Научная статья на тему 'Формирование академической грамотности студентов: опыт факультета государственного управления'

Формирование академической грамотности студентов: опыт факультета государственного управления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
399
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ACADEMIC LITERACY / CRITICAL THINKING / INTERDISCIPLINARY APPROACH / GREAT BOOKS COURSE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Миронов Евгений Владимирович

Рассматривается опыт факультета государственного управления РАНХиГС по созданию системы подготовки, обеспечивающей развитие универсальных интеллектуальных компетенций и академической грамотности студентов управленческих специальностей. Элементами этой системы являются междисциплинарные курсы, такие как «Введение в критическое мышление» и «Great Books», тьюторские занятия и взаимодействие преподавателей различных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing students’ academic literacy at the faculty of public administration

The author describes the experience accumulated by the Faculty of Public Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration in creating a system of developing students’ intellectual competences and academic literacy skills. The key elements of the system are interdisciplinary courses, such as “Introduction to Critical Thinking” and “Great Books”, tutorials for students and collaboration among teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование академической грамотности студентов: опыт факультета государственного управления»

Академическое письмо

lOl

Е.В. МИРОНОВ, канд. истор. наук РАНХиГС при Президенте РФ

Формирование академической грамотности студентов: опыт факультета государственного управления

Рассматривается опыт факультета государственного управления РАНХиГС по созданию системы подготовки, обеспечивающей развитие универсальных интеллектуальных компетенций и академической грамотности студентов управленческих специальностей. Элементами этой системы являются междисциплинарные курсы, такие как «Введение в критическое мышление » и «Great Books », тьюторские занятия и взаимодействие преподавателей различных дисциплин.

Ключевые слова: академическаяграмотность, критическое мышление, междисциплинарное взаимодействие

Факультет государственного управления был создан в 2008 г. в Академии народного хозяйства (ныне - Академия народного хозяйства и государственной службы) группой профессиональных гуманитариев, представлявших различные междисциплинарные сферы проектной и исследовательской работы (первоначально группа состояла из А.Л. Зорина, С.Э. Зуева и В.Л. Глазычева). И руководство Академии, и сами основатели изначально рассматривали факультет как будущий center of excellence, территорию эксперимента, поиска новых решений и подходов к планированию и реализации образовательных программ. Такое видение целей и задач факультета предопределило логику обсуждения всех аспектов его будущего функционирования - от миссии до деталей учебного плана. Видение будущего факультета базировалось на личном, зачастую уникальном опыте интеллектуальной и практической деятельности основателей. Рефлексия этого опыта и понимание необходимости ответить на явно обозначившийся запрос на подготовку нового типа управленца позволили команде разработчиков сформировать требующийся образ выпускника. Его ключевыми качествами являются способность к самостоятельной постановке исследовательских и

проектных задач, поиску, систематизации и критическому отбору необходимых для этого знаний; умение видеть любую управленческую задачу или проект в широком гуманитарном и социальном контексте (включающем исторический опыт решения подобных задач, социокультурные ограничения принятия политических и управленческих решений и т.п.), решать коммуникативные задачи, в том числе в поликуль-турном пространстве [1].

Очевидно, что речь в данном случае идет не о профессиональных навыках, но о практически универсальных интеллектуальных компетенциях, обеспечивающих выпускнику факультета возможность быстро и эффективно адаптироваться к меняющимся условиям рынка труда, развивать и применять лидерские качества и брать на себя ответственность за управление изменениями как при решении профессиональных задач, так и при построении собственной жизни.

Конференции и семинары специалистов по высшему и среднему образованию обычно подтверждают единство интуитивного понимания этого специфического типа компетенций и ощущение его приоритетной важности, обусловленной рядом разно-масштабныхпроцессов (от глобализации и развития информационных сетей до недо-

102 Высшее образование в России • № 7, 2013

статочности ЕГЭ в качестве «входного билета» в вуз). Одновременно становится явной чрезвычайная терминологическая разобщенность в осмыслении и решении тео-ретическихи, возможно в еще большей степени, практических вопросов, связанных с наработкой этих компетенций в ходе обучения. Здесь речь идет об опыте практического воплощения намеченной идеальной конструкции, причем прежде всего - на уровне бакалаврского образования. В этой связи в качестве понятия, интегрирующего довольно разнообразные цели и задачи, стоящие перед коллективом факультета, можно говорить об академической грамотности студентов [2].

