Научная статья на тему '«Формальное» и «Реальное» образование в российской философии'

«Формальное» и «Реальное» образование в российской философии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЙ СМЫСЛ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / EDUCATION / AXIOLOGICAL SENSE / PHILOSOPHY OF EDUCATION / FORMAL EDUCATION / REAL EDUCATION / SOCIETY / PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Андрей Александрович

Данная статья посвящена некоторым подходам к пониманию образования, сложившимся в российской философской мысли. Рассмотренными направлениями не ограничивается все разнообразие отечественного дискурса применительно к соотношению ценностно-целевых ориентаций учебно-воспитательной деятельности. В то же время представлены позиции значимых для философии образования мыслит лей, таких как С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, А.Н. Радищев, В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, А.С. Хомяков, П.Д. Юркевич. Автор противопоставляет «формальный» и «реальный» подходы к пониманию образования и его целей. «Реальное» образование дробится на «полиматическое» и «утилитарное» («инструментальное» или «прагматическое»). Образование «формальное» разделяется на «целевое» (предполагающее адаптацию к общественной жизни) и «личностное» (ориентирующееся на индивидуальные ценности). Позиции представленных мыслителей в основном сводятся к некоторому балансу между формальным и реальным образованием, причем главным считается приоритет личностного становления человека в процессе обучения и воспитания. Автор также отмечает следующее: уяснение того, что собой представляет образование, не является изначально заданным и зависит от конкретных социальных и культурных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“FORMAL” AND “REAL” EDUCATION IN THE RUSSIAN PHILOSOPHY

This paper is devoted to some approaches to understanding of the education, developed in the Russian philosophy. The considered approaches do not limit all variety of a Russian discourse with reference to a parity of value-target orientations of teaching and educational activity. The significant ideas on the philosophy of education by such philosophers as S.I. Giessen, V.V. Zenkovsky, N.O. Lossky, A.N. Radishchev, V.V. Rozanov, L.N. Tolstoy, A.S. Khomyakov, P.D.Yurkevich, are presented. The author opposes with such approaches to understanding of education and its purposes, as “formal” and “real”. “Real education” is divided in “polimathic” and “utilitarian” (“instrumental” or “pragmatic”). “Formal education” is divided in “target” (assuming adaptation to a social life) and “personal” (assuming orientation to individual values). The positions of the presented philosophers are basically reduced to some balance between “formal” and “real” education, and, at this, the priority of personal development of the person during training and education is considered as the main thing of. The author also declares that learning the key ideas of education notion is not initially predetermined and depends on concrete social and cultural conditions.

Текст научной работы на тему ««Формальное» и «Реальное» образование в российской философии»

www.volsu.ru

УДК 101.1:316 ББК 74.03(2)

«ФОРМАЛЬНОЕ» И «РЕАЛЬНОЕ» ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Андрей Александрович Соловьев

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права,

Волгоградский государственный технический университет [email protected]

просп. им. Ленина, 28, 400005 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Данная статья посвящена некоторым подходам к пониманию образования, сложившимся в российской философской мысли. Рассмотренными направлениями не ограничивается все разнообразие отечественного дискурса применительно к соотношению ценностно-целевых ориентаций учебно-воспитательной деятельности. В то же время представлены позиции значимых для философии образования мыслителей, таких как С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, А.Н. Радищев, В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, А.С. Хомяков, П.Д. Юркевич. Автор противопоставляет «формальный» и «реальный» подходы к пониманию образования и его целей. «Реальное» образование дробится на «полиматическое» и «утилитарное» («инструментальное» или «прагматическое»). Образование «формальное» разделяется на «целевое» (предполагающее адаптацию к общественной жизни) и «личностное» (ориентирующееся на индивидуальные ценности). Позиции представленных мыслителей в основном сводятся к некоторому балансу между формальным и реальным образованием, причем главным считается приоритет личностного становления человека в процессе обучения и воспитания. Автор также отмечает следующее: уяснение того, что собой представляет образование, не является изначально заданным и зависит от конкретных социальных и культурных условий.

Ключевые слова: образование, ценностный смысл, философия образования, формальное образование, реальное образование, общество, личность.

Актуальность проблемы вызвана тем, что социально-гуманитарный дискурс, на наш взгляд, не дает четкого определения понятия «образование». Существует несколько близких подходов, различно объясняющих данное явление. В отдельных аспектах они совпадают, в других раз-^ нятся, вплоть до полного противоречия.

Мы рассмотрим следующие подходы к ^ образованию:

8 1. Реальное образование, в том числе

§ такие модели, как: ч

^ - «полиматическая»; © - «утилитарная».

