Научная статья на тему 'ФОРМАТЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ МУЗЕЕВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ И НАУЧНЫХ ИНСТИТУТОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСТАВКИ «ТРАВМЫ ПРОШЛОГО»)'

ФОРМАТЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ МУЗЕЕВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ И НАУЧНЫХ ИНСТИТУТОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСТАВКИ «ТРАВМЫ ПРОШЛОГО») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МУЗЕЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ / ФОРМАТЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сударикова Елена Владимировна

В статье рассматриваются потенциал естественнонаучных музеев в популяризации науки и научной деятельности, возможности совместной работы музея и научного института для удовлетворения запроса посетителей, который не может быть реализован только посредством музейной коллекции, а также разнообразие форматов совместной деятельности музея и научно-исследовательского института РАН при осуществлении просветительской и образовательной деятельности. Особое внимание уделяется успешному опыту экспонирования предметов из фондов Института археологии РАН на выставке Дарвиновского музея и высокому уровню внимания и вовлечённости посетителей в такие проекты.The article examines the potential of natural science museums in the popularization of science and scientific activity, the opportunity of a museum and a scientific institute joint work to satisfy the request of visitors that cannot be realized only through the museum collection. The variety of formats for joint activities of the museum and the scientific research institute of the Russian Academy of Sciences in educational and educational activities are also considered here. Special attention is paid to the successful experience of exhibiting items from the funds of the Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences at the State Darwin Museum and high attention level and involvement of visitors in such projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМАТЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ МУЗЕЕВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ И НАУЧНЫХ ИНСТИТУТОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСТАВКИ «ТРАВМЫ ПРОШЛОГО»)»

Сударикова Е.В. Форматы совместной работы музеев естественнонаучного профиля и научных институтов... УДК 069.02:5

DOI 10.29003/m2027.0514-7468.2020_43_2/217-223

ФОРМАТЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ МУЗЕЕВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ И НАУЧНЫХ ИНСТИТУТОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСТАВКИ «ТРАВМЫ ПРОШЛОГО»)

Е.В. Сударикова*

В статье рассматриваются потенциал естественнонаучных музеев в популяризации науки и научной деятельности, возможности совместной работы музея и научного института для удовлетворения запроса посетителей, который не может быть реализован только посредством музейной коллекции, а также разнообразие форматов совместной деятельности музея и научно-исследовательского института РАН при осуществлении просветительской и образовательной деятельности. Особое внимание уделяется успешному опыту экспонирования предметов из фондов Института археологии РАН на выставке Дарвиновского музея и высокому уровню внимания и вовлечённости посетителей в такие проекты.

Ключевые слова: естественнонаучный музей, образование, просвещение, популяризация науки, форматы просветительской деятельности.

Ссылка для цитирования: Сударикова Е.В. Форматы совместной работы музеев естественнонаучного профиля и научных институтов (на примере выставки «Травмы прошлого») // Жизнь Земли. 2021. Т. 43, № 2. С. 217-223. DOI: 10.29003/m2027.0514-7468.2020_43_2/217-223.

Поступила 12.05.2021 / Принята к публикации 08.06.2021

FORMS OF NATURAL SCIENCE MUSEUMS AND SCIENTIFIC INSTITUTES COLLABORATION (BY THE CASE OF THE EXHIBITION "TRAUMAS OF THE PAST")

E.V. Sudarikova The State Darwin Museum, Moscow

The article examines the potential of natural science museums in the popularization of science and scientific activity, the opportunity of a museum and a scientific institute joint work to satisfy the request of visitors that cannot be realized only through the museum col-lection.The variety of formats for joint activities of the museum and the scientific research institute of the Russian Academy of Sciences in educational and educational activities are also considered here. Special attention is paid to the successful experience of exhibiting items from the funds of the Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences at the State Darwin Museum and high attention level and involvement of visitors in such projects.

Keywords: natural science museum, natural history museum, education, enlightenment, popularization of science, formats of educational activities.

