Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Дата публикации: 1.09.2017 № 4 (28). С. 18-22. УДК 004.9
А. А. Павловский
Формальная интерпретация
Статья анализирует методы формальной интерпретации. Показано, что технологической основой интерпретации служат семантические информационные единицы. Введено понятие интерпретирующая информационная единица. Статья вводит понятия трех типов интерпретации. Показано, что методической основой интерпретации являются интерпретирующие цепочки. Статья показывает сходство .между интерпретирующей цепочкой и цепочкой вывода.
Ключевые слова: интерпретация, три вида интерпретации, методы интерпретации, информационные конструкции, семантические информационные единицы
Perspectives of Science & Education. 2017. 4 (28)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Accepted: 1 July 2017 Published: 1 Septemer 2017 No. 4 (28). pp. 18-22.
A. A. PAVLOVSKi
Formal Interpretation
The article analyzes methods of formal interpretation. The article shows that semantic information units are the technological basis of interpretation. The article introduces the concept of an interpretative information unit. The article introduces the concepts of three types of interpretation. The article shows that the interpretative chains are the methodological basis of interpretation. The article shows the similarity between the interpreting chain and the output chain.
Keywords: Interpretation, three kinds of interpretation, methods of interpretation, information constructions, semantic information units
Введение
Л / нтерпретация полисемическое понятие. / Л Различают интерпретацию явления, проСУ/ цесса, модели, гипотезы, системы или закономерности. Интерпретация явления или модели трактуется как совокупность значений, придаваемых тем или иным способом данному явлению или модели. В информационных процессах и технологиях интерпретация строится на информационном соответствии. Интерпретация осуществляется в информационном поле [1-4]. В нем интерпретация может быть рассмотрена как процесс информирования [5], информационного трансформирования или информационного морфизма. Любая теория или описание создаются для интерпретации некоторой области реальной действительности. Интерпретация информационных моделей и информационных конструкций [6, 7] часто осуществляется в когнитивной области [7, 8]. Когнитивная область - это пространство, где соединяются логические и ассоциативные методы анализа. Интерпретация всегда основана на некотором механизме и неких элементах. Элементами интерпретации в информационном поле являются информационные единицы. Информационные единицы всегда являются элементами информационного поля. Для интерпретации используются специальные интерпретационные единицы или информационные единицы с семантическим содержанием, которые позволяют объяснять сложные конструкции.
Общие принципы интерпретации. Интерпретация информационной конструкции как объекта интерпретации с помощью информационных единиц осуществляется в локальной части информационного поля, которую называют интер-
.0 .0
Семантическое окружение
о
Объект интерпретации
претационное поле. Интерпретационное поле кроме объекта интерпретации включает его семантическое окружение [9, 10]. Семантическое окружение включает не только семантические, но и когнитивные признаки, которые помогают интерпретировать содержание информационной конструкции.
Интерпретационное поле неоднородно по семантическим и когнитивным признакам. Интерпретация основана на нахождении внутреннего содержательного единства обобщении когнитивных признаков [11]. Поэтому для интерпретации необходимо выбирать конструкции и элементы, обладающие содержанием и имеющие общность и различие с другими конструкциями. Наличие общности позволяет соединять интерпретирующие элементы и находит общее содержание в их конструкциях.
Информационные единицы как элементы информационного поля широко применяют в разных прикладных направлениях [12-14]. Среди
Семантическое окружение СИЕ СИЕ СИЕ СИЕ
Объект интерпретации
Рис.2. Предикативная интерпретация
информационных единиц для интерпретации представляют интерес только семантические информационные единицы (СИЕ) [15], обладающие внутренним содержанием. Эти единицы обладают разными по качеству смысловыми характеристиками: индивидуальными и групповыми
Рассмотрение семантических информационных единиц как несвязанной совокупности позволяет их интерпретировать индивидуально,
Семантическое окружение
Дескриптор
Объект интерпретации
Рис.1. Сигнификативная интепретация
Рис.3. Ассоциативная интерпретация
используя индивидуальные или сигнификативные значения [16, 17]. аналогично, простейшая интерпретируемость объекта является индивидуальной или сигнификативной. Поэтому такая интерпретация называется индивидуальной или сигнификативной. На рис.1 показана сигнификативная интерпретация.
