Научная статья на тему 'Формирование агропромышленного кластера в Республике Мордовии как способ повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства региона'

Формирование агропромышленного кластера в Республике Мордовии как способ повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
185
91
Поделиться
Ключевые слова
КЛАСТЕР / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Филиппова Наталья Алексеевна, Учайкина Евгения Владимировна

В статье рассмотрен процесс создания агропромышленного кластера на территории Республики Мордовии в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовии до 2025 г. Определена процедура и выделены этапы формирования кластера агропромышленного типа. Показано, что при создании агропромышленного кластера произойдёт уменьшение общей суммы налоговых платежей за счёт льгот, предусмотренных для участников кластера. Обоснована необходимость льготного налогообложения участников кластерной структуры, в том числе отмена обязанности уплачивать земельный, транспортный и налог на имущество в течение 5 лет с момента начала деятельности.

The article is focused on the process of agro-industrial cluster creation on the territory of the Mordovia Republic, in conformity with the Strategy of Socio-Economic Development of the Republic of Mordovia before 2025. The procedure of the agro-industrial cluster formation has been determined and the stages of its creation have been assigned. It is shown that in the process of the agro-industrial cluster development the total amount of tax payments is to be reduced at the expense of privileges provided for the cluster participants. The necessity of preferential taxation for the participants of the cluster structure, including the abolition of the liability, to pay the land tax, transport and estate taxes during 5 years from the moment of starting its activities has been substantiated.

Текст научной работы на тему «Формирование агропромышленного кластера в Республике Мордовии как способ повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства региона»

Формирование агропромышленного кластера в Республике Мордовии как способ повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства региона

Н.А. Филиппова, д.э.н., профессор,

Е.В. Учайкина, аспирантка, ФГБОУ ВПО Мордовский ГУ

Агропромышленный комплекс является одной из основополагающих совокупностей отраслей рыночной экономики Республики Мордовии, устойчивое развитие которого напрямую связано с повышением уровня его инвестиционной привлекательности. Анализ тенденций экономического развития сельскохозяйственных товаропроизводителей показал, что агропромышленный комплекс в Республике Мордовии, как и в Российской Федерации, является малоприбыльным и малопривлекательным объектом для целей инвестирования. Отсутствие интереса у иностранных вкладчиков в инвестирование сельского хозяйства объясняется низкой рентабельностью, закредитованностью отрасли, постоянным недостатком собственных оборотных средств, а также отсутствием ликвидного залогового имущества. Дефицит необходимого инвестиционного обеспечения отрасли тормозит её экономическое развитие и обусловливает необходимость разрешения данной проблемы в целях дальнейшего совершенствования АПК.

На наш взгляд, наиболее эффективным направлением повышения инвестиционной привлекательности АПК РФ является его кластеризация. Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что на данный момент времени учёными уже наработана достаточная теоретическая база в отношении термина «кластер».

Так, Д.А. Ялов определяет кластер как сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания прибавочной стоимости [1].

По мнению В.П. Третьяка, термин «кластер» указывает на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняемых товаров совместными усилиями.

С точки зрения Т.В. Миролюбовой, кластер — это сеть независимых компаний (поставщиков, производителей и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), локализованных в определённом районе и взаимосвязанных между собой посредством цепочки добавления стоимости, осуществляющих экспорт своих товаров или услуг потребителям за пределы региона.

Т.Ю. Ковалева обозначает региональный кластер как группу территориально локализованных внутри региона, взаимосвязанных предприятий, поставщиков ресурсов, специализированных услуг и технологий, научно-исследовательских центров, институтов и других организаций, составляющих цепочку создания стоимости, действующих в смежных отраслях или сферах и усиливающих конкурентные преимущества друг друга и кластера в целом [2].

Критическая оценка данных трактовок позволила выявить основные признаки, характерные для кластерных структур, на основании которых мы представили следующее определение агропромышленного кластера.