Так же как в случае с «обычной » языковой грамотностью, здесь, во-первых, предполагается владение инструментарием и правилами, применимыми в любых ситуациях, где требуется целенаправленное и осмысленное действие (к примеру, есть общие правила, касающиеся грамотного написания текстов по-русски или по-английски), и, во-вторых, умение осознанно менять (а если надо, и нарушать) правила в зависимости от контекста их употребления (пользуясь языковой аналогией, уметь писать и научную статью, и стихотворение).

Мы исходим из того, что «грамматика» интеллектуальной деятельности должна быть эксплицирована и предъявлена студенту. При этом, например, разговор о логических правилах или приемах интерпретации текста, важный сам по себе, выполняет и ценностно более высокую задачу -помочь вчерашнему школьнику осознать наличие специфической сферы интеллектуальной работы как области, внутри которой возможно и необходимо совершенствоваться. На уровне практической реализации это означает введение в учебную программу специальных занятий, посвященных междисциплинарным и метапред-метным проблемам познания и деятельности. В частности, на факультете разработа-

ны и реализуются курсы «Введение в критическое мышление » и «Проектные мастерские». Слово «курсы» в данном случае должно быть взято в кавычки, поскольку речь идет о системе тренингов, семинаров, практик и индивидуальной работы, нередко сильно отличающейся от стандартов традиционного академического преподавания.

Последний момент стоит подчеркнуть специально. «Грамотность» - это не столько то, что студент выучивает, и даже не столько то, что он применяет в учебных ситуациях, - это прежде всего состояние, в котором он должен находиться постоянно. Таким образом, не только программа в целом и не только специальный курс, но и каждое отдельное занятие должны стать опытом моделирования подобного состояния. Преподаватели стремятся найти баланс между передачей знаний (задача необходимая и одновременно рискованная в связи с быстрым устареванием даже грамматически базовых знаний) и совместным проживанием поиска и открытия. В определённом смысле такая роль напоминает играющего тренера в командных видах спорта. Для факультета это означает, в первую очередь, ключевую роль открытых вопросов в построении занятий, совместное прочтение не только классических, но и современных текстов, анализ процессов и явлений, далеких от завершенности, доминирование эссе и презентаций в качестве форм текущей и отчетной работы студентов. Мы стремимся, чтобы такой стиль преподавания распространился на все предметы, однако в качестве примера изначального построения курса по этой модели можно назвать «Культуру устной и письменной речи ». Фактически он посвящен технологиям интерпретации текстов различного типа (художественных, публицистических, научных) и создания собственных текстов различных жанров. Данный курс ориентирован на русскоязычные тексты, однако аналогичные задачи ставятся и перед курсами иностран-

Академическое письмо

103

ных языков. Кроме того, в этом году на факультете впервые проводится эксперимент по внедрению курса академического письма на русском языке по западной модели. Таким образом, курсы, направленные на развитие академического чтения и письма как на русском, так и на иностранном (прежде всего английском) языке вза-имодополняют друг друга и позволяют формировать ключевые умения академической грамотности комплексно, «объемно », что вполне соответствует новой международной концепции грамотности [3].

Работа с текстом является ярким примером интеграции русско- и иноязычных предметов, но в целом экспликация зоны академической грамотности может работать только в случае поддержки соответствующих задач на занятиях по традиционным дисциплинам. Это делает взаимодействие внутри команды преподавателей условием эффективности программы. Фактически каждый преподаватель должен видеть программу «насквозь» независимо от того, насколько узкой и специальной задачей он занят на данном семинаре или в данном курсе. В этом смысле работа на факультете идет в трех направлениях.

Во-первых, мы стремимся к тому, чтобы большинство преподавателей не только вели «свои» предметы, соответствующие их научному или практическому бэкграунду, но и были задействованы в метапредмет-ных «курсах». Это создает для преподавателей особое кросс-предметное пространство, в котором они могут (и которое провоцирует их) делиться со студентами собственным опытом наработки и применения академической грамотности в разных областях знания и практики. Опыт такого взаимодействия вдохновляет многих преподавателей менять подходы к преподаванию профессиональных предметов. Таким образом, программная интеграция происходит через опыт каждого конкретного преподавателя.

