Научная статья на тему 'Формирование актуальной "повестки" как фактор повышения устойчивости взаимодействия власти и общества'

Формирование актуальной "повестки" как фактор повышения устойчивости взаимодействия власти и общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / PUBLIC CHAMBER / NONCOMMERCIAL ORGANIZATIONS / PUBLIC POLICY / HUMAN RIGHTS / COMMUNICATIVE PRACTICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брянцев Иван Иванович, Журик Татьяна Владимировна

Авторами анализируются роль актуальности «повестки» на основе которой происходит взаимодействие власти и общества, которая рассматривается как фактор влияющий на эффективность и устойчивость этого взаимодействия. На примере института уполномоченного по правам человека в Саратовской области проведен анализ поля публичной политики формирующегося на основе актуализации «повестки» взаимодействия рассматривающие проблемы организации и реализации программы правового просвещения граждан по вопросам защиты прав человека. Рассмотрены основные технологические приемы, обеспечивающие масштаб этого взаимодействия и его экспертный потенциал необходимый для разработки эффективных управленческих решений в данной сфере. На основе анализа сложившихся практик представлены основные способы интеграции в процесс взаимодействия основных акторов публичной политики в качестве, которых обозначена региональная общественная палата, общественные палаты муниципальных образований и существующая на территории сеть юридических клиник в которой широко представлено экспертное ВУЗовское сообщество. Обозначены подходы по формированию научно обоснованной методики характеризующей деятельность этой системы для оценки её эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брянцев Иван Иванович, Журик Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN ACTUAL AGENDA AS A FACTOR OF INCREASING STABILITY OF INTERACTION OF POWER AND SOCIETY

The authors analyze the role of relevance of the "agenda" on the basis of which the interaction of power and society takes place, which is considered as a factor affecting the effectiveness and sustainability of this interaction. On the example of the institution of the Commissioner for Human Rights in the Saratov region, the field of public policy of the "agenda" of interaction, which is formed on the basis of actualization, is considered. The problems of organizing and implementing the program of legal education of citizens on the protection of human rights are examined. The main technological methods ensuring the scale of this interaction and its expert potential necessary for the development of effective management decisions in this field are considered. Based on the analysis of existing practices, the main ways of integrating the main actors of public policy into the process of interaction are identified as the regional public chamber, public chambers of municipalities and the existing network of legal clinics in which the expert community is widely presented. Approaches to the formation of scientifically based methodology characterizing the activity of this system for assessing its effectiveness are indicated.

Текст научной работы на тему «Формирование актуальной "повестки" как фактор повышения устойчивости взаимодействия власти и общества»

УДК: 321 DOI: 10.22394/2071-2367-2018-13-1-101-111

ФОРМИРОВАНИЕ АКТУАЛЬНОЙ «ПОВЕСТКИ» КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

Брянцев И.И., Журик Т. В.1

Авторами анализируются роль актуальности «повестки» на основе которой происходит взаимодействие власти и общества, которая рассматривается как фактор влияющий на эффективность и устойчивость этого взаимодействия. На примере института уполномоченного по правам человека в Саратовской области проведен анализ поля публичной политики формирующегося на основе актуализации «повестки» взаимодействия рассматривающие проблемы организации и реализации программы правового просвещения граждан по вопросам защиты прав человека. Рассмотрены основные технологические приемы, обеспечивающие масштаб этого взаимодействия и его экспертный потенциал необходимый для разработки эффективных управленческих решений в данной сфере. На основе анализа сложившихся практик представлены основные способы интеграции в процесс взаимодействия основных акторов публичной политики в качестве, которых обозначена региональная общественная палата, общественные палаты муниципальных образований и существующая на территории сеть юридических клиник в которой широко представлено экспертное ВУЗовское сообщество. Обозначены подходы по формированию научно обоснованной методики характеризующей деятельность этой системы для оценки её эффективности. Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ №17-03-00328 «Институты и практики взаимодействия власти, экспертного сообщества и общественных организаций в российских регионах»

Ключевые слова: общественная палата, некоммерческие организации, публичная политика, права человека, коммуникативные практики.

