5. ЕфремоваН.Е. Проблемы построения экономико-математических моделей в исследовании систем управления//Вестник Тульского филиала Финуниверситета №1 -Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.
6. Васин Л.А., Городничев С.В., Луценко А.Г. Формирование портфеля заказов при отсутствии неопределенности//Известия ТулГУ. Серия «Экономические и юридические науки» Вып 3.Ч1-Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.
7. Баканов М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов, М.В. Мельник, Шеремет А.Д. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 356 с.
Мясникова Елена Борисовна, канд. эконом. наук, доц., (4872) 26-02-45, [email protected], Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал)
THE TECHNIQUE OF ANALYSIS OF MOTIVATION AS A FACTOR OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION IN THE IMPLEMENTATION
OF THE QUALIFICATION WORK
E.B. Myasnikova
Investigated aspects of the use of methods of constructing time series and graphic models of dependencies for the competitiveness of the regional market.
Keywords: personnel motivation, competitiveness, extrapolation, prediction.
Myasnikova Elena Borisovna, candidate of technical sciences, docent, (4872) 26-0245, [email protected], Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula branch).
УДК 338.984
ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И.В. Доможирова
Предложен алгоритм оперативного управления производственной программой предприятия пищевой промышленности, базирующийся на использовании экономико-математических моделей и инструментарии маркетинга.
Ключевые слова: оперативное управление, производственная программа, продукция, планирование.
В современных условиях производители самостоятельно планируют текущую и перспективную производственно-хозяйственную деятельность, определяют стратегию и программу развития и расширения производства на
75
основе рыночного спроса, а также других факторов внешней среды [1].
Пищевая промышленность характеризуется повышенными требованиями к безопасности и качеству продукции, оперативному контролю производства, отличается высоким динамизмом рынка, сезонными колебаниями и отклонениями, требованиями максимально возможного снижения производственных затрат [2].
Эти особенности рассматриваемой отрасли обуславливаются нестабильным потребительским спросом и занимаемой позицией предприятия на высококонкурентном рынке, где маржа очень мала и для выживания хозяйствующему субъекту необходимы большие объемы производства [4].
Разработанный алгоритм оперативного управления производственной программой предприятий пищевой промышленности состоит из следующих последовательных этапов, представленных на рисунке 1.
Первый этап «Анализ внешней и внутренней среды предприятия» рассматривается как аналитический. На данном этапе:
1. Выполняется оценка емкости рынка и оценка уровня развития отрасли. Для достижения этой цели производится анализ факторов внешней среды с использованием технологий маркетинговых исследований (SWOT-анализ).
2. Выполняется оценка показателей эффективности оперативного управления готовой продукцией предприятия с использованием разработанного алгоритма, позволяющего с помощью факторного анализа установить степень влияния изменения размера готовой продукции на финансовые результаты деятельности предприятия.
На данном этапе выполняется анализ:
- динамики среднего объема готовой продукции предприятия в отчетном периоде;
- динамики товарооборачиваемости;
- динамики ассортиментной структуры продукции.
В результате выполнения первого этапа, предложенного на рис.1 алгоритма определяется эффективность текущей конкурентной позиции предприятия, устанавливаются проблемы в сложившейся практике оперативного управления готовой продукцией предприятия.
На втором этапе «Формирование дифференцированного подхода к оперативному управлению производственной программой предприятия» решаются вопросы оперативного управления каждой выделяемой товарной группой с учетом риска невыполнения заказа клиентов, для чего предложена совокупность соответствующих методических рекомендаций [3].
На данном этапе:
1. Проводится анализ ассортимента готовой продукции, для чего выполняется ее структуризация с использованием методов операционного маркетинга (ABC-, XYZ-, QRS-анализ).
2. Используя результаты структуризации готовой продукции при выполнении АВС, XYZ, QRS-классификаций, можно выявить 27 групп
готовой продукции, которые отражаются в матрице «доходность/риск невыполнения заказа».
3. Для каждой из групп готовой продукции, выделенных в одном из квадрантов матрицы «доходность/риск невыполнения заказа», предложен индивидуальный подход к принятию оперативных управленческих решений.
Рис. 1. Алгоритм оперативного управления производственной программой предприятия пищевой промышленности: ОПпрогн - прогнозируемый объем продаж, ед.; Ь - уровень обслуживания клиентов, %; ОПфакт - фактический объем продаж, ед.
4. В зависимости от уровня риска невыполнения заказа клиентов, доходности и востребованности товарных позиций, наличия сезонности спроса для прогнозирования объема продаж каждой 1-ой товарной позиции на месяц предлагается использовать следующие методики и модели:
- разработанную многофакторную регрессионную модель спроса;
- методику прогнозирования спроса для сезонных товаров;
- метод скользящей средней.
5. Разрабатывается оперативный план производства продукции.
Модель непрерывного оперативного планирования производства продукции на основе суточного мониторинга остатков готовой продукции предприятия пищевой промышленности представлен на рисунке 2.