Введение. Из более чем двух тысяч государственных музеев и тысячи ведомственных, частных и иных музейных учреждений десятая часть позиционирует себя как естественнонаучные музеи, и более восьмисот краеведческих музеев содержат в экспозиции обязательный экологический раздел. Памятники природы, истории и культуры, отражённые в естественнонаучных музеях, приобретают особую значимость в силу специфики устройства человеческого мышления, которое не может воспроизводить свою

* Сударикова Елена Владимировна - с.н.с. Государственного Дарвиновского музея, elsud@ darwinmuseum.ru. ORCIDID: 0000-0001-8384-9832.

Жизнь Земли 43(2) 2021 217-223

217

историю вне учёта знаний, накопленных многовековым опытом. Одной из форм выражения этого опыта являются экспонаты музеев, воспроизводящих процесс становления и развития природной среды [1]. Кроме традиционной работы с коллекциями важной функцией естественнонаучного музея является предоставление доступа к экспонатам для максимально широкой аудитории (при сохранении их целостности), а также просветительская работа, включающая в себя ознакомление с важнейшими научными концепциями и новыми достижениями естественных наук. В музеях естественнонаучного профиля посетители встречаются с охраной природной среды, с закономерностями эволюции флоры и фауны, с историей возникновения человеческого сообщества. Этот класс музеев всегда должен был иллюстрировать достижения наук о природной среде и выступать в качестве своего рода института дополнительного образования. Вместе с ростом проблем экологии до планетарного размаха, естественнонаучные музеи оказались в центре обсуждения и решения самых актуальных вопросов, что вызвало рост их социальной значимости и привлекло внимание к другим проблемным темам, например, эволюции нашего вида. Некоторые естественнонаучные музеи являются детищами крупных учёных и несут ответственную функцию пропаганды и дальнейшего развития определённых направлений отечественной и мировой науки [2].

Просветительская деятельность в музее часто не может опираться на исследования самих сотрудников: не всегда их должностные обязанности включают в себя такой тип работы. В тех случаях, когда куратор той или иной коллекции занимается академической работой - это исследования очень узких тем, которых недостаточно для удовлетворения запроса населения на знакомство с научным методом и обретение базового представления о больших биологических концепциях. Для исполнения одной из ключевых целей такого музея - формирования отношения к окружающему миру и его познанию - представляется уместным сотрудничество научных институтов с площадками музеев, как нельзя лучше представляющими запросы аудитории и форматы возможного ответа на них.

О выставке «Травмы прошлого». Коллекция Дарвиновского музея включает в себя более 412 тыс. экспонатов, среди которых преобладают фаунистические коллекции (энтомологические сборы, зубы ископаемых акул, раковины моллюсков, палеонтологические материалы, чучела зверей и птиц), архивные материалы, а также предметы искусства анималистического жанра и фонд редкой книги. Более шести тысяч экспонатов находятся в основной экспозиции Музея, а остальные экспонируются на временных выставках (более шестидесяти в год). Однако даже такие крупные коллекции не позволяют широко раскрыть некоторые знаковые темы, например, касающиеся происхождения человека. Каждый естественнонаучный музей в мире вынужден обходиться при демонстрации происхождения человека большим количеством муляжей, т. к. оригинальные находки древних людей принадлежат научным институциям тех стран, где останки или орудия были обнаружены. Это критически сокращает возможности демонстрации настоящей экспонатуры для посетителей. Хорошим вариантом для решения этой проблемы является обращение к тем институтам, которые депози-тируют археологические и антропологические находки у себя в фондах. Несмотря на то, что учёт предметов в научных институтах организован совершенно иначе, чем в музеях, при взаимном уважении и желании знакомить аудиторию с работой археологов согласованная и эффективная работа представляется вполне возможной.