FORMATION OF AN ACTUAL AGENDA AS A FACTOR OF INCREASING STABILITY OF INTERACTION OF POWER AND SOCIETY

BRYANTSEV I.I. — Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of State and Municipal Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration - Stolypin Volga Region Institute of Administration (Russian Federation, Saratov), e-mail: iiibry@yandex.ru

ZHURIK T.V. - Commissioner for Human Rights in the Saratov Region (Russian Federation, Saratov), e-mail: ombudsman64@bk.ru

The authors analyze the role of relevance of the "agenda" on the basis of which the interaction of power and society takes place, which is considered as a factor affecting the effectiveness and sustainability of this interaction. On the example of the institution of the Commissioner for Human Rights in the Saratov region, the field of public policy of the "agenda" of interaction, which is formed on the basis of actualization, is considered. The problems of organizing and implementing the program of legal education of citizens on the protection of human rights are examined. The main technological

Брянцев Иван Иванович - доцент кафедры государственного и муниципального управления, кандидат социологических наук, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, РАНХиГС при Президенте РФ, адрес: 410017, Россия, г. Саратов, ул. Шелковичная, д. 25, e-mail: iibry@yandex.ru

Журик Татьяна Владимировна - уполномоченный по правам человека в Саратовской области, адрес: 410012, Россия, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 116, e-mail: ombudsman64@bk.ru_

methods ensuring the scale of this interaction and its expert potential necessary for the development of effective management decisions in this field are considered. Based on the analysis of existing practices, the main ways of integrating the main actors of public policy into the process of interaction are identified as the regional public chamber, public chambers of municipalities and the existing network of legal clinics in which the expert community is widely presented. Approaches to the formation of scientifically based methodology characterizing the activity of this system for assessing its effectiveness are indicated. The article was supported by RFBR grant №17-03-00328 "Institutions and practices of interaction of authorities, expert community and public organizations in the Russian regions".

Keywords: public chamber, noncommercial organizations, public policy, human rights, communicative practices.

Изучение механизмов взаимодействия реализующихся в сфере публичной политики, в трактовке - public policy, обуславливает необходимость выявления закономерностей функционирования различных элементов в этой системе. Термин public policy как сферу конкретных практик взаимодействия основных акторов публичной политики - органов государственной власти и местного самоуправления, с разнообразными стэйкхолдерами -общественными группами, заинтересованными в реализации (или не-реализации) тех или иных властных решений, включающих как представителей различных групп продвижения частных и клубных интересов (interest groups), так и групп защиты интересов общественных (advocacy groups) будем рассматривать именно в этой трактовке, которой придерживаются российские исследователи занимающиеся данной проблематикой.

В соответствии с этими подходами взаимодействия акторов публичной политики в процессе подготовки, принятия и реализации властных решений и образуют собой поле публичной политики, которое можно анализировать, например, по степени участия в принятии властных решений тех или иных основных акторов поля публичной политики (поля полиси) к которым отнесены: властные структуры; структуры гражданского общества (НКО различного вида); бизнес; научное и университетское сообщество; СМИ1.

При этом публичная политика, рассматривается как способ регуляции и формирования социально значимых приоритетов и механизмов их реализации в виде управленческих решений, обязательных для исполнения действий в государстве а в самом пространстве в котором пересекаются частные интересы, актуализирует необходимость их общественного контроля при реализации2. По образному выражению, используемому Ю.А. Красиным публичная сфера «позволяет переплавлять частные интересы в общее благо»3 и выполняет функции взаимодействия власти и общества в формировании политики, выражающей публичный интерес4.

В обозначенных подходах важным аспектом является то, что авторы рассматривают поле публичной политики как совокупность участников, в котором наряду с государством представлено гражданское общество, экспертное сообщество, СМИ, структуры бизнеса, которое изучается на основе сформировавшихся в России практик функционирования центров публичной политики и

^унгуров А. Ю. Публичная политика как поле взаимодействия и как процесс принятия решений - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_publ_pol_kak.pdf (дата обращения: 12.01.18)

2Шматко Н.А. Феномен публичной политики//Социс. - 2001. — №7. - С. 106 - 112.

3Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика в российском измерении // Публичная политика в России. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - С. 358.

"Edwards A. Scientific expertise and policy-making: the intermediary role of the public sphere, Science and Public Policy, 1999,-June.-Vol.26,- №3._

их возможности влиять на выработку управленческих решений органов власти1.

В качестве одного из факторов влияющих на характер закономерностей можно обозначить фактор «повестки» вокруг которой выстаивается такое взаимодействие. Актуальность этой «повестки» будет определятся значимостью входящих в неё вопросов как для власти, так и для общественных групп интересов включенных в её обсуждение. Тогда эту повестку можно рассматривать как некую социальную силу, которая будет влиять на характер возникающего в результате её действия процессов и формировать специфику и характер возникающих закономерностей её действия.

