Научная статья на тему 'Формат «Dark Store»: современная реальность ритейла России'

Формат «Dark Store»: современная реальность ритейла России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / «DARK STORE» / РЫНОК FMCG / РИТЕЙЛ / ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ / ДОСТАВКА ТОВАРОВ / PANDEMIC / DARK STORE / FMCG / RETAIL / ONLINE TRADE / DELIVERY OF GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова К.Д., Платонова А.С., Суворова С.Д.

Целью настоящего исследования является раскрытие сущности формата торговли «Dark Store» и оценка необходимости его практического распространения в России в ближайшей перспективе. В статье, на примере предприятий рынка FMCG, описаны основные уровни организации данного формата, рассмотрена технология продажи товаров, определены ключевые преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DARK STORE" FORMAT: THE MODERN REALITY OF RETAIL RUSSIA

The purpose of this study is to reveal the essence of the "Dark Store" trade format and assess the need for its practical distribution in Russia in the near future. In the article, using the example of FMCG market enterprises, the main levels of organization of this format are described, the technology of selling goods is considered, and the key advantages are identified.

Текст научной работы на тему «Формат «Dark Store»: современная реальность ритейла России»

ФОРМАТ «DARK STORE»: СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ РИТЕЙЛА РОССИИ

К.Д. Егорова, студент

А.С. Платонова, студент

С.Д. Суворова, канд. экон. наук, доцент

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10896

Аннотация. Целью настоящего исследования является раскрытие сущности формата торговли «Dark Store» и оценка необходимости его практического распространения в России в ближайшей перспективе. В статье, на примере предприятий рынка FMCG, описаны основные уровни организации данного формата, рассмотрена технология продажи товаров, определены ключевые преимущества.

Ключевые слова: пандемия, «Dark Store», рынок FMCG, ритейл, онлайн-торговля, доставка товаров.

Эффективность деятельности предприятий торговли зависит от наличия высоких адаптационных возможностей оперативного реагирования на изменения, происходящие в макросреде. Пандемия Covid-19 внесла коррективы в традиционное существование населения всего мира, а принятие карантинных мер, (запрет посещения торгово-развлекательных центров и ограничения потока покупателей в торговых залах розничных предприятий) пошатнуло деятельность современного ритейла. Последние несколько месяцев стали значительным испытанием для всех отраслей экономики, в том числе и для сферы товарного обращения.

Вынужденный переход человечества в онлайн заставил крупные розничные сети отложить планы на физическое распределение товаров и перенаправить основные ресурсы на внедрение новых форм продажи товаров и новых форматов торговли. Возникла необходимость вынужденной реорганизации жизнедеятельности ритейла и переход на новый формат торговли «Dark Store», в связи с чем, тема исследования является актуальной.

Процесс перехода к новым технологиям и форматам осуществлялся российскими ритейлерами постепенно, но события пандемии Covid-19 ускорили данный процесс. Для сохранения рыночных позиций операторы розничной торговли были вынуждены мгновенно корректировать направле-

ние деятельности и переходить в онлайн-формат торговли. Так, формат, который ранее внедрялся редко, в основном, в целях эксперимента, в настоящий момент стал одним из наиболее популярных среди мировых ритейлеров в целом, и среди отечественных в частности.

«Dark Store» с английского языка переводится как «темный магазин» и выглядит как торговый зал привычного супермаркета только без покупателей. Также «Dark Store» можно рассматривать как помещение, предназначенное для хранения товаров с последующей сборкой заказов и реализацией их через интернет-платформу.

Следует отметить, что первое появление данного формата относится к 2000 гг., но попытка его внедрения была безуспешна. Следующий запуск формата «Dark Store» происходил в 2009 году крупной транснациональной компанией, владеющей розничной сетью Великобритании -Tesco. Особенностью данного формата являлась реализация продукции FMCG, то есть fast moving consumer goods (потребительские товары первой необходимости), чаще продукты [1], но также может быть одежда, бытовая техника, мебель.

Суть «Dark Store» сводится к объединению торгового зала и неторговых помещений, предназначенных для подготовки и продажи товаров через интернет-сервисы. При этом торговая площадь организована как в супермаркете. Те же стеллажи с про-

ходами, по которым, по специально построенным маршрутам, курсируют комплектовщики онлайн-заказов. Способ хранения товаров не подразумевает использование больших коробок или паллет. Нахождение продукции на полках по секторам модицифицируется под штучную сборку. «Темные магазины» могут иметь пункты выдачи заказов или же доставляют продукцию самостоятельно.

Формат «Dark Store» - удобное и рациональное решение для ритейлеров. В отличие от складов и распределительных центров, «Dark Store» могут располагаться в широкой доступности для покупателей. Любой супермаркет можно быстро перепрофилировать в формат Dark Store, осуществляя розничную онлайн-продажу, с сохранением функционала торговых площадей. Благодаря наличию современного

оборудования заказы собираются с высокой скоростью, а близость к конечным потребителям позволяет реализовывать быстро портящуюся и свежую продукцию.

Стоит отметить, что скорость сборки заказов по сравнению с обычными доставками продукции из супермаркетов заключается в отсутствии необходимости собирать их вместе с покупателями в торговом зале. Работа «Dark Store» автоматизирует все процессы, опираясь на систему управления складом. Комплектовщики заказов занимаются как выкладкой товаров, так и сборкой заказов. Как правило, помещение «Dark Store» делится на аллеи со стеллажами и полками, каждой аллее и полке присваивается порядковый номер. Аллеи разграничиваются на две зоны или уровни (рис. 1).

Уровни организации формата торговли

Хранение toe аров, н е требующих особых режимов сохранности

специальных температурных режимов Рис. 1. Организация продажи товаров в формате «Dark Store»

Первые аллеи предназначаются для хранения продукции, не требующей особых режимов хранения; далее начинается зона товаров, требующих специальные температурные режимы - охлажденная и замороженная продукция.

