Научная статья на тему 'Формирование аксидентальной компетентности студентов в процессе физического воспитания'

Формирование аксидентальной компетентности студентов в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ОПАСНОСТИ / АКСИДЕНТАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ABILITY TO OVERCOME THE DANGERS AKSIDENTALNAYA COMPETENCE / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоев В. В., Верхорубова О. В., Елисеев С. А.

В статье представлены результаты теоретических и эмпирических исследований аксидентальной компетентности. Определены педагогические условия формирования аксидентальной компетентности студентов в условиях вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоев В. В., Верхорубова О. В., Елисеев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation aksidentalnoy competence of students in physical education

The results of theoretical and empirical research aksidentalnoy competence. Pedagogical conditions of formation aksidentalnoy competence of students in high school

Текст научной работы на тему «Формирование аксидентальной компетентности студентов в процессе физического воспитания»

УДК 378.147 + 796.071.5

ФОРМИРОВАНИЕ АКСИДЕНТАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В.В.Сысоев, О.В. Верхорубова

В статье представлены результаты теоретических и эмпирических исследований аксидентальной компетентности. Определены педагогические условия формирования аксидентальной компетентности студентов в условиях вуза.

Ключевые слова: способности к преодолению опасности, аксидентальная компетентность, физическое воспитание

Проблема обеспечения безопасности человека была актуальна всегда. Трудами многих исследователей внесен значительный вклад в решение проблем безопасности, созданы существенные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей.

Специалисты разных научных направлений отмечают, что система образования призвана обеспечить воспитание личности, не только хорошо знакомой с современными проблемами безопасности, но и умеющей их разумно решать, сочетая личные и общественные интересы. От успешности решения данной проблемы в период обучения в вузе во многом зависит качество профессиональной подготовки студента.

Особый интерес для педагогической науки и образовательной практики, с позиций нашего исследования, представляет концепция «аксидентальных способностей - как способностей к преодолению опасности в любом виде деятельности» [1]. Идеи С.А. Елисеева развивать аксидентальные способности посредством спортивной тренировки являются весьма ценными в плане решения проблемы формирования аксидентальной компетентности студентов.

Анализ научных источников в области теории компетентностного образования показал, что под «компетентностью» большинство исследователей понимают интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях профессиональной сферы.

Большинство ученых рассматривают «компетентность» как способность (готовность) личности к той или иной деятельности, как процесс и результат педагогической деятельности. Понятия «компетентность» и «готовность» достаточно близкие, но они не тождественны, как не тождественны внутренний потенциал и его реальное воплощение (Ж.Б. Кармазина). Если готовность - это некая характеристика потенциального состояния (В.А. Крутецкий), то компетентность может выявиться только в конкретной деятельности, «воплотившись из внутреннего во внешнее» (И.А. Зимняя).

«Готовность» - понятие более широкое, чем понятие «способность». Способности, как имеющие отношение к успешности деятельности, включаются в характеристику готовности субъекта к выполнению деятельности. Но в нее входят не только способности, а еще ряд психологических особенностей, которые можно рассматривать в качестве общих психологических условий успешного выполнения деятельности. К ним относятся: интерес; положительная мотивация; психическое и физическое состояние в момент выполнения деятельности; отдельные черты личности, такие, как установки, характер, ценности и др.; необходимые знания, навыки и умения (М.К. Акимова, К.М. Гуревич).

Аксидентальные компетенции, на наш взгляд, можно отнести к ключевым компетенциям (компетентностям), которые по мнению И.А. Зимней, «проявляются во всех сферах жизнедеятельности человека, обеспечивая полноценность его социального и профессионального бытия» [2].

Аналогичную точку зрения мы встретили в статье Е.Р. Абдулиной [3], которой был проведен анализ места компетентности в области безопасности в общей структуре компетентности. Автор считает, что компетентность в области обеспечения безопасности деятельности можно отнести к каждой из ключевых компетентностей. Она проявляется в виде соблюдения определенных правил, обеспечивающих безопасное поведение и деятельность человека в обществе, в профессиональной (учебной деятельности), при взаимодействии с другими людьми. Компетентность в области безопасности, по мнению Е.Р. Абдулиной, характеризуется тем, что она:

- сложно организована;

- переносима из одной предметной области в другую;

- является характеристикой практической деятельности;

- отражает уровень достижений;

- может быть иерархизирована по уровням.

