Научная статья на тему 'Формирование адекватного отношения к информации как фактор здоровьесбережения школьников при обучении информатике'

Формирование адекватного отношения к информации как фактор здоровьесбережения школьников при обучении информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грачева Алла Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование адекватного отношения к информации как фактор здоровьесбережения школьников при обучении информатике»

А.П. Грачева

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

Грачева Алла Петровна, заместитель директора по научнометодической работе лицея Лицей “Интеллект" (г. Балашиха, Московская область) e-mail: gdv07@mail.ru

Глобальные процессы информатизации образования связаны, в первую очередь, с внедрением во все сферы деятельности учебного заведения средств телекоммуникаций и, конечно же, сети Интернет. Информационные ресурсы, опубликованные в сети, активно используются педагогами на занятиях со школьниками. Постепенно использование Интернет проникает в обучение практически всем школьным дисциплинам.

Данный факт не может не отразиться на специфике обучения информатике в школе. Благодаря внедрению телекоммуникаций содержание образования по информатике может пополниться, как собственно глобальной сетью и принципами работы с ней, так и содержанием находящихся в Интернет информационных ресурсов, которые уже сейчас зачастую играют роль электронных средств обучения. При этом не следует забывать, что использование сети Интернет и размещенной в ней информации может оказать и негативное влияние на здоровье и психику школьников. На наш взгляд, меры, уменьшающие вред, наносимый учащимся Интернет-ресурсами, обязательно должны войти в общую систему мер, применяемых в школах для сохранения здоровья школьников.

В наших публикациях неоднократно освещалась проблема систематизации методов и средств обучения информатике, способствующих сохранению здоровья школьников [1,2]. Введено понятие здоровьесберегающих методов обучения информатике, отражающее методы обучения, способствующие минимизации отрицательного воздействия на здоровье школьников при обучении одному и тому же содержанию с использованием одних и тех же средств и организационных форм обучения. Построена модель здоровьесбережения школьников, отражающая методы и средства обучения информатике, а также связи между ними, существенные для повышения эффективности здоровьесбережения школьников. Отдельное внимание при этом уделяется вопросам безопасного для здоровья школьников использования ресурсов сети Интернет.

Влияние содержания Интернет-ресурсов на психику школьников не случайно рассматривается как фактор, влияющий на здоровье учащихся. Согласно некоторым определениям здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Признаками здоровья являются:

• устойчивость к действию повреждающих факторов;

• показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

• функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

• наличие резервных возможностей организма;

• отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

• высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Очевидно, что входящее в определение психическое благополучие, а также наличие в числе

признаков здоровья моральных, ценностных и мотивационных установок свидетельствует о необходимости рассмотрения противодействия возможному моральному вреду, наносимому содержанием некоторых Интернет-ресурсов как компонента здоровьесберегающей среды школы и элемента методической системы обучения информатике. Доказательством этому является и

термин «психическое здоровье», на протяжении многих лет изучаемый в медицине. Именно на сохранение психического здоровья школьников и должны быть направлены обсуждаемые в статье меры.

Психическое здоровье - это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Все эти компоненты тесно связаны между собой. Например, плохое самочувствие влияет на поведение человека и, в свою очередь, на то, как он общается с другими людьми. И наоборот, то, как он общается с другими, какую информацию получает, влияет на его собственное поведение и настроение. В основе любых нарушений психического здоровья школьника лежат эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты.

Рассмотрим особенности использования Интернет в школьном обучении и способы сохранения при этом психического здоровья школьников более подробно.

Использование информации, содержащейся в сети, в ходе обучения школьников имеет двойственный характер: с одной стороны, Интернет-ресурсы выступают как источник

информации, с другой стороны, как инструмент получения информации. Благодаря наличию подобных характеристик, использование таких средств в образовательных целях обеспечивает решение следующих основных дидактических задач:

• предоставление информации учебного, общеразвивающего и развлекательного характера;

• обеспечение средствами межличностного общения;

• предоставление способа овладения умениями использования информационных и телекоммуникационных технологий при обучении.

