ФОРМАЛИЗАЦИЯ РОЛИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В.Г. Костенкова
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск
Экономическая теория трактует розничную торговлю как предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров и услуг конечным потребителям для личного, домашнего и семейного использования; завершающую часть канала сбыта [1, с. 15] Изготовители, оптовики и фирмы-импортеры могут выступать в качестве розничных продавцов в той части их деятельности, которая связана со сбытом ими продуктов (услуг) непосредственно конечным потребителям.
По этимологическому признаку розничная торговля происходит от русского глагола «рознить», т. е. разделять, отделять одно от другого, части от целого [2, с. 36], что одинаково и в рыночной, и в плановой экономике означает продажу товаров непосредственно населению и предприятиям для личного потребления.
Р. Маркин дает следующее определение: «Розничная торговля по самой сути своей есть деятельность в сфере обмена (потребительскими товарами и услугами). Необходимое звено системы распределения - розница продвигает товары от изготовителя до конечного потребителя. Розничная продажа - это акт обмена, выгодный для обеих участвующих в нем сторон. Потребитель при этом обмене стремится получить необходимые товары и услуги, а розничный торговец - прибыль» [3, с. 11].
Такой взаимополезный обмен в современном толковании называется трансакцией, которой Ф. Котл ер дает следующее определение: «Трансакция - есть обмен ценностями между двумя и более сторонами (участие по крайней мере двух обладающих ценностью товаров (услуг)), устраивающие контрагентов условия соглашения, а также подходящее время и место обмена» [3, с. 58].
Предприятия розничной торговли имеют принципиальные отличия от производителей и предприятий оптовой торговли, что влияет на специфику управления их конкурентоспособностью за счет смещения приоритетов и акцентов в таких основных направлениях деятельности, как исследование потребителей; сегментирование и выбор потребителей и географических рынков; позиционирование компании;
формирование ассортимента; управление каналами распределения; установление эффективного взаимодействия с потребителями.
Динамика оборота розничной торговли России, составленная на основе данных Госкомстата России, представлена в табл. 1 [4, с. 92] и на рис. 1 [4, с. 93].
Данные табл. 1 показывают, что оборот розничной торговли России в мае 2007 года составил 834,9 млрд руб., что в товарной массе на 14,6 % больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В целом за период январь-май 2007 года оборот розничной торговли России составил 3885,1 млрд руб., что на 14,0 % больше показателя за соответствующий период 2006 года.
Динамика оборота розничной торговли, отображенная на рис. 1 отчетливо показывает, что, если не учитывать сезонность спроса, размер оборота розничной торговли имеет устойчивую тенденцию к увеличению. В январе 2005 г. оборот розничной торговли составил 98 % к среднемесячному значению 2004 г. по номинальному значению и 105 % с исключением влияния сезонного фактора. В мае 2007 г. данные показатели составили 142 % и 145 % соответственно.
Для раскрытия сущности розничной торговли следует определить роль розничной торговли в общественном воспроизводстве и национальной экономике.
Смысл процесса общественного воспроизводства заключен в построении элементарных процессов в многочисленных взаимодействующих производственных ячейках (их называют производственными единицами). Совокупные результаты элементарных процессов выражаются в агрегированных показателях (макропоказателях) экономического развития. Они же измеряются экономической статистикой. Выводятся макропоказатели и соотношения между ними на основании исходных микроописаний элементарных процессов, на основании этих выводов разрабатываются методы агрегирования. При этом выясняются области применимости микроописаний, появится возможность рассматривать производство как непрерывно возоб-
Таблица 1
Динамика оборота розничной торговли России
Период Оборот розничной торговли, млрд руб. В процентах
к соответствующему периоду предыдущего года к предыдущему периоду
2006 г.
Январь 593,0 111,2 76,0
Февраль 598,1 110,5 99,3
Март 661,3 111,8 109,8
I квартал 1852,4 111,1 87,3
Апрель 677,1 111,9 102,1
Май 687,3 113,0 101,1
Январь-май 3216,8 111,6 -
Июнь 698,7 115,3 101,5
II квартал 2063,1 113,3 109,6
I полугодие 3915,5 112,3 -
Июль 724,1 115,5 103,1
Августа 749,9 115,3 103,1
Сентябрь 758,1 114,3 100,8
Ш квартал 2232,1 115,0 107,0
Октябрь 791,4 115,2 104,1
Ноябрь 796,8 114,6 100,1
Декабрь 954,5 115,4 119,1
IV квартал 2542,7 115,0 112,5
Год 8690,3 113,9 -
2007 г.
