хлады и покоя, наилучшее применение находит в помещениях, предназначенных для отдыха, размышлений и размеренной работы. Зеленый и синий ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.
Но наиболее часто в городе встречаются оттенки серого цвета. Проектировщики и дизайнеры забывают, что их нужно применять или как единый локальный цвет формы, как второстепенный связующий элемент, или как элемент фоновой структуры колористической композиции. Серый нельзя допускать к доминанте, иначе он становится «серым», скучным, унылым.
Немаловажным является и присутствие в окружении человека природного света. Его недостаток приводит к чувству усталости. Достаточно вспомнить, насколько труднее просыпаться темным зимним утром по сравнению с летом. Современные осветительные приборы могут имитировать дневное свечение по интенсивности и спектру, но наш мозг все равно улавливает подмену, и это тоже негативно влияет на настроение и уровень энергии. Напротив, грамотная инсоляция помещений помогает связать биологические ритмы организма со сменой дня и ночи, предотвращает депрессию и повышает работоспособность.
От освещения зависит общее настроение и прочтение пространства. К примеру, в храмах используется мерцающий, рассеянный, отождествляющийся с «божественным» свет, в театре - точечный с резким контрастом зрительного зала и сцены, в больницах и школах - равномерный, мягкий и ровный.
Итак, можно не менять форму здания, а варьируя только освещение, изменить облик среды. Грамотное использование света поможет создать иллюзию призрачности здания, выделить его на общем фоне застройки, расширить или сузить пространство в зависимости от желания архитектора.
Стоит учесть, что характер восприятия окружения во многом определяется особенностями поведения человека в данной среде и функциональным назначением архитектурных объектов с преобладающими в них типами деятельности, а результатом положительной или
отрицательной психологической загруженности внутреннего пространства становятся особенности поведения человека в данной среде.
Подводя итоги, следует отметить, что на сегодняшний день возможными путями решения проблемы негативного воздействия городской среды на состояние внутреннего пространства человека должны быть биопозитивная архитектура, зеленые насаждения, парки и скверы, разнообразие материалов и конструктивных решений, цветовое разнообразие, освещение и инсоляция, сохранение исторической застройки, сомасштаб-ность архитектурных размеров человеческим.
Следует помнить, что правильный образ города формируется, когда архитектура рассматривает не только проблемы функциональности и безопасности, но и эмоционально-психологические потребности человека, формируя в устойчивые образы культурные ценности, этническую принадлежность, привычки и социальную необходимость, подсознательно влияющие на его внутреннюю жизнь и модели поведения.
Список цитируемой литературы:
1. Бирюкова Е.Е. Архитектурное пространство как эстетическая видимость / Е.Е. Бирюкова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. № 1-11. -С. 20-22.
2. Кушнер М. Будущее архитектуры. 100 самых необычных зданий / М. Кушнер; пер. с англ. Е. Валкиной. - Москва: АСТ: CORPUS, 2016. - 176 с. - ISBN: 978-5-17-091313-8.
3. Ле Корбюзье, Ш.Э. Архитектура XX века / Шарль Эдуард Ле Корбюзье; пер. с французского В.Н. Зайцев, В.В. Фрязинов. -Москва: Прогресс, 1970. - 303 с.
4. Сомов Г.Ю. Эмоциональное воздействие архитектурной среды и ее организация / Г.Ю. Сомов // Архитектура и эмоциональный мир человека / Г.Б. Забельшанский [и др.]. - Москва: Стройиздат.1985. - С. 82-149.
5. Шилин В.В. Архитектура и психология. Краткий конспект лекций / В.В. Шилин. - Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2011.
6. Штейнбах Х.Э. Психология жизненного пространства. / Х.Э. Штейнбах, В.И. Еленский. - Санкт Петербург: Речь, 2004. - 239 с. - ISBN 5-9268-0273-3.