Использование Интернет в обучении практически по всем школьным дисциплинам позволяет учащимся овладеть дополнительными умениями по применению новых технологий поиска, переработки и представления информации. Благодаря этому средства и ресурсы Интернет можно рассматривать как один из шагов на пути к практической реализации межпредметной интеграции, на которой, кстати, в предметном обучении и должна базироваться система мер здоровьесбережения. В этой связи усиливается роль информатики как учебной дисциплины, при изучении которой у обучаемых вырабатываются навыки работы с информацией, содержащейся в ресурсах сети Интернет. Кроме того, необходимость адекватного критического переосмысления информации, получаемой из компьютерных сетей, влечет за собой необходимость обязательного дополнения существующих подходов к изучению телекоммуникаций в курсе информатики обучением приемам грамотной обработки и восприятия информации. Это должно положительно отразиться на сохранении психического здоровья школьников.

Целесообразно выявление и использование факторов, влияющих на мотивацию школьников к обдуманному изучению ресурсов сети Интернет. Выделение таких мотивов следует проводить на базе учета некоторых психолого-педагогических особенностей работы школьников с информацией, получаемой с помощью компьютеров. Информация, содержащаяся в ресурсах сети Интернет, одновременно задействует несколько каналов восприятия человека, что часто приводит к умственным и эмоциональным перегрузкам. Очевидно, что одновременное использование зрительных, слуховых, тактильных информационных каналов может создать переизбыток информации. Это резко сокращает время, необходимое на ее усвоение. Обучаемый лишается возможности критически оценить информацию, получаемую из Интернет. Также школьникам приходится ориентироваться в незнакомой знаковой системе, что часто приводит к неверной интерпретации учебного материала.

По мнению многих ученых ресурсам сети Интернет присуща достаточно высокая информационная и пространственная неопределенность, что требует адекватного ориентировочного поведения учащихся. Возникновение у многих школьников резкого эмоционального неприятия работы в Интернет и коммуникативного барьера является одним из крайних проявлений переживания этой неопределенности. Очень часто подростки самостоятельно не справляются с переработкой больших объемов информации, размещенной в сети, испытывают трудности в нахождении необходимой информации, попадают под влияние информации негативного характера.

Подобная информационная перегрузка, так же как и недостаток информации могут вызывать серьезные функциональные нарушения, которые можно трактовать и как нарушения психического здоровья [3]. В связи с этим у школьников может пропасть интерес и мотивация к использованию сети Интернет или же будет проявляться разброс интересов и поверхностное поглощение информации. Неприятие работы в сети, в свою очередь, может привести к отказу от практического использования преимуществ сетевых технологий в процессе обучения и в повседневной жизни.

Необходима соответствующая методика обучения информатике, которая позволила бы уменьшить негативное влияние Интернет на здоровье школьников. Практика показывает, что разработать такие методы вполне реально. В лицее «Интеллект» проводились наблюдения за школьниками, увлеченными работой с ресурсами сети Интернет. По результатам таких наблюдений можно сделать однозначный вывод, что в начале работа учащихся носит в основном информативно-коммуникативный характер. В качестве первоначального мотива выступает жажда получения новой не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, но близкой по тематике интересам школьников. У школьников появляются интерес и мотивация к использованию сети.

На данном этапе важно своевременное включение преподавателя информатики, который, следуя психологическим особенностям подростков, направляет их в нужное образовательное русло. Необходимо, чтобы перед поиском информации или объектов в сети школьники моделировали бы то, что ищут. Ученики должны четко понимать, для чего они используют ресурсы Интернет, осознавать, что они владеют средствами и технологиями, с помощью которых можно вести целенаправленный и регулярный поиск конкретной информации, необходимой для обучения в школе.

В этом случае в качестве одной из мер здоровьесбережения у школьников развивается критическое мышление, умение грамотно интерпретировать информацию, решать различными способами проблемные ситуации, творчески подходить к процессу работы с информационными ресурсами сети Интернет.