Во-вторых, на факультете введена тью-

торская служба. За тьютором закреплена небольшая (до семи человек) группа студентов, с которыми он работает как с минигруппой, а зачастую и индивидуально. Помимо некоторых организационными административных обязанностей, тьютор выполняет функцию наставника и даже, пользуясь модным термином, «коуча», помогающего студенту сформировать индивидуальное видение будущего, осознать место образования в этом видении и научиться принимать решения, продвигающие к поставленной цели. Тьютор формирует и поддерживает потребность студента время от времени взглянуть на программу «с высоты птичьего полета », поверх предметных границ, понять, что в многообразии получаемых навыков и знаний ценно лично для него. Задачи тьютора, таким образом, выходят за академические рамки. Но осознанию студентом учебного процесса как индивидуально значимого проекта мы уделяем специальное внимание, в частности на курсе «Образовательноеориентирование», заменившем традиционное «Введение в специальность ».

В-третьих, подлинная академическая грамотность, как и грамотность в общем смысле слова, невозможна без знакомства с образцами применения соответствующего языка признанными мастерами. С этой целью в программу введен «сквозной» четырехлетний курс Great Books, на котором студенты читают классические для современных гуманитарных и социальных наук тексты. Важно, что в отличие от предметных семинаров, где изучаются небольшие по объему произведения (как правило, статьи) или фрагменты работ, обращение к «великимкнигам» предполагает обязательное прочтение целого текста. На предметных семинарах богатство смыслов и контекстов вынужденно редуцируется до нескольких тезисов, значимых для обсуждаемой темы. На занятиях же по Great Books разговор идет не от отдельной темы, а от текста и призван формировать навы-

104 Высшее образование в России • № 7, 2013

ки реконструкции, анализа и критики максимально широкого спектра идей, способов постановки и решения проблем.

Выше описаны лишь первые шаги факультета государственного управления РАНХиГС в направлении создания модели развития академической грамотности студентов. При этом целый ряд вопросов, как, например, оценивание результатов описанных выше курсов, требует дальнейшего изучения и обсуждения.

Литература

1. Факультет государственного управления

РАНХиГС при Президенте РФ. URL: http:// fgu.rane.ru/ru/

2. Короткина И.Б. Академическое письмо: на

пути к концептуальному единству // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 136-142.

3. Literacy in 3D: An integrated perspective in

theory and practice / Green B., Beavis C. (Eds.). ACER Press, 2012.

Academic Writing: e. С. ОСТРОВСКАЯ, доцент концепция и практика

О.В. ВЫШЕГОРОДЦЕВА, доцент г

НИУ Высшая школа экономики

академического письма на английском языке

В статье рассматривается место академического письма на английском языке в системе дисциплин и учебном плане филологического факультета, обсуждаются принципы построения такого курса и возможные пути и проблемы в его реализации. В качестве «кейса » рассматривается курс академического письма на английском языке, читаемый на факультете филологии НИУ ВШЭ.

Ключевые слова: академическое письмо, academic writing, иностранный язык, английский язык, ESL (English as a Second Language)

Появление предмета «академическое письмо » в учебных планах отечественных университетов - примета изменений, которые происходят в российском образовании. И неудивительно, что дискуссия об академическом письме, развернувшаяся на страницах журнала «Высшее образование в России » начиная с 2011 гг., в немалой степени посвящена проблемам и перспективам образования в целом, а не только концепции и тонкостям преподавания конкретного предмета. Academic Writing, или «академическое письмо » на английском языке, вызывает гораздо меньше интереса и споров. Как правило, эта программа вообще не соотносится с концепцией образования, а рассматривается как одна из вспомогательных дисциплин, фигурирующихпод общим названием «английский язык» -в представлении преподавателей специальных предметов вещь полезная, но сугубо вспомогательная. Предлагаемая нами стратегия, задуманная и реализуемая на факультете филологии НИУ ВШЭ, предполагает принципиально иную роль данного курса, а во многом, соответственно, и его наполнение: Academic Writing принадлежит к числу дисциплин, составляющих концептуальное ядро учебного плана. Наша статья преследует двойную цель: во-первых, сформулировать концепцию академического письма на английском языке как дисциплины профессионального цикла; во-вторых, поделиться своими практическими соображениями по преподаванию этой дисциплины. Статья написана двумя авторами, что в данном случае означает содержательное и концептуальное, но не формальное единство (раздел «Курс “Академическое письмо (английский язык) / Academic Writing”» написан О.В. Вышегородцевой, а остальные разделы - Е.С. Островской).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.