Исследование содержательного наполнения понятия «аксидентальная компетентность» в литературе привело нас к заключению о наибольшем соответствии ему понятий:

- «аксидентальные способности» - способности к преодолению опасности в любом виде деятельности» (С.А. Елисеев);

- «экстремальная профессиональная компетентность» [4], т.е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов (А.К. Маркова);

- «компетентность в области безопасности» (Е.Р. Абдулина);

-«компетенции личностного самосовершенствования» (А.В. Хуторской);

- «готовность к деятельности в ситуации опасности» (В.И. Лебедев, В.А. Сидоркин, М.И. Дъяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко).

Таким образом, анализ литературы позволяет нам рассматривать аксидентальную компетентность студентов как интегративное образование, предполагающее синтез:

- знаний в области безопасности и способов ее обеспечения;

- способности предвидеть потенциальную опасность;

- умений в ситуациях опасности принимать оптимальные решения и действовать;

- владение навыками и приемами обеспечения личной безопасности.

Под аксидентальной компетенцией мы понимаем способности личности к обеспечению безопасности деятельности.

Аксидентальные компетенции являются интегративным качеством, позволяющим специалисту мобилизовать свой комплексный личностный ресурс (знания, умения, опыт, физические кондиции, здоровье и т.д.) и успешно реализовать его для обеспечения безопасной деятельности в профессиональной сфере и жизни. Аксидентальная компетентность - результат подготовки студентов, выраженный в уровне аксидентальных компетенций, интегральная характеристика безопасной личности выпускника-специалиста.

Важной особенностью проблемы формирования аксидентальной компетентности у студентов является ее междисциплинарность, то есть для ее разработки необходима интеграция знаний в области психологии, педагогики, безопасности жизнедеятельности, теории и методики физического воспитания и спорта, физиологии, социологии и др.

Мы полагаем, что именно в процессе физического воспитания удобнее всего создать педагогические условия для формирования аксидентальных способностей личности путем моделирования опасных и экстремальных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством специально подобранных физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов.

Анализ имеющегося опыта показывает, что физическая культура представляет исключительно разностороннее явление, феномен, который всегда занимал важное место в жизни людей. Одним из решающих условий безопасности был и остается высокий уровень общей работоспособности, базирующийся на крепком здоровье и нормальном физическом развитии человека (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, М.А. Котик, Л.П. Матвеев и др.). Физические упражнения во все времена применялись для подготовки подрастающих поколений к жизни, труду и защите от врагов (Н.И. Пономарев, М.С. Коган, Л. Кун, П.Ф. Лесгафт, М.О. Косвен, В.В. Столбов, А.В. Суворов, А.А. Чалов-Шиман и др.). Физкультурная (особенно соревновательная) деятельность, по существу - почти целиком процесс преодоления разнообразных проблем и препятствий различной степени трудности, а, следовательно, побуждает человека приобретать опыт их решения. Она требует проявления надежности действий, умений управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Так, например, по мнению Ю.Ф. Курамшина, физическая культура и спорт - это «своего рода лаборатория (или полигон), где моделируются, изучается и раскрывается возможность деятельности человека в экстремальных условиях» [5]. Однако отметим, что никакое моделирование не заменяет реальной ситуации опасности. Вместе с тем, обучить студентов, сформировать у них способность пойти на риск в экстремальной ситуации, обеспечивая при этом, успешность и безопасность деятельности можно. Кроме того, все ситуации в спортивной деятельности не предусмотришь, поэтому студент должен решить возникшую задачу «с места», без заранее заготовленных решений. Большая часть таких решений актуальна «здесь и сейчас», времени на их проверку нет, поскольку через несколько мгновений потребуются уже другие действия.

