Посилання на статтю_
Россошанська О.В. Формализация путей повышения компетентности проектных менеджеров с позиции требований профессиональной системы сертификации/О.В. Россошанська// управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2008 - №2(26). С. 91-101.
УДК 005.8:005.336.2
О.В. Россошанська
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОЕКТНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
Разработана векторная модель, которая отражает возможные пути повышения компетентности проектных менеджеров. На ее основе предложена система набора кредитов для фиксации минимально необходимых требований к различным уровням профессиональной сертификации. Рис. 3, табл. 1, ист. 21.
Ключевые слова: компетентность, система сертификации, карьерный рост, кредиты, кредитный код.
О.В. Россошанська
ФОРМАЛ1ЗАЦ1Я ШЛЯХ1В П1ДВИЩЕННЯ КОМПЕТЕНТНОСТ1 ПРОЕКТНИХ МЕНЕДЖЕР1В З ПОЗИЦП ВИМОГ ПРОФЕСЮНАЛЬНО1 СИСТЕМИ СЕРТИФ1КАЦП
Розроблено векторну модель, яка вщображуе можливi шляхи пщвищення компетентност проектних менеджерiв. На 'м' основi запропоновано систему набору креди^в для фксацп мУмально необхщних вимог до рiзних рiвнiв професiйноí сертифiкацií. Рис. 3, табл. 1, дж. 21.
O.V. Rossoshanskaya
FORMALIZATION OF WAYS TO INCREASE THE PROJECT MANAGER COMPETENCE FROM THE PROFESSIONAL SERTIFICATION SYSTEM POINT OF VIEW
The vector model that reflects possible ways to increase the project manager competence is shaped. This made possible to offer credits accumulation system in order to fixe minimum nessesary demands to the professional sertification different levels.
Постановка проблемы в общем виде. Современный механизм взаимодействий рынка образовательных услуг и рынка труда привели к появлению к промежуточному элементу - рынка независимой системы оценки подготовки специалистов для работы в конкретных прикладных областях. По своей сути перечисленные рынки аналогичны системе которая содержит элемент стандартизации, качества и сертификации. Сегодня такая система функционирует во всем мире там, где оказываются качественные услуги, "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26) 1
выполняются качественно работы, производятся качественные товары [1, 2]. Каждый из упомянутых элементов в системе имеют свои функциональные назначения. Элемент стандартизации обеспечивает фиксацию минимально необходимых требований к товарам, работам, услугам с точки зрения их безопасности для потребителя. Элемент качества обеспечивает достижение у производителя не хуже, чем минимально необходимых требований у потребителей товаров, работ, услуг. А элемент сертификации гарантирует для потребителя, что производитель обеспечивает минимально необходимые требования.
В такой области деятельности, как управление проектами и программами, сегодня сформировалась аналогичная система. Она наиболее развита в Украине. Это признают профессиональные сообщества проектных менеджеров других стран [3]. В рамках этой системы существует сертификация специалистов по международной четырехуровневой (4-1-С) системе 1РМА [4]. Кроме этой в мире существуют и другие системы профессиональной сертификации. Украина свою национальную систему сертификации создала на основе 4-Ь-С системы [5]. Она построена на таком базовом понятии, как компетентность проектного менеджера. Это коррелируется с основными тенденциями, которые сложились в мировой системе образования, где компетентность становится основным понятием [6]. Однако по своей сути существующие правила сертификации проектных менеджеров не в полной мере отвечают базовому понятию «компетентность».
Анализ последних исследований и выделение нерешенной части проблемы. Вопросы компетенции в управлении проектами в последнее время стали привлекать все большее внимание исследователей. Так в работе [7] рассматривались вопросы компетентности проектных менеджеров в области управления рисками проектов. Детальный анализ базовых понятий связанный с компетентностью (компетентность, компетенция, квалификация, профессионализм) выполнен в работе [8]. Рассматривая компетентность проектных менеджеров, как соответствие требованием стандарта, авторы работы [9] установили, что большинство международных и национальных стандартов формализовали требования к компетентности в виде глоссария, процессов и методов. При этом, ряд компонентов компетентности (этика, профессиональный образ мышления и др.) стандарты не учитывают. Поэтому, сегодня остается открытым вопрос о подходе к формированию требований к различным уровням сертификации проектных менеджеров. Безусловно подход должен базироваться на глубоком понимании сущности компетентности, как базового понятия систем образования и профессиональной деятельности.
