Научная статья Original article УДК 338
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_8_478
ФОРМИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ
КОМИ
FORMATION OF AN AGRO-INDUSTRIAL CLUSTER IN THE KOMI REPUBLIC
Ь й московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Л ЖУРНАЛ
Статья подготовлена в рамках государственного задания № FGMW-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер НИОКР 1021062411604-8-4.1.1 The article was prepared within the framework of the state task No. FGMW-2019-0051 under section X 10.1., subsection 139 of the Program of the FNI of State Academies for 2020, R&D
registration number 1021062411604-8-4.1.1 Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт агробиотехнологий им. А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар, audin@rambler.ru
Тарабукина Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт агробиотехнологий им.А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар, strekalovat@bk.ru
Облизов Алексей Валерьевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт агробиотехнологий им.А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар, oblizov_a@mail.ru
Yudin Andrey Alekseevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the A.V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies - a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar, audin@rambler.ru
Tarabukina Tatyana Vasilyevna, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the Institute of Agrobiotechnologies named after A.V. Zhuravsky - a separate division of the Federal
State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar, — strekalovat@bk.ru
Oblizov Alexey Valeryevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the Institute Agrobiotechnologies named after A.V. Zhuravsky - a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar, oblizov_a@mail.ru
Аннотация. В современных условиях одной из приоритетных отраслей экономики является агропромышленный комплекс, так как еще К. Маркс отмечал, что продукты питания - первое условие жизни производителей и производства в целом.
На сегодняшний день сельское хозяйство России оказалось не готово вступать в конкурентную борьбу с ведущими мировыми производителями сельхозпродукции, что в совокупности с необходимостью снижения поддержки сельского хозяйства со стороны государства повлияло негативным образом на экономическое положение сельхозтоваропроизводителей. Кроме того, необходимость импортозамещения продукции сельского хозяйства также невозможно удовлетворить в полной мере в связи низкой эффективностью производства в организациях агропромышленного комплекса.
Предприятия сельского хозяйства до сих пор осуществляют деятельность на устаревшем оборудовании, применяя упрощённые технологии, что не позволяет выпускать конкурентоспособный товар, несмотря на то что имеются перспективные научные исследования, осуществляемые НИИ и вузами аграрного профиля, результаты которых не всегда находят пути для внедрения в производство.
Исследованиями установлено, что сельхозтоваропроизводителям в настоящее время характерна низкая эффективность производства, рентабельность которых даже в высокоурожайные годы не превышает 25 %, не наблюдается роста производительности труда от ежегодного притока выпускников, поскольку они не спешат трудоустраиваться в организации сельского хозяйства, в связи со слабыми стимулами для работы по специальности и тяжёлыми условиями труда. Поэтому для формирования стратегии АПК Республики Коми необходимо учитывать инфраструктурные особенности, специфику демографических, природных, культурно-исторических и иных значимых региональных условий.
Abstract. In modern conditions, one of the priority sectors of the economy is the agro-industrial complex, since K. Marx noted that food is the first condition for the life of producers and production as a whole.
To date, Russian agriculture has not been ready to enter into competition with the world's leading producers of agricultural products, which, together with the need to reduce state support for agriculture, has negatively affected the economic situation of agricultural producers. In addition, it is also impossible to fully satisfy the need for import substitution of agricultural products due to low production efficiency in organizations of the agro-industrial complex.
Agricultural enterprises still operate on outdated equipment, using simplified technologies, which does not allow them to produce competitive goods, despite the fact that there are promising scientific research carried out by research institutes and universities of agricultural profile, the results of which do not always find ways to introduce into production.
Studies have found that agricultural producers are currently characterized by low production efficiency, the profitability of which does not exceed 25% even in high-yielding years, there is no increase in labor productivity from the annual influx of graduates, because they are in no hurry to get a job in the organization of agriculture, due to weak incentives for work in the specialty and difficult working conditions. Therefore, in order to form the strategy of the agro-industrial complex of the Komi Republic, it is necessary to take into account infrastructural features, the specifics of demographic, natural, cultural, historical and other significant regional conditions.