Для определения величины создаваемого текущего объема готовой продукции (Зтек) на складе предприятия предложена экономико-математическая модель расчета текущего объема готовой продукции предприятия, позволяющая не только минимизировать издержки хранения готовой продукции на складе, но и учесть потери от дефицита товарных позиций.
Для определения оптимального объема производства продукции предложена экономико-математическая модель пополнения объемов готовой продукции предприятия, позволяющая минимизировать совокупные затраты, связанные с оперативным управлением производственно-сбытовой деятельностью предприятия.
Рис. 3. Производственная программа товарных позиций а7, а14, а27, где * - длительность производственного цикла партии продукции с учетом времени, необходимого на изменение планов в производстве, и поставки
сырья, ч.; Q - оптимальный размер производства, тыс. ед.; Зф -фактический запас на момент проверки;Зтек - текущий запас, тыс. ед.;
Зстрах - страховой запас, тыс. ед.
Рис. 2. Модель непрерывного оперативного планирования производства продукции на основе суточного мониторинга остатков готовой продукции предприятия пищевой промышленности
Таким образом, прогноз объема продаж осуществляется специалистами предприятия сроком на 1 месяц. Однако при этом проводится ежедневный мониторинг фактических остатков готовой продукции на складе предприятия.
В случае резкого повышения спроса на определенные товарные позиции и достижении ими уровня страхового запаса ранее, чем это было спрогнозировано, производится корректировка плана производства.
Рассмотрим процесс разработки оперативного плана производства на примере трех товарных позиций а7 а14 а27
На рисунке 3 представлена производственная программа трех товарных позиций а7, а14, а27.
Согласно разработанной программе (рис.2) рассчитанный текущий объем продукции составил: по товарной позиции а7 - 83,018 тыс. ед., по
товарной позиции а14 - 2,398 тыс. ед., по товарной позиции а27 - 10,745 тыс. ед.
После первой проверки было принято решение о приостановке производства товарных позицийа14 и а27, так как на момент проверки фактический остаток готовой продукции по данным товарным позициям был
выше создаваемого текущего объема. По товарной позиции а7 принято решение о производстве 17,968 тыс. ед.
Далее производство очередной партии продукции осуществляется при выполнении условия тек ^ Зстрах .
На третьем этапе алгоритма (рис. 1) «Оценка эффективности решений по оперативному управлению производственной программой» предлагается использовать разработанный показатель уровня обслуживания покупателей (L):
Ь = 0,5Ку + 0,2— + 0,3 —
у Кд К
д в
где Ку - коэффициент устойчивости товарного ассортимента; Ко - коэффициент, учитывающий стоимость дополнительных услуг, оказываемых покупателю; Кв - коэффициент, учитывающий затраты времени покупателей на ожидание обслуживания; 0,5; 0,2; 0,3 - показатели значимости указанных коэффициентов, значения которых установлены с помощью экспертного метода.
Рассчитанное значение (Ь) необходимо сопоставить с мнением самих покупателей (Км):
мп
Км = ■
м
М
о
где Мп - количество покупателей, давших отличную и хорошую оценки состоянию культуры и качества обслуживания на предприятии, чел.; Мо -
общее число покупателей, оценивших состояние культуры и качества обслуживания, чел.
Если L > Км, то необходимы мероприятия по устранению выявленного несоответствия уровня обслуживания желаниям покупателей. Таким образом, предложенный показатель L позволяет в рамках разработанной методики по оперативному управлению производственной программой предприятия оценить уровень клиентоориентированности принимаемых управленческих решений.
Эффективность представленных предложений можно также установить, выполняя факторный анализ влияния изменения размера готовой продукции на финансово-хозяйственные результаты деятельности хозяйствующего субъекта.
Таким образом, использование разработанного алгоритма оперативного управления производственной программой предприятия пищевой промышленности позволяет повысить эффективность принимаемых оперативных управленческих решений.
Список литературы
1. Ахматилов М.А. Факторы влияния внешней и внутренней среды на управление предприятием пищевой промышленности // Научно-практический межотраслевой журнал «Интеграл». 2011. № 6(62).С. 22 - 27.
2. Магомедов М.Д. Экономика пищевой промышленности: учебник / А.В. Заздравных, Г.А. Афанасьева, М.Д. Магомедов. М.: ИТК "Дашков и К", 2011. 232 с.
3. Михалева Е.П., Доможирова И.В. Учет рыночных рисков в деятельности организации в условиях неопределенности внешней среды // Научно-информационный журнал «Наука и экономика». 2012. №2(10). С. 46 - 49.
4. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 544 с.
5. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О. И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2010.- 416 с.
Доможирова Ирина Владимировна, асс., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE FORMATION METHOD OF OPERATIONAL MANAGEMENT PRODUCTION
PROGRAM THE FOOD INDUSTRY
I.V. Domozhirova
The algorithm for operational management of the production program of the food industry based on the use of economic-mathematical models and tools of marketing.
Keywords: operational management, production program, production, planning.
Domozhirova Irina Vladimirovna, assistant, [email protected], Russia, Tula, Tula State University