Целью статьи является разработка теоретических положений и подходов к формированию требований системы сертификации проектных менеджеров.
Изложение основного материала исследований. Формирование требований к системе сертификации проектных менеджеров возможно на основе раскрытия сущности формирования компетентности.
Рассмотрение модели, которая описана в работе [10], показывает, что процесс формирования компетентности можно отнести к слабоформализованным проблемным областям. Поэтому для её решения необходимо применять специфические приемы. Такие приемы изложены в науке системологии, которая изучает процессы и принципы развития сложных слабоструктурированных объектов, произвольной природы с учетом системного влияния различных факторов [11, с.6].
В модели формирования компетентности показано, что существует достаточно много источников её формирования. К ним относятся: традиционное
2
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)
образование, профессиональное обучение, личный опыт, полученный из профессиональной деятельности и социально-политической практики, а также неформализованные каналы. Из этого следует сделать вывод о наличии многообразия путей формирования определенного уровня компетентности проектного менеджера. Тогда возникает вопрос, а кто такой компетентный проектный менеджер? Исходя из основных положений системологии, компетентный проектный менеджер является системой - функциональным объектом [11, с.5].
При этом под функцией понимается роль (предназначение, доля участия объекта (системы)) в некотором надобъекте (надсистеме). А функционирование объекта содействует функционированию и существованию надсистемы [11, с.17].
В управлении проектами для проектного менеджера надобъектом выступает проект, существованию которого он содействует. В развитии этого и по аналогии с понятием «быть функциональным объектом» [11, с.18], быть компетентным проектным менеджером - это значит иметь способность воспринимать определенные воздействия от внутренней среды (индивидуальности личности проектного менеджера и его знаний, что определяет внутреннюю систему), и в ответ выдавать вполне определенные нужные для проекта (внутренняя система) результаты своих действий. При этом к проектному менеджеру как целостному образованию можно применять процедуру выделения (а не членения как указанно в работе [12, с.9]), представляя его в виде некоторой структуры выделенных частей. Для рассматриваемой задачи это могут быть знания, навыки, опыт, личностная позиция, индивидуальные черты характера. Перечисленные части (элементы) выделены благодаря использованию модели формирования компетентности [10]. А проект следует рассматривать как класс объектов общей природы, которые объединены некоторой целостной сущностью. По аналогии со свойствами внешней системы [12, с.69] эти объекты могут не обладать ни пространственной, ни временной общностью, ни даже генетической связью. Для них важна лишь общность природы причин, (показателей) которые позволяют им образовывать проект как систему. Последние тезисы хорошо демонстрируются на WBS-структуре. Все работы не обладают ни пространственной, ни временной общностью. У них есть общность природы причин; целостная сущность по которой работы попали в WBS-структуру. Это потребность в использовании результата продукта проекта.
Для понимания сущности компетентного проектного менеджера воспользуемся детерминантным анализом. Главная цель такого анализа состоит в становлении внешней системы (надсистемы) по отношению к рассматриваемой (внутренней) системе и функционального запроса к ней, т.е. причины возникновения внутренней системы [11, с.126].
Функциональным запросом проекта к проектному менеджеру является обеспечение развития проекта в турбулентных условиях его реализации. Тогда внутренней детерминантой проектного менеджера как функционального объекта (главного, определяющего его функциональные свойства как целого) выступает компетентность. А знания, опыт, навыки и т.д. оказываются лишь косвенно функциональными, поддерживающими главное функциональное свойство (компетентность) изнутри.
В рассматриваемом случае внешней детерминантой , которая чаще всего соотносится с представлениями о функциональном запросе [11, с.8], является турбулентность реализации проекта. Она отличается от понятий «турбулентность», «турбулентное окружение» [13, 14], которые сегодня широко используются в теории управления проектами [15, 16 и др.]. Основное отличие в
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)
3
том, что турбулентность реализации проекта определяется не только нестабильностью процессов во внешнем окружении, но и динамическими слабопредсказуемыми изменениями в самом проекте внутри команды проекта, взаимоотношениями с заказчиками, инвесторами т.д.). В такой трактовке выделенная внешняя детерминанта определяет взаимоотношения надсистемы (проекта) с другими системами этой надсистемы.