Выявление и технологизация взаимодействия в рамках таких социально значимых повесток может рассматриваться как один из критериев оценки социальной эффективности такого взаимодействия в целом и эффективности принимаемых органами власти на основе баланса общественных интересов управленческих решений в частности.

Проводимые исследования практик взаимодействия власти и общества как правило в своей эмпирической базе как раз и содержат ту или иную актуальную для власти и общества повестку такого обсуждения, которая рассматриваться как значимый интеграционный фактор формирующихся взаимодействий23. Например, ряд исследователей занимающихся анализом особенностей функционирования общественных палат и других форм взаимодействия власти и общества исследуют характер функционирования этих институций и возникающие по их воздействию закономерности в том числе и через актуализацию артикулируемой этими структурами повестки и специфику и нормативного регулирования4. Понимание закономерностей развития политических процессов, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне регионов, является необходимым условием для подготовки рекомендаций по оптимизации и повышении эффективности функционирования российской политической системы.

Обозначим несколько основных институций сформировавшихся в настоящее время в России в пространстве публичной политики активно занимающихся генерированием социально-значимых повесток, без того чтобы обозначать их в качестве своей политической программы для продвижения во власть.

К таким институциям сегодня, во-первых, можно отнести Общественную палату Российской Федерации, в которая фактически после внесения изменения о порядке её формирования о делегировании представителей от региональных общественных палат стала представлять единую общероссийскую площадку для диалога власти и общества и, во-вторых, институт уполномоченных по правам человека, как на уровне федерации, так и на уровне регионов, который тоже качественно изменил свой статус после внесения изменений связанных с необходимостью региональной власти согласовывать свое решение по уполномоченному по правам человека в регионе с федеральным УПЧ.

Рассмотрим, как обозначенные выше институции проявляют себя, как инициаторы формирования «фабрик мысли» (Think Tanks), которые широко вошли в практику публичной

1Римский В.Л., Сунгуров А.Ю. Российские центры публичной политики: опыт и перспективы //Полис. Политические исследования. - 2002. - № 6. - С.143 -150.

2Козлова H.H., Рассадин C.B. Дискурсивные эффекты модернизации: «женский вопрос» как механизм интеграции женщин в общество модерна // Власть. - 2013. -12. - С .40-44.

3 Евстифеев Р.В. Сотрудничество органов власти и бизнеса в сфере образования как фактор противодействия коррупции //Ученые записки. - 2012. — № 1 (1). - С. 36-37.

4 Козлова H.H., Гавриков В.П. Общественная палата Тверской области как субъект социально-экономического развития региона//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 3. - С. 127-138.

политики различных демократических стран. Их значение в формировании поля публичной политики во многом обусловлена тем, что они являются непосредственными акторами, которые оказываются вовлеченными в механизм реализации основных функций публичной сферы среди которых следует выделить функцию выражения общественных интересов, функцию общественного контроля, функцию влияния на выработку управленческих решений и соответственно формирование политики органами власти, а также просветительную функцию по актуальным для государства вопросам.

Рассматривая поле публичной политики как часть социального пространства1, обозначим его контуры, акторов и появляющиеся закономерности и специфику возникающих консолидирующих сил на эмпирической базе практик взаимодействия власти и общества в деятельности уполномоченного по правам человека на территории Саратовской области в сфере объединения усилий по правовому просвещению граждан в области прав человека.

Данная сфера в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» относится к прямой компетенции УПЧ, который в целях осуществления государственной защиты прав и свобод человека и гражданина способствует правовому просвещению в сфере прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты. Основными задачами Уполномоченного являются повышение уровня правовой культуры населения и формировании системного характера процесса правового просвещения и гражданского образования в Саратовской области. Видим, что обозначенные задачи напрямую можно соотнести с обозначенными выше основными функциями публичной сферы и решение этих задач будет способствовать реализации этих функций. Таким образом видим, что функции публичной политики направлены на реализацию задач института уполномоченного. Также эти функции соотносятся и с целевыми ориентирами Уполномоченным по правам человека в Саратовской области. Технологическим инструментом контроля соотнесенности функций, целей и задач является регулярно проводимый мониторинг по различным направлениям деятельности Уполномоченного.

