достигается путем обучения различным стратегиям чтения профессионально-направленной литературы на английском языке. Следовательно, иностранный язык занимает важное место в процессе формировании аналитических навыков ИТ студентов, что было доказано в ходе проведенного исследования.

Литература:

1. Aebersold J. A., Field J. A. From Reader to Reading Teacher. Issues and strategies for second language classrooms. Cambridge: Cambridge University Press. 1997. - 239 р.

2. Амтхауэр Р. Текст методики - адаптированная версия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/108838/#2

3. Baker L., Brown A. Metacognitive skills and reading. In D. P. Pearson (Ed.), Handbook of reading research. New York: Longman. 1984.

4. Вейзе А. А Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста М.: 1985. - 127 с.

5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие - М.: Academia, 2006. - 334 c.

6. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1983. - с. 6.

7. Кожевникова Л. А. Определение конструкта при составлении тестов по чтению для академических целей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва. 2009. - 262 с.

8. Кошарская Е. В. Средства обучения чтению на английском языке студентов неязыковых специальностей. - Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. -2016. - Вып. 53 (5). - С. 114-120.

9. Кошарская Е. В. Средства обучения чтению профессионально-направленной литературы на английском языке: учебное пособие. - Самара: Изд-во «Инсома-пресс». 2016. - 103 с.

10. Крупченко А.К. Кузнецов А.Н. Генезис и принципы профессиональной лингводидактики: монография. - М.: АПКиППРО, 2011. - 140 с.

11. Меньшенина С. Г. Обучение чтению на английском языке как средство формирования аналитических умений будущих специалистов по компьютерной безопасности. - Вестник СамГТУ, Серия «Психолого-педагогические науки». - Самара: Изд-во ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», 2013. - №1 (19). - С. 101-107.

12. Меньшенина С. Г. Формирование готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по информационной и компьютерной безопасности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2016. - 208 с.

13. Моисеенко О. А., Петрова Л. Г. Особенности профессионально-ориентированного чтения в иноязычном образовании студентов неязыковых вузов // Современные проблемы науки и образования. 2016. - № 2.

14. Серова Т. С. Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально-ориентированному иноязычному чтению в вузе. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та. 1988.

15. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002.

16. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа. 2005. - 253 с.

Педагогика

УДК 37.062.3

аспирант Михайлова Юлия Александровна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «ЫИФИ» (г. Димитровград);

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания

Mуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №19 имени

Героя Советского союза Ивана Петровича Mытарева

города Димитровграда Ульяновской области» (г. Димитровград),

кандидат педагогических наук, доцент Игдырова Светлана Викторовна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «ЫИФИ» (г. Димитровград)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПЕКТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ШКОЛА-СПО-ВУЗ»

Аннотация. В статье рассматривается процесс организации исследовательской и практико-ориентированной деятельности школьников в аспекте их подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО и ФГОС СОО в рамках преемственности «Школа-СПО-ВУЗ». Представлен опыт организации проектно-исследовательской деятельности в школе и результаты сформированности у обучающихся метапредметных компетенций.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, исследовательская деятельность, научно-практическая деятельность, практико-ориентированные образовательные результаты, метапредметные универсальные учебные действия.

Annotation. The article deals with the process of the organization of research and practice oriented activities of schoolchildren in the aspect of their preparation for further professional activities in the context of the introduction of FSES BGE and FSES SGE within the framework of the succession of "school - secondary special education - higher educational institution". The experience of the project research activities in the school and results of formation of metasubject competences of schoolchildren are presented.

Keywords: Federal state educational standards, research activities, scientific and practical activities, practice oriented educational results, meta-universal educational actions.

Введение. Современная жизнь диктует новые требования к качествам личности, способной творчески мыслить, нестандартно находить решения, исследовать сложность и новизну меняющегося мира, готовой к применению полученных знаний и умений в жизненных ситуациях. В связи с этим педагогической наукой активно изучается исследовательская и практико-ориентированная деятельность обучающихся как средство формирования универсальных учебных действий (далее - УУД).

В Российской Федерации долговременным системным вызовом развития общества, согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года», определено возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Стратегическим направлением развития системы общего образования становиться ориентация на практические навыки и фундаментальные умения. В то же время главным условием развития системы высшего профессионального образования обозначена вовлеченность студентов в фундаментальные и прикладные исследования [1].

Для достижения поставленных государством задач принят ряд нормативно-правовых документов. Так Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основного общего образования (ООО) и среднего общего образования (СОО) результатами определяют освоение обучающимися универсальных учебных действий, овладение навыками исследовательской деятельности, т.е. опыта применения исследовательских методов и технологий [2; 3]. Соответственно реализовывается педагогическая задача -получение практико-ориентированных образовательных результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также одними из первостепенных целей ФГОС обозначены единство образовательного пространства и преемственность всех ступеней образования. Достижение этих целей возможно при обеспечении структурно-организационных и содержательно-целевых взаимосвязей институциональных ступеней и уровней образования.

Изложение основного материала статьи. Проблема организации исследовательской и практико-ориентированной деятельности в условиях внедрения ФГОС в системе «Школа-СПО-ВУЗ» на основе принципа преемственности, прослеживаемая самой логикой образовательного процесса, вызывает необходимость выявления и построения модели исследовательской и практико-ориентированной деятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО и ФГОС СОО в аспекте преемственности «Школа-СПО-ВУЗ». Научная деятельность, по мнению ученых, непрерывна: у каждого результата есть предшествующий результат, на который он опирается и продолжает его, развивает и конкретизирует [4, с. 6].

В связи с этим перед российскими школами поставлены задачи: формирование у обучающихся навыков самостоятельного приобретения знаний и умений самостоятельно делать жизненный выбор, строить свою образовательную траекторию, подготовка школьников к жизни в современном обществе и дальнейшей профессиональной деятельности. Средствами достижения данных задач можно рассматривать исследовательскую и практико-ориентированную деятельность обучающихся.

Понятия «исследовательская деятельность» или «учебно-исследовательская деятельность» рассматривается в педагогике по-разному: организация образовательного процесса, образовательная технология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.