Ключевые слова: республика Коми, агропромышленный кластер, сельское хозяйство, АПК, модернизация
Keywords: Komi Republic, agro-industrial cluster, agriculture, agro-industrial complex, modernization
Формируя агропромышленный кластер необходимо учитывать и проблемы, выступающие в качестве демотиваторов [ 1]. К наиболее главным из них относятся:
— не достаточность в формировании государственной кластерной стратегии;
— отсутствие информационной прозрачности бизнеса, включая АПК;
— непонимание механизма взаимосвязи участников кластера и выгоды от сотрудничества каждого из них;
— перенятие опыта других регионов без организации четкой проработки вопроса, не учитывая возможности конкурентоспособности;
— проблемы инфраструктурного развития для решения совместных задач в области агропромышленного бизнеса;
— проблемы с выбором профиля кластера по причине имеющейся специализации участников кластера и их дифференциации по уровню развития;
— недостаточность доверительного отношения между участниками кластера;
— ограниченность в источниках поддержки для реализации технологических инноваций;
— качество человеческого капитала территории, где функционирует кластер;
— кредиты с высокими процентными ставками, не позволяющими проводить активную модернизацию материально-производственной базы;
— несовершенство механизма бюрократии, связанного с подготовкой различных документов, получением финансовых и кредитных ресурсов по различным программам поддержки;
— отсутствие реальных совместных проектов в связи с низкой инвестиционной активностью;
— низкий уровень качества жизни сельского населения;
— проблемы распределения финансовых ресурсов, которые получены от осуществления совместных проектов участниками агропромышленного кластера [2].
Рекомендованная миссия агропромышленного кластера: обеспечить население Республики Коми высококачественной, экологически чистой продукцией сельского хозяйства.
Стратегическая цель агропромышленного кластера Республики Коми состоит в повышении роли региона в системе агропромышленного производства страны посредством формирования конкурентоспособности продукции на российском и зарубежных рынках за счет эффективного взаимодействия предприятий АПК, научных учреждений и государственных органов [3].
Данная цель направлена на решения следующих задач:
— разработка тактики взаимодействия участников кластера, базирующейся на применении современных достижений науки и техники, а также обеспеченности высококвалифицированным персоналом;
— налаживание стратегического диалога с государственными органами с целью получать оперативные сведения относительно форм, видов поддержки, организации совместных мероприятий, ориентированных на формирование новых рабочих мест и обеспечение конкурентоспособности; повышение качества решений, принимаемых государственными органами с помощью дополнительной экспертизы со стороны кластера. Вместе с тем возрастет эффективность расходования средств бюджета за счет приоритизации
получателей поддержки со стороны государства (т.е. участников тех видов деятельности, имеющих максимальный потенциал развития), что является несомненно важным в условиях снижения расходов бюджета [4];
— формирование системы взаимоотношений с учебными заведениями с целью обеспечения персоналом, повышения квалификации и обучения работников, обеспечение эффективности цепочки: «образование - производство - переработка - реализация продукции» с целью увеличить производственные объемы продукции АПК;
— повышение инвестиционной привлекательности АПК региона, что позволит привлечь дополнительные источники финансирования деятельности, реализовать совместные инвестиционные проекты посредством формирования благоприятных условий в Республике Коми, развития кооперации, рационального использования материально-технической базы, логистических сетей [5];
— стимулирование создания субъектов малого и среднего бизнеса в области АПК;
— применение новых механизмов продвижения продукции участников кластера АПК на внешнем и внутреннем рынках;
— создание информационной платформы взаимодействия, включая создание и продвижение сайта агропромышленного кластера, что вызовет активный коммуникационный процесс и обеспечит принцип обратной связи;
— формирование дополнительных рабочих мест в сфере АПК;
— повышение уровня и качества жизни населения, которое проживает на территории функционирования агропромышленного кластера;
— трансфер знаний, формирование эффективной системы агроконсультирования по вопросам, связанным с использованием новых видов сырья, семенного материала, технологий производства и т.д.
Базовая стратегия развития агропромышленного кластера Республики Коми представлена на рисунке 1.
Миссия агропромышленного кластера - ооеспечнть население Респуолнки Коми высококачественной, экологически чистое продукцией сельского хозяйства
Цель агропромышленного кластера - повышение роли региона в системе агропромышленного производства страны посредством обеспечения конкурентных производимой продукции на российском н международном рынках за счет получения сннергетнческого эффекта от эффективного взаимодействия предприятий АПК, научных учреждений н государственных органов
- разработка тактики кластерного взаимодействия участников;
- налаживание стратегического диалога с государственными органами;
- формирование системы взаимоотношений с учебными заведениями:
- стимулирование создания субъектов малого и среднего бизнеса в сфере АПК;
- повышение инвестиционной привлекательности АПК региона;
- созданненн формацноннон платформы в з анмодей ствня;
- разработка механизмов продвижения продукции участников агропромышленного кластера на внутреннем н внешнем рынках:
Направления деятельности агропромышленного кластера: развн тн е государств енн о-частног о партнерств а; развитие земельного фонда региона (увеличение посевных площадей); своевременное качественное пополнение семенного фонда; инновационное развитие растениеводства н животноводства в регионе; повышение производительности труда, увеличение рабочих мест, повышение
создание инновационно-инвестиционных проектов по переработке сельскохозяйственной продукции с использованием современных экологически
создание предприятий полного цикла (от поля до прилавка);
развитие внутреннего рынка органической продукции, поддержка компаний
создание сайта агропромышленного кластера; создание эффективной системы агроконсуль тиров ання:
создание высокоэффективных логистических систем, транспортнологнстнческнх н ал ажнв анн е в регн оне прсн звод ств а сельскохозян ственн ой техн нкн.