7. Эллард К. Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / К. Эллард; пер. А. Васильева. -Москва: Альпина Паблишер, 2016. - ISBN 978-5-9614-4376-9.
М.М. Дадашева DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10038
M.M. Dadasheva
Формальная эстетика в архитектуре новейшего времени: удачи и поражения в языке художественной выразительности Formal aesthetics in contemporary architecture: success and defeats in the language of artistic expression
Ключевые слова: формальная эстетика, формообразование, композиция, пластика, современная архитектура, пропорции, ритм, метр.
Keywords: Formal aesthetics, shaping, composition, plastic, contemporary architecture, proportions, rhythm, meter.
Аннотация: Статья представляет собой формально-стилистический аналитический обзор ряда объектов архитектуры последних лет разных авторов, на примерах которых раскрываются противоречия в диаметрально противоположенных точках зрения на проблемы формообразования в архитектуре новейшего времени. Abstract: The article is dedicated to the formal-stylistic analytical review of a number of architectural objects of recent years. On its examples, the contradictions between the diametrically opposed points of view on the problems of artistic shaping in contemporary architecture are shown.
Триада Витрувия «польза, прочность, красота» вполне актуальна и служит опорой архитектурной науки и в наши дни. Тем не менее, для изучения и анализа эстетической палитры архитектурных образов, на наш взгляд, нужна более углубленная дифференциация: «Забота о визуальной форме роднит архитектуру со скульптурой и живописью. Взятые по отдельности, эти разные миры не взаимосвязаны. Они встречаются друг с другом только в произведении архитектуры» Поль Валери в одном из своих произведений разделяет данную позицию, наделяя архитектуру поэтичным смыслом «матери всех искусств» 2, указывающей им место, назначение и пределы.
Рассуждения на тему оценочных мнений того или иного архитектурного объекта отмечены извечным противостоянием «функции и эстетики», «техники и искусства»: «... в архитектуре "начала искусства доминируют над началами техники". Начала искусства "дают идею, принцип общей формальной организации, а техника -реальные средства к воплощению архитектурной идеи (техника - строит)"» 3. Опубликованные дискурсы Рё-скина 4 и Палладио 5 дополняют общую картину жарких критических дискуссий. В стремлении устранить противоречия, анализ статьи выстроен сквозь призму формальной эстетики, объективно играющей роль пространства для коммуникаций. Вслед за Вельфлиным, мы вернемся к незыблемым канонам формального языка архитектуры: ритму, пропорциям, статике, динамике и другим характеристикам объемно-пространственных композиций лидеров архитектуры.
В эпоху стихийных поисков художественной выразительности формальная оценка архитектурных образов видится более универсальной и устойчивой мерой, нежели символическая, окрашенная эвристикой.
Визуальный срез архитектурных сооружений новейшего времени в границах формообразования выявил
1 Прак Н.Л. Язык архитектуры. Очерки архитектурной теории / Н.Л. Прак. М.: Дело РАНХиГС, 2017. - С. 16.
2 Валери П. Об искусстве / Поль Валери. М.: Искусство, 1976. -С. 264.
3 Хигер Р.Я. Формализм / Р.Я. Хигер // Современная архитектура. -1929. - URL: https://tatlin.ru/articles/formalizm (дата обращения: 17.04.2020)
4 Ruskin, John. The Seven Lamps of Architecture / John Ruskin. NY: Dover Publications, 1989.
5 Палладио А. Четыре книги об архитектуре. / А. Палладио. М.:
Архитектура-С, 2006. Кн. 2. Гл. XVI: О виллах у древних.
К искусству нет готового пути.
Будь небосвод и море только сини, Ты мог бы небо с морем в магазине, Где краски продают, приобрести.