Знания, опыт, навыки проектного менеджера являются результатом традиционного академического образования, профессионального обучения и практического (профессионального) опыта. И если перечисленные элементы рассматривать как надсистемы по отношению к проектному менеджеру, то каждая из них выдвинет свою внешнюю детерминанту. Но при этом во всех случаях внутренней детерминантой проектного менеджера (как функциональной системы) будет способность личности, которая проявится в поддержании функционирования перечисленных надсистем.
В результате поддержания функционирования этих надсистем у проектного менеджера формируется компетентность как выраженная способность демонстрировать действием применение своих знаний и умений в ситуациях, которые могут сложиться в проекте и которые практически невозможно предугадать во время поддержания функционирования надсистем.
Описанная ситуация полностью соответствует изложенном в работе [11, с.25] анализу внутренних и внешних систем как инструментария концептуального моделирования. Из анализа авторы указанной работы сделали вывод, что соотношение этих видов систем представляет собой системологическую конкретизацию диалектического соотношения явления и сущности. Они показали, что внутренняя система представляет собой систему-явление в которой обнаруживается, проявляется (экстенциально выражается) некоторая внешняя надсистема. Эта надсистема есть система-класс (система сущность), в которой свойства данной системы-явления представлены интенциально, то есть как способности. Поэтому внутренние системы могут рассматриваться как проявление внешних систем, которые сами по себе остаются непроявленными. Именно этот вывод позволяет применить подход к построению векторной детерминантной модели внутренней системы, который описан в работе [11, с.59-62] для построения векторной модели компетентностного карьерного роста в области управления проектами.
Внутренняя система (проектный менеджер определенного уровня компетентности) изображена на рис.1 условной точкой N как пересечение осей координат х, у Она является элементом ряда внешних надсистем: Х-системы образования; Y-системы практической деятельности; Z-системы профессионального обучения.
4
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)
Практические кредиты
Надсистема практической деятельности
У
И
^ТИ
[+1 I 1-1
Х
Х
Z .
Секторальные кредиты
Надсистема профессионального обучения
' . Академические кредиты
| у * Надсистема академического
. ♦ образования
[ N | = 0*, Ц С, В - уровни сертификации
*0 - при отсутствии секторальных кредитов
= 4, 5, 6, 7 - образовательные уровни
М
Рис.1. Векторная детерминантная модель компетентностного карьерного роста в области
управления проектами
Перечисленные надсистемы соответствуют экстенциальным свойствам системы N которые на уровне внешних надсистем существуют в непроявленном виде как интенции или потенции. Проектный менеджер определенного уровня компетенции по отношению к надсистемам имеет определенную функцию (способность обучаться, способность к практической деятельности), которая поддерживает их функционирование. Но по отношению к ним эти функции существуют только как способности, т.е. представляют собой непроявленные классы. С другой стороны каждая надсистема по отношению к проектному менеджеру предъявляет определенные функциональные требования (запрос). В зависимости от выбранного пути непрерывного карьерного роста (перехода с одного уровня сертификации на другой) внешняя детерминанта будет меняться. Так, например, повышают компетентности через надсистему образования с последующим профессиональным обучением (пути ^А-В) надсистемы X и Z предъявляет функциональный запрос на способность обучаться. Это и будет главной внутренней детерминантой функциональной системы (проектного менеджера). Однако с точки зрения надсистемы сертификации главной внутренней детерминантой в этом случае будет компетентность, которая соответствует уровню (N+1). Следует отметить, что зависимости от выбранного пути карьерного роста главная внутренняя детерминанта с позиции надсистемы сертификации останется неизменной.
В путях карьерного роста, в которых задействована надсистема образования, одновременно меняют и квалификационные уровни (на рис.1 точки М и М+1). При этом теоретически они могут иметь уровни от 4 до 7 в соответствии с европейской концепцией квалификаций [17]. После реализации одного из возможных путей функциональная система (проектный менеджер) "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26) 5
перемещается в новую точку (N+1) векторного пространства надсистем. При этом у него появляются новые пути карьерного роста на уровень (N+2), но характер этих путей остается таким же, как и для уровня N.