Январь 720,6 113,9 75,0
Февраль 721,4 114,2 99,6
Март 793,9 113,8 109,5
I квартал 2235,9 113,9 86,4
Апрель 814,3 113,7 102,0
Май 834,9 114,6 101,9
Январь-май 3885,1 114,0 -
янв.05 май.05 сен.05 янв.06 май.06 сен.06 янв.07 май.07
—^по общему обороту '*•** с исключением сезонного фактора
Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли (в % к среднемесячному значению 2004 г.) Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 5 <17
новляемый процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ и услуг [3, с. 12]
Розничная торговля - главный субъект товарного обращения и основа общественного распределения товаров. Розничные предприятия формируют необходимый товарный ассортимент в соответствии с требованиями локального рынка. Рыночная торговля играет активную роль организатора рынка, так как непосредственно связана и с производителем, и с потребителем.
Именно розничная торговля имеет реальную информацию о спросе и предложении на локальном рынке, ей наиболее ярко видны тенденции в их развитии, а значит, имеется реальная возможность оценить конъюнктуру рынка, сформировать товарное предложение в соответствии с соответствующим объемом и структурой спроса.
На рис. 2 [2, с. 36] построены элементарные процессы, определяющие место розничной торговли в общественном воспроизводстве.
На рис. 2 можно увидеть, что розничная торговля принимает участие в 2 фазах общественного воспроизводства - распределении и обмене. В финансовом выражении большая часть сделок в экономике относится к коммерческой деятельности организаций друг с другом, т.е. участии розничной торговли в фазе распределения, а если рассматривать в количественном выражении, то розничная торговля составляет основу фазы обмена в
общественном воспроизводстве.
Подытожив все вышеперечисленное, определим, что целью розничной торговли является извлечение прибыли путем доведения товаров и услуг от производителей до потребителей. Достижение указанной цели может выполняться единым торговым связующим звеном или может быть разделено на поэтапные звенья и выполняться различными посредствующими торговыми звеньями - посредниками.
Для достижения вышеуказанной цели розничная торговля должна выполнять следующие задачи.
• Удовлетворение потребности населения в товарах и услугах.
• Обеспечение бесперебойного снабжения продукцией.
• Обеспечение количественного выравнивания в ходе товарооборота.
• Осуществление перераспределения товаров на различных территориях и между различными группами населения.
• Мониторинг и исследование конъюнктуры, сложившейся на товарном рынке.
• Регулирование производства (предприятия розничной торговли отслеживают изменения в конъюнктуре рынка и непосредственно или косвенно через спрос определяют объемы производства производителей).
• Отбор, сортировка и маркировка товаров при составлении товарного ассортимента.
Фазы общественного воспроизводства
Конечный
потребитель
Потребление
Субъекты розничного рынка
Рис. 2. Участие субъектов розничного рынка в различных фазах общественного воспроизводства
• Участие в ценообразовании на потребительском рынке товаров и услуг путем формирования и регулирования спроса и предложения.
• Оказание поставщикам и потребителям транспортно-эксплутационных, консультационных, рекламных, информационных и других услуг.
При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т. е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку потребители приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные средства. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.
Неуклонное возрастание разнообразия потребностей конечных потребителей, общества в целом, возможностей производителей удовлетворять эти потребности, а также нарастающая конкуренция между участниками канала сбыта, обслуживающими конечных пользователей и заставляющая участников канала стремиться к максимальному удовлетворению все более разнообразного спроса потребителей, порождает огромное множество форм и видов розничной торговли.
Основной объем розничной торговли приходится на розничных торговцев. Совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории и объединенных единой товарной и ценовой политикой, представляет собой розничную торговую сеть [3, с. 54].
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил
и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.
Иерархическое построение сбытовой сети определяется числом уровней каналов распределения продукции. Как описывалось ранее, перераспределение товаров от производителя к потребителю может выполняться единым торговым связующим звеном или различными посредствующими торговыми звеньями - посредниками.
Каналы товародвижения - совокупность различных организаций и отдельных лиц (потребителей), связанных с передвижением и обменом товаров [1, с. 26].
В экономической теории, как правило, выделяют 3 вида каналов товародвижения: канал нулевого уровня, одноуровневый и двухуровневый каналы. Каналы названы по числу промежуточных звеньев на пути поставки продукции от производителя к потребителю.