Для этой сигнификативной интерпретации используют словари или дескрипторы. Такую интерпретацию можно охарактеризовать термином элементарная. Интерпретация осуществляется по информационному соответствию (b) объекта интерпретации (Information Constructions
- IC) и его семантического окружения одному из смысловых значений в дескрипторе. Рассмотрение составных объектов интерпретации требует формирования составных интерпретирующих конструкций как групп связанных семантических информационных единиц.
Рассмотрение семантических информационных единиц как связанной совокупности требует интерпретировать их совместно. Это приводит к смысловой интерпретации, которая называется предикативной. Примером простой группы СИЕ является предложение, которое строится как линейная информационная конструкция. Эта конструкция состоит из связанных семантических информационных единиц.
Для предикативной интерпретации используют логические высказывания и логику. Дополнительно к логике используют синтактику
- систему правил образования информационных конструкций. Также при предикативной интерпретации используют морфологический анализ и позиционный анализ в составной информационной конструкции. Предикативная интерпретация является линейной информационной конструкцией поскольку связывает последовательные СИЕ.
Рассмотрение сложных составных семантических информационных конструкций как групп связанных семантических информационных единиц приводит к ассоциативной смысловой интерпретации [18, 19]. Сложные семантические информационные единицы всегда составные, следовательно термин «составные» можно опускать. На рис.3 приведена ассоциативная интерпретация.
Примером сложной информационной конструкции является фраза текста. Она образуется как совокупность предложений и представляет собой нелинейную информационную конструкцию. Подчеркнем, что нелинейность является обязательным свойством сложной информационной конструкции. Нелинейность в данном случае является аналогом сетевых связей. Без связей система распадается на независимые подсистемы. Без нелинейности сложная информационная конструкция распадается на простые.
Сложную информационную конструкцию можно охарактеризовать как сетевая или ассо-
циативная, в силу чего для нее можно выбрать аббревиатуру АИК (ассоциативная информационная конструкция).
_Интерпретирующая формальная система
Интерпретирующая формальная система состоит из некоторого множества групп семантических информационных единиц и множества правил их взаимодействия. Имея описания семантических информационных единиц, можно логическим путем вывести описание или интерпретацию информационных конструкций. В дальнейшем для сокращения термин формальная будем убирать и под термином «интерпретирующая система» будем понимать «формальную интерпретирующую систему»
В интерпретирующей системе информационные единицы согласно правилам образуют интерпретирующие выражения. Истинность интерпретирующих выражений устанавливается в соответствии с логикой связи информационных единиц. Интерпретируемость информационных единиц не является однозначной характеристикой. Она определяется смысловыми уровнями информационных конструкций.
Интерпретирующая система подразделяется на общую и частные интерпретирующие системы. Примером частной интерпретирующей системы является аксиоматическая. Для такой системы существует жестко определенная совокупность фиксированных интерпретаций, называемых аксиоматическими интерпретациями.
Интерпретирующая система называется простой, если для нее можно использовать конечное линейных связей, необходимых для получения однозначной интерпретации. Интерпретирующая система задается следующими правилами.
1. Существует конечное число семантических информационных единиц.
2. Задано конечное множество связей между информационными единицами, которые называют связками или элементарными интерпрета-торами..Элементарные интерпретаторы можно назвать интерпретирующими информационными единицами.
3. Существует один или несколько дескриптор определяющих сигнификативное значение СИЕ.
4. Любую линейно упорядоченную и информационно согласованную совокупность СИЕ и интерпретаторов называют интерпретацией. Она называется правильно построенной, если исключает когнитивный анализ. Для них задаются правила конструирования.
5. Имеется конечное множество R1,R2,..,Rk отношений между СИЕ, называемых правилами интерпретации. Имеется процедура, позволяющая для произвольной конечной последовательности СИЕ решить, может ли каждый член этой последовательности быть связан с несколькими предшествующими.