Удобство векторной интерпретации путей карьерного роста заключается в том, что она позволяет целостно увидеть действительное функционирование исследуемой системы. Кроме того, векторное представление путей карьерного роста позволяет предложить количественную меру описания этих путей. Для этого целесообразно ввести понятие «кредита» - как цифрового выражения участия проектного менеджера (внутренней системы) в поддержание функционирования систем образования, профессионального обучения, практической деятельности (внешние системы, надсистемы). Степень участия в поддержке функционирования будет выражаться направленным вектором. Тогда по осям X, Y, Z можно построить шкалы академических, практических и секторальных кредитов. Применения термина «секторальный» связано с тем, что как в практической, так и в научной деятельности для уточнения вида деятельности указывают сектор экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство, управление и т.д.). Рассматриваемый кредит целесообразно адаптировать к существующим системам образовательных или других кредитов. Существующие образовательные кредитные системы предполагают накопление не более 100-200 кредитов [18]. Поэтому для рассматриваемого кредита достаточно использовать трехзначное число.
Учитывая более сложную систему учета карьерного роста проектных менеджеров предполагается ввести понятие кредитного кода. Кредитный код -это совокупность цифровых символов и система определенных правил при помощи которых представляется информация об образовательной и трудовой деятельности личности, а также о профессиональной деятельности и профессиональном образовании в области управления проектами. Кредитный код представляет единую систему записи в виде последовательности четырех кредов (рис. 2). Кред - это выраженное в виде трехзначного числа общее количество кредитов определенной природы происхождения, которые получила личность на протяжении жизнедеятельности. Кред можно рассматривать как аналог кодона - единицы генетического кода [19].
Общее обучение
Обучение по управлению проектами
Общая практическая деятельность
Деятельность по управлению проектами
III
IV
II
Зона I и II кредиты образовательного происхождения.
Зона III и IV кредиты практического происхождения.
Рис. 2. Структура кредитного кода по управлению проектами
Рассмотрим более подробно каждую из компонентов кредитного кода. Первая зона учитывает общую продолжительность и результативность обучения и образования вне сферы управления проектами. В верхней части отмечаются общий кредитный эквивалент обучения и образования индивида. В нижней части указывается кредитный эквивалент обучения и образования индивида накопленный с момента прохождения последней сертификации. Он должен быть не ниже минимально необходимого, который является допуском к следующему
6
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)
уровню сертификации. Вторая зона учитывает продолжительность и результативность обучения и образования по управлению проектами. По аналогии с первой зоной в верхней части фиксируется общий кредитный эквивалент обучения и образования индивида в сфере управления проектами. Нижняя часть второй зоны разделена на две области. В верхней области фиксируется количество кредитов наколенных индивидом по достигнутому уровню сертификации. А в нижней - количество кредитов, которые накоплены для возможности карьерного роста, то есть перехода на более высокий уровень сертификации. Именно данные последней области сравниваются с требованиями системы сертификации о минимально необходимом количестве кредитов.
Разграничение набираемых кредитов по уровням происходит аналогично разделению сертификационных уровней в зависимости от функций управления, сложности и масштабности проектов. Например, имея уровень С по управлению проектами, индивид может набирать кредиты обучаясь и работая в рамках своей компетенции (кредиты по достигнутому уровню). Со временем ему могут делегировать некоторые функции управления относящиеся к уровню В более сложных и масштабных проектах, чем он управлял до этого. Так же, чтобы получить уровень В, индивид будет должен пройти ряд тренингов, семинаров или обучающих программ соответствующих по содержанию требованиям предъявляемым к уровню В. Таким образом, идет накопление кредитов относящихся к последующим сертификационным уровням.
Аналогично первой и второй зонам (образовательные кредиты) построенны зоны III и IV (зоны практического происхождения).
Третья зона учитывает общую практическую деятельность личности. Общий стаж работы (в кредитном эквиваленте) все сферы управления проектами фиксируется в верхней части. А стаж вне сферы управления проектами (в кредитном эквиваленте) накопленный с момента прохождения последней сертификации фиксируется в нижней части.