Один из таких мониторингов оценивал состояние уровня правовой культуры населения, а также деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере гражданского образования и просвещения. В ходе данного мониторинга была показана актуальность для общества «повестки» правового просвещения, каоторая была исследована и подтверждена социологическими исследованиями, проведенными по инициативе Уполномоченного в Саратовской области в декабре 2017 года Фондом «РОСС-ХХ1 век». Социологический опрос показал, что 47% опрошенных жителей Саратовской области заявили о недостаточном уровне имеющихся у них правовых знаний для защиты своих прав и интересов. Лишь 35% респондентов считают уровень своей правовой информированности достаточным, а 18% затруднились ответить.

Развивать правовую грамотность и правосознание населения считают необходимым 47% опрошенных. Лишь 21% граждан не видят в этом необходимости, а 32% респондентов затруднились с ответом.

При этом эффективной деятельность органов власти по правовому просвещению населения, считают лишь 18% опрошенных граждан. Кроме того, 25% респондентов назвали ее недостаточно эффективной, 13% опрошенных оценили эффективность такой деятельности как нулевую и формальную, 14% граждан вообще отметили отрицательную динамику, а 20% опрошенных - затруднились дать какую-либо оценку.

1 Бурдьё П. Социология политики / пер, с фр., сост., общ, ред. и предисл. H.A. Шматко. М., 1993.

Результаты опроса подтвердили высокий уровень правового нигилизма населения. Так, утвердительно на вопрос о том, можно ли жить и работать, не нарушая закон, ответили лишь 30% опрошенных. Жить по закону можно не всегда считают 36 % граждан, а 34% респондентов считают, что жить по закону практически нельзя анализ жалоб, поступающих к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области, также свидетельствует о том, что зачастую люди попадают в трудную жизненную ситуацию из-за элементарного незнания своих прав. Результаты проведенного мониторинга состояния уровня правовой культуры населения на территории Саратовской были учтены при проведении Уполномоченным работы по правовому просвещению граждан, в которой был сделан акцент на информировании людей о новом законодательстве, проведении семинаров с отдельными группами населения и адресной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Другим важным акцентом в этой работе стали усилия Уполномоченного по расширению коммуникативного пространства обсуждения проблематики правового просвещения населения, повышения правовой культуры, пропаганды правовых знаний, к которую Уполномоченным были вовлечены также органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественность.

Значимость института Уполномоченного как одного из ведущих акторов на региональном поле публичной политики, также проявилась и в том, что было инициировано и проведено масштабное просветительское мероприятие - Неделя прав человека 2017 г., в котором также приняли участие Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Саратовской области.

Выявляя характеристики масштаба сформированного в рамках этого мероприятия коммуникативного поля обозначим следующие из них: были выделены тематические направления, направленные на пропаганду ценностей прав человека и правовое просвещение жителей Саратовской области; обеспечен статусный представительный уровень лиц принимающих решение от которых будет зависеть продвижение обсуждаемых инициатив в числе которых были члены Правительства Саратовской области, депутаты и сенаторы Федерального Собрания РФ, депутаты Саратовской областной Думы, руководство прокуратуры Саратовской области и полиции, руководители министерств и ведомств; был представлен широкий спектр общественных помощников Уполномоченных, представители правозащитных и общественных организаций; представители экспертного сообщества от ВУЗов и исследовательских институтов; представители СМИ. Таким образом был практически представлено все многообразие акторов, действующих на региональном поле публичной политики.

Участником удалось на протяжении всего периода проведения этого мероприятия привлечь внимание различных категорий граждан к обсуждаемой проблеме и реализовать ряд важных функций публичной политики. В плане реализации информационной функции был реализован образовательный компонент, через проведенные публичные лекции на темы прав человека и ребенка, для студентов, школьников их родителей и других категорий граждан. Были также организованы и проведены дискуссии на актуальные темы защиты прав человека, был также реализована и мотивационная составляющая: по результатам проведенных мероприятий состоялось церемония награждения жителей Саратовской области, внесших вклад в защиту прав человека и ребенка.

В качестве показателя системности проводимых Уполномоченным мероприятий по правовому просвещению населения следует обозначить регулярность и цикличность наиболее востребованных форм работы. Одной из таких форм является Единый день оказания бесплатной правовой помощи. Два раза в год накануне Дня России и Международного дня прав человека в Саратовской областной универсальной научной библиотеке проходят бесплатные

юридические консультации, на которых в одном месте у специалистов различных министерств и ведомств правовую помощь получают свыше ста жителей области. Фиксирование количества получивших консультации граждан можно использовать в качестве показателя востребованности этой формы взаимодействия.