Самуил Маршак
широкий спектр подходов к организации целостных образов в архитектуре. Архитекторы опираются в своем творчестве не только на эвклидову геометрию и фи-лебовы тела, но и углубляются в более сложные математические науки, дающие возможность биоморфным, параметрическим информационным системам захватывать пальму первенства на архитектурном олимпе XXI века. С точки зрения Ле Корбюзье, простые фигуры вроде прямоугольников, кругов гораздо легче «читать», нежели сложные геометрические фигуры. Симметрия проще, чем асимметрия и так далее. С ним солидарен лидер эпохи постмодернизма и автор бестселлера «Язык архитектуры постмодернизма» - Чарльз Дженкс. В своих «13 позициях архитектуры постмодернизма» автор пишет, что «сложность и противоречивость предпочтительней сверхпростоты и минимализма; теория сложности и теория хаоса являются более основательными в объяснении природных явлений, чем линейная динамика; это значит, что "истинно природное" в своем поведении скорее нелинейно, чем линейно» 6.
Тема природной нелинейности в архитектуре не нова. Архитектурное сообщество, повидавшее за последние годы немало экспериментов в виде криволинейной пластики в духе деконструктивизма Френка Гери, сюрреалистичных творческих поисков Томаса Хезервика, футуризма Жана Нувеля, по мнению ряда экспертов, относящих себя к критической элите, двигается теперь качественно в другом направлении, навстречу минимализму, ставя аскетизм в композиции новым модным трендом. Тем не менее, как показал аналитический обзор, нелинейный подход актуален и до сих пор, более того, он набирает все больших поклонников как в среде созерцателей архитектурного творчества, так и в профессиональной. Нелинейная (цифровая) архитектура развивается вместе с научными открытиями в области математики, физики, рядом технических и цифровых достижений и теорий.
Приведем в качестве примера проектное творчество китайского бюро СК.ОХ. В 2019 году бюро представило ультрасовременный проект музея в Чанчжоу (рис. 1). Сами архитекторы охарактеризовали идею как соединение города, ландшафта и общества.
6 Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Чарльз Дженкс. М.: Стройиздат, 1985.
Сооружение представляет собой ожившую форму китайского старинного струнного музыкального инструмента Jiaoweiqin, который является одним из символов Лиянга.
Оболочка музея с формальной точки зрения представляет собой плавную обтекаемую поверхность. Интересен сам поиск формы, отраженный на схеме бюро СШХ (рис. 1).
Рис. 1. Проект Liyang Museum в Чанчжоу, Китай. Арх. бюро CROX, 2019 г.
Рис. 2. Проект интернационального культурного центра «Мейсиху» в Чанша, Китай. 2011-2019. Арх. бюро Zaha Hadid Architects. Фото с сайта Zaha Hadid Architects ©Virgile Simon Bertrand
Первоначальный архетип, взятый за основу в данном случае, - прямоугольная призма. С ассоциативной точки зрения, архитекторы проводят здесь параллель с бруском необработанного дерева, который под действием знания человека превращается в музыкальный инструмент.
Этот объем является связующим звеном, соединяющим город и природу. С точки зрения наличия членений, объем музея сложно анализировать, так как их попросту тут нет. Единственным масштабным ориентиром в данном случае служат металлизированные тонкие полоски облицовки, соединяющиеся в бесшовную ткань, имитирующую резьбу натурального деревянного музыкального инструмента.
Генплан здесь абсолютно гармоничен. Новая архитектура плавно вписывается в уже живущий по своему сценарию город, мелодично дополняя его своими композиционными нотами.
Сценарии освещения архитекторами также предусмотрены. В дневное время суток свет проникает через световые люки, расположенные на холмах, на которые опирается «деревянный брусок». Террасы в виде плавных струящихся капель утренней росы открывают зрителям визуальную связь с соседним озером, утопающим в озеленении. Ночью алюминиевая облицовка, которую неоднократно апробировал для такого рода экспериментов с 3D mapping Френк Гери, служит отражающим проекционным экраном, который в зависимости от настроения горожан может транслировать различную информацию, картины и прочий визуальный ряд, актуальный для города.
