Научная статья на тему 'Формирование аддиктивного поведения несовершеннолетних'

Формирование аддиктивного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
628
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADDICTIVE BEHAVIOR / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Альфия Борисовна, Махиянова Эльвина Ильфировна

В статье рассматривается проблема аддиктивного поведения; раскрыты классификации и факторы, влияющие на формирование аддиктивного поведения; раскрыты основные направления деятельности социального работника по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения. Объект исследования является аддиктивное поведение подростков. Предмет работы обобщить опыт социального работника с семьей, имеющей подростка с аддиктивным поведением. Цель работы: проанализировать опыт социального работника с семьей, имеющей подростка с аддиктивным поведением. Методы: теоретический анализ литературы по теме, обобщение опыта специалиста по социальной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE ADDICTIVE BEHAVIOR OF MINORS

The article deals with the problem of addictive behavior; issues of the classification and the factors influencing the formation of addictive behavior; basic directions of activity of social worker in prevention and overcoming socio-negative forms of deviant behavior. The object of study is the addictive behavior of adolescents. The subject of this work is to summarize the experience of a social worker with families that have teenagers with addictive behavior. Objective: to analyze the experience of a social worker with families that have teenagers with addictive behavior. Methods: theoretical analysis of literature on the topic, summarizing the experience of the expert in social work.

Текст научной работы на тему «Формирование аддиктивного поведения несовершеннолетних»

УДК 37.031

ФОРМИРОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ THE FORMATION OF THE ADDICTIVE BEHAVIOR OF MINORS

©Закирова А. Б.

канд. пед. наук Башкирский государственный университет г. Бирск, Россия, zakirova.alfiya@yandex.ru

©Zakirova A.

Ph.D., Bashkir state University Birsk, Russia, zakirova.alfiya@yandex.ru ©Махиянова Э. И. Башкирский государственный университет г. Бирск, Россия, makhiyanova@inbox.ru

©Mahenova E.

Bashkir state University Birsk, Russia, makhiyanova@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема аддиктивного поведения; раскрыты классификации и факторы, влияющие на формирование аддиктивного поведения; раскрыты основные направления деятельности социального работника по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения.

Объект исследования является аддиктивное поведение подростков. Предмет работы — обобщить опыт социального работника с семьей, имеющей подростка с аддиктивным поведением. Цель работы: проанализировать опыт социального работника с семьей, имеющей подростка с аддиктивным поведением. Методы: теоретический анализ литературы по теме, обобщение опыта специалиста по социальной работе.

Abstract. The article deals with the problem of addictive behavior; issues of the classification and the factors influencing the formation of addictive behavior; basic directions of activity of social worker in prevention and overcoming socio-negative forms of deviant behavior. The object of study is the addictive behavior of adolescents. The subject of this work is to summarize the experience of a social worker with families that have teenagers with addictive behavior. Objective: to analyze the experience of a social worker with families that have teenagers with addictive behavior. Methods: theoretical analysis of literature on the topic, summarizing the experience of the expert in social work.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, девиантное поведение, социальная работа, профилактика.

Keywords: addictive behavior, deviant behavior, social work, prevention.

В современном обществе многие факторы осложняют жизнь жителей нашей страны: сложное финансовое и социально-экономическое положения, бытовые трудности, семейные

проблемы, плохое здоровье. Многие люди, решая проблемы прибегают к стратегиям аддиктивного поведения, считая, что — это единственный путь к покою, расслаблению и умиротворению.

В психолого-педагогической литературе дается следующее разъяснение понятия «аддикция» — это пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определенных действиях, не достигающая уровня физической зависимости. То есть, аддиктивное поведение основывается на маниакальной потребности в определенных препаратах, алкоголе, табачных изделиях. Аддиктивное поведение может проявляться и в навязчивом поведении, например в переедании, с целью изменения эмоционального состояния и восприятия окружающей действительности [1-4].

