3. Словарь словообразовательных элементов немецкого языка / Сост. А.Н. Зуев [и др.]; под руководством М.Д. Степановой. М.: Изд-во «Русский язык», 1979. 536 с.
4. Schendels, E.I. Die Kategorie Mensch in der deutschen Grammatik //Zeitschrift für Phonetik, Sprachwissenschaft und Kommunikationsforschung. 1980. Band 33, Heft 3. С. 371-378.
5. Kempcke, Günter. Wörterbuch Deutsch als Fremdsprache. -Berlin, New York: Walter de Gruyter, 2000. 1329 S.
6. Wahrig, Gerhardt. Deutsches Wörterbuch mit einem „Lexikon
der deutschen Sprachlehre", - Gütersloh: Bertelmann Lexikonverlag Verlag GMMH, 1997. 4321 S.
7. Fallada, Hans. Kleiner Mann - was nun? Roman / Hans Fallada. - Berlin: Aufbau-Verlag, 1980.
8. Regener, Sven. Neue Fahr Süd. Roman./ Sven Regener -München: Wilhelm Goldmann Verlag, 2006.
9. Kleine Gebrauchsanleitung für das Leben. Gesammelt und zusammengestellt von Monika Nadler - München: Cormoranver-lag, 5. Auflage, 2002.
УДК 94 (47)
ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА ЧЛЕНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА В XIX ВЕКЕ
л
© Е.Н. Курочкина1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Показано, что исследование факторов, влияющих на преобразование гражданского форменного платья, способствует определению возможных путей развития всего государственного аппарата. Установлено, что реорганизация Государственного совета в 1810 г. привела к возникновению особых мундиров для служащих в этом ведомстве чиновников.
Ключевые слова: Государственный совет; Государственная канцелярия; император; форменный мундир; служащий; Российская империя; мундирное шитье.
UNIFORMS OF STATE COUNCIL MEMBERS IN XIX CENTURY E.N. Kurochkina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
Studying factors affecting the transformation of civilian uniforms forwards the identification of possible development ways of the entire state apparatus. The reorganization of the State Council in 1810 led to the introduction of special uniforms for the officials employed in this department.
Key words: State Council; State Chancellery; emperor; full-dress uniform; employee; Russian Empire; uniform sewing.
История органов государственного управления является одной из самых востребованных в проблематике исторической науки. Через описание и анализ деятельности государственного аппарата или его отдельных частей исследователи стремятся раскрыть содержание политического курса власти, понять цели и задачи правителей, определить их социальную базу.
Исследование факторов, влияющих на преобразование гражданского форменного платья, способствует определению возможных путей развития всего государственного аппарата XIX века.
О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810г. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801г., который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801г. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М.М. Сперанским и отраженной в его записке «О необходимости учреждения Государственного совета» [1].
Членов Государственного совета назначал и увольнял лично император, а потому ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812—1865гг. председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров. Среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с 1865 по 1905гг. председателями Госсовета были великие князья (до 1881г. - Константин Николаевич, потом - Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 г. было 35 членов Государственного совета, в 1890г. - 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802-1906гг. в Госсовете состояло 548 членов [2].
Государственный совет состоял из общего собрания, Государственной канцелярии, департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нем действова-
1 Курочкина Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры дизайна, магистрант Института архитектуры и строительства, тел.: 89148847924, 89501446005, e-mail: kurohka@mail.ru
Kurochkina Elena, Senior Lecturer of the Department of Design, Graduate Student of the Institute of Architecture and Construction, tel.: 89148847924, 89501446005, e-mail: kurohka@mail.ru
ли различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.
Согласно манифесту 1 января 1810г. через Государственный совет должны были проходить все принимаемые законы, но на деле это правило соблюдалось не всегда. Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета, если оно более отвечало его взглядам. Например, Александр I из 242 дел, по которым голоса в Совете разделились, утвердил мнение большинства лишь в 159 случаях (65,7%), причем несколько раз поддержал мнение всего лишь одного члена Госсовета [3].
Согласно указу от 5 (17) апреля 1812г. Госсовет на время отсутствия императора подчинял себе министерства, а указ 29 августа (10 сентября) 1801г. определял, что в случае продолжительного отсутствия императора в столице решения большинства общего собрания Госсовета принимают силу закона. В 1832г. полномочия Совета были несколько сокращены: министры перестали передавать ему ежегодные отчеты о своей деятельности.
Реорганизация Государственного совета в 1810г. привела к возникновению особых мундиров для служащих в этом ведомстве чиновников.
Государственный совет имел в подчинении Комиссию по составлению законов, у чинов которой был свой мундир.
К 1810г. было разработано два мундира, автором одного из них считался Оленин А.Н., служивший как раз в чине тайного советника в Государственной канцелярии. По его мнению, общегражданские чиновничьи мундиры создавались для молодых чиновников «в связи с обтяжкой и стройностью», а лицам старшего возраста было неприлично носить такие мундиры, ведь членами Сената или сенаторами становились «обыкновенно уже старые, часто больные и дряхлые» [4].
Мнение Оленина широко обсуждалось в чиновничьей среде, высказано предложение «о создании более широкой одежды и простого ее покроя, приближенного к одежде древних». Отличительной и характерной чертой этой одежды должно было стать богатое шитьё.
Таким образом, главным элементом парадного мундира в проекте Оленина стал прямой кафтан из зеленого сукна с лежачим воротником и обшлагами рукавов из бархата. Золотое шитье в виде гирлянды дубовых листьев шло по камзолу белого цвета и по генеральскому кафтану старого образца. Богатым элементом, дополняющим мундир, была шляпа с золотым шитьем и кистями, и белым страусовым пером. Кроме шляпы, мундир дополняла шпага, визуально напоминавшая древний меч [5].