Рис. 3. Проект реконструкции Музея искусств Филадельфии. Арх. Фрэнк Гери
Следующий в списке ярких противников наскучившей простоты в архитектуре - Патрик Шумахер. В своем «Манифесте параметризма» он пишет: «Параметризм может существовать только посредством непрерывного развития и усложнения вычисляющей геометрии. <.. .> Необходимо избегать использования правильных геометрических примитивов, таких как квадраты, треугольники и окружности, избегать простого повторения элементов, избегать простого сопоставления непохожих элементов и систем»
Пластика архитектурных форм бюро Zaha Hadid Architects, где Патрик Шумахер ныне является членом совета директоров, отличается вычислительным дизайном и нелинейностью, возведенной в культ.
Приведем лишь некоторые примеры из архитектурной практики последних лет, чтобы стало понятно, что с того трагического момента, когда бюро осталось без своего главного идеолога в лице его основателя - выдающейся Захи Хадид (первой в истории женщиной лауреатом премии Притцкера), вектор развития с точки зрения формальной эстетики остался прежним. Бюро Zaha Hadid Architects и на сегодняшний день является лидером параметрического направления, кузницей научных теоретических манифестов в области цифровой (digital) архитектуры.
Рассмотрим более подробно проект интернационального культурного центра «Мейсиху» в Чаньша, Китай (рис. 2). Комплекс, представленный из нескольких объемов с театром и музеем, проектировался и строился в период с 2011 по 2019 год.
Криволинейные коконы расположились на берегу озера на искусственно созданном ландшафте, из которого они буквально вырастают. Три объема решены в общей нелинейной пластике, отличаясь друг от друга по масштабу. Никаких ориентиров в духе традиционных основ композиции как вертикалей, осей симметрии, тождества и метра здесь не наблюдается. Как сказал бы Чарльз Дженкс, - «торжество нелинейности!»
Если почерк последних проектов бюро Захи Хадид варьируется от неуклюжих капель до струящихся сложных поверхностей и форм, то другой лидер, Фрэнк Гери (так же, как и З. Хадид подписавший Манифест декон-структивизма в 1988 в Нью-Йорке) в одном из последних интервью поразил поклонников широтой собственного восприятия: «Я мог бы стать Мис ван дер Роэ или кем-то еще - кто знает, куда развивается мой творческий путь! 2»
Проект реконструкции Музея искусств Филадельфии декларирует убедительность оценки собственных сил Фрэнка Гери. (Решение, с точки зрения формообразования и интерьерного подхода, действительно, фир-
1 Шумахер П. Манифест параметризма / Патрик Шумахер. - URL: http://www.hiteca.ru/2013/10/manifesto.html (дата обращения 17.04.2020)
2 Howarth, D. "I might become Mies van der Rohe", says Frank Gehry / Dan Howarth // dezeen: [электронный журнал]. - URL: https:// www.dezeen.com/2017/04/05/frank-gehry-interview-philadelphia-museum-art-renovation-architectural-versatility-mies-van-der-ro-he-sustainabilty-facebook/ (дата обращения: 17.04.2020). Материал переведен автором статьи.
менному почерку архитектора совсем не свойственное.) Проект доказывает, что Гери вариативен и гибок, и, несмотря на богатство творческой мысли, способен мыслить более скромными, контекстуальными и аскетичными категориями, если того требует клиент.
Фасад остался в первозданном виде, вся творческая концентрация архитектора ушла на деликатное решение интерьерных пространств. Бывший директор музея Энни д'Арнонкурт обратилась к Ф. Гери с просьбой, сформулированной своеобразно: «Мне нравится эффект Бильбао. Мы бы хотели то же самое, но только внутри». Позже в своих интервью Гери описывал эту встречу и свои первые эмоции от услышанного, рассказывая, что он принял тогда это предложение как вызов (самому себе в первую очередь), хотя изначально данная идея показалась ему несколько противоестественной.
