Научная статья на тему 'Formation of the innovative system in the Agrarian sector of economic activity of Russia: assumptions and problems'

Formation of the innovative system in the Agrarian sector of economic activity of Russia: assumptions and problems Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ECONOMICS / INNOVATIONS / AGRICULTURE / SYSTEM / ANALYSIS / RESOURCE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Sandu I. S., Chepik D. A.

As the world practice displays, the relevant condition of a speed-up of technological progress is the developing of innovative activity in the sphere of agribusiness industry which is the whole complex of sequentially performed measures on organization of research activities and building up the innovations with their subsequent assimilation in manufacturing. It is necessary for the purposes of building up a new or improved production, new or improved technique of its manufacturing. In this connection for the development of innovative system in the agrarian sector of economic activity of Russia first of all it is important to make up and develop the institutes of state regulation of innovative activity, non-departmental institutes of independent monitoring and evaluation test of scientific projects and jobs, an innovative infrastructure, financing and boost of innovations. The solution of the problems will allow ensuring the scientific-technological developing of agrarian and industrial complex of Russia on the main routes instituting its competitive advantages that will allow ensuring food security of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Formation of the innovative system in the Agrarian sector of economic activity of Russia: assumptions and problems»

УДК 631.152.2(47+57)

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ

Санду И.С., доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом Чепик Д.А., кандидат экономических наук, заведующий сектором Отдел экономических проблем научно-технического развития АПК, ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства», Москва, Россия

E-mail: denis chepik@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Как показывает мировая практика, важным условием ускорения научно-технического прогресса является развитие инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, которая представляет собой совокупность последовательно осуществляемых мероприятий по организации научных исследований и созданию инноваций с последующим освоением их непосредственно в производстве. Это необходимо в целях создания новой или улучшенной продукции, новой или усовершенствованной технологии её производства. В связи с этим, для развития инновационной системы в аграрном секторе экономики России в первую очередь важно формирование и развитие институтов государственного регулирования инновационной деятельности, вневедомственных институтов независимого мониторинга и оценки качества научных проектов и работ, инновационной инфраструктуры, финансирования и стимулирования инноваций. Решение данных проблем позволит обеспечить научно-технологическое развитие АПК России по основным направлениям, определяющим его конкурентные преимущества, что позволит в последующем обеспечить продовольственную безопасность страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экономика, инновации, сельское хозяйство, система, анализ, ресурсный потенциал.

Современный период экономического развития, темпы роста ВВП, геополитическое положение стран на мировом и отечественном рынках, их продовольственная безопасность, жизненный уровень населения и преодоление последствий финансового кризиса зависят от научно-технического обеспечения хозяйствующих субъектов АПК. В настоящее время главной движущей силой общественного развития становятся знания, которые обеспечивают формирование инновационного производства, что предполагает создание и использование принципиально новых, высокоэффективных технико-технологических и энергосберегающих ресурсов: машин, оборудования, материалов, высокоэффективных селекционных достижений, автоматизацию производства на животноводческих комплексах и фермах, в перерабатывающих отраслях и сферах агропромышленного комплекса.

Мировая практика свидетельствует о том, что решающим условием ускорения научно-технического прогресса является развитие инновационной деятельности в АПК как совокупности последовательно осуществляемых мероприятий по организации исследований и созданию инноваций с последующим освоением их непосредственно в производстве в целях создания новой или улучшенной продукции, новой или усовершенствованной технологии ее производства (табл. 1).

Инновационный процесс, как правило, не только поощряется, но и регулируется государством путем формирования и реализации инновационной политики, которая является частью государственной аграрной политики, так как в числе современных приоритетов наряду с экономическими, инвестиционными, институциональными важное значение уделяется инновационным приоритетам.

Таблица 1 - Затраты на технологические инновации в АПК России, млн. руб.

