Научная статья на тему 'FORMATION OF PROFESSIONAL LEXICAL COMPETENCE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF THE TOURISM DIRECTION'

FORMATION OF PROFESSIONAL LEXICAL COMPETENCE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF THE TOURISM DIRECTION Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Professional lexical competence / tourism / vocabulary / common vocabulary / competence / pedagogy / methodology / speech activity / professionalism / competence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Zera Ismetovna Shabidinova

This thesis examines the concept of "professional vocabulary" in a broader sense, close to the concept of "specialty language". This is quite rational, since future specialists will encounter in their professional activities not only professionalism, but also highly specialized and general scientific terms, commonly used lexical units, phraseological units.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «FORMATION OF PROFESSIONAL LEXICAL COMPETENCE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF THE TOURISM DIRECTION»

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hirchiqdavlat^edagOgikainiliiliiiii^^^^^^^Bim

FORMATION OF PROFESSIONAL LEXICAL COMPETENCE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF THE TOURISM

DIRECTION

Zera Ismetovna Shabidinova

Teacher the Department of German Language, CSPU z. shabidinova@cspi. uz

ABSTRACT

This thesis examines the concept of "professional vocabulary" in a broader sense, close to the concept of "specialty language". This is quite rational, since future specialists will encounter in their professional activities not only professionalism, but also highly specialized and general scientific terms, commonly used lexical units, phraseological units.

Keywords: Professional lexical competence, tourism, vocabulary, common vocabulary, competence, pedagogy, methodology, speech activity, professionalism, competence.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМА

Зера Исметовна Шабидинова

преподаватель ЧГПУ кафедры немецкого языка z. shabidinova@cspi. uz

АННОТАЦИЯ

В данном тезисе рассматривается понятие «профессиональная лексика» в более широком смысле, приближенном к понятию «язык специальности». Это вполне рационально, так как будущие специалисты столкнуться в своей профессиональной деятельности не только с профессионализмами, но и с узкоспециальными и общенаучными терминами, общеупотребительными лексическими единицами, фразеологизмами.

Ключевые слова: Профессиональная лексическая компетенция, туризм, лексика, общеупотребительная лексика, компетенция, педагогика, методика, речевая деятельность, профессионализмы, компетенция.

227

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hirchiqdavlat^edagOgikaHniliiliiiii^^^^^^^Zim

Принципы современной системы высшего образования предполагают такую организацию учебного процесса, при которой у студентов будет сформирован целый набор базовых компетенций, носящих общекультурный и профессиональный характер. Эти базовые компетенции призваны сыграть ключевую роль в соответствующих областях профессиональной деятельности будущих специалистов. Квалификационные требования, предъявляемые при изучении иностранного языка студентами направления Туризма, предполагают овладение всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием и письмом — как в профессиональной деятельности, так и в повседневно- бытовой. Современные условия ставят перед студентами задачу формирования иноязычной речевой деятельности на основе профессиональной лексики, что невозможно без владения этой самой профессиональной лексикой иностранного языка. Таким образом, формирование именно лексической компетенции становится ключевой задачей преподавателя на практических занятиях по иностранному языку у студентов направления Туризма.

«Профессиональная лексическая компетенция» представляет собой интегрированное понятие, выражающее способность применять соответствующую лексику, сформированные на ее основе навыки и умения, когнитивно-речевой опыт в различных ситуациях, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов. Овладение профессиональной лексической компетенцией, на наш взгляд, предполагает овладение языком специальности. Более того, обучение иностранному языку студентов направления Туризма, прежде всего, построено на работе с текстами. И большинство этих текстов, что вполне логично и рационально, имеют общеупотребительную и узкоспециальную лексику. Общеупотребительную лексику составляют слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей. Она составляет основу лексического состава любого языка. В понятие «общеупотребительная лексика» входят названия явлений, понятий, предметов из разных областей жизни социума: бытовой, культурной, экономической, политической. Общеупотребительная лексика понятна и доступна каждому носителю языка, используется без ограничения в самых различных областях.