Практика проведения Единого дня оказания бесплатной правовой помощи показала высокую востребованность подобных мероприятий у населения, а также позволила выявить недостаточность доступной и понятной для граждан правовой информации.

Технологическим элементом и звеном в системе формирующихся коммуникаций Уполномоченного и общества как элемента поля публичной политики региона стала созданная 2017 подсистема в форме Школы правовых знаний, в которую были интегрированы различные по спектру участники как по их социальному и общественному статусу, так и пространственно-территориальной локализации — люди старшего поколения, лица с инвалидностью, социально уязвимые группы населения, члены общественных советов в муниципальных районах области. Обозначенные задачи школы в полной мере соотносятся с реализацией функций публичной политики: формировать правовую культуру, осуществлять правовое просвещение, популяризировать знания в области прав человека. В качестве показателя масштаба деятельности Школы за 2017 год можно использовать количество проведенных занятий, в том числе в муниципальных районах области, которых было 17.

Характеристику об экспертном уровне и показателях широты представленных экспертных направлений и форм взаимодействия в виде бесед, тренингов, теоретических и практических занятий можно составить на основе анализа их персонального состава участников среди которых были преподавателями ВУЗов, юристы-практики, адвокаты, специалисты государственных органов и учреждений. За небольшой период работы проекта сформировался круг постоянных слушателей Школы, который можно рассматривать как актив и потенциальных волонтеров для расширения взаимодействия и канала актуализации обсуждаемой «повестки» и её формирования. Именно от них поступают пожелания по темам занятий и приглашенным лицам.

Рассмотрение совокупность реализуемых просветительских программ и проектов, направленных на повышение уровня правовой грамотности населения показывает необходимость решения проблемы соответствия их статуса и финансового наполнения реальным потребность общества с тем, чтобы получить действенных результат от их реализации. В качестве одной из наиболее важных проблем требующих своего решения для организации масштабной и системной работы в данной сфере является отсутствие единой государственной программы по изучению прав и свобод человека и способов их защиты, которой до сих пор не существует. Определенные масштабные системные шаги в этом направлении были предприняты в 2017 году, когда с федерального уровня Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации начал работу по созданию учебной дисциплины «Права человека». Инициативу Уполномоченного поддержали также региональные омбудсмены и представители ведущих вузов страны, что также можно рассматривать как показатель её актуальности для уровня регионов тоже.

Еще одна федеральная инициатива нашла поддержку на уровне регионов, когда с 1 декабря 2017 года по инициативе федерального Уполномоченного во всех регионах страны прошли открытие уроки «Права человека», ставшие началом образовательного проекта «Права человека», что характеризует эту инициативу в виде показатель интегрированности региональных акторов публичной политики в федеральные коммуникативные технологии и возможность влиять на формирование ландшафта общефедерального поля публичной политики.

Как элемент инфраструктуры актуализации и продвижения формируемой актуальной «повестки» следует рассматривать продолжение работы созданного в 2015 году Правового центра помощи гражданам. В работе которого представлен широкий спектр участников интегрированных в сформированное коммуникативное взаимодействие и обладающих различным экспертном ресурсом. В его работе принимают участие адвокаты, правозащитные организации, юридические клиники, сотрудники аппарата Уполномоченного. За небольшой период работы Центра оказана помощь в составлении документов в суды более 40 жителям Саратовской области, попавшим в трудную жизненную ситуацию, но не имеющим права на бесплатную государственную юридическую помощь.

Регулярное взаимодействие с федеральным уровнем оказывает позитивное влияние на динамичное развитие и дееспособность региональной подсистемы. С 1 по 31 октября 2017 года в Саратовской области осуществлен социально-просветительский проект «Правовой марафон для пенсионеров», организованный Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой совместно с региональными Уполномоченными для людей пожилого возраста. В течение месяца, начиная с 1 октября — Дня пожилого человека, Уполномоченным по правам человека в Саратовской области были проведены различные просветительские мероприятия.

