Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ПАРФЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ПАРФЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ ИРАН / ПАРФИЯ / АРШАКИДЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / САТРАПИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбанов Х.М.

В статье рассматривается процесс формирования административно-территориальной системы Парфии. Прослеживается связь между ослаблением царской власти и децентрализацией страны. Дается характеристика основных регионов Парфянского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ПАРФЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА»

И С Т О Р И Ч Е С К И Е

НАУКИ и АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94(3)

Х.М. Курбанов

ФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ПАРФЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА

В статье рассматривается процесс формирования административно-территориальной системы Парфии. Прослеживается связь между ослаблением царской власти и децентрализацией страны. Дается характеристика основных регионов Парфянского государства.

Ключевые слова: Древний Иран, Парфия, Аршакиды, административное устройство, сатрапия.

Парфянское государство возникло к 250 г. до н.э., а к середине I в. до н.э. оно включало в свой состав территории от Месопотамии и Северной Аравии до долины Инда. Религиозные, этнические и культурные различия этих территорий накладывали существенный отпечаток на формирование государственной системы управления державой. Помимо этого, земли вошедшие в состав Парфии, долгое время были частью различных государств Ближнего Востока и сохранили многие черты Ахеменидского Ирана. Также эта территория довольно долго находилась под властью эллинистических государств: Государства Селевкидов, Греко-Бактрийского и Индо-греческого царств. Греческое население этих стран принесло с собою и эллинскую систему административно-территориального управления.

Кроме этого в состав Парфянского государства вошли земли в Закавказье и Средней Азии, которые требовали особого способа управления. Римский историк Плиний Старший писал, что парфяне владеют восемнадцатью царствами. Во время расцвета Парфии их называли «царями племен». В этом названии заключен характер внутреннего устройства Парфянского государства.

Парны-кочевники, оказавшись в роли создателей одной из самых могущественных мировых держав древнего мира, на протяжении долгого времени сохраняли пережитки кочевнических родовых традиций. Этим следует объяснять особую роль, которую в течение всей истории Парфянской державы играли могущественные роды парфянской знати - Карены, Сурены, Михраны, Аспахапеты, Дахаи, Парны, Сохаи. К пережиточным явлениям родоплеменной организации относится и сохранение у парфян обще-

© Курбанов Х.М., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 5(56). Т. I

ISSN 2223-4047

государственного совета родовой знати. [1, с. 223] Совет родовой знати решал многие важные дела, особенно в последний период существования Парфянского царства.

Легенда о семи знатных родах, которые возводят царя на престол, существовала еще во времена Ахеменидов. Она вновь появляется при Аршакидах. Известны названия этих родов, и даже локализация их основных владений. Из арабских источников и случайных упоминаний античных авторов следует, что главная резиденция рода Каренов была в Нихавенде, в Мидии, рода Суренов - в Сеистане, рода Михра-нов - около Раги. Михраны связаны, вероятно, с родом Спандиада, который также относят к области Ра-ги. В источниках упоминаются и другие знатные фамилии, но о них известно очень мало. [1, с. 237] Князья, стоявшие во главе этих родов, имели собственные военные отряды. Плутарх сообщает о войске, которое возглавлял Сурен в битве при Каррах. [2, с. 42]

Степень зависимости территорий, входивших в состав Парфянской державы от центральной власти была различной - обстановка в провинциях часто менялась, в этом главную роль играла борьба за аршакидский престол. Парны были кочевниками с кочевническими традициями власти. Они завоевывали оседлые области, в которых сохранялись черты как ахеменидской системы управления, так и более поздней селевкидской. При первых Аршакидах греческая культура и идеология продолжали господствовать на только что завоеванных территориях. Кочевое племя, отнявшее власть у эллинистической монархии, в течение долгого времени - до Митридата I или даже до Митридата II - ощущало ненадежность своего нового положения. Кочевнические традиции были очень сильны при первых аршакидских царях. Но и позднее, когда государство вполне сложилось, внутренние кризисы и борьба на два фронта (с римлянами - на Западе, с кушанами - на Востоке) вели к ослаблению центральной власти и усилению родовой знати. [4, с. 20]

Когда парфяне завоевали земли Селевкидов, находившиеся под управлением греков, они встретились с городами полисного типа и городами, которые выросли из военных колоний. В первое время парфянского владычества за городами-полисами сохранялось самоуправление. Но его значение в греческих полисах западной части Парфянского государства постепенно уменьшалось, полисы оказывались в большей зависимости от царя и царских наместников. Парфяне застали и старую, восходящую еще к Ахеменидам систему сатрапий, уже частично видоизмененную, а также селевкидские епархии и гипар-хии, видимо, находившиеся в подчинении сатрапов. Многие из епархий территориально совпадали с сатрапиями. В первый период своего владычества парфяне проводили политику поощрения полисов и греческой культуры и сохраняли прежнюю селевкидскую систему администрации. [3, с. 33] Должность сатрапа утратила свое прежнее значение правителя огромной территории, но титул «сатрап» продолжает часто встречаться в античных источниках. Можно полагать, что одна из причин усиления знати кроется в пожалованиях великим царем уделов своим родным и приближенным, главным образом в областях, через которые проходил древний путь из Селевкии на Тигре в Бактрию и Арахосию. Со временем эти земли, составлявшие первоначально царский домен, стали мало чем отличаться от областей, управлявшихся наместниками - Армении, Адиабены и других. [1, с. 240]