Для ответа на запрос посетителей познакомиться с объектами и методами работы палеоантропологов Дарвиновским музеем было принято решение сделать совмест-218

ную выставку с Институтом археологии (ИА РАН), позволяющую экспонировать натуральные человеческие останки, привезённые из экспедиций ИА РАН. Выставку решено было назвать «Травмы прошлого», несмотря на то, что в её содержание вошли не только разделы по палеопатологии, но и вполне традиционные антропологические качественные анализы, такие как определение пола и возраста индивида по костным останкам. Подготовительные этапы работы над выставкой были вполне традиционными: сначала сотрудником музея была прописана и защищена на методическом совете общая структура выставки, затем ТЭП (тематико-экспозиционный план), в котором были все планируемые к экспонированию тексты, а также примерный перечень необходимых от ИА РАН экспонатов. Далее, согласно перечню, производился длительный отбор при участии сотрудников Музея и сотрудников Института. После оформления договоров экспонаты в оговоренные сроки были перевезены в таксидермическую мастерскую Дарвиновского музея для последующей сухой чистки. Автором выставки совместно с дизайнером-художником была разработана художественная концепция для оформления плоскостных и объёмных материалов в пространстве выставочного зала. Планируемыми сроками выставки были даты с 10 октября 2020 г. по 13 января 2021 г., но в связи с ограничениями на публичные мероприятия из-за коронавирусной пандемии сроки были продлены до 4 апреля 2021 г.

На выставке (рис. 1) были экспонированы останки 30 индивидов из экспедиций ИА РАН, как в центральной России (средневековые находки), так и из южных регионов (крымские находки возрастом от 2 до 4 тыс. лет). Экспонаты были сгруппированы по разделам, иллюстрирующим такие темы, как определение по костным останкам возраста человека, пола, заболеваний наследственных и приобретённых, следы профессиональной принадлежности, а также трепанации и деформации черепа [4].

Программа сопутствующих мероприятий. Каждая сторона организаторов выставки имела собственный интерес, который сводим в общем виде к удовлетворению

Рис. 1. Пространство выставки «Травмы прошлого». Fig.1. The space of the "Traumas of the past" exhibition.

запроса посетителей на более близкое взаимодействие с действующими учёными, компетентность которых не вызывает сомнений, а также на самостоятельное изучение человеческих костных останков в их естественном виде. Популяризация работы археолога среди любителей естественных наук может привести в краткосрочной перспективе к насыщению экспедиций волонтёрами и улучшению качества и скорости археологических раскопок, а впоследствии и к увеличению числа профессиональных археологов. Музею же достаточно откликнуться на запрос посетителей и составить максимально целостную и при этом доступную для понимания картину взаимодействия исследователей с костными останками.

Для увеличения возможностей аудитории были предложены разнообразные форматы взаимодействия с пространством выставки.

Традиционные мероприятия музея: образовательная программа. Выставки в Дарвиновском музее традиционно сопровождаются образовательными программами. К выставке «Травмы прошлого» с.н.с. образовательного отдела ГДМ Д.Г. Донсковым были разработаны: настольная игра «Скелетные истории», мини-путеводитель по выставке «Говорят и показывают кости!», интерактивный экспонат «Как растут зубы?» и компьютерная игра «Раскопки». Из-за фактурных экспонатов игры вызвали к себе большой интерес у посетителей разных возрастов, а путеводитель и компьютерная игра дополняли знания об экспонатах и помогали найти интересные, но не бросающиеся в глаза свойства некоторых из них. Для прицельного освещения палеоантропо-логических особенностей в рамках заявленной концепции выставки экспонируемые останки были вырваны из хронологического и топологического контекстов, но путеводитель помогал выяснить возраст наиболее древних находок и определить прижизненный возраст некоторых скелетов.

Традиционные мероприятия музея: экскурсии. Экскурсия - самая традиционная форма работы специалистов при знакомстве посетителя с экспозицией. Сильные стороны этого формата - живое общение с музейным сотрудником и максимальная близость экспонатов. В музее именно они представляют собой естественные явления, технологические инновации и научные идеи, которые побуждают посетителей взаимодействовать с ними, задавать себе вопросы и стимулируют самообразование. Экскурсовод помогает сосредоточиться на аспектах научной практики, вместе с ним посетители участвуют в расследовании с помощью аутентичных инструментов и методов, которые использовал бы практикующий учёный. Несмотря на то, что выставка экспонировала преимущественно человеческие останки, особый интерес она вызывала у маленьких детей (младшая школа), и немалая часть экскурсий была именно для таких групп. Витализация мёртвых предметов вызывает как интерес и желание разобраться, так и отталкивает, но именно костные останки по труднообъяснимым причинам остаются привлекательными даже для детской аудитории.

Традиционные мероприятия музея: передвижная выставка и 3D-сканирова-ние. Сильное и одновременно слабое место временных музейных выставок - это их эпизодичность, краткие сроки существования. На разработку нарратива и художественной концепции и на подбор экспонатов иногда уходит несопоставимо больше времени, чем на само экспонирование. Данная выставка изначально разрабатывалась с заделом на следующую за ней выставку-передвижку, планшеты делались в единый размер, удобный для перевозки, а сами экспонаты были превращены в мультимедиа-экспонаты с помощью фотограмметрии. 220

Кроме работы с посетителями, научный музей должен предпринимать согласованные усилия для помощи исследователям, чтобы не только включить текущие научные находки и практики в возможности неформального обучения посетителей музеев, но и облегчить получение новых знаний. Музей отсканировал и оцифровал ряд экспонатов, предоставленных ИА РАН, предоставив модели костей как для дальнейшего экспонирования, так и для работы учёных на конференциях и в своей среде (рис. 2). Такая работа помогает дополнять и уточнять результаты исследований, проведённых в разных инстанциях. Подобные совместные проекты открывают музеям возможность новой роли: научный центр как исследовательский центр [3].

Рис. 2. Оцифрованный череп взрослого мужчины, находка из экспедиции ИА РАН, Крым, «вал Бескровного-11».

Fig. 2. Digitized skull of an adult man, the find from the expedition of the Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences, Crimea, "Beskrovny val-11".

Совместные мероприятия: онлайн-экскурсия. Трудность любого музея состоит в том, что его собственная площадка доступна не всем желающим. В связи с этим проводился ряд активностей в формате онлайн (что особенно актуально в условиях 2020 г.). Разово была проведена экскурсия по выставке для дружественного портала «Антропогенез.ру», аудитория которого максимально внимательна к методам и достижениям археологических и антропологических исследований. После экскурсии прошёл короткий стрим (англ. stream, букв. поток) - видео- или аудио-ряд, получаемый пользователем методом потоковой передачи данных; в частности, название прямых трансляций на видеохостингах (например, на Twitch и YouTube) (рис. 3) с ответами на вопросы (как это было бы и после обыкновенной экскурсии). Суммарно запись экскурсии посмотрело более 20 тыс. человек. Можно считать это хорошим результатом как для демонстрации экспонатуры, так и для рассказа, который эти экспонаты соединяет в одну историю.

Совместные мероприятия: лекции. Сотрудники музеев довольно детально знакомятся с темами выставок, которые разрабатывают, но не может быть эксперта надёжнее, чем учёный, который непосредственно пишет статьи и монографии, на которые музейный работник опирается при работе. Сотрудники Института археологии РАН не только предоставили экспонаты, помогли их отобрать и перевезти, а также активно участвовали в монтаже выставки, но и любезно согласились провести ряд лекций по собственным, довольно узким, но востребованным у любителей естественных наук темам. Всего прошло четыре лекции:

• «Палеоантропологические материалы в эпоху революционных изменений методов исследований» (26.11.2020, лектор - д.и.н., зав. лабораторией контекстуальной антропологии ИА РАН М.В. Добровольская);

Рис. 3. Заглавная страница ролика на Youtube [5].

Fig. 3. The Youtube video title page [5].

• «Травмы черепа и хирургическое вмешательство в прошлом человечества по данным антропологического источника (обряды и медицина)» (10.12.2020, лектор -в.н.с. отдела теории и методики ИА РАН, доктор исторических наук М.Б. Медникова);

• «Высокотемпературная антропология: кремации в истории человечества» (25.03.2021, лектор - м.н.с. лаборатории контекстуальной антропологии ИА РАН Н.Г. Свиркина);

• «Убийства в прошлом» (01.04.2021, лектор - к.и.н., н.с. отдела теории и методики, группа физической антропологии ИА РАН Т.Ю. Шведчикова).

Формат лектория позволяет максимально близко подойти к тому, каким образом учёные получают знания об устройстве реального мира. Экспонаты с этикетками многое могут поведать о себе, но полную историю может рассказать только автор - её главный герой. В связи с мерами против коронавирусной инфекции музеи перевели многие свои мероприятия в формат онлайн, и археологический лекторий, конечно, тоже был представлен на онлайн-площадке Дарвиновского музея. Это позволило расширить доступ для граждан всей страны, а также соседних держав, и дополнить знания посетителей, физически побывавших на выставке. Онлайн-лекторий с партнёрскими экспертными организациями - это прекрасный способ для музея привлечь больше внимания к своим проектам и передать информацию посетителям максимально точно и массово.

Совместные мероприятия: дискуссионный клуб. Экскурсионный и лекционный форматы насыщены информацией, но оставляют за участниками пассивную, потребляющую роль. Для тех посетителей музея, которым важно самим создавать дискурсивные средства, был запущен и работает до сих пор дискуссионный клуб - средство взаимодействия посетителей с исследователями персонализировано и осмысленно. Такие взаимодействия позволяют исследователям поделиться своими личными историями об их научной карьере и придают человеческое лицо научной практике. На дис-

куссии «"Жизнь после смерти", или "Если ваши кости нашли антропологи"» обсуждались такие вопросы, как поисковые работы археологов, перспективы российской антропологии, обращение археологов с найденными костями, когда таковые становятся предметом изучения и депозитарии для подобных находок, необходимость работы антрополога в археологической экспедиции.

Заключение. Естественнонаучные музеи XXI века продолжают деятельность по коллекционированию, атрибутированию и экспонированию объектов флоры и фауны. Однако на новом этапе их развития возникают новые задачи, которые связаны как с растущими запросами посетителей, так и с реализацией музея в качестве исследовательской площадки.

Используя современные технические возможности музей может решать одновременно и актуальные просветительские задачи, и оказывать содействие научным институтам в расширении их влияния и значимости. В перспективе такие совместные проекты могут обеспечить, например, приток волонтёров в археологические экспедиции, а впоследствии и рост числа действующих учёных в стране, что укрепит её позиции на международной арене. Результатом творческого сотрудничества коллектива научных сотрудников музея с Институтом археологии стало внедрение в музейную практику дифференцированных программ взаимодействия с посетителем.

Вторым важным итогом можно считать прецедент обращения к уникальным предметам из фонда научного института, которые позволяют гораздо полнее и шире осветить тему, интересную музейной аудитории, но не представленную широко в фондах музея. Такое расширение возможностей для естественнонаучного музея работает по беспроигрышному принципу для всех взаимодействующих с экспонатами сторон: посетителей музея, музейных сотрудников и сотрудников научно-исследовательского института.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клюкина А.И. Музей естественнонаучного профиля в духовной жизни общества // Вестник КемГУКИ. 2014. № 27. С. 23-29.

2. Dance A. Museums: Collate, curate and animate // Nature. 2017. T. 552(7684). C. 279-281. DOI: 10.1038/d41586-017-08458-0.

3. King D., Ma J., Armenfariz A., Yu K. Developing Interactive Exhibits with Scientists: Three Example Collaborations from the Life Sciences Collection at the Exploratorium // Integrative and Comparative Biology. 2018. T. 58(1). DOI: 10.1093/icb/icy010.

4. Traumas of the Past (http://www.darwinmuseum.ru/projects/exhibition/travmy-proshlogo).

5. YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=LsYhinDAl7k).

REFERENCES

1. Klyukina A.I. Museum of Natural Science profile in the spiritual life of society. Vestnik KemGUKI. 27, 23-29 (2014) (in Russian).

2. Dance A. Museums: Collate, curate and animate. Nature. 552(7684), 279-281 (2017). DOI: 10.1038/d41586-017-08458-0.

3. King D., Ma J., Armenfariz A., Yu K. Developing Interactive Exhibits with Scientists: Three Example Collaborations from the Life Sciences Collection at the Exploratorium. Integrative and Comparative Biology. 58 (1) (2018). DOI: 10.1093/icb/icy010.

4. Traumas of the Past (http://www.darwinmuseum.ru/projects/exhibition/travmy-proshlogo?eng).

5. YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=Lsyhindal7k) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.