Действенной формой работы по правовому просвещению стала организованная в аппарате Уполномоченного работа «горячей линии» по оказанию консультативной правовой помощи лицам пожилого возраста, на которую обратились более ста пожилых жителей Саратовской области с самыми разными вопросами. В рамках этого же проекта в Саратовской областной научной библиотеке состоялось занятие Школы правовых знаний. Тема очередного занятия была выбрана с учетом интересов пожилых граждан и касалась тематики пенсионного обеспечения, порядка назначения и перерасчета пенсий. Занятие провели сотрудники аппарата Уполномоченного и Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области. После лекции все слушатели смогли получить индивидуальные консультации.

Развитие взаимодействие через СМИ можно характеризовать в том числе и через проведение тематических выпусков передачи «Час профессионалов» «Радио России. Саратов» с участием Уполномоченного. Всего в «Правовом марафоне для пенсионеров» приняли участие более ста членов ветеранских организаций, организаций инвалидов и обычных жителей Саратовской области пожилого возраста. Мероприятия проекта позволили гражданам пожилого возраста более активно принимать участие в общественной жизни и повысить свою правовую грамотность. Сотрудничество Уполномоченного с «Радио России. Саратов» и регулярное участие в радиопередаче «Час профессионала», расширяет аудиторию интерактивного общения через ответы на вопросы радиослушателей и оперативное информирование об изменениях законодательства.

Развитие и повышение экспертного потенциала реализуется через продолжение развития взаимодействия Уполномоченного с вузами Саратовской области, в том числе с Саратовской государственной юридической академией, Саратовским государственным университетом имени Н.Г. Чернышевского, Саратовским социально-экономическим институтом Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Поволжским институтом (филиалом) РПА Минюста России и другими. Ученые и преподаватели вузов выступают в качестве экспертов на различных рабочих группах и мероприятиях Уполномоченного. В частности, научное юридическое сообщество оказывало Уполномоченному экспертную помощь в вопросе необходимости разработки региональной стратегии в сфере развития и защиты прав человека. Кроме того, при Уполномоченном создана постоянно действующая рабочая группа по вопросам совершенствования бесплатной юридической помощи в регионе. Благодаря сотрудничеству с

юридическими клиниками удается помочь гражданам, попавшим в трудную ситуацию, получить правовые консультации и подготовить документы в суд.

Важную роль в правовом просвещении населения играют средства массовой информации, интегрирование которых в процесс взаимодействия обеспечивает повышение реализации информационно-просветительной функции. Граждане не только получают из них сведения, касающиеся всех сфер общественных отношений, но и обращаются к ним за помощью в случае нарушения их законных прав и интересов. По этой причине Уполномоченный в течение года сотрудничал со средствами массовой информации, осуществлял мониторинг региональной прессы с целью выявления информации о нарушениях прав жителей Саратовской области. Публикации, содержащие сведения о нарушениях прав граждан, становились предметом проведения проверок Уполномоченного.

Деятельность Уполномоченного, проводимые мероприятия освещались в региональных СМИ. Особое внимание Уполномоченный уделял сотрудничеству с муниципальными печатными изданиями, поскольку именно они - важный источник информации для жителей муниципальных районов области. Вопросы правового просвещения нашли отражение в выпущенных в 2017 году двух номеров Информационного бюллетеня «Уполномочен защитить...» на темы: защита прав инвалидов и право на благоприятную окружающую среду. В просветительских целях в 2017 году аппаратом Уполномоченного подготовлен ряд справочников, брошюр и практических пособий, в том числе: «Справочник осужденного», «Как защитить себя от злоупотреблений при взыскании долгов», «Куда обратиться за защитой своих жилищных прав» и др.

Подготовлены специальные доклады Уполномоченного на тему: «Государственная система бесплатной юридической помощи в Саратовской области. Проблемы повышения качества и доступности», «Обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Работа по правовому просвещению населения активно ведется и на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Саратовской области.

Вместе с тем, конкретная работа Уполномоченного по правам человека в Саратовской области, органов власти и местного самоуправления, общественными организациями с населением лишь подтверждает необходимость принятия системных мер по правовому просвещению населения.

Решение актуальных задач государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан требует комплексного подхода, современной организации работы, реализации согласованной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям системы мероприятий.

Следует отметить, что необходимость государственной поддержки как фактора развития правовой грамотности граждан обусловлена:

1) интенсивным развитием действующего законодательства;

2) дефицитом правовой информации, доступной для населения;

3) недостаточной практикой граждан в части защиты своих прав и интересов;

4) отсутствием у населения необходимых правовых знаний и интереса к правовой жизни общества;

5) отсутствием пропаганды соблюдения гражданами установленных для них законодательством обязанностей;

6) несовершенством механизмов предоставления бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан.

