ГГ. МОСКАЛЬЧУК
(Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия)
УДК 81'42:81'23 ББК Ш105.51+Ш100.6
ФОРМАТЫ ТЕКСТА В УСЛОВИЯХ СПОНТАННОГО ПИСЬМА
Аннотация: В ходе психолингвистического эксперимента по спонтанному порождению текста в условиях дефицита времени получены данные о размере текстов в предложениях и словах, проанализированы частотные приемы графической, композиционной и синтаксической организации текстов-реакций. Характерна стратегия самоподобия организации текстов-реакций как следствие минимализации размеров текста и предложения и дефицита времени на реакцию. Средний размер предложения составил 6,794 слова. Размер текста варьируется от 3 до 48 слов, при его средней величине 12,34 слова, что примерно соответствует среднему размеру предложения в прозе А.С. Пушкина. Доминирует концестремительная стратегия спонтанной организации деятельности испытуемых и порождаемых ими текстов, что является следствием фрактальной самоорганизации текста как информационного пакета, то есть испытуемые неосознаваемо следуют простейшим алгоритмам природы в процессе речепроизводства.
Ключевые слова: текст, размер предложения и текста, эксперимент, спонтанная письменная речь, самоподобие.
Современный этап развития лингвистики характеризуется повышенным интересом учёных к проблематике, связанной с изучением текста и дискурса как самостоятельных объектов исследования. Процесс порождения текстов-примитивов Л.В. Сахарный полагает центральной проблемой порождения речи, где цельность текста доминирует над его связностью [Сахарный 1991: 224]. Реакции, полученные в психолингвистическом эксперименте, относятся к классу текстов-примитивов [Сахарный 1991: 222]. В теоретическом плане тексты-примитивы интересны как сверхкраткие, но самодостаточные информационные продукты речемыслительной деятельности.
Задачей данной работы являлось изучение текстов-
примитивов с позиций организации спонтанного письма и форматов текста, созданного в условиях дефицита времени. Форматы различных текстов необходимо знать для понимания качественно-количественных реализаций текстовых структур в различных условиях. Известные нам форматы текстов в различных размерных нишах и коммуникативных условиях приводятся в работе «К вопросу о форматах диалектного текста», где утверждается ядерность феноменов устной речи в структуре национального русского языка [Москальчук 2015: 68-69]. Материалы психолингвистических экспериментов предоставляют также интересный и достаточно однородный текстовый материал для проверки лингвистических гипотез, в частности, гипотезы о самоподобии текста в речемыслительной и текстопорождающей деятельности человека [Москальчук, Бузаева 2013].
Материалом для исследования послужили тексты, полученные в ходе проведения направленного ассоциативного эксперимента. Испытуемые получали чистый лист бумаги формата А4, затем им предлагалось разделить лист по вертикали на 10 приблизительно равных частей. В левой части они записывали под диктовку, но через равномерные небольшие отступы имена десяти известных персон, а затем в свободной форме излагались реакции на стимул «жизнь человека». Некоторые результаты данного эксперимента отражены в публикациях [Лихачева, Москальчук 1995; Москальчук 2003].
Эксперимент был направленным, предлагались как известные литературные персонажи, так и реальные люди: Остап Бен-дер, Павел Иванович Чичиков, Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Маугли, Иисус Христос, Александр Сергеевич Пушкин, Владимир Ильич Ленин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Владимир Владимирович Маяковский. В исследовании принимали участие студенты-филологи 5 курса (орфография и пунктуация в примерах сохраняются). Всего получено 220 текстов, отказы были единичными (11 случаев). В течение 20 минут испытуемые в свободной форме выражали свое мнение. Целью было получение текстовых реакций для изучения лингвистических параметров текстов, порождаемых в условиях дефицита времени, так как на каждую реакцию отводилось в среднем не более
двух минут.
Реакции испытуемых в виде текстов-примитивов позволяют прояснить ряд обстоятельств: 1) определить форматы текстов (размер реакций в словах и предложениях); 2) дать целостную оценку процесса порождения текста и его финитной формы; 3) выявить и описать основные стратегии структурной и смысловой организации текстов-реакций в направленном эксперименте.
Деятельность испытуемых в ходе эксперимента циклична: восприятие стимула с последующим извлечением из оперативной памяти информации, относящейся к стимулу и ее запись на отведенном для этого участке страницы. Затем указанные этапы деятельности применяются испытуемыми к другим стимулам. Данные эксперимента подтверждают подобную цикличность деятельности в условиях дефицита времени, что проявляется в весьма характерном следовании некоторому выработанному субъектом единому образцу текста-реакции и выражалось зачастую в том, что на пространстве страницы воспроизводятся с вариациями не только графические особенности текстов. Отмечается близость размеров текстов и предложений в них, то есть стратегия порождения самоподобных текстов-реакций доминирует в материалах эксперимента. Следование сложившемуся образцу, его тиражирование, позволяет испытуемым успешно справиться с поставленной задачей в отведенное время, экономит усилия в процессе продуцирования текстов-реакций.