2. Формальное образование:

- ориентирующееся на целевую рациональность (развитие основных способов правильного мышления и ориентации в общественной жизни);

- ориентирующееся на индивидуальные ценности (личностное становление, субъект-субъектный подход);

Разделять образование на формальное и реальное предлагал, например В.В. Розанов. Он считал, что реальное имеет целью развитие тех или иных навыков. В формальном же образовании не обращено внимания на соб-

ственное содержание образующих предметов. Внешние формальные качества этих знаний должны быть таковыми, чтобы при усвоении воспитывали разум и делали его устойчивым и жизнедеятельным. При этом важно, какой человек «получится», какими же он будет обладать знаниями и умениями - не так принципиально [7, с. 239-246]. Подобного типа образование формирует некоторый «функциональный каркас», систему отражения реальности, позволяющую обрабатывать любую информацию, делать из нее новую - необходимую в конкретной ситуации.

С точки зрения В.В. Зеньковского, реальным образованием нужно считать содержание знаний, а формальным - развитие навыков ума и приемов мышления. Дискуссия между сторонниками этих двух направлений имела важное значение для уяснения природы школы, причем исторически вопрос разрешался то в одну, то в другую сторону. Зень-ковский же считает, что он не может быть разрешен, поскольку «невозможно строить формальное без реального, невозможно развитие формальных навыков ума без сообщения реальных знаний» [3, с. 132-133].

А. С. Хомяков совмещает идею формального образования с возможностью целостного развития личности. Он отмечает, что «.. .предметы, представляемые наукою, как и предметы видимого и осязаемого мира, суть только материалы, над которыми трудится понимание». Настоящей же целью интеллектуального развития следовало бы считать именно наибольшее укрепление понимания. Подобная цель достигается только посредством сравнения предметов, представляемых целым миром науки и понятий, принадлежащих ее разным областям. «Ум, сызмала ограниченный одною какою-нибудь областью человеческого знания, впадает по необходимости в односторонность и тупость и делается неспособным к успеху даже в той области, которая ему была предназначена» [10, с. 359-360].

Содержание реального образования может быть как «полиматическим», то есть включающим считающиеся значимыми в данном обществе достижения культуры, так и «утилитарным» («прагматическим», «инструментальным»). Последнее отрицает необходимость общего просвещения, но аб-

солютизирует роль просвещения прикладного, которое приобретает смысл при обучении всей той совокупности знаний, умений и компетенций, которые могут быть применены в реальной практике в соответствии с требованиями эпохи.

П.Д. Юркевич, рассуждая об утилитаризме в образовании, отмечал, что последний должен обеспечить человека способностью достигать своих целей; «утилитарный подход» к учебно-воспитательной деятельности связан с необходимостью развивать в человеке умение удовлетворять свои обычные потребности [11, с. 31].

А.Н. Радищев апеллировал к необходимости практического воспитания, к нужности обыкновенных житейских сведений, которые делают человека более гуманным по отношению к представителям тех профессий, для которых данное дело является основным: «Только тот, кто сам умеет что сделать, умеет заставить сделать и будет на погрешности снисходителен, зная все в исполнении трудности» [6, с. 60].

Однако человеческая жизнедеятельность имеет множество путей развития, и в этом смысле подготовка к будущему определяется примерным планом этого будущего. С этой точки зрения не существует определенной модели знания, которое можно свободно передавать от одного человека другому, есть лишь некоторый общий контекст, который включает в себя иные контексты.

Юркевич поэтому задается вопросом: справедливо ли занимать подрастающее поколение заботами о будущем состоянии вещей, о том, чего пока нет? Не должны ли юность и детство быть самоценными периодами жизни, без их привязки к следующим за ними периодам? Ведь это время предполагает созерцательное направление духа, а если таковое не развивается, то нужда, необходимость обращает человека «.в механического двигателя вещей, в дополнительную часть машины - без чувства свободы.» [11, с. 32-33].

В результате утилитарное образование упрощается и сводится иногда к политехническому воспитанию. В марксистской трактовке идея трудового обучения оформляется в виде тезиса о политехническом образовании (ознакомление подрастающего поколения

с основными принципами важнейших процессов производства) [5, с. 60].