Главе Государственной канцелярии давался такой же кафтан, но с шитьем в один ряд, для чиновников предусматривалась более скромная одежда.
Другой проект мундиров для членов Совета и чиновников канцелярии был ориентирован на фасон кафтана. Парадный мундир для первых намечался
бархатный темно-зеленый, со стоячим воротником и обшлагами. Золотое шитье планировалось на воротнике, обшлагах, карманах, по борту и «сзади на разрезе». Кроме мундира, шитье предполагалось и на белом камзоле. Шляпа к этому мундиру предусматривалась с плюмажем, золотой петлицей и черным бантом [6]. Государственному секретарю полагалось золотое шитье по особому образцу [7].
Реально мундиры для статских членов Государственного совета появились только в начале николаевского царствования - 31 мая 1826г. Проект мундира и вицмундира лично курировал Николай I. По императорскому указанию мундирное «шитье на нем проходило по воротнику, обшлагам и карманным клапанам, а председателю и по швам» [4]. На тот момент шитье по основным швам существовало только на парадных мундирах канцлера иностранных дел и высших придворных чинов (рис. 1).
Оленин подготовил подробное описание мундиров для Государственного совета, дополнив его шитьём по бортам и полам платья. В императорской резолюции об этом не было сказано. Оленин исправил «промах» и подготовил «подробное описание мундиров для Государственного совета» с учётом якобы «намёка императора» [3].
Рис. 1
Интересно отметить, что, по свидетельству Оленина, светлейший князь П.В. Лопухин, бывший председателем Государственного совета, не решился подписать проект указа о введении мундира для занимаемой им должности «по причине богатого шитья на
нём» [4]. Это сделал сам Оленин, и 7 мая указ о введении мундиров для членов Государственного совета был утверждён императором, но опубликован только 31-го числа.
Кафтан назначался «однобортный суконный темно-зелёный, обыкновенного покроя статских мундиров» со стоячим воротником и обшлагами «алого сукна» и золотым шитьем. Его узор не объяснялся, и мы можем судить о нём только по данным за 1834г., когда в результате общей реформы гражданских мундиров были созданы новые рисунки шитья (обычно без изменения прежних узоров) [4]. Шитье на мундирах Государственного совета представляло собой ветвь с чередующимися сдвоенными дубовыми и несколькими масличными листьями, обрамленную зубчатым кантом (бордюром) [3] (рис. 2).
Класс мундира определялся по объему шитья, так шитье на форменном платье председателя Совета было более обширным и нарядным, полагалось шитье на воротнике, обшлагах, карманных клапанах и под ними, на полах в один ряд, по бортам в три ряда и по всем швам. Такое великолепие золотого шитья значительно повышало стоимость мундира. Пуговицы были золоченые металлические с изображением российского герба: по борту их полагалось 9, на обшлагах 3, под карманными клапанами 3 и на фалдах по 2 [2] (рис. 1).
Шитье по швам отсутствовало у членов Совета I класса, бортовое шитье сокращалось до двух рядов у членов Совета II класса, III класс имел бортовое шитье в один ряд. Таким образом, чем ниже был чин служащего, тем меньше золотого шитья было на его форменном платье.
Параллельно с парадным мундиром вводилась и будничная форменная одежда, шитье на которой состояло из канта по воротнику, обшлагам и карманным клапанам.
Таким образом, в 1810г. у служащих Госсовета появились особые мундиры, главным элементом парадного форменного платья стал прямой кафтан из зелёного сукна с бархатными обшлагами рукавов и лежачим воротником. Золотое шитьё в виде гирлянды дубовых листьев шло по камзолу белого цвета и по генеральскому кафтану старого образца. Богатым элементом была шляпа с золотым шитьем и кистями, и белым страусовым пером[5].
Рис. 2
31 мая 1826г. мундир и вицмундир чиновников Госсовета были реформированы, по императорскому указанию Николая I мундирное золотое шитьё в виде ветви с чередующимися сдвоенными дубовыми и несколькими масличными листьями, обрамленной зубчатым кантом, стало проходить «по воротнику, обшлагам и карманным клапанам, а председателю и по швам» [4]. Кафтан сохранялся в прежнем виде, но вводился «стоячий» воротник и обшлага «алого сукна».
Класс мундира определялся по объему шитья, великолепие золотого шитья на костюмах высших чинов значительно увеличивало стоимость мундира.
Мундир как официальная форменная одежда был наиболее заметным признаком исторического периода, настолько велико было его проникновение в общественное сознание и быт имущих классов.
Библиографический список
1. Манифест «Образование Государственного совета» 1 января 1810 г. // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.6: Законодательство первой половины XIX века. М., 1988.
2. Щеглов В.Г. Государственный совет в России в особенности в царствование императора Александра I. История образования русского Государственного совета сравнительно с аналогичными западноевропейскими учреждениями. Историко-юридическое исследование. Ярославль, 1891-1895. Т.1.
3. Даневский П.Н. История образования Государственного совета в России. СПб., 1859.
4.Сенин А.С. Государственный совет. // Государственность
февраль 1917 г.): Словарь-
России (конец XV в. -справочник. Кн. 1. М., 1996.
5. Колодкин Л.М. Концепция правового регулирования государственной службы в России. Актуальные проблемы управления и правового регулирования деятельности ОВД. М., 1994.
6. Корф С.А. Дворянство и его сословное управление за столетие 1762-1855 гг. СПб.: Типогр. Тренке и Фюсно, 1906.
7. Учреждение Совета министров (1905 г.) // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция: документы повествуют. Н. Новгород, 1994.