Рисунок 1 - Базовая стратегия агропромышленного кластера
Достижение обозначенных целей приведет к необходимости изменений по направлениям:
1. Научно-техническая и технологическая политика, подготовка персонала. Основной задачей в сфере научно-технологического прогресса является переход к опережающим темпам разработки и освоения научно-технических решений в производстве АПК.
Для этого необходимо обеспечить сотрудничество предприятий-участников кластера и Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, Сыктывкарского лесного института (филиала) Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова [5].
А также целесообразно освоение новых форм объединения аграрной науки и образования, в том числе формирование научных лабораторий и отделов в высших учебных заведениях, а в научно-исследовательских учреждениях базовых кафедр, что выступит как важный фактор формирования инновационного сельского хозяйства.
2. Развитие социальной сферы села.
В современных условиях сельские территории развиваются неравномерно. Несмотря на рост АПК, уровень и качество жизни в сельской местности существенно отстают от жизни в городах, что способствует увеличению миграционного оттока сельского населения [6].
3. Земельные отношения.
Министерству сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми необходимо предоставить административную защиту особо ценных сельскохозяйственных территорий от использования для иных целей. Необходимо обеспечение эффективного использования земель Республики Коми, создание условий для формирования инфраструктуры, которые обеспечивают развитие рынка земли и недвижимости; активизация оборота сельскохозяйственных земель [7].
4. Размещение и специализация производства АПК.
Чтобы обеспечить полный учет места и роли каждого района Республики Коми в территориально-отраслевом разделении труда в производстве АПК необходима разработка Генеральной схемы размещения и специализации производства АПК [8].
5. Климатические условия.
Агроклиматическим условиям республики характерны региональные особенности. Лимитирующим фактором роста сельскохозяйственной продукции выступает теплообеспеченность, являющаяся основой агроклиматического районирования. Целесообразным является выведение новых сортов сельскохозяйственных культур, более приспособленных к климатическим условиям [9].
6. Институциональные преобразования.
Предполагается широкое развитие кооперативных форм, формирование вертикально-интегрированных кооперативных объединений включая создание интегрированного территориального агропромышленного кластера.
7. Экономические отношения.
Экономический механизм развития АПК состоит в соответствии с задачи, поставленными перед отраслью. Механизмы поддержки АПК со стороны государства не должны меняться ежегодно, что выступит стабильной основой для планирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей на долгосрочную перспективу.
По этой причине, обсуждая меры поддержки со стороны государства, следует рассматривать как механизмы получения субсидий, так и механизмы регулирования ценовых отношений [10].
В будущем решить проблему справедливого ценообразования по всей продуктовой цепочке возможно посредством развития кооперации и введения механизмов, которые позволят сократить предельный уровень наценок на продаваемую продукцию.
8. Международное сотрудничество в сфере АПК.
Повысить доход участников кластера возможно за счет поиска перспективных международных рынков.
На рисунке 2 представлены принципы построения агропромышленного кластера
Республики Коми.
Рисунок 2 - Принципы построения агропромышленного кластера.
е Республике Коми
Принцип вертикальной интеграции. Переработка и реализация составляют 60% в цене готовой продукции. Их следует интегрировать в единый комплекс для того, чтобы эти ресурсы были направлены, в том числе, на развитие более низких переделов.
Принцип горизонтальной интеграции предполагает, что интеграция животных и растительных производственных цепочек способствует уменьшению выбросов и отходов, повышению доходов посредством применения побочных продуктов. Для налаживания такого взаимодействия необходима пространственная локализация в рамках агропромышленного кластера [11].
Принцип синхронного развития инфраструктуры / производства, программного обеспечения, ориентированный на управление процессами, и уровня организационного развития (в том числе квалификация сотрудников и менеджеров). Производительность всей системы зависит от производительности наиболее слабого звена.