С.И. Гессен выступал против советского варианта марксистской идеи политехнического воспитания. Объясняя сущность утопического характера советской школы первого периода, он критиковал образование, ориентированное на будущее: «Школа должна воспитать борца за будущий мир, а не активного деятеля мира, сейчас существующего. Будущее поглощает здесь без остатка настоящее, настоящее не имеет собственной цены и есть только "удобрение для будущей гармонии"» [2, с. 47]. Ведь даже если «гармоничное общество» и наступит, нет никакой гарантии, что образование настоящего «несовершенного» общества не даст ничего для новых форм социальных взаимодействий. А если не наступит? Тогда окажется, что новое поколение научилось жить в условиях, которые не будут созданы.

Гессен противопоставляет «отвлеченный идеал» реального образования конкретным интересам подрастающего поколения. Ведь если провозглашать свободу как отвлеченное отрицание каких бы то ни было связей и «растворять школу в жизни», то отрицание, первоначально прикрывшееся «маской отвлеченной свободы», во второй фазе «конденсируется», являя себя в своем собственном виде [2, с. 47]. Абстрактно «свободное» образование становится зависимым от реальных условий жизни, что не позволяет ему каким-либо образом влиять на общественные отношения. В итоге обесценивается всякая образовательная деятельность, поскольку она в данном случае полностью детерминирована социальной реальностью. А если эта реальность и так существует, то зачем какое-то образование, тем более абстрактное?

Л.Н. Толстой также выступает против образования, ориентированного на будущее (причина - отсутствие информации о том, что будет необходимо грядущим поколениям). Кроме того, он отмечает, что необходима личная заинтересованность учащегося в образовательном процессе, что деятельность образовывающего и образовывающегося имеет одну и ту же цель. Отсутствие же мотивации в обучении связано с несовпадением потребностей ученика и целей школы [9].

На наш взгляд, такой подход также можно отнести к идее формального образования,

поскольку последнее включает развитие мышления. Мышление же нельзя сводить к чистому абстрагированию, исключая из него все внелогические компоненты. Мыслительные навыки вырабатываются одновременно с ценностными позициями.

Против «внешнего принуждения образованием» выступает и В.В. Зеньковский. Он считает, что нужно строить школу сообразно внутренним ритмам обучающегося человека. Необходимо, чтобы школьная система соответствовала интересам учащихся, чтобы не требовала от них ничего лишнего. «Трудности средней школы заключались, конечно, не в одной ее программе, дававшей учебный материал в чрезмерном количестве и оставлявшей без внимания развитие самодеятельности ребенка. Громадный недостаток средней школы был в том, что она не поднимала, а уменьшала активность ребенка» [3, с. 125].

Н.О. Лосский в статье «Индустриализм, коммунизм и утрата личности» говорит о том, что смыслом жизни каждого человека является участие в свободном творчестве, реализующем абсолютные ценности. Эта цель достигается путем свободных исканий и усилий каждой личности, а приводит к ней индивидуальное воспитание. Образование должно стать доступным всем. Цель же его состоит в том, чтобы подготовить людей, сообразно их способностям, к активному участию в высших формах творчества [4].

Конечно, нельзя в данном случае оставить в стороне разделение образования на общее и специальное, поскольку «формальное» образование по своему смыслу близко к смыслу общего образования, а «реальное» - специального. Российские мыслители обращались и к этому вопросу. Но он не рассматривается здесь в силу специфики современного разделения труда и сфер общественной жизни. Возможно, интенсивность этих изменений, которую философы могли предвидеть, и вызывала критику образования, ориентированного на будущую жизнь в ущерб жизни настоящей.

Мы представили лишь незначительную часть взглядов на сущность и смысл образовательной деятельности, которые возможно обнаружить в истории российской философской мысли. Но даже рассмотренные подходы

показывают, что ценностные основания образования не заданы изначально и зависят от конкретных социокультурных условий.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Артюхович, Ю. В. Дифференциация и интеграция смыслов инженерного образования / Ю. В. Артюхович, А. А. Соловьев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии, 2013. - №> 2. - С. 151-154.

2. Гессен, С. И. Судьба коммунистического идеала образования / С. И. Гессен. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.odinblago. ru/noviy_grad/6/4/. - Загл. с экрана.

3. Зеньковский, В. В. Педагогика / В. В. Зеньков-ский. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.odinblago.rU/pedagogika/3/. - Загл. с экрана.

4. Лосский, Н. О. Индустриализм, коммунизм и утрата личности / Н. О. Лосский. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.odinblago. ru/filosofiya/noviy_grad/11/7/. - Загл. с экрана.

5. Маркс, К. Манифест коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Госполитиздат, 1958. - 96 с.

6. Радищев, А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / А. Н. Радищев // Путешествие из Петербурга в Москву ; Вольность : ода ; Проза / А. Н. Радищев. - Л. : Хуцож. лит., 1984. - 264 с.

7. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. - М. : Педагогика, 1990. - 624 с.

8. Соловьев, А. А. Ценностно-целевые основания опережающего образования / А. А. Соловьев, Ю. В. Артюхович. - Волгоград : Изд-во ВолгГТУ 2014. - 180 с.

9. Толстой, Л. Н. О народном образовании / Л. Н. Толстой. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_16/01text/ 0341.htm/. - Загл. с экрана.

10. Хомяков, А. С. Об общественном воспитании в России / А. С. Хомяков. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/ filosofiya/homakov/tom1/11/. - Загл. с экрана.

11. Юркевич, П. Д. Курс общей педагогики с приложениями / П. Д. Юркевич. - М. : Тип. Грачева и К, 1869. - 404 с.

REFERENCES

1. Artyukhovich Yu.V., Solovyev A.A. Differentsiatsiya i integratsiya smyslov inzhenernogo obrazovaniya [Differentiation and Integration of Meanings in Engineering Education]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7, Filosofiya. Sotsiologiya i sotsialnye tekhnologii [Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies], 2013, no. 2, pp. 151-154.

2. Gessen S.I. Sudba kommunisticheskogo ideala obrazovaniya [The Fate of the Communist Ideal of Education]. Available at: http://www.odinblago.ru/ noviy_grad/6/4/.

3. Zenkovskiy V.V. Pedagogika [Pedagogy]. Available at: http://www.odinblago.ru/pedagogikaZ3.

4. Losskiy N.O. Industrializm, kommunizm i utrata lichnosti [Industrialism, Communism and the Loss of Identity]. Available at: http://www.odinblago. ru/filosofiya/noviy_grad/11/7/.

5. Marx K., Jengels F. Manifest kommunisti-cheskoypartii [The Communist Manifesto]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1958. 96 p.

6. Radishchev A.N. Puteshestvie iz Peterburga v Moskvu [Journey From Saint Petersburg to Moscow]. Puteshestvie iz Peterburga v Moskvu; Volnost: oda; Proza [Journey From St. Petersburg to Moscow; Liberty: an Ode; Prose]. Leningrad, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1984. 264 p.

7. Rozanov V.V. Sumerki prosveshcheniya [Twilight of Enlightment]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990. 624 p.

8. Solovyev A.A., Artyukhovich Yu.V. Tsenno-stno-tselevye osnovaniya operezhayushchego obra-zovaniya [Value-Targeted Base of Advanced Education]. Volgograd, Izd-vo VolgGTU, 2014. 180 p.

9. Tolstoy L.N. O narodnom obrazovanii [On Public Education]. Available at: http://rvb.ru/tolstoy/ 01text/vol_16/01text/0341.htm/.

10. Khomyakov A.S. Ob obshchestvennom vospitanii v Rossii [On Public Education in Russia]. Available at: http://www.odinblago.ru/filosofiya/ homakov/tom1/11/.

11. Yurkevich P.D. Kurs obshchey pedagogiki s prilozheniyami [Course of General Pedagogy With Attachments]. Moscow, Tipografiya Gracheva i K, 1869. 404 p.

"FORMAL" AND "REAL" EDUCATION IN THE RUSSIAN PHILOSOPHY

Andrey Aleksandrovich Solovyev

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy and Law, Volgograd State Technical University [email protected]

Prosp. Lenina, 28, 400005 Volgograd, Russian Federation

Abstract. This paper is devoted to some approaches to understanding of the education, developed in the Russian philosophy. The considered approaches do not limit all variety of a Russian discourse with reference to a parity of value-target orientations of teaching and educational activity. The significant ideas on the philosophy of education by such philosophers as S.I. Giessen, V.V. Zenkovsky, N.O. Lossky, A.N. Radishchev, V.V. Rozanov, L.N. Tolstoy, A.S. Khomyakov, P.D.Yurkevich, are presented. The author opposes with such approaches to understanding of education and its purposes, as "formal" and "real". "Real education" is divided in "polimathic" and "utilitarian" ("instrumental" or "pragmatic"). "Formal education" is divided in "target" (assuming adaptation to a social life) and "personal" (assuming orientation to individual values). The positions of the presented philosophers are basically reduced to some balance between "formal" and "real" education, and, at this, the priority of personal development of the person during training and education is considered as the main thing of. The author also declares that learning the key ideas of education notion is not initially predetermined and depends on concrete social and cultural conditions.

Key words: education, axiological sense, philosophy of education, formal education, real education, society, person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.