Рассматривая классификацию аддиктивного поведения, выделяют следующие ее виды:

а) химическая зависимость (алкоголозм, наркомания, табакокурение, токсикомания);

б) нарушения пищевого поведения. Зачастую многие девушки/женщины морят себя голодом, для того, что бы быть стройнее. Но отсутствие здорового питания приводят к булимии и анорексии;

в) нехимические типы зависимостей (игровая, компьютерная, сексуальная зависимость, а так же трудоголизм);

г) крайняя степень увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению (религиозный фанатизм, сектантство).

Нужно отметить, что последствия разных видов аддикций для человека и общества существенно отличаются, поэтому к части из них отношение нейтральное, например к курению или даже одобрительное, к примеру религиозность.

Но с чего же начинается формирование аддиктивной личности?

Дисфункциональная семья является одним из важнейших факторов в проявлении аддиктивного поведения. Сюда относятся такие семьи, где один из членов страдает химической зависимостью. Такая семья, зачастую, отрицает проблемы, которые есть на самом деле; Отсутствие помощи и внимания со стороны родителей, вследствие чего ребенок становится злым, агрессивным и учится лгать. Дети в таких семьях не испытывают положительных эмоций, и родительской заботы, любви и поддержки. Обращение с ребенком часто бывает жестоким, общение сопровождается конфликтами. Вполне логично, что ребенок в такой семье вынужден рано повзрослеть. В формировании аддиктивных механизмов родительское воспитание имеет большое значение.

Другой фактор, который оказывает сильное влияние на формирование аддиктивного поведения — это система образования. Часто школьная система игнорирует межличностные взаимосвязи и приветствует только напряженную работу по обучению. В связи с этим, у детей не остается времени на самопознание, а это приводит к отсутствию понимания житейских проблем. Ребенок боится трудностей и всеми силами желая избежать их формирует в себе аддиктивную личность.

Социализация так же играет немаловажную роль в формировании аддиктивного поведения. Социальная среда стремительно меняется и формируется новая обстановка, которая не имеет четких ориентиров. Это способствует развитию страхов перед реальностью. Потеря чувства внутреннего спокойствия, безопасности приводит к выбору аддиктивной стратегии поведения в ответ на требования среды.

Делая вывод, можно сказать, что для аддиктивных личностей характерно избегание от ответственности, тревожность и зависимость, стремление убежать от реальности, эмоциональных переживаний, которое осуществляется путем «бегства» в работу и употребления наркотиков и алкоголя.

В России основой защиты детства является правовая база (международное законодательство, российские государственные законы, местные положения, инструкции и методики). Государственная правовая база защиты подростков — это Конституция РФ, Закон о семье, а так же Закон об образовании.

Существуют основные направления деятельности социального работника по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения:

1. Повышение роли семьи.

Все мы знаем, что все начинается с семьи и многие проблемы можно решить, если создать благоприятные условия в семье. Чтобы в семье царила гармония нужно решить комплекс проблем внесемейного и внутрисемейного характера. Во-первых, нужно подготовить будущих родителей к семейной жизни и воспитанию детей.

Подготовка молодых родителей к семейной жизни должна включать в себя:

-основы взаимоотношений в семье;

-причины возникновения внутрисемейных конфликтов. Как их предупредить и преодолеть;

-основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;

-основы семейного воспитания на различных этапах развития ребенка, подростка.

Во-вторых, необходимо создать благоприятную нравственную обстановку в семье и во взаимоотношениях между членами семьи. Мировоззрение ребенка формируется, главным образом, в семейной обстановке. Семья, семейная обстановка — это место, где ребенок с раннего детства воспитывается, развивается, знакомится с основами культуры общения и поведения, видит модель отношений между людьми, то есть каким должно быть отношение ребенка ко взрослому, взрослого к ребенку, мужчины к женщине и т. д.