В качестве важной составляющей анализа поля публичной политики и его влияния на управленческие решения власти в сфере правового просвещения следует рассматривать

фактор развития правовой культуры как непрерывный процесс правового образования и просвещения каждого человека в течение всей его жизни - от детских лет до старости. Этот процесс должен быть постоянным и непрерывным. Правовое образование и просвещение взрослого населения, как доминирующая часть образования для взрослых, следует рассматривать как одни из приоритетов правовой и социально-экономической политики любого цивилизованного государства. Правовые знания значительной части населения не соответствуют содержанию современных общественных отношений. Об этом свидетельствуют сложная криминогенная обстановка, коррупционные проявления, существование опасных форм правового нигилизма, правовая беспомощность граждан. Полноценное достижение конкретных и перспективных целей в развитии такого сложного комплекса, как правовая культура, возможно только при государственной поддержке путем формирования комплекса мероприятий в соответствии с общими целями и задачами. Накопленный позитивный опыт реализации практик взаимодействия власти и общества в сфере правового просвещения по вопросам прав человека свидетельствует о необходимости использования представленной системы при реализации масштабных целевых программ как способ повышения эффективности их реализации.

Можно сделать вывод, что на региональном поле публичной политики сформирована технологическая база по формированию и актуализации «повестки» взаимодействия, которую следует рассматривать как один из системообразующих элементов определяющих топологию поля публичной политики. Использование методологии фрактальной геометрии применительно к анализу топологии социального пространства и поля публичной политики, позволяет выделять в социальном хаосе случайных взаимодействий устойчивые самовоспроизводящиеся элементы1. Таким образом, специфику процесса формирования и актуализации «повестки» взаимодействия предлагается рассматривать через выявление его синергетических свойств, позволяющий повысить эффективность принимаемых органами власти решений по социально-значимым вопросам с учетом использования экспертного потенциала общества, который накапливается в системе взаимодействия власти и общества сформированной на основе актуальной «повестки». А саму актуальную «повестку» можно обозначить как «элемент подобия», который позволяет увидеть на его основе фрактальную структуру более глобального поля публичной политики в которой этот элемент воспроизводится, но уже в другом масштабе. Эти элементы которые могут проявляться в виде фракталов и аттракторов социального порядка в процессе эволюции социальных систем могут быть выявлены в результате анализа конкретных процессов происходящих в социуме с участием институализированных в нем акторов. Анализ региональных практик коммуникационных взаимодействий на поле публичной политики позволяет обозначить наиболее значимых его аторов, которые во многом и определяют характер происходящих на нем процессов2.

Проведенный анализ деятельности регионального уполномоченного по правам человека в сфере правового просвещения как актора публичной политики позволил обозначить и оценить степень его влияния на топологию поля публичной политики с точки зрения создания условий влияния общества на выработку управленческих решений властью и учета общественного мнения. Обозначенные параметры оценки характеристик этого влияния позволяют сформировать методику сравнительной оценки для различных региональных практик на основе выявления пространственных характеристики (масштаб, уровни, взаимосвязи и т.д.) и

1Мандельброт Б. Фрактальная геометрия Природы. М.: Институт компьютерных исследований, 2002. - С. 666.

2 Брянцев И.И. Специфика развития регионального пространства публичной политики Саратовской области. // Вестник Поволжского института управления. - 2016. - № 2 (53). - С. 19-24._

характеристик влиятельности акторов (социальный статус, экспертный потенциал, управленческий потенциал). Выявление этих параметров позволяет оценить степень её актуальности и значимости для поддержания устойчивой системы взаимодействия власти и общества и оценки ресурсных затрат на её реализацию, а также способов привлечения этих ресурсов (международные, государственные, муниципальные, частные и т. д.).

Библиография/References:

1. Джеймс Г.МакГанн Мозговые центры и глобализация внешней политики II Центр гуманитарных технологий: eJournal USA. -2002. - Том 7. -№3.. - URL: http://gtmarket.ru/laboratory/ expertize/2006/4571.

2. Брянцев И.И. Специфика развития регионального пространства публичной политики Саратовской области II Вестник Поволжского института управления. - 2016. - № 2 (53). - С. 19- 24.