В IV зоне отмечаются кредиты, которые учитывает профессиональную практическую деятельность личности в области управления проектами:
- в верхней части - общий стаж работы (в кредитном эквиваленте) в сфере управления проектами;
- верхняя область нижней части количество кредитов по уже достигнутому уровню сертификации;
- нижняя область нижней части количество кредитов относящихся к следующему уровню.
Описанная структура кредитного кода дает полное представление о выполненной трудоемкости проектным менеджером в области академического образования, секторального (профессионального) обучения, общей и профессиональной практической деятельности. При этом кредитный код показывает, какая трудоемкость была выполнена к моменту предыдущей сертификации и какая трудоемкость выполнена после этого. Учитывая наличие различных карьерных путей (рис.1) можно формировать минимальные требования о трудоемкости для каждого из них, как минимально необходимые требования допуска к сертификации. Однако, накопление определенного (требуемого по условиям сертификации) количества кредитов не является гарантией того, что претендент на сертификацию обладает определенной компетентностью. Современные системы сертификации выдвигают требования к трем видам компетенции: техническим, поведенческим и контекстуальным [4]. Сегодня отсутсвуют инструменты научно-обоснованного описания этих видов компетенций. Известно, что компетентность личности можно представить через
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)
7
такие ее составляющие, как когнитивную, функциональную, личностную и этическую. Перечисленные составляющие являются определенными типами компетенций, которые в рабочем документе о Европейской структуре квалификации для постоянного обучения определенны, как универсальные компетенции [20]. В таблице 1 раскрыта сущность этих компетенций.
Таблица 1
Сущность универсальных компетенций
Наименование универсальной компетенции Сущность универсальной компетенции
Когнитивная Включает не только официальные знания, а так же не официальные, однованные на опыте. Знания (знаю - что), подкрепленные понимание (знаю - почему).
Функциональная Навыки или ноу-хау, включает, что человек, который работает в данной профессиональной области, должен быть в состоянии сделать ... и способен продемонстрировать.
Личностная (поведенческая) Знают как вести себя, определяется как относительно устойчивые характеристики личности причино связанные с эффективным или превосходным выполнение работы.
Этическая Личное мнение и профессиональные ценности, способность принимать основанные на них решения в рабочих ситуациях.
Используя сущность универсальных компетенций можно каждый из элементов трех видов компетенций описать через универсальные компетенции. Описанный подход можно графически представить в виде модели куба, который расскрывает суть к формированию требований к различным уровням сертификации (рис.3).
Из модели куба следует, что каждый элемент компетенции должен быть представлен требованиями по четырем типам компетенции.
Система кредитов - академические; - практические; - секторальные
Типы компетенций
когнетивная функциональная личностная этическая
« Технические
Я Я и н и а Поведенческие
§ о и 3 Контекстуальные
СО Дополнительные
Рис. 3. Модель куба для формирования требований к различным уровням сертификации
8
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)
Наличие структуры представления элементов компетенции не снимает задачу разработки требований к описанию содержательной части. Для этого воспользуемся системным моделированием, в основу которого положен подход изложеннный в работе [21]. На рис. 4 представленна системная модель, которая показывает, что описание требований должно производится для элементов компетентности 1СВ (элемент А) с учетом связей с другими элементами (элемент В) путем использования глагольных дескрипторов (элемент С), которые должны отображать одну из главных функций деятельности (элемент D).
Рис.4. Системная модель формирования требований к различным уровням сертификации В таблице 2 приведен образец формирования требований для различных уровней сертификации на примере элемента технической компетенции «заинтересованные стороны».