Классический входной портик, метрические членения фасада, представленные чередованием одинаковых окон со «скучным» одинаковым шагом, - всё это совсем не ассоциируется с формальными экспериментами на стыке скульптуры и живописи Фрэнка Гери прошлых лет. Интерьеры Музея искусств (рис. 3) более подробно раскрывают сдержанную мощь архитектурной мысли выдающегося «звездного» архитектора (тоже лауреата премии Притцкера в архитектуре).
Ле Корбюзье же, наоборот, в своих эссе приводит контраргументы: «Простые геометрические формы прекрасны, потому что они легко воспринимаются. Современные архитекторы больше не создают простых форм» 3. Таким образом, обнажаются проблемы столкновения полюсных взглядов и подходов к проектированию в XXI веке. Конечно, эти рассуждения были навеяны Ле Корбюзье в 1930-40-е годы ушедшего столетия, поэтому понятие «современные» служит в данном случае больше реминисценцией, тем не менее, его мысли актуальны и для нашего времени. Известный математик и теоретик архитектуры, зарекомендовавший себя яркой позицией, ратующий за традиционную композиционную школу Никос Салингарос в одном из последних интервью журналу Arch:speech высказывается следующим образом: «Сейчас цели архитектуры, как я уже сказал, изменились, они противоположны. Людям не важна больше здоровая среда, они хотят построить что-то модное, чтобы заработать побольше денег. Им все равно, что люди будут болеть, что города будут разрушаться. И они используют математику в том числе для этой цели, для того чтобы создавать нездоровую среду» 4.
Но лауреаты последней премии Притцкера в архитектуре 2020 года - Ивонна Фаррэлл и Шелли Мак-Намара (Yvonne Farrell and Shelley McNamara) расширяют палитру формальной эстетики XXI века, завоевывая признание языком традиционных композиционных
3 Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Корбюзье Ле. М.: Прогресс, 1977. - С. 9.
4 Элькина М. Никос Салингарос: «Вы поколениями будете жить в этих тюрьмах» / Мария Элькина со слов Никоса Салингароса // агЛ^рееЛ. - URL: https://archspeech.com/article/nikos-salingaros-vy-pokoleniyami-budete-zhit-v-etih-tyur-mah (дата обращения: 17.04.2020).
ценностей - гармонией, целостностью, обращением к ортогоналям, ритму и тектонике.
Наличие бинарных точек зрения на проблему формообразования катализирует критические дискуссии в профессиональных кругах среди практиков и теоретиков архитектурной науки. В этих условиях обращение к формальной эстетике, вероятно, может служить основой для понятия «вечной красоты» в искусстве. Пропорции, метр и ритм, согласованность форм - всё это незыблемые точки опоры, к которым необходимо возвращаться, чтобы сохранить равновесие в творческих экспериментах.
Арата Исодзаки, лауреат 2019 года все той же премии Притцкера в области архитектуры, своей творческой судьбой иллюстрирует предыдущие рассуждения. Поиски художественной выразительности в его работах варьируются от постмодернистских фасадов, которые подчинены силам гравитации и остаются в привычных границах традиционной композиции, сохраняющей прямой угол, линию и метрические повторения (как в проекте Casals hall), до а(нти)масштабных стеклянных высоток вроде Allianz tower, против которых так активно выступают Кристофер Александер и Никос Салингарос. Нелинейные капли и параметрические оболочки также нашли отклик в его работах.
Представленный формально-стилистический аналитический обзор ряда объектов архитектуры последних лет разных авторов, на примерах которых раскрываются противоречия в диаметрально противоположенных точках зрения на проблемы формообразования в архитектуре новейшего времени, выявил ряд художественных особенностей и приемов, к которым прибегают лидеры архитектурного творчества.
Одновременно образы современной архитектуры с формальной точки зрения опираются:
- как на оси симметрии, так и на их тотальное отсутствие, подменяя их диагоналями или нелинейным развитием формы;
- как на наличие масштабных ориентиров и членений, так и на их тотальное игнорирование;
- как на следование традиционным канонам композиции, так и ориентированы на создание нового неоавангардного словаря композиционных и художественных приемов построения целостности, все больше развиваясь в сторону атектоники, дематериализации, эфемерности и прочих экспериментов.
Подводя итог, стоит отметить, что плюрализм в формообразовании отнюдь не отрицательное явление, достойное порицания, а скорее наоборот, развивает зрителя и лишает проектируемые градостроительные
пространства монотонности. Ведь любая новая лексическая доктрина архитектурного формообразования неизбежно возникает при усталости глаза от наскучивших клише прошлого: «Интуиции, побуждающие нас к творчеству, возникают независимо от творческих наших возможностей; в этом их порок и достоинство. Но опыт исподволь приучает нас задумывать только то, что мы в состоянии выполнить. Он незаметно приводит нас к строгой экономии наших помыслов и наших действований. Многие удовлетворяются этим дотошным и умеренным совершенством. Но у иных развитие средств продвигается так далеко и настолько отождествляется с их умственными способностями, что им удается "мыслить" и "творить" исходя из самих средств» 1.
Список цитируемой литературы:
1. Валери П. Об искусстве / Поль Валери; пер. с фр. - Москва: Искусство, 1993. - 622 с.
2. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Чарльз Дженкс / Пер. с англ. А. Рябушина, М. Уваровой; под ред. А. Рябушина, В. Хайта. - Москва: Стройиздат. - 1985. -137 с.: ил.
3. Ле Корбюзье. Архитектура XX века: Сборник / Ле Корбюзье; пер. с фр. под ред. К.Т. Топуридзе. - 2-е изд. - Москва: Прогресс, 1977. - 303 с.: ил.
4. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. / А. Палладио; под ред. А. Габричевского, пер. И. Жолтовского. - Москва: Архитектура-С, 2006. - 144 с. - ISBN 5-9647-0080-2. - Репринт изд. 1937 г.
5. Прак Н.Л. Язык архитектуры: очерки архитектурной теории / Нильс Лунинг Прак; пер. с английского Елены Ванеян; под науч. редакцией Степана Ванеяна; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). - Москва: ДЕЛО, 2017. -282 с.: ил. - ISBN 978-5-7749-1189-9.
6. Хигер Р.Я. Формализм / Р.Я. Хигер. - Текст: электронный // СА Современная архитектура, 1929. - URL: https://tatlin.ru/ articles/formalizm (дата обращения: 17.04.2020).
7. Шумахер П. Манифест параметризма / Патрик Шумахер. -Текст: электронный / Хитека: [интернет-портал]. - URL: http://www.hiteca.ru/2013/10/manifesto.html (дата обращения 17.04.2020).
8. Элькина М. Никос Салингарос: «Вы поколениями будете жить в этих тюрьмах» // Мария Элькина со слов Никоса Салин-гароса. - Текст: электронный // Аrch:speech. - URL: https:// archspeech.com/article/nikos-salingaros-vy-pokoleniyami-budete-zhit-v-etih-tyur-mah (дата обращения: 17.04.2020).
9. Howarth D. "I might become Mies van der Rohe" says Frank Geh-ry / Dan Howarth. - Текст: электронный // dezeen. - URL: https:// www.dezeen.com/2017/04/05/frank-gehry-interview-philadelphia-museum-art-renovation-architectural-versatility-mies-van-der-rohe-sustainabilty-facebook/ (дата обращения: 17.04.2020).
10. Ruskin, J. The Seven Lamps of Architecture / John Ruskin. - New York: Dover Publications, 1989.
1 Валери, П. Об искусстве / Поль Валери. М.: Искусство, 1993. - С. 481.