На наш взгляд, под агропромышленным кластером необходимо понимать объединение агропромышленных предприятий на основе общности производственно-сбытовой деятельности на конкурентных началах с целью повышения конкурентоспособности производимой продукции

и формирования их инвестиционной привлекательности.

При этом основными признаками агропромышленного кластера выступают:

— концентрация географически соседствующих и взаимосвязанных предприятий при наличии крупного предприятия-интегратора, определяющего стратегию развития отрасли;

— наличие устойчивых хозяйственных связей между предприятиями;

— общность производимой, в частности сельскохозяйственной, продукции;

— наличие конкуренции и кооперации между участниками кластера;

— синергетический эффект от взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью выпуска продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

Рассмотрим процесс создания агропромышленного кластера на территории Республики Мордовии в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовии до 2025 г. Так, инициаторами создания кластера являются муниципальные органы власти. Процесс юридического оформления кластера на данном этапе представлен на рисунке 1.

В соответствии с данной схемой сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны подать заявку на присвоение статуса «кластер муниципального уровня агропромышленного типа» на конкурсную комиссию в министерство экономики Республики Мордовии. При этом обязательным условием конкурса является использование агропромышленными предприятиями инноваций при разработке и реализации планируемых инвестиционных проектов.

После проверки полноты и правильности пакета документов и согласования его с другими государственными структурами проводится конкурс на присвоение сельскохозяйственным предприятиям статуса «кластер муниципального уровня агропромышленного типа».

Мы предлагаем объединение ОАО «Птицефабрика «Атемарская», ОАО «Ромодановосахар» и ОАО «Консервный завод «Саранский» в кластерную структуру, схема которой представлена на рисунке 2.

Объединение данных предприятий в кластер агропромышленного типа должно происходить в соответствии с предложенными в таблице 1 этапами.

Грамотный подход к проведению данных мероприятий на каждом этапе формирования муниципального кластера позволит укрепить аграрный сектор экономики Республики Мордовии, ускорит его развитие путём повышения инвестиционной привлекательности и снятия социальной напряжённости за счёт создания дополнительных рабочих мест.

Кроме того, положительные результаты развития АПК будут достигнуты за счёт введения льготного налогообложения для участников кластерной структуры. Так, необходимо отметить, что налогообложение кластера будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации по налогам и сборам. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители, входящие в состав агропромышленного кластера, обязаны уплачивать все установленные на территории России налоги и сборы [3]. Однако данной группе налогоплательщиков будет предоставляться ряд налоговых льгот, указанных в таблице 2.

Решение главы муниципального образования об участии в конкурсе на присвоение муниципальному образованию статуса «кластер муниципального уровня агропромышленного типа»

Подача пакета необходимых документов в министерство экономики Республики Мордовии

Проверка полноты и правильности пакета поданных документов и согласование его с другими государственными структурами

Организация и проведение конкурса на присвоение сельскохозяйственным предприятиям статуса «кластер муниципального уровня агропромышленного типа»

Присвоение статуса «кластер муниципального уровня агропромышленного типа»

Рис. 1 - Процедура присвоения статуса кластера агропромышленного типа для сельскохозяйственных предприятий

Государственные органы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РМ Министерство экономики РМ

Управляющий центр агропромышленного кластера (УЦАК)

Рис. 2 - Схема функционирования кластера агропромышленного типа в РМ

1. Этапы формирования агропромышленного кластера

Мероприятия Содержание Задачи

I этап

Отбор предприятий, входящих в состав кластера: - предприятия, образующие ядро кластера; - прочие предприятия, входящие в состав кластера; - подготовка квалифицированных специалистов птицефабрика, сахарный завод, перерабатывающие предприятия, комбикормовые компании; предприятия-поставщики энергоснабжения, транспорта, связи, банки и другие финансовые структуры; НИИ МГУ им. Н.П. Огарёва, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, СКИ РУК определение уровня их взаимосвязанности в целях создания кластера; обеспечение инфраструктуры и соответствующих услуг; подбор и обучение специалистов в области сельского хозяйства