Если же ребенок видит безнравственную обстановку в семье (пьянки, драки, крики, грубость по отношению друг к другу), то это может сказаться на ребенке не только отрицательным примером, но и серьезными психическими травмами. Ребенок впитывает в себя все, как «губка» и негативные последствия неправильного воспитания впоследствии отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии человека.

В-третьих, сформировать у ребенка твердую нравственные ориентиры. Для того, что бы ребенок в дальнейшем адекватно давал оценку себя, окружающих людей, так же происходящих событий, своих действий и поступков нужно воспитать в ребенке нравственность.

В-четвертых, воспитание в ребенке волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволить сформировать у человека нравственно-волевые качества. Отсутствие же волевых качеств может привести к тому, что человек может попасть под влияние другого человека, в лице социально-негативного лидера.

В-пятых, ни в коем случае не допускать приобщения детей и подростков к алкоголю, табакокурению, токсикомании, наркомании. Приобщение подростка к вышеперечисленному, ведет к разрушению организма, деградации и делает его уязвимым по отношению к инфекционным заболеваниям. Начиная с раннего детства нужно проводить профилактические беседы о вреде алкоголя, токсических средств, курения.

2. Повышение воспитательной роли в образовательных учреждениях

В образовательном учреждении ребенка ждет еще один воспитатель — это коллектив. Он входит в различные группы и ощущает на себе их влияние. Учитель, в свою очередь, имеет возможность влиять на учащегося через коллектив класса, товарищей, микрогруппы и преподаваемый предмет.

Для того, что бы усилить воспитательную роль в образовательном учреждении нужно следующее:

1) высокий уровень подготовки преподавательского состава;

2) благоприятная обстановка в образовательном учреждении для педагогической деятельности;

3) самосовершенствование, рост своего педагогического мастерства среди педагогов;

4) развивать систему внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.

3. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

На сегодняшний день роль «СМИ» в формировании мировоззрения детей и подростков очень велика. Исследования, которые провели отечественные и зарубежные специалисты и сам жизненный опыт свидетельствуют о негативном влиянии на молодых людей информации, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие, свободные сексуальные отношения, добычу «легких денег». Люди, которые не имеют твердых нравственных устоев, легко поддаются информационному «шлаку» и благодаря этому у них формируется негативный образ мыслей и действий. Но следует подчеркнуть, что по телевидению предлагается и много полезной информации для развития детей и подростков. Что бы «СМИ» позитивно влияли на ребенка. Родители должны управлять процессом общения ребенка с телевидением.

Список литературы:

1. Шабалина В. В. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте. М.: Вече, 2003. 192 с.

2. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПб.: Медицинская пресса, 2001. 200 с.

3. Антонова Л. Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен // Педагогика. 2010. №9. С. 28-33.

4. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитиедетей / пер. с англ. С. Д. Тереховой. М.: Поколение, 2007. 304 с.

№11 2017 г.

References:

1. Shabalin, V. V. (2003). Addictive behavior in adolescence and adolescence. Moscow, Veche, 192. (in Russian)

2. Gilinsky, Ya., Gurvich, I., Rusakova, M., Simpura, Yu., & Khlopushin, R. (2001). Deviance of adolescents: theory, methodology, empirical reality. St. Petersburg, Meditsinskaya pressa, 200. (in Russian)

3. Antonova, L. N. (2010). Children of the risk group as a socio-pedagogical phenomenon. Pedagogika, (9), 28-33. (in Russian)

4. Lemish, D. (2007). Victims of the screen. The influence of television on the development of children / Trans. from English. S. D. Terekhova. Moscow, Generation, 304. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 14.10.2017 г. 17.10.2017 г.

Ссылка для цитирования:

Закирова А. Б., Махиянова Э. И. Формирование аддиктивного поведения несовершеннолетних // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №11 (24). С. 492-496. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/zakirova-a (дата обращения 15.11.2017).

Cite as (APA):

Zakirova, A., & Mahenova, E. (2017). The formation of the addictive behaviour of minors. Bulletin of Science and Practice, (11), 492-496

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.