Интерпретацию называют следствием (Сл), если существует последовательность интерпретаций, в которой последняя интерпретация приводит к Сл. При этом подразумевается, что существуют условия обеспечивающие сходимость к Сл. При разных условиях значение Сл может быть не единственным. Таким образом, любая формальная система инфтерпретации задается кортежом:
<СИЕ, Ь, П1, П2, А, R>,
где СИЕ - множество семантических информационных единиц (алфавит); Ь - множество элементарных информационных интерпретаторов; П1 - множество правил связывания СИЕ; П2 -множество правил конструирования; А - система аксиом; R - множество сложных правил интерпретации.
Проблема интерпретации информационных конструкций сходна с задачей логического вывода. В обеих названных проблемах применяют так называемые «логические цепочки» [17] или «цепочки вывода», которые представляют собой переходы от одного состояния к другому или от одной информационной единицы к другой. Используя концепцию интерпретирующих цепочек, можно построить несколько интерпретирующих моделей и определить методологию интерпретации.
Элементарная интерпретирующая цепочка строится по правилу «Если А, то В». Это означает, что если имеет место информационная ситуация описывающая информационную конструкцию «А», то существует механизм, позволяющий получить ее интерпретацию «В». Такая интерпретация называется простой или однозвенной и описывается одним звеном
А^В. (1)
Такая интерпретирующая цепочка имеют место в простых ситуациях, когда появление ситуации «А» предусмотрено регламентом или нормативом. В таком нормативе предписывается действие «В» для ситуации «А». В этом случае интерпретирующая система просто инструкция.
Если конечную цель АТ нельзя достичь за одно звено, то имеет место многозвенная интерпретация, когда для получения конечной интерпретации АТ требуется цепочка звеньев типа (рис.2)
А1^В1^А2^В2^......(2)
Выражение (2) интерпретируется следующим образов. Информационная ситуация (или состояние информационной конструкции) А1 влечет действие интерпретатор В1, который приводит к информационной ситуации А2. Информационная ситуация А2 влечет действие интерпретатора В2 и так далее пока не будет достигнута оконча-
тельная интерпретация АТ. Такая цепочка действий называется "маршрутом интерпретации". Она может служит основой рассуждений или основой построения алгоритма, который приводит к условий А1 к решению АТ . Совокупность интерпретаций В характеризует достоверность интерпретации.
Если цепочки (2) повторяются, то они фиксируются в базе данных и запоминаются как стереотипы интерпретации. Выражение (2) характеризует сложность интерпретации задач 1 рода, поскольку для получения решения применяется только одна цепочка решающих действий.
Возможно наличие группы альтернативных маршрутов интерпретаций (рис.3), например, D^E, Н^Р, X^Y и т.п., Однако все они стереотипные и не допускают перехода от одного маршрута к другому. Лицу принимающему решение необходимо выбрать оптимальный по его мнению маршрут интерпретации. Это отображается набором не связанных между собой интерпретирующих цепочек.
Современные исследования по развитию систем и технологий управления связаны с проблемой моделирования правдоподобных рассуждений (так называемых рассуждений «здравого смысла») [20, 21]. Такие методы моделирования рассуждений включают: индуктивный, дедуктивный и абдуктивный - вывод; нечеткие логики, методы аналогий и методы прецедентов. Наряду с методами правдоподобного вывода в последнее время для интерпретации стали активно применяться методы принятия решений на основе прецедентов. Данные методы могут быть эффективны в сложных системах, при обработке и анализе больших данных, а также для анализа проблемных ситуаций.
Заключение
Современные исследования по созданию интерпретирующих систем связаны с проблемой логического вывода [22] и правдоподобного знания. Формальные интерпретирующие информационные системы находятся в состоянии начала исследований. Накоплен относительно небольшой опыт, который можно использовать для создания алгоритмических методов интерпретации информационных конструкций. Это опыт принятия решений, логического вывода, общие методы решения задач и другие. Наиболее перспективным на наш взгляд является метод интерпретирующих цепочек в разных модификациях. Представляет интерес применение модальной и темпоральной логики для интерпретации информационных конструкций. В целом это направление является междисциплинарным и его результаты могут быть использованы в различных приложениях от лингвистики до криптографии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Майоров А.А. Информационные объекты в информационном поле// Образовательные ресурсы и технологии. - 2015. -№1(9). - с.66-73
2. Tsvetkov, V.Ya. Information field. // Life Science Journal 2014- 11(5). -рр.551-554.
3. Денисов А.А. Информационное поле. - СПб.: Изд-во "Омега", 1998 -64с.
4. Кудж С.А. Информационное поле: Монография. - М.: МАКС Пресс, 2017. - 97 с. ISBN 978-5-317-05530-1
5. Козлов С. А. Информирование и развитие в процессе обучения //Педагогика. - 1998. - Т. 5. - С. 39-41.
6. Tsvetkov V. Ya. Information Constructions // European Journal of Technology and Design. -2014, Vol (5), № 3. - p.147-152
7. Александров А.В. Когнитивные информационные конструкции // Образовательные ресурсы и технологии. - 2016. - №4 (16). - с.92-98.
8. Болбаков Р. Г. Основы когнитивного управления // Государственный советник. - 2015. - №1. - с45-49.
9. Tsvetkov V. Yа. Semantic environment of information units // European researcher. Series A. 2014, Vol.(76), № 6-1, p. 1059-1065 DOI: 10.13187/issn.2219-8229.
10. Чехарин Е.Е. Информационная модель семантического окружения // Перспективы науки и образования- 2014. - №4. -с.20-24
11. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Воронеж Воронежский государственный университет, 2007. - 314 с
12. Докукин П. А. Графические информационные единицы// Перспективы науки и образования. - 2015. -№3. - с.32-39.
13. Ожерельева Т.А. Логические информационные единицы // Славянский форум, 2015. - 2(8) - с.240-249
14. Tsvetkov V. Ya. Information Units as the Elements of Complex Models // Nanotechnology Research and Practice. - 2014, Vol.(1), № 1, р57-64
15. Мордвинов В.А. Онтология информационных систем. Аспирантские чтения по специальности «Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)». На правах рукописи. Выпуск 1. ГНУ «Госинформобр», ГНИИ ИТТ «Информика», Лицей №1525 «Воробьевы горы», МГДД(Ю)Т, МИРЭА, Cisco Systems, НКК. М., 2004/2005. - 174 с.
16. Цветков В. Я. Информационные единицы сообщений // Фундаментальные исследования. - 2007. - №12. - с.123 - 124
17. Ozhereleva T. А. Systematics for information units // European researcher. Series A. 2014, Vol.(86), № 11/1, pp. 1894-1900. DOI: 10.13187/er.2014.86. 1900
18. Clark R. M. Intelligence analysis: a target-centric approach. - Washington, DC : CQ press, 2004. - p.16.
19. Кошленко М. М. Лексема и фразеосочетание //Их место в уровневой организации языка.-В сб. и. - Т. 23. - С. 213-216.
20. Tsvetkov V. Ya. Conclusions of Intellectual Systems // Modeling of Artificial Intelligence. - 2014. - Vol.(3), № 3. - pp.138-148.
21. Варшавский П. Р., Еремеев А. П. Моделирование рассуждений на основе прецедентов в интеллектуальных системах поддержки принятия решений //Искусственный интеллект и принятие решений. - 2009. - №. 2. - С. 45-57.
22. Pearl J. Causality: models, reasoning and inference. - Cambridge : MIT press, 2000.
Информация об авторе Павловский Андрей Александрович
(Москва, Россия) К.т.н., Заместитель генерального директора. Научно-
исследовательский и проектно- конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС) E-mail: A.Pavlovskiy@vniias.ru
Information about the author Pavlovski A. A.
(Moscow, Russia) Deputy General Director Research and Design Institute of design information, automation and communication on railway transport E-mail: A.Pavlovskiy@vniias.ru