Аршакиды создали военно-политическую организацию, чтобы удержать в своих руках завоеванные страны: она была достаточно гибкой и приспособленной к особенностям и традициям каждой области. Так, в западных областях засвидетельствованы названия должностных лиц, характерных греческой номенклатуре чиновников или к еще более древним ахеменидским терминам. Местные титулы и звания иранского происхождения существовали и в Закавказье, и в Восточном Иране. Более подробно исследовано административное деление, существовавшее на восточной окраине Аршакидской державы - в собственно Парфии. Здесь оно было трехступенчатым: дизпат (правитель селения или небольшой крепости с прилегающими землями) подчинялся сатрапу (шахрап), управлявшему в отличие от ахеменидской эпохи сравнительно небольшой областью, а над сатрапами стоял марзбан (охраняющий границу), ведавший более крупной административно-территориальной единицей (все эти термины иранского происхождения). По областям различалась и система налогообложения. Центром государства была Мидия, в которой располагалась летняя резиденция шахиншаха в городе Экбатана. Зимовали парфянские цари в Вавилоне. [3, с. 33]

Подобная система административного устройства, приспособленная к особенностям каждой области, могла обеспечить управление огромной державой лишь в условиях сильной царской власти. Но когда она ослабевала, немедленно проявлялась тенденция к децентрализации. Соперничество между родами парфянской знати усиливало эту тенденцию. Еще одной могущественной внутренней силой, противостоявшей власти царя в Парфии, были экономически развитые города Месопотамии. Их неоднократные антиаршакидские выступления во 11-1 вв. до н.э. - косвенное подтверждение того, что Аршакиды пытались нарушить их традиционный статус.

Особое место в Парфянском государстве занимали его коренные среднеазиатские территории. Здесь находились области с развитым земледелием (важнейшей из них была Маргиана), рядом с которы-

ми продолжали жить кочевые племена с весьма примитивным общественным строем. Положение среднеазиатских областей в державе Аршакидов было двойственным: с одной стороны, они продолжали пользоваться вниманием царей, как родина династии (в Нисе находились царские усыпальницы) и как области, дававшие отличных воинов. Но, с другой - центр Парфянского государства переместился в период расцвета державы Аршакидов далеко на запад, в Месопотамию, и среднеазиатские области превратились в далёкую окраину. [4, с. 21] В результате эти земли страдали от недостатка внимания и финансирования со стороны власти.

Тенденция к децентрализации с последней четверти I в. н.э. заметно усиливается и приобретает обычно форму борьбы за власть между несколькими представителями аршакидской династии, которых поддерживали различные внутриполитические силы.

В конце 1-начале II в. н.э. у власти в Парфии нередко находятся одновременно два-три враждующих правителя, каждый из которых носит пышную царскую титулатуру, чеканит свою монету и т.д. Однако расстановка сил в этой междоусобной борьбе была непостоянной. Каждый из соперников претендовал на все царство.

Ослабление центральной власти не замедлило сказаться во внешнеполитических неудачах (именно междоусобицы облегчили римские завоевания в Месопотамии во II в. н.э.) и в усилении сепаратистских тенденций царств и областей, составлявших Парфянскую державу. Еще в 58 г. н.э., после восстания, стала независимой Гиркания. Процесс политического распада государства остановить было невозможно. Практически независимыми стали области Маргиана, Сакастан, Элимаида, Парс, Харакена.

Внешние и междоусобные войны истощили страну. Многие свои владения аршакидские цари теряют во II в., а к началу III в. из-под их власти окончательно выходит Персида, где местные династии сохранялись у власти и чеканили свою монету непрерывно, начиная с III в. до н.э. Здесь правители и жречество считали себя преемниками и хранителями ахеменидского наследия, резко противопоставляли себя парфянам, и были готовы на открытое столкновение с ними. Арташир, сын Папака, внук Сасана, один из местных владетелей, объединил под своей властью весь Парс, после чего вступил в борьбу с парфянскими Аршакидами. В 226 г. парфянский правитель Артабан пал в битве, его дети бежали в Армению, а престол «царя царей» перешел к династии Сасанидов. [3, с. 35]

В заключение можно сделать несколько выводов об административно-территориальном устройстве Парфянской державы. Система управления империи формировалась во время завоевания и была крайне неравномерной. В состав государства входили территории с разным уровнем цивилизационного развития. Помимо этого на протяжении всей истории Парфии, существовало огромное количество местных династий, оспаривавших единоличное правление Аршакидов. Кроме того практически все районы империи стремились к обретению независимости от власти шахиншахов. Это во многом и послужило одним из факторов упадка Парфянского государства и дальнейшего его уничтожения.

Парфяне не смогли «связать» воедино свою державу политически, экономически, религиозно, этнически и ментально. Это и стало главной причиной её краха.

Библиографический список:

1. Бокщанин А.Г. Парфия и Рим. Возникновение системы политического дуализма в Передней Азии. - М.,

1960.

2. Бокщанин А.Г. Битва при Каррах // Вестник древней истории. - № 4. - 1949. - С. 41-50.

3. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Под ред. Пигулевская И.В., Якубовский А.Ю., Петрушевский И.П. - М., 1956.

4. Колледж М. Парфяне. Последователи пророка Заратустры. - М.: Центрполиграф, 2004.

КУРБАНОВ ХАДЖИАХМЕТ МУХТАРОВИЧ - магистрант кафедры Зарубежной истории, политологии и международных отношений Гуманитарного института, Северо-Кавказский федеральный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.