3. Бурдьё П. Социология политики I пер. с фр., сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. -М„ 1993.

4. Евстифеев Р.В. Сотрудничество органов власти и бизнеса в сфере образования как фактор противодействия коррупции II Ученые записки. - 2012. - № 1 (1). - С. 36- 37.

5. Козлова H.H., Гавриков В.П. Общественная палата Тверской области как субъект социально-экономического развития региона II Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 3. - С. 127-138.

6. Козлова H.H., Рассадин С.В. Дискурсивные эффекты модернизации: «женский вопрос» как механизм интеграции женщин в общество модерна II Власть. - 2013. - № 12. - С. 40- 44.

7. Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика в российском измерении II Публичная политика в России. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 358 с.

8. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия Природы. - М.: Институт компьютерных исследований, 2002. - 666 с.

9. Римский В.Л., Сунгуров А.Ю. Российские центры публичной политики: опыт и перспективы II Полис. Политические исследования. - 2002. - № 6. - С. 143- 150.

10. Сунгуров А. Ю. Публичная политика как поле взаимодействия и как процесс принятия решений. - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_publ_pol_kak.pdf.

11. Шматко H.A. Феномен публичной политики II Социологические исследования. - 2001. -№7.-С. 106-112.

12. Edwards A. Scientific expertise and policy-making: the intermediary role of the public sphere, «Science and Public Policy», Vol. 26. № 3. June 1999.

1. Dzheims, G.MakGann (2002) Mozgovye tsentry i globalizatsiia vneshnei politiki [The brain centers and the globalization of foreign policy] II eJournalUSA. - Tom 7. - № 3. - II Tsentr gumanitarnykh tekhnologii. - URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/4571. (In Russ.)

2. Briantsev, I.I. (2016) Spetsifika razvitiia regional'nogo prostranstva publichnoi politiki Saratovskoi oblasti [Specificity of the development of the regional space for public policy in the Saratov region] II Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniia [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration], - № 2 (53). - P. 19-24. (In Russ.)

3. Burd'e, P. (1993) Sotsiologiia politiki [Sociology of Politics] I per. s fr., sost., obshch. red. i predisl. N. A. Shmatko. - M. (In Russ.)

4. Evstifeev, R.V. (2012) Sotrudnichestvo organov vlasti i biznesa v sfere obrazovaniia kak faktor protivodeistviia korruptsii [Cooperation of authorities and business in education as a factor in countering corruption] II Uchenye zapiski. - № 1 (1). - P. 36- 37. (In Russ.)

5. Kozlova, N.N., Gavrikov, V.P. (2017) Obshchestvennaia palata Tverskoi oblasti kak sub"ekt sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia regiona [Public Chamber of the Tver region as a subject of socioeconomic development of the region] II Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management], -№3.-P. 127- 138. (InRuss.)

6. Kozlova, N.N., Rassadin, S.V. (2013) Diskursivnye effekty modernizatsii: «zhenskii vopros» kak mekhanizm integratsii zhenshchin v obshchestvo moderna [Discursive Effects of Modernization: The "Women's Question" as a Mechanism for the Integration of Women in the Modern Society] //Vlast' [The Power], - № 12. - P. 40- 44. (In Russ.)

7. Krasin, lu.A. (2005) Publichnaia sfera i publichnaia politika v rossiiskom izmerenii [Public sphere and public policy in the Russian dimension] II Publichnaia politika v Rossii [Public Policy in Russia], - M.: Al'pina Biznes Buks. - P. 358. (In Russ.)

8. Mandel'brot, B. (2002) Fraktal'naia geometriia Prirody [Fractal geometry of Nature], - M.: Institut komp'iuternykh issledovanii. - S. 666. (In Russ.)

9. Rimskii, V.L., Sungurov, A.lu. (2002) Rossiiskie tsentry publichnoi politiki: opyt i perspektivy [Russian centers of public policy: experience and perspectives] II Polis. Politicheskie issledovaniia [POLIS. Political Studies], - № 6. - P. 143- 150. (In Russ.)

10. Sungurov, A. lu. Publichnaia politika kak pole vzaimodeistviia i kak protsess priniatiia reshenii [Public policy as a field of interaction and as a decision-making process], - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_publ_pol_kak.pdf. (In Russ.)

H.Shmatko, N.A. (2001) Fenomen publichnoi politiki [Phenomenon of public policy] II Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studies], - № 7. - P. 106 -112. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.