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Затраты на технологические инновации, всего 11058,7 12698,2 12182,8 10837,7 8760,9 12562,9 16908,0

В том числе: исследования и разработки 546,9 674,7 1063,0 1119,9 736,4 1690,9 3807

приобретение машин и оборудования 7157,1 9262,0 7148,6 6138,0 5744,9 7695,8 9376

приобретение новых технологий 236,6 720,5 1275,6 359,4 57,6 48,6 29,8

из них: прав на патенты, лицензий 23,9 229,7 60,8 26,4 16,2 5,1 19,7

приобретение программных средств 82,8 191,9 283,5 382,2 266,9 74,0 25,2

производственное проектирование 1835,0 261,7 281,1 476,5 584,4 355,8 2004

другие виды подготовки производства 353,8 457,9 406,0 1052,4 1085,0 1223,6 474

обучение и подготовка персонала 28,5 364,9 92,4 13,5 9,7 124,9 93,9

маркетинговые исследования 256,2 561,8 891,4 551,0 132,8 247,2 334

прочие затраты 561,8 742,5 741,2 744,8 143,1 602,1 763

Поэтому необходимость и актуальность разработки такой политики в современных условиях значительно повышается, тем более, что в отечественной практике управления агропромышленным комплексом инновационная политика специально не разрабатывалась.

Одним из механизмов соединения аграрной науки с сельскохозяйственным производством посредством федеральных целевых программ должны стать инновационные системы.

Как показывают исследования учёных ФГБНУ ВНИИЭСХ [1], формирование национальной инновационной системы АПК, по сравнению с другими секторами экономики России, связано с преодолением негативных факторов, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности и проявляющихся в условиях кризиса экономики системными сдерживающими факторами инновационного развития сопряженных секторов экономики.

Для обеспечения устойчивого прогресса в переходе АПК на инновационный путь развития, как отмечает академик РАН И.Г. Ушачёв, важным становится концентрация внимания на основных направлениях развития аграрного сектора экономики.

Для развития инновационной системы в первую очередь важно формирование и развитие институтов государственного регулирования инновационной деятельности, вневедомственных институтов независимого мониторинга и оценки качества научных проектов и работ, инновационной инфраструктуры, финансирования и стимулирования инноваций.

Активная роль государства в процессе формирования и развития инновационной системы является обязательным условием и предполагает прямое участие государства в финансировании приоритетных инновационных проектов и финансирование НИОКР из множества источников; налоговые и таможенные льготы для инвестиций в инновационные проекты, то есть создание благоприятного инвестиционного и инновационного климата для занятия научно-исследовательской деятельностью; содействие формированию инновационно-венчурных фондов для финансирования проектов малого и среднего инновационного бизнеса, вложение бюджетных средств в эти фонды; дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса; содействие развитию инновационной инфраструктуры (технопарков, технологических инкубаторов, территориально-отраслевых кластеров, инновационных центров, банков данных по инновациям); содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий, защиты интеллектуальной собственности [2].

Процесс создания инновационной системы АПК должен быть ориентирован, в первую очередь, на распространение в крупных и средних сельскохозяйственных организациях современного пятого и освоение перспективного шестого технологических укладов, которые обеспечивали бы существенное повышение

конкурентоспособности продукции аграрного сектора на внутреннем и международном рынках, что напрямую связано с реализацией Подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» проекта Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая предусматривает повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства; создание благоприятной экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в отрасль [4].

Основными задачами Подпрограммы являются стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования; снижение энергоемкости производства продукции сельского хозяйства за счет модернизации систем энергообеспечения села с широким использованием средств малой энергетики, возобновляемых и местных энергоресурсов; техническая и технологическая модернизация машиноиспытательных станций; обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения консультационными услугами по освоению инноваций, передового опыта и прогрессивных методов хозяйствования; повышение инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширение масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе [5].

Для реализации предполагаемых мероприятий были увеличены объемы финансовых средств более чем в 3 раза.

Одним из мероприятий Подпрограммы является реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе, которое предусматривает реализацию к 2020 г. 104 инновационных проектов на общую сумму 5,4 млрд. руб. (табл. 2).

Формирующаяся инновационная система АПК должна содействовать институциональному развитию аграрного сектора, обеспечивать правовую и научно -методическую поддержку субъектов хозяйствования в АПК, а также способствовать привлечению инвестиций [3].

Таблица 2 - Основное мероприятие «Реализация перспективных инновационных проектов

в агропромышленном комплексе»

Показатель (индикатор) Год реализации

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

1. Количество реализованных инновационных проектов, шт. - - 5 10 10 10 10 59

2. Объёмы финансирования за счёт средств федерального бюджета, млн. руб. - - 769,5 769,5 890,5 932,3 973,3 1014,2

По нашему мнению, алгоритм формирования инновационной системы агропромышленного комплекса России предполагает:

создание структурного подразделения (Департамента) в составе Минсельхоза России, ответственного за инновационное развитие АПК, а также создание при Департаменте инновационного развития Минсельхоза России экспертного совета с участием необходимых научных и образовательных организаций, представителей бизнеса, инфраструктурных формирований и общественности;

формирование баз данных инновационных продуктов и создание центров компетенции, отвечающих за их внедрение в сельскохозяйственное производство;

принятие новых или доработка существующих технических регламентов, стандартов, требований к качественным характеристикам инноваций (особенно технологий производства сельскохозяйственной продукции), учет новых требований, стандартов и регламентов в планах внедрения инноваций в отраслях АПК.

Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод, что формирование инновационной системы в аграрном секторе экономики России должно позволить

обеспечить переход на устойчивое социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса и решить ряд задач: обеспечить масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок; повысить конкурентоспособность НИОКР в АПК, обеспечивающих переход аграрной экономики на инновационный путь развития; сформировать модели инновационного поведения хозяйствующих субъектов; способствовать процессу создания и распространения инноваций во всех отраслях и сферах АПК.

Решение данных задач позволит обеспечить научно-технологическое развитие АПК России по основным направлениям, определяющим его конкурентные преимущества, что позволит обеспечить продовольственную безопасность страны [6].

Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в последние месяцы 2014 года, в том числе введенных санкций и ограничений против Российской Федерации, считаем целесообразным разработать механизмы формирования единого инновационного пространства на основе научных исследований и передовых технологий в рамках Таможенного союза, разработанных учёными Беларуси, России и Казахстана.

Следует отметить, что учёные ФГБНУ ВНИИЭСХ под руководством академика РАН И.Г. Ушачёва уже работают в данном направлении, и мы предлагаем на базе нашего института создать рабочую группу по подготовке конкретных предложений по реализации единой аграрной политики стран Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Санду, И. С. Формирование инновационной системы АПК: организационно-экономические аспекты / И. С. Санду, В. И. Нечаев, В. Ф. Федоренко, Г. М. Демишкевич, Н. Е. Рыженкова. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. - 216 с.

2. Санду, И. С. Организационно-экономические аспекты развития инновационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе России / И. С. Санду, Г. М. Демишкевич, Г. С. Прокопьев [ и др.]. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2013. - 124 с.

3. Ушачев, И. Г. Инновационное развитие субъектов Российской Федерации: опыт и проблемы / И. Г. Ушачев, И. С. Санду, Г. С. Прокопьев [и др.]. - М.: Столичная типография, 2008. - 152 с.

4. Полухин, А. А. Экономическая оценка перспектив технической модернизации сельского хозяйства РФ в условиях ВТО / А. А. Полухин // Аграрная Россия. - 2013. -№11. - С. 33-36

5. Полухин, А. А. Особенности использования технического потенциала сельского хозяйства России на региональном уровне / А. А. Полухин // Образование, наука и производство. - 2013. - №2. - С. 22-29.

6. Санду, И. С. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства России / И. С. Санду, А. А. Полухин // Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - №1. -С. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.