II этап

Установление принципов организации деятельности - юридическая независимость; - единство стратегии и цели; - единая корпоративная культура кластера; - интеграция получение высоких результатов деятельности, путём интеграции при сохранении юридической независимости участников кластера

III этап

Разработка основных положений функционирования кластера - договорная система взаимодействия предприятий; - соглашение о направлениях и видах стратегии кластера распределение и координация производственно-хозяйственных функций; определение возможности и необходимости передачи части этих функций другим участникам кластера

IV этап

Разработка структуры взаимозависимо сти и взаимосвязанности предприятий - разработка технологических связей; - уточнение и установление единой инфраструктуры и базы для реализации маркетинговой политики формирование критериев принятия и выхода предприятия в кластерную структуру, определение последствий выхода предприятия из кластера, определение состава санкций за нарушение политики кластера

V этап

Кадровое обеспечение сельскохозяйственных организаций - наличие кфалифицированных кадров на предприятиях кластера; - расчёт трудоёмкости основных видов работ обеспечение квалифицированными специалистами

2. Состав налоговых льгот и преференций, предоставляемых участникам муниципального кластера агропромышленного типа

Налог Налоговые льготы и преференции

для сельхозорганизаций, уплачивающих ЕСХН для сельхозорганизаций, применяющих общую систему налогообложения для предприятий АПК, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции

На прибыль освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ ставка в размере 0% в отношении деятельности, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции до 2015 г. ставка в размере 4,5% в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в течение пяти лет

На имущество организаций освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество в соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, учитываемого на балансе организации в течение пяти лет с момента постановки на учёт указанного имущества

Транспортный освобождаются от обязанности по уплате транспортного налога в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе предприятий кластера в течение пяти лет с момента постановки транспортных средств на учёт

Земельный освобождаются от обязанности по уплате земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории участников кластера, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок

ЕСХН в соответствии с НК РФ не являются плательщиками ЕСХН

Страховые взносы применяются пониженные тарифы в Пенсионный фонд для организаций, входящих в состав кластера

Кроме представления участникам кластера возможности использования данных льгот государство обязано оказывать финансовую поддержку за счёт средств федерального и регионального бюджетов путём субсидирования процентной ставки и предоставления субсидий. А при создании агропромышленного кластера произойдёт уменьшение общей суммы налоговых платежей за счёт льгот, предусмотренных для участников кластера, в виде отмены обязанности уплачивать земельный, транспортный и налог на имущество в течение пяти лет с момента начала деятельности. В результате данной экономии предприятия смогут нарастить объёмы производства продукции и использовать при этом инновационные технологии.

Таким образом, формирование и функционирование кластера агропромышленного типа в Республике Мордовии позволит усилить кооперацию между предприятиями, формирующими цепочку добавленной стоимости, и осуществить технологическую модернизацию оборудования на них. Аккумулирование финансовых, технологических, инновационных и трудовых ресурсов предприя-

тий позволит повысить конкурентоспособность участников кластера, а созданная инновационная платформа обеспечит их устойчивое развитие не только на региональном, но и на внешнем рынке.

В целом внедрение кластерного подхода является непременным условием увеличения притока инвестиций в аграрный сектор экономики, что крайне необходимо для поддержки отрасли, поскольку именно развитие АПК является гарантией обеспечения продовольственной безопасности страны. При этом кластерный подход позволит не только оживить инвестиционную активность сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и приведёт к созданию предпосылок для их выхода на устойчивую траекторию экономического роста и развития.

Литература

1. Налоги и налогообложение: учебник для прикладного бакалавриата / под ред. Л.Я. Маршавиной, Л.А. Чайковской. М.: Издательство Юрайт, 2014. 503 с.

2. Иванова И.А. Оценка влияния налогов на формирование финансового результата сельскохозяйственного предприятия // Управленческий учёт. 2010. № 4. С. 84—90.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. М.: Эксмо. 2013. 784 с.