Система отслеживания и учета товаров определяет точное местонахождение каждого (номер аллеи, полки и ячейки), учитывает количество заказов на определенный товар и передает информацию о необходимости довезти тот или иной товар из распределительного центра. Товары располагаются от тяжелых, к более легким. Система следит за тем, чтобы сотрудник сразу собирал товары, находящиеся рядом друг с другом, для ускорения процесса.

Как только покупатель совершает заказ в интернет-магазине, сотрудники «Dark Store» оперативно получают информацию, а комплектовщики приступают к сбору заказа. Чаще всего, сотрудникам выдается портативный терминал, который помещается на запястье. На нем отображается информация о заказе: местонахождение каждого необходимого товара. Как только сотрудник помещает товар в корзину, информация об остатках оперативно обновляется. Последним этапом является прохождение поста, на котором сотрудник запечатывает коробку с заказом, ставит штрих код и прикрепляет наклейку с информацией о получателе [2].

Все передвижения торгового и технологического персонала в «Dark Store» четко определены с точки зрения быстроты и рациональности. Каждый сотрудник при выкладке товаров развозит их по одной определенной аллее для исключения хождения по всей территории помещения.

В России начало данному формату положила торговая сеть «М.Видео», открывшая предприятие формата «Dark Store» в 2013 году, но в последствие сеть отказалась от развития в этом направлении. По мнению руководства сети, при увеличении онлайн-продаж в сегменте бытовой техники и электроники наиболее рационально иметь склады с промышленными логистическими решениями по учету товаров.

Вторая волна развития данного формата в России пришлась на 2017 год, тогда «Гиперглобус» открыл гибридный «Dark store». В гипермаркете открыли пункт выдачи товаров с отдельным входом.

Уже в привычном понимании «Dark store» были открыты розничной компанией «X5 Retail Group». Сеть супермаркетов «Перекресток» запустила новый формат в г. Москва и в г. Санкт-Петербург, после чего третий «Dark store» был открыт в Подмосковье. Для эффективности «Dark Store» «X5 Retail Group» использовала системы автоматизации всех процессов. Во-первых, по учету и отслеживанию товаров; а во-вторых, по формированию заданий для комплектовщиков [3].

В условиях пандемии спрос на быструю доставку товаров домой резко возрос, в связи с чем «Перекресток» снова открыл новый «Dark Store». Стоит отметить, что одним из нововведений сети стало внедрение упаковки продукции в различные цветные пакеты. Цветовое решение необходимо для помощи покупателю в быстрой идентификации продукции.

Синий цвет обозначает замороженную продукцию, которую необходимо оперативно убрать в морозильную камеру.

Зеленый пакет обозначает охлажденную продукцию, которая также требует сохранение температурных режимов.

Желтый пакет «обратить внимание» обозначает замену продукции. В случае

если необходимого товара не оказалось в наличии, комплектовщик может заменить его аналогом. По факту доставки, покупатель принимает решение, приобретать товар или нет.

Красный пакет «обратить внимание» сигнализирует, что товар соответствует качеству, но выходит за стандартные рамки, обозначенные розничным предприятием. Например, упаковка продукта слегка повреждена. Покупатель в данном случае также принимает решение, приобретать товар или нет. Использование пакетов увеличивает расход не экологичного материала, но все пакеты можно вернуть курьеру, которые далее пойдут на переработку.

Рынок онлайн-торговли растет, отмечается, что к 2022 году его емкость увеличится в 10 раз. Несомненно, такой формат, как «Dark Stores» будет заметным лидером, обладающим рядом преимуществ:

- удобство перепрофилирования традиционных супермаркетов;

- скорость обслуживания покупателей быстрее, чем при стандартных доставках;

- максимальная близость к конечному потребителю;

- возможность реализации свежей, охлажденной и замороженной продукции точно в срок.

В заключении необходимо констатировать, что в условиях пандемии отмечена положительная динамика в развитии формата «Dark Stores». Розничная сеть «Вкус-вилл» открыла более 450 «Dark Store» в этом году, «Пятерочка» - 7, Перекресток также продвигает данный формат [2].

Заказы онлайн становятся привычными и обыденными для российского покупателя, поэтому в процессе реабилитации после завершения пандемии, не утратят свою популярность. Тем не менее, формат «Dark Store» пока не может заменить обычное посещение ритейла, так как, с точки зрения психологии и маркетинга, практически каждому покупателю необходимы прогулки среди заполненных продуктовых полок, изучение пестрых этикеток и возможность воспользоваться субъективно интересными акция.

Библиографический список

1. Истомин Г.Ю. Особенности дистрибуции FMCG - рынка / Истомин Г.Ю., Михайлова Ю.М., Суворова С.Д. // В сборнике: Неделя науки СПбПУ материалы научной конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 148-150.

2. Как устроен «Dark Store».- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/business/management/361547-darkstor-perekrestka;

3. Merchandiser.ru: Dark Stores. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://merchandising.ru/infobank/articles/dark-stores-tyemnaya-loshadka-riteyla/.

"DARK STORE" FORMAT: THE MODERN REALITY OF RETAIL RUSSIA

K.D. Egorova, Student A.S. Platonova, Student

S.D. Suvorova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University (Russia, Saint Petersburg)

Abstract. The purpose of this study is to reveal the essence of the "Dark Store" trade format and assess the needfor its practical distribution in Russia in the near future. In the article, using the example of FMCG market enterprises, the main levels of organization of this format are described, the technology of selling goods is considered, and the key advantages are identified. Keywords: pandemic, dark store, FMCG, retail, online trade, delivery of goods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.