С целью изучения состояния вопроса сформированности аксидентальной компетентности студентов нами было проведено исследование на базе вузов г. Брянска (БГУ, БГИТА, БФ МПСУ, БФ РГСУ). Всего было задействовано 1068 студентов, образующих контрольную и экспериментальную группы. Отметим, что в данной статье, отражена лишь часть проведенной работы, а именно исследование аксидентальных способностей методом самооценки, который «является важным не только в научном, но и практическом отношении» [1, С.151].

Для выявления исходного уровня сформированности аксидентальных способностей у студентов 1-х курсов мы использовали «аксидент-тест» рекомендованный С.А. Елисеевым [1]. Опросник достаточно валиден, что подтверждается корреляцией 0.36 на однопроцентном уровне значимости с безопасной деятельностью.

Результаты опроса в процентном соотношении приведены в нижеизложенной таблице № 1.

Таблица 1

Результаты опроса студентов по определению общего уровня развития аксидентальных

способностей (n = 1068, в %)

Выборка Аксидентальные способности

Низкий Средний Высокий Очень высокий

Экспериментальная 22% 43% 24% 11%

Контрольная 20% 49% 21% 10%

Из таблицы видно, что нет значительных отличий в уровнях сформированности аксидентальных способностей в экспериментальной и контрольной группах в начале исследования. В экспериментальной и контрольной выборках преобладает средний уровень аксидентальных способностей - 43% и 49% соответственно. Высокий уровень аксидентальных способностей у 24% экспериментальной и 21% контрольной групп испытуемых. Примерно одинаковые по численности группы опрошенных демонстрируют низкий уровень -22% экспериментальной и 20 % контрольной групп студентов. Очень высокий уровень аксидентальных способностей имеют 11 % студентов экспериментальной выборки и 10 % контрольной выборки. Студентов с совсем не развитым уровнем аксидентальных способностей, по результатам самооценки - нет.

Таким образом, анализ полученных данных по результатам «аксидент-теста» дает основание для предположения о том, что уровень развития аксидентальных способностей у студентов недостаточен для обеспечения безопасности деятельности. В этой связи, особый интерес для педагогической науки и образовательной практики представляет процесс формирования аксидентальной компетентности студентов средствами физической тренировки.

Согласно нашим представлениям, аксидентальную компетентность можно успешно формировать, если создать следующие педагогические условия:

- актуализация и развитие аксидентальных способностей студента как жизненно необходимых качеств его личности;

- оптимизация физкультурного образования путем определения, подбора и включения в учебный процесс наиболее эффективных методов, подходов и приемов преподавания, приемлемых в условиях вуза и отражающих прикладной характер и целенаправленность специфических педагогических воздействий, связанных с проявлением у студентов компетенций в области обеспечения личной безопасности;

- организация внеаудиторной работы по физической подготовке со студентами в вузе, эффективно влияющей на формирование аксидентальных компетенций;

- ориентация учебно-тренировочных занятий на укрепление и активизацию резервных возможностей организма, закаливание, формирование умений и навыков самостоятельно развивать аксидентальные способности средствами физической тренировки;

- стимулирование, корректировка и контроль процесса формирования у студентов аксидентальной компетентности.

The results of theoretical and empirical research aksidentalnoy competence. Pedagogical conditions of formation aksidentalnoy competence of students in high school.

The key words: ability to overcome the dangers aksidentalnaya competence, physical education.

Список литературы:

1. Елисеев С.А. Психология аксидентальных способностей в процессе профессиональной

деятельности: Дисс. ...д.психол.н. Брянск, 1998.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Абдулина Е.Р. Системный подход к формированию компетентности в области безопасности жизнедеятельности // В сб. науч. трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки», 2007. №5.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М., 1996.-308 с.

5. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.- 3-е изд., стереотип.-М.: Советский спорт, 2007.-464 с.

Formation aksidentalnoy competence of students in physical education

V.V. Sysoev, O.V. Verhorubova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.