Практика подтверждает неэффективность слишком длинных каналов распределения, которые чреваты необоснованным увеличением торговой наценки, с одной стороны, с другой - розничный торговец должен иметь хорошо развитую сбытовую сеть для более полного охвата потенциальных потребителей. Определение оптимального количества звеньев сбытовой сети - выбор нулевого канала или одноуровневого - одна из первостепенных задач управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли.
По данным Госкомстата России можно сделать ряд выводов о структуре оборота розничной торговли в России (табл. 2 [4, с. 93]).
Таблица 2
Структура оборота розничной торговли по месту торговли
Наименование показателя 2006 г. 2007 г.
В % к маю 2005 г. В % к апрелю 2006 г. Январь-май 2006 г., в %кянва-рю-маю 2005 г. Значение мая 2007 г., млрд руб. В % к маю 2006 г. В % к апрелю 2007г. Январь-май 2007 г., в %кян-варю-маю 2006 г.
Всего, в том числе: 113,0 101,1 111,6 834,9 114,6 101,9 114,0
оборот розничной торговли на розничных рынках 115,0 101,0 113,7 127,3 121,1 102,0 119,6
оборот розничной торговли вне рынка (стационарно) 105,6 101,5 103,9 707,6 88,0 101,2 91,4
Данные табл. 2 указывают на то, что в мае 2007 г. оборот розничной торговли на 84,7 % формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), доля рынков составила 15,3 % (в мае 2006 года - соответственно 80,2 и 19,8 %).
Какие же функции выполняет розничная торговля?
Основные 3 группы функций были выделены П. Диксоном: деловые операции, материально-техническое обеспечение и посредничество (рис. 3) [2, с. 17].
Филипп Котлер [2, с. 18] расширил перечень групп функций до 5, добавив формирование ассортимента и массовость.
Выполнение данных функций ведет к возникновению коммерческих потоков между участниками обмена, ведущих в противоположных направлениях. Предприятия розничной торговли принимают участие в формировании этих потоков.
Таким образом, предприятия розничной торговли участвуют в распределении функций и потоков между участниками обмена. Ключевой вопрос при организации торговой розничной сети не в том, должны ли существовать эти функции и потоки, но скорее в том, кто из участников канала будет их выполнять. Можно наблюдать большое разнообразие в
распределении функций не только для разных рынков, но и в пределах одного рынка.
Розничные торговцы зачастую выполняют роль координаторов, воздействующих на соответствующие области производства и сегменты рынка, которые координируют усилия, направленные на повышение уровня удовлетворения потребительского спроса и насыщения рынка потребительскими товарами. Для этого многие розничные торговцы начинают вести деятельность под собственными торговыми марками (частными торговыми марками), т. е. их можно назвать «изготовителями товаров, не имеющих собственных фабрик» [2, с. 32], т. е. розничные торговцы начинают выполнять функции компании-изготовителя.
Важность роли розничных торговцев в экономике обуславливается тем, что посредством их реализуется механизм рыночного саморегулирования. Механизмы рыночного саморегулирования изучали многие как западные, так и российские экономисты. Теория Адама Смита - основа классической школы политэкономии, в своей работе [3, с. 84] он отмечал: «чтобы способствовать росту общественного богатства, надо дать простор инициативе и энергии предпринимателей. Пусть каждый из них стремится к собственной выгоде. При этом «невидимая рука Провидения»
Рис. 3. Функции розничной торговли
(т.е. законы рыночной экономики) направит их», однако само понятие «невидимой руки», регулирующей рыночные процессы без участия государства по сути своей научная абстракция [3, с. 85]. При работе на реальном рынке роль «невидимой руки» должны взять на себя какие-либо институциональные организации, которые берут на себя некую посредническую роль для возможности осуществления механизма удовлетворения потребностей конечных потребителей. Для товарных рынков - это организации - предприятия розничной торговли, которые взяли на себя эту посредническую роль.
Особенно хорошо регулирующая роль предприятий розничной торговли прослежи-
вается на примере локального и регионального распределения товаров.
Литература
1. Концепция создания комплексной торгово-производственной сети Санкт-Петербурга. -СПб., 2001. - 56 с.
2. Материалы третьего Петербургского продовольственного форума «Торговля большого города». - СПб.: Ленэкспо, 2003.
3. Маркин, Р. Управление розничной торговлей / Р. Маркин; пер.с англ. —М.: Экономика, 1980. -272 с.
4. Социально-экономическое положение России. Январь-май2007. -М.: Госкомстат, 2007. -874 с.
5. Шатковская, С.Н. Инновации в развитии розничных торговых сетей / С.Н. Шатковская // Экономика и управление. - 2006. -№ 5.- С. 42-45.