Таблица 2
Описание элемента технической компетенции «заинтересованные стороны»
Уровень сертификации
й С В А
Когнитивная Знать основные методы и походы взаимодействия с заинтересованными сторонами в проекте. П равильно трактовать требования и задачи проекта. Понимать и учитывать нужды заинтересованных сторон в свете_контекста проекта, на этапах сбора информации, планирования и выполнения работ по проекту. Знать основные подходы и методы планирования и организации взаимодействия заинтересованных сторон. Понимать важность источника влияния со стороны участника проекта на зарождение и развития самого проекта. Обладать общими и детальными, практическими и теоретическими знаниями в вопросах планирования, технологии, организации и управления заинтересованными сторонами. Понимать условия применимости (использования) тех или иных способов, методов, моделей в контексте проекта для успешного управления заинтересованными сторонами. Обладать передовыми общими и специализированными, теоретическими и практическими знаниями при разработке и внедрения эффективных решений относительно взаимодействия с заинтересованными сторонами. Иметь существенную осведомленность о знаниях предметной области и смежных областях в контексте решаемых задач.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)
9
Функциональная Уметь выявлять заинтересованные стороны,определять отличия их заинтересованности в проекте, ранжировать их в порядке важности для проекта, использовать методы сбора информации, анализа, планирования коммуникаций, учета возможностей и угроз со стороны заинтересованных работ и участника проекта. Выполнять план управления заинтересованными сторонами. Участвовать в разработке и определении критериев успешности реализации в управлении проектами. Планировать, организовывать, контролировать эффективное взаимодействие сторон в рамках проекта ограниченной сложности. Документировать уроки проекта (новые знания, полученный опыт) и применять в будущих проектах. Разрабатывать, организовывать, координировать, анализировать и выполнять процедуры и процессы взаимодействия с участниками сложного проекта и заинтересованными сторонами. использовать подходы, методы и инструменты для определения замысла и итогового продукта проекта, критериев оценки проекта(качественных и количественных), выявления основных рисков, совместно с заинтересованными сторонами. Применять и развивать проектно-ориентированное управление для организации более эффективной деятельности и удовлетворения заинтересованных сторон. Разрабатывать стратегию взаимодействия с заинтересованными сторонами. Применять различные( в том числе специализированные и специфические) методы мотивации и финансового регулирования интересов заинтересованных сторон, демонстрировать владения методами эффективного управления ожиданиями заинтересованных сторон при организации реализации программ и портфелей проектов в динамической быстроизменяющейся среде внешнего окружения. Вести развитие внутренней и внешней сетей, как формальной так и неформальной, которые взаимодействуют с проектом (программой, портфелем).
Личностная Проявлять прилежание в проведении постоянного обзора заинтересованных сторон и людей, представляющих эти стороны. Сообщать заинтересованным сторонам о том, какие из их требований будут выполнены проектом, какие нет. Уметь разрешать конфликтные стороны. Проявлять уверенность в себе, лидерские качества. Проявлять лидерские качества, открытость, уверенность в себе, коммуникабельность, различные модели деятельности и поведения обеспечивающие удачное (умелое) управление заинтересованными сторонами в сложном проекте. Проявлять надежность и профессионализм при общении, руководстве, организации и совместному управлению работ с заинтересованными сторонами и участниками проекта. Творчески и эффективно управлять решением нестандартных проблем, уметь разрешать сложные конфликтные ситуации. Анализировать свои действия и работу подчиненных в вопросах взаимодействия с заинтересованными сторонами, критически оценивать, пересматривать и регулировать процесс взаимодействия.
Этическая Обеспечивать руководителя проекта и заинтересованные стороны в том числе и новые) всесторонней достоверной информацией соответствующего уровня об изменениях в проекте. Принимать решения с позиции соответствия общепринятым этическим нормам и с ориентацией на результат проекта. Проявлять личную позицию в решении сложных проблем, возникающих в проекте (функциональной сложности), с учетом удовлетворения заинтересованных сторон и профессионально-этических ценностей. Принимать решения. касающиеся работы с заинтересованными сторонами с учетом этических норм и принципов. нести моральную и нравственную ответственность за свои действия и действия подчиненных.
Выводы
1.С позиций науки системологии проведено описание деятельности проектного менеджера, как слабоструктурированной функциональной системы.
2. Разработанна векторная детерминантная модель компетентностного карьерного роста в области управления проектами, которая показывает наличие различных путей достижения определенного уровня компетентности в пространстве академическое образование - профессиональное обучение -общая и профессиональная деятельность.
3. Предложена структура кредитного кода, как основного инструмента фиксации набранного проектным менеджером кредитов различного происхождения на этапе предыдущей сертификации и после этого.
4.Разработанна модель представления видов компетенций проектных менеджