УДК 378
UDC 378
С.О. АЛТУХОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, информационных технологий и защиты информации, институт естественных, математических и технических наук, Липецкий государственный педагогический университет E-mail: sv_altuhova@mail.ru И.Н. СМИРНОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, информационных технологий и защиты информации, институт естественных, математических и технических наук, Липецкий государственный педагогический университет E-mail: innasmi@mail.ru
S.O. ALTUKHOVA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Informatics, Information Technologies and Information Security of the Institute of Natural, Mathematical and Engineering Sciences, Lipetsk State Pedagogical University E-mail: sv_altuhova@mail.ru I.N. SMIRNOVA Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Informatics, Information Technologies and Information Security of the Institute of Natural, Mathematical and Engineering Sciences, Lipetsk State Pedagogical University E-mail: innasmi@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
DEVELOPMENT OF ALGORITHMIC THINKING OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL AND TEACHER TRAINING
В статье рассматривается процесс формирования алгоритмического мышления студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки, представлены этапы и уровни его развития.
Ключевые слова: алгоритм, алгоритмическое мышление, этапы развития алгоритмического мышления, профессионально-педагогическая подготовка.
The article addresses the process of development of algorithmic thinking of students of pedagogical universities in the process of professional training, presents the stages and levels of such development.
Keywords: algorithm, algorithmic thinking, stages of development of algorithmic thinking, professional and teacher training.
Среди педагогических теорий, непосредственно связанных с педагогической практикой формирования мышления, не случайно выделяется теория формирования алгоритмического мышления, идеи которой сегодня являются общепризнанными в высшей, общеобразовательной и профессиональной школе. Процесс формирования алгоритмического мышления можно назвать движущей силой системы обучения.
Впроцессепрофессионально-педагогической подготовки в вузе формирование алгоритмического мышления положено в основу содержания профессиональной подготовки студентов и предусматривает особую организацию учебного процесса, направленного на оптимальное соотношение работы с теоретическим и практическим материалом.
Алгоритмизация процесса обучения предполагает построение алгоритмов деятельности преподавателя и обучаемых. Алгоритм состоит из набора элементарных, последовательных действий, направленных на решение конкретной задачи, относящейся к некоторому классу [5]. Алгоритмизация мышления обучаемых состоит из следующей последовательности действий:
- выявление психолого-педагогических условий построения алгоритма;
- определение конкретных действий и последовательности их выполнения;
- определение взаимосвязей между объектом и субъектом деятельности.
Алгоритмы, применяемые в процессе учебной деятельности, можно условно разделить на две группы. Первая группа - это алгоритмы, направленные на повышение эффективности самой деятельности, а именно на решение конкретных учебных задач в рамках изучения того или иного предмета. Вторая группа представлена алгоритмами, связанными с процессом учения (усвоения) учебно-научной информации, направленными на формирование так называемого «умения учиться». По сути, первая и вторая группа являются взаимосвязанными составляющими одного глобального процесса - формирования алгоритмического мышления. Эффективность учебного процесса зависит от вида выбранных алгоритмов. При этом необходимо отметить, что создать универсальный алгоритм для определенной педагогической ситуации не всегда возможно. Поэтому
© С.О. Алтухова, И.Н. Смирнова © S.O. Altukhova, I.N. Smirnova
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 PEDAGOGICAL SCIENCES
в профессионально-педагогической подготовке студентов на первое место выходит творческая составляющая, которая позволяет стимулировать самостоятельный поиск решения учебной задачи на основе обобщенных алгоритмов. Обобщенный алгоритм - это и есть алгоритм первой и второй групп, т.е. сочетание знаний по конкретному предмету с умениями и навыками учиться. Развитое алгоритмическое мышление предполагает наличие следующих умений и навыков:
- выявлять существенные свойства предметов, абстрагировать их от неосновных, второстепенных характеристик;
- формулировать четкие выводы на основе полученных фактических данных;
- уметь аргументированно доказывать правильность полученных выводов и опровергать ложные суждения;
- понимать сущность формирования формы истинного/ложного умозаключения;
- излагать мысли последовательно, непротиворечиво, определенно, обоснованно;
- формировать навыки совершенствования мыслительных действий;
- развивать способность рационально мыслить [2, 7]. Формирование алгоритмического мышления студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки реализуется на следующих этапах.
1. Организационный этап состоит из последовательности взаимосвязанных компонентов:
- формирование адаптивности - приспособление учебной деятельности к индивидуальным особенностям студентов;
- формирование у студентов умений и навыков работать с информацией в рамках субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе;
- формирование у студентов внутренней установки на преобразование действительности и положительную мотивацию.
2. Практический этап состоит из компонентов:
- осознание проблемной ситуации, являющейся основанием для преобразования учебной деятельности, направленной на повышение результативности обучения студентов;
- диагностика проблемной ситуации: формулирование актуальных, сущностных задач, контроль фактических знаний, умений и навыков студентов.
3. Результирующий этап характеризуется пе-реходомксамостоятельнойпрофессионально-педагогической деятельности. Последовательный переход от одного этапа к другому невозможен без учета мотивационной, содержательной и ориентирующей составляющих, которые направлены на выявление доминирующих мотивов учебной деятельности студентов, первичных учебных умений и навыков, выявления готовности студентов к самостоятельнойпрофессионально-педагогической деятельности.
Каждая из составляющих (мотивационная, содер-
жательная, ориентирующая) диагностируется на трех уровнях: высокий, средний, низкий [7]. Высокий уровень - устойчивый интерес к исследуемой проблеме и осознание, что чем выше «сила мотивации», тем выше результативность учебной деятельности, умение применять индивидуально-творческий способ решения профессионально-педагогических задач на основе алгоритмов мыслительной деятельности. Средний уровень - постоянный интерес студентов к изучению учебной темы, осознание, что «сила мотивации» в обучении зависит от увлеченности, настойчивости и исполнительности. Преобладание коллективной деятельности, нестабильная потребность в самостоятельном применении алгоритмов учебной деятельности. Низкий уровень - характерен ситуативный интерес студентов к учебной деятельности с преобладанием внешних мотивов (не отстать от сокурсников, избежать осуждения, получить диплом, одобрение и т.п.), не сформировано алгоритмическое мышление. Ситуативный интерес к профессионально-педагогической деятельности, отсутствие устойчивой необходимости в новых знаниях.
Прогнозируемый результат формирования алгоритмического мышления в ходе подготовки учителей непосредственно зависит от выбора форм и средств организации каждого из этапов учебного процесса. Система формирования алгоритмического мышления базируется, во-первых, на определенных предметах базовой части, во-вторых, на поэтапном включении студентов в решение усложняющихся задач, создание разнообразных проблемных ситуаций. В процессе формирования алгоритмического мышления целесообразно проведение интегрированных занятий с чередованием самостоятельной, творческой работы, исследовательской деятельности [4].
Включение алгоритмического мышления в процедуру организации учебно-воспитательного процесса в школе в связи с педагогической практикой значительно облегчает формирование коммуникативных и организаторских умений. Очевидно, что выделение комплекса педагогических умений, контролируемых в определенном наборе, дает качественную характеристику алгоритмическому мышлению студентов и в дальнейшем позволяет им использовать полученные знания, умения и навыки по алгоритмизации мыслительных процессов в будущей профессиональной деятельности. В Липецком государственном педагогическом университете в течение ряда лет читаются курсы, способствующие формированию алгоритмического мышления. Одним из таких является «Теория и методика обучения информатике», ориентированный на поэтапное формирование данного вида мышления. При этом формирование алгоритмического мышления - это процесс интеграции содержания и средств подготовки учителя в учебном, научном и профессиональном единстве [1]. Интегрированный подход предусматривает обеспечение преемственности развивающего обучения в процессе работы над теоретическим проблемным заданием,
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016
обязательным для каждого студента [6]. Такие задания решаются на уровне таких курсов, как «Психология», «Педагогика», «Методика преподавания (предмета)», и реализуются в ходе выполнения исследовательской работы студентов в период прохождения педагогической практики, в курсовых и дипломных проектах. На практических занятиях будущие учителя рассматривают педагогические ситуации, направленные на анализ нового стандарта образования в школе, задачи на постановку развивающих и воспитательных целей изучения линий и конкретных тем по предмету, на разработку инновационных методов обучения, фрагментов уроков, анкет, разработку электронных образовательных продуктов (сайтов, презентаций) и др. В рамках курсовых и дипломных проектов разрабатываются учебно-методические средства поддержки учебного процесса. Особое значение уделяется прочно-
сти, глубине, востребованности фундаментальных знаний, формированию профессиональной подготовки. В этой связи необходимо формировать у будущих учителей потребность и умение использовать алгоритмическое мышление в выработке решения профессиональных проблем. Одной из особенностей формирования алгоритмического мышления является непрерывный контроль за деятельностью студентов, анализ их действий, корректировка, побуждение к рефлексии. Таким образом, избранная и апробированная методика развития алгоритмического мышления у студентов закладывает основу формирования отношения к педагогической деятельности как творческому процессу, проблемного видения педагогической действительности, создания условий сотворчества и самореализации личности в учебном процессе, повышения производительности в широком смысле слова.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр) от 17.01.2011 г. №46. 25 с.
2. Бови П. Алгоритмическое мышление. 2010. (http://informat.name/art/art_algmind.pdf)
3. Копаев А.В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления //Информационные технологии в общеобразовательной школе. 2003. №6. С. 6-11.
4. Лефрансуа Г. Теория научения. Формирование поведения человека. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. 278 с.
5. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1997. 512 с.
7. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
References
1. Federal state educational standard of higher professional education on training program No 050100 «Pedagogical education» (qualification (degree) bachelor) dated back to January 17, 2011. No. 46. 25 p.
2. Bowie P. Algorithmic thinking. 2010. (http://informat.name/art/ art_algmind.pdf)
3. Kopaev A.V. On the practical importance of algorithmic thinking style // Information technology in a secondary school. 2003. № 6. Pp. 6-11.
4. Lefrancois G. A theory of learning. Development of human behavior. SPb.: Prime-EVROZNAK, 2003. 278 p.
5. Polonsky V.M. Dictionary on education and pedagogics. M.: Higher school, 2004. 512 p.
6. Slastenin V. A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogics. M., 1997. 512 p.
7. Halpern D. Psychology of Critical thinking. SPb.: Peter, 2000. 512 p.