Принцип интеллектуальной логистики предполагает выход, как на российский рынок, так и международный, следовательно, необходимо создать условия для сохранности продукта во время транспортировки и хранения [12].
Базовая стратегия развития АПК Республики Коми должна быть подкреплена функциональной стратегией, которая конкретизирует выбранный вектор развития.
Цель функциональной стратегии - распределение ресурсов кластера АПК, поиск эффективных действий каждой организации в пределах общей стратегии [13].
Чтобы повысить эффективность взаимодействия участников кластера АПК следует применять организационные и управленческие инновации, представленные на рисунке 3.
К перспективным связям, возникающим в кластере, относятся:
— связи между производителями и учебными заведениями в рамках подготовки и переподготовки кадров;
— взаимодействие участников кластера, чтобы упрочнить позиции на старых рынках и активно продвигать продукцию на новых рынках;
— взаимодействие учебных заведений с внешними научными центрами с целью повысить уровень подготовки персонала, проводить научные исследования и трансфер технологий;
— организация совместных инвестиционных проектов по формированию новых и модернизации действующих производств.
Кооперация участников кластера ориентирована на создание тесного взаимодействия с внешними участниками, которая базируется на государственной поддержке и единой стратегии развития. Выстроить эффективное межфункциональное взаимодействие
позволит учет позиций участников кластера при принятии ключевых решений. Центр кластерного развития Республики Коми должен уделять особое внимание формированию условий для эффективного взаимодействия участников кластера АПК друг с другом, а также с государственными органами [14-15].
Органызацнонные н управленческие инновации
Централизация функции управления в едином координационном центре
Внедрение механизма функциональной цепочки «прошЕпдстЕО-потребигель» в соответствии с мировой практикой, согласно которой время, необходимое для производства продунщ&жйе доставки до конечного потребителя, не должно превышать 36 часов
Контроль [сертификация) качества продукции по международным стандартам
Единая инфраструктура оказания логистических, маркетинговых, информационных, юридических и нных
услуг
Использование информационных технологий по всему контуру деятельности [закупки, продажа, контрактация, электронная онржа товаров н услуг)
Рисунок 3 - Организационные и управленческие инновации для повышения эффективности взаимодействия частников кластера
АПК
Функциональная стратегия развития агропромышленного кластера Республики Коми учитывает необходимость формирования новых взаимосвязей внутри кластера, внедрения инноваций, системы непрерывного обучения персонала предприятий кластера.
Список источников
1. Абдуллаева, Т.К. Применение кластерного метода для эффективного управления регионом / Т.К. Абдуллаева, Х.Г. Абдулаев // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2018. - № 3 (89). - С. 62-72.
2. Афанасьев, М.В. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / М.В. Афанасьев, Л.А. Мясникова // Вопросы экономики. - 2005. - № 4. - С.75-85.
3. Байбарова, М.А. Маркетинговые инструменты продвижения территориального кластера в концепции развития региона / М.А. Байбарова // Синергия наук. - 2018. - № 27
- С.258-268.
4. Дусаев, Х.Б. Агропромышленные кластеры - основа эффективности и конкурентоспособности регионального АПК / Х.Б. Дусаев // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2014. - № 3 (20). - С.32-35.
5. Завьялов, Д.В. Государственное предпринимательство в национальной экономике / Д.В. Завьялов, В.Ю. Нагалин, Н.Б. Завьялова // Российское предпринимательство. - 2016.
- Т.17. - № 20. - С.2755-2764.
6. Завьялов, Д.В. Оценка перспективности кластерной политики в регионах Российской Федерации / Д.В. Завьялов // Федерализм. - 2015. - № 2 (78). - С. 63-74.
7. Кондратьев, В.Б. Особенности инвестиционной модели развития России / В.Б. Кондратьев, Ю.В. Куренков, В.Г. Варнавский и др.; Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН. - М.: Наука, 2015. - 309 с.
8. Мищенко, Ю.П. Кластерный подход организации производственного взаимодействия / Ю.П. Мищенко // Вестник КАСУ. - 2006. - № 4. - С83-91.
9. Петров, А.П. Модель типологизации кластеров / А.П. Петров // Искусство управления.
- 2013. - № 4. - С.5-15.
10. Савина, А.М. Реализация принципа стимулирования инноваций в контрактной системе / А.М. Савина // Сотрудничество Республики Беларусь и Оренбургской области в инновационной деятельности. Материалы международной научно-практической конференции (г. Оренбург, 20 ноября 2018 года), 2018. - С.127-131.
11. Слепнева, Л.Р. Интеграционные процессы в агропромышленном комплексе России в современных условиях: монография / Л.Р. Слепнева, О.А. Новаковская. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - 130 с.
12. Тарабукина, Т.В. Агропромышленный кластер как основа устойчивого развития сельского хозяйства северного региона / Т.В. Тарабукина, О.Ю. Воронкова // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 8 (109). - С.1227-1231.
13. Чарыкова, О.Г. Региональная кластеризация в цифровой экономике / О.Г. Чарыкова, Е С. Маркова // Экономика региона. - 2019. - Т. 15. - № 2. - С.409-419.
14. Шмелева, М.В. Разработка новой концептуальной модели государственных закупок через теоретическое познание основных категорий / М.В. Шмелева // Российская юстиция.
- 2019. - № 6. - С.48-51.
15. Шумпетер, Й.А. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / Под. ред. В.С. Автономова. - М.: Экономика, 1995. - 540 с.
References
1. Abdullayeva, T.K. Application of the cluster method for effective management of the region / T.K. Abdullayeva, H.G. Abdulaev // Regional problems of economic transformation. - 2018. -№ 3 (89). - Pp. 62-72.
2. Afanasyev, M.V. World competition and clustering of the economy / M.V. Afanasyev, L.A. Myasnikova // Economic issues. — 2005. - No. 4. - pp.75-85.
3. Baibarova, M.A. Marketing tools for promoting a territorial cluster in the concept of regional development / M.A. Baibarova // Synergy of Sciences. - 2018. - No. 27 - pp.258-268.
4. Dusaev, H.B. Agro-industrial clusters — the basis of efficiency and competitiveness of the regional agro-industrial complex / H.B. Dusaev // Economics, labor, management in agriculture. - 2014. - № 3 (20). - Pp.32-35.
5. Zavyalov, D.V. State entrepreneurship in the national economy / D.V. Zavyalov, V.Yu. Nagalin, N.B. Zavyalova // Russian Entrepreneurship. - 2016. - Vol.17. - No. 20. - pp.27552764.
6. Zavyalov, D.V. Evaluation of the prospects of cluster policy in the regions of the Russian Federation / D.V. Zavyalov // Federalism. - 2015. - № 2 (78). - Pp. 63-74.
7. Kondratiev, V.B. Features of the investment model of Russia's development / V.B. Kondratiev, Yu.V. Kurenkov, V.G. Varnavsky, etc.; Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences. - M.: Nauka, 2015. - 309 p.
8. Mishchenko, Yu.P. Cluster approach to the organization of industrial interaction / Yu.P. Mishchenko // Bulletin of KASU. - 2006. - No. 4. - C.83-91.
9. Petrov, A.P. Model of typologization of clusters / A.P. Petrov // Art of management. — 2013. - No. 4. - p.5-15.
10. Savina, A.M. Implementation of the principle of stimulating innovation in the contract system / A.M. Savina // Cooperation of the Republic of Belarus and the Orenburg Region in innovation activities. Materials of the international scientific and practical conference (Orenburg, November 20, 2018), 2018. — pp.127-131.
11. Slepneva, L.R. Integration processes in the agro-industrial complex of Russia in modern conditions: monograph / L.R. Slepneva, O.A. Novakovskaya. - Ulan-Ude: Publishing House of VSSTU, 2006. - 130 p.
12. Tarabukina, T.V. Agro-industrial cluster as a basis for sustainable development of agriculture in the northern region / T.V. Tarabukina, O.Y. Voronkova // Economics and entrepreneurship. - 2019. - № 8 (109). - Pp.1227-1231.
13. Charykova, O.G. Regional clustering in the digital economy / O.G. Charykova, E.S. Markova // The economy of the region. - 2019. - Vol. 15. - No. 2. - p.409-419.
14. Shmeleva, M.V. Development of a new conceptual model of public procurement through theoretical knowledge of the main categories / M.V. Shmeleva // Russian justice. - 2019. - No. 6. - pp.48-51.
15. Schumpeter, J.A. Capitalism, Socialism and democracy: translated from English / Edited by V.S. Autonomov. - M.: Ekonomika, 1995. - 540 p.
Для цитирования: Юдин А.А., Тарабукина Т.В., Облизов А.В. Формирование агропромышленного кластера в республике Коми // Московский экономический журнал. 2022. № 8. URL: https://qje. su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-8-2022-28/
© Юдин А.А., Тарабукина Т.В., Облизов А.В., 2022. Московский экономический журнал,
2022, № 8.