Школьный учитель информатики должен учитывать необходимость повышения мотивации подростков к получению учебно-познавательной информации из сети. Руководствуясь интересами школьников, можно направить их увлечения ресурсами сети на повышение эффективности освоения как информатики, так и многих других школьных дисциплин, уменьшая или ликвидируя при этом вред, наносимый психическому здоровью.

Учитывая необходимость формирования адекватного отношения школьников к информационным ресурсам сети Интернет, в числе мер здоровьесбережения, реализация которых целесообразна на уроках информатики, можно отметить:

• выработку умений перерабатывать и представлять информацию;

• выработку понимания адресной направленности информации;

• формирование навыков критического осмысления информации;

• формирование навыков обоснования альтернативных позиций;

• формирование навыков интерпретации информации;

• выработку умений хранить и использовать в обучении и в повседневной жизни информацию, полученную из ресурсов телекоммуникационной сети.

Для достижения этих мер здоровьесберегающая методика обучения информатике должна быть построена таким образом, чтобы школьники получали представление обо всем спектре информационных ресурсов сети Интернет. Занятия по информатике должны продемонстрировать учащимся, что в достаточно популярных и известных ресурсах сети может находиться неточная, недостоверная и некорректная информация. Учитель должен акцентировать внимание школьников на опасности рекламной информации, которая часто содержит умышленные ошибки и достаточно вольное обращение с фактами. Как правило, все примеры недостоверной и неточной информации должны сопровождаться соответствующими комментариями и пояснениями, как со стороны учителя, так и со стороны учеников.

Существуют предпочтительные здоровьесберегающие методы обучения информатике при изучении и использовании информации, размещенной в сети Интернет. Наивысшая

эффективность достигается, если соответствующие занятия проводятся в малых группах, когда каждый учащийся имеет возможность работать с компьютером, подключенным к Интернет, а учитель лишь направляет действия школьников, не подавляя возможности их общения с ресурсами и средствами телекоммуникационной сети [4]. Общение обучаемых в малых группах носит характер взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности для развития своих творческих способностей. Вред, наносимый психическому здоровью школьников использованием ресурсов сети Интернет, становится минимальным.

Важно также учитывать и то, что для процесса восприятия информации большое значение имеет живая речь учителя, которую Интернет и опубликованные в сети ресурсы заменить не могут. Чтобы достичь эффективности восприятия, учитель должен говорить со школьниками на понятном им языке. Существенным элементом методики должны стать устные выступления школьников, в ходе которых они бы описывали все, что изучают на занятиях по информатике, комментировали бы основные содержательные элементы используемых ресурсов сети Интернет и возможные технологии работы с ними.

Очевидно, что формирование здоровьесберегающей среды школы - процесс достаточно сложный и трудоемкий. Решить его можно исключительно на основе учета самых разных факторов и мер, так или иначе влияющих на здоровье школьников. Поскольку психическое здоровье является неотъемлемой частью общего здоровья учащихся, учет мер минимизации отрицательного воздействия на психику обучаемых обязательно должен присутствовать как компонент здоровьесберегающей среды. В связи с этим упомянутые в статье особенности обучения информатике, связанные с формированием адекватного отношения школьников к информации, получаемой ими по телекоммуникационным каналам, становятся актуальными и должны быть учтены при формировании комплекса мер здоровьесбережения.

1. Грачева А.П. Проблемы организации обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия “Информатика и информатизация образования”. - М.: МГПУ, 2005. №2 (5). - С.21-25.

2. Грачева А.П. Формирование системы сбережения здоровья школьников при обучении информатике // Применение новых технологий в образовании: Материалы ХУЛ Международной конференции. - Троицк: МОО ФНТО «Байтик», 2006. - C.20-22.

3. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996.

4. Полат Е.С. Телекоммуникации в системе образования // Информатика и образование, 1988. № 5. - С.110-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.