Общеупотребительная лексика, как правило, уже изучена студентами на предыдущих этапах обучения на удовлетворительном уровне- в школах или в лицеях, и, за редким исключением, не требует долгой дополнительной работы на практических занятиях. Узкоспециальная терминология призвана отражать общую специфику сферы деятельности или труда, предполагающую наличие

April 23-24, 2024

https://cspu.uz/ International Scientific and Practical Conference

228

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

таких составляющих, как самостоятельная область (даже в случае интегративных свойств этой области), объект и субъект деятельности, продукт деятельности. Узкоспециальная терминология используется для каждой отрасли Туризма.

Узкоспециальные термины, в основном, представляют собой заимствования из разных языков, и самыми распространенными способами перевода этой лексики являются транслитерация и калькирование, что образует «международность» узкоспециальной научной терминологии и упрощает восприятие студентами текстов на иностранном языке . Узкоспециальные термины так же, как и общеупотребительная лексика, достаточно легко осваивается студентами «благодаря конкретности их значений и возможности установления в сознании студентов множества ассоциаций». Освоение профессионализмов тоже должно стать составной частью лексической компетенции будущего специалиста. Профессионализмы — это специальные слова, которые профессионалы используют в разговорном обиходе. Карпухина Н. М. определяет профессионализмы как «теневые обозначения», выступающие прослойкой между терминами и профессиональными жаргонами. Можно сказать, что профессионализмы представляют собой «неофициальные» названия специальных явлений и понятий профессии, создают так называемый профессиональный жаргон. На данный момент самым активно развивающимся «профессиональным» языком можно считать язык специалистов из сферы информационно-коммуникационных технологий, как самой динамично развивающейся области. Безусловно, большая доля профессионализмов будет освоена студентами, когда они приступят к практической профессиональной деятельности, в процессе работы и общения с опытными специалистами в сфере туризма. Это и есть когнитивно-речевой аспект, упомянутый нами ранее. Но начальное знакомство допустимо и даже необходимо уже в процессе обучения в вузе. Включение в подборку текстов профессиональных слов и выражений позволит будущему специалисту быстрее адаптироваться в профессиональной среде. Задача преподавателя иностранного языка при формировании лексической компетенции у студентов направления Туризма заключается в том, чтобы обучающиеся могли сформировать в своем сознании ресурс, представляющий собой особое сочетание знаний, навыков и опыта, которое позволит будущим специалистам использовать его как фундамент для дальнейшего овладения и оперирования профессиональной лексикой языка специальности с учетом всех разновидностей лексических пластов.

229

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

Chirchiq davlat pedagogika universiteti Zamonaviy filologiya va lingvodidaktikaning dolzarb masalalari

REFERENCES:

1.Стародубцева О. Г. Лексическая компетенция как языковая основа профессионально-коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза. Бюллеьень сибирской медицины, том 12, № 3, с.128

2. Евдокимова М. Г. Проблема использования компьютерных языковых игр в работе над рецептивной лексикой (англ.яз., неяз.вуз): автореферат дисс.канд.пед.наук. -М., 1992-25с, с.

3. Карпухина Н. М. Лексико-семантические процессы в русской терминологии товарно-денежного обращения: дисс.д-ра фил.наук. -М.-2007-393с.

4. Шабидинова, З. И. (2021). Особенности дистанционного обучения иностранным языкам. Academic research in educational sciences, 2(CSPI conference 2), 460-465.

5. Shabidinova, Z. (2022). DIE JUGENDSPRACHE IST EIN LINGUISTISCHES PHÄNOMEN. Academic research in educational sciences, 3(11), 454-460.

6. Shabidinova, Z. I. (2023). GENETIC ANALYSIS OF NEOSEMANTISM OF GERMAN YOUTH. Mental Enlightenment Scientific-Methodological Journal, 4(03), 264-270.

7. Шабидинова, З. И. (2022). МОЛОДЕЖНЫЙ ЯЗЫК И УПАДОК ЯЗЫКА. European Journal of Interdisciplinary Research and Development, 10, 446-448.

8. Зера Шабидинова (2023). ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО МОЛОДЁЖНОГО СЛЕНГА. "Til va adabiyot - Преподавание языка и литературе - Language and literature teaching", 6, 141-142

230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.