Стратегии структурной организации текстов-реакций в направленном эксперименте проявляются в минимализации размеров текста и предложения. Средний размер предложения составил 6,794 слова. Размер же текста в словах варьируется от 3-х до 48, при его средней величине 12,34 слова, что примерно соответствует среднему размеру предложения в прозе А.С. Пушкина. Большинство текстов располагаются в диапазоне от 3-х до 18 слов. Размер текста в предложениях изменяется нелинейно: тексты из одного и двух предложений доминируют в выборке (89 и 84 случая соответственно), что составляет высокую вероятность 828 текстов на тысячу, остальные размеры (от 3-х до 8 предложений в тексте-реакции) встречаются с вероятностью 172
текста на тысячу. В диапазоне же размеров 3 ^ 8 слов распределение приближается к асимптотической зависимости.
В материалах эксперимента отмечаются также некоторые частотные графо-стилистические и пунктуационные приемы. Так, характерно, например, совмещение зачина и стимула, когда стимул служит порождающей моделью целого и зачином текста-реакции, что при сравнительно ограниченном объеме текстов вполне объяснимо и оправдано. Но стимул может выполнять и дополнительные функции в текстообразовании: выступает одновременно и заглавием, и зачином, стимул часто выносится испытуемыми в позицию отдельной строки и иногда подчеркивается, что позволяет подобное истолкование данного графического приема:
Евгений Онегин
Детство - воспитание на дому - светская жизнь - тоска -деревня - дуэль - путешествие - любовь к Татьяне...;
Остап Бендер
... появление в городе - бурная жизнь жулика, прохиндея;
Татьяна Ларина
детство - воспитание - жизнь в деревне - светская жизнь -отвержение любви...;
A.С. Пушкин
лицейский период - светская жизнь - ссылка на Кавказ -Михайловская ссылка - любовные переживания - встреча с императором - возвращение в Петербург - дуэль;
B.В. Маяковский
Выдающийся писатель, сложный характер - смерть с невыясненными обстоят-ми.
Часто реакция подается как определение свойств и качеств, присущих личности обсуждаемой персоны и ее жизни:
Маугли - мальчик, потерялся в детстве - в джунглях -вскормила волчица - встреча с людьми;
Александр Сергеевич Пушкин - р. в 1799 г. - первые стихи -любовь к Н.Г. - женитьба, дети - проза «Е.О.», и т.д. - смерть на дуэли в 1837 г.;
П.И. Чичиков - аферист, собиратель мертвых душ;
Остап Бендер - авантюрист;
Татьяна Ларина - деревенская жизнь, любовь к Онегину, замужество за генерала;
Татьяна Ларина - героиня, деревенская девушка, деревенская жизнь;
A.С. Пушкин - воспитание с няней бесконечные влюбленности, творение высоких произв-ий, любовь к Наталье, дуэль, смерть;
B.В. Маяковский - любовь к Брик, непонятные взаимоотношения с правительством, самоубийство;
Остап Бендер - бесшабашный человек, склонный к авантюрам, всю жизнь совершал непредсказуемые поступки, криминал, да и умер также неожиданно.
Реакции, раскрывающие содержание жизни персонажа в виде хронологически выдержанных перечисляемых и сополагаемых этапов:
Остап Бендер: рождение, хорошее воспитание, баловень судьбы, цель жизни - получить все нахаляву и много;
Иисус Христос: божественное рождение, вся жизнь для людей, во имя людей, несправедливая смерть;
А.С. Пушкин: рождение, хорошее домашнее образование и воспитание, добрый мечтатель, замечательный поэт, хороший семьянин;
Татьяна Ларина - родилась в провинции, любила Россию, суеверная, воспитанная, безумно полюбила, но была отвергнута. Вышла замуж не по любви. Были дети, умерла не своей смертью.
Графические приемы экономии времени и усилий пишущего встречаются в текстах-реакциях часто. Это сокращения, как общепринятые, так и индивидуально изобретаемые; применение тире как сигнала пропуска отдельных подробностей и акцентирование наиболее значимой информации; цифровые и графические приемы организации перечней; рисунки вместе с текстом и вместо него и т.п.
Размеры текста и предложения часто совпадают, в изученном материале вероятность такого приема организации текста-реакции составляет 445 текстов на 1 тысячу. За подобной стратегией скрывается стремление к содержательной и синтаксиче-
ской континуальности самого описываемого сюжета - жизни человека, что является самым распространенным и всегда интересным сюжетом любого художественного произведения мировой культуры.
В результате анализа формул полученных текстов-реакций с помощью позиционных методов анализа установлено, что доминирующей стратегией формообразования текста-реакции является концестремительность формы, то есть реализуется скрытое намерение испытуемых расположить доминантный смысл порождаемого текста в его конце, о чем сигнализирует позиция креативного аттрактора текста (см. подробнее: [Москальчук 2010; Москальчук 2012]). Центростремительные модели встречаются вдвое реже, что провоцируется отчасти процедурой эксперимента, предусматривающей удлинение текста вправо, от начала текста к концу, а также необходимостью довести до естественного логического конца содержательный сценарий жизни данной персоны.
В реакциях испытуемых обнаружено 35 разных моделей формы текста, коэффициент разнообразия моделей составил 0,389. 17 моделей имеют частотность 2 и более раза: из них преобладают модели с восходящей к концу текста структурой (14 моделей, 157 текстов-реакций), нисходящая модель всего одна (21 реакция) и 2 стабильных (всего 19 реакций). Данные эксперимента объективно подтверждают доминирование у испытуемых концестремительных стратегий формирования текста, при которых доминантные смыслы локализуются в середине/конце текста.
Итак, в результате анализа текстов-примитивов на одну тему обнаружена ведущая роль стратегии структурно-смыслового самоподобия в процессе их спонтанного порождения, что является следствием фрактальной самоорганизации текста как информационного пакета [Манаков, Москальчук 2000; Москаль-чук 2010: 181-186 и др.]. В материале доминирует концестреми-тельная стратегия спонтанной организации деятельности испытуемых и порождаемых ими текстов, то есть испытуемые неосознаваемо следуют простейшим алгоритмам природы в процессе речепроизводства: итеративность, пропорциональность,
симметричность, самоподобие (фрактальность) [Корбут, Москальчук 1997; Корбут, Москальчук 2005]. Тексты самоподобны также в смысловом отношении, поскольку в них раскрывается одна и та же тема «жизнь человека».
Тематическое подобие и сходство условий порождения текстов обусловили также сходство и повторяемость реализованных испытуемыми форм текста с достаточно невысоким коэффициентом их разнообразия (менее 40%), размеры текстов-реакций и их синтаксических составляющих - предложений -часто совпадают. Тенденция к самоподобию текстов-реакций в смысловом, графо-стилистическом, структурно-синтаксическом и деятельностном аспектах убедительно подтверждается результатами проведенного эксперимента.
ЛИТЕРАТУРА
Лихачева О.Б., Москальчук Г.Г. Базовый композиционный стереотип «Жизнь человека» // Язык - наше наследие. Иркутск, 1995. С. 33-35.
Корбут А.Ю., Москальчук Г.Г. Инвариант структуры диалектного и художественного текста //Явление вариативности в языке: материалы Всерос. конф. Кемерово, 1997. С. 182-188.
Корбут А.Ю., Москальчук Г.Г. Принцип симметрии в классификации элементов текста и его объясняющая сила // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 52. С. 64-71.
Манаков Н.А., Москальчук Г.Г. Фрактальная природа языка // Лингвосинергетика: проблемы и перспективы : материалы первой школы-семинара. Барнаул, 2000. С. 24-33.
Москальчук Г.Г. Стратегии и тактики письменной репрезентации текстов-примитивов на одну тему // Естественная письменная речь: исследовательский и образовательный аспекты: Материалы конференции. Барнаул, 2003. Ч. 2. С. 201-211.
Москальчук Г.Г. Структура текста как синергетический процесс. М., 2010. 296 с.
Москальчук, Г.Г. Форматы текста как фактор гармонизации целого (на материале русских переводов сонетов У. Шекспира) // Цивилизация четвертого поколения и проблемы глобальной трансформации мира: материалы Междунар. научно-практич.
конф. Ишим, 2012. С. 139-142.
Москальчук Г.Г. Бузаева Я.А. Самоподобие структуры текста как переводческая стратегия // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. №3 (24). С. 199207.
Москальчук Г.Г. К вопросу о форматах диалектного текста // Язык в пространстве речевых культур : К 80-летию В. Е. Голь-дина. Москва; Саратов, 2015. С. 60-71.
Сахарный Л.В. Тексты-примитивы и закономерности их порождения // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М., 1991. С. 221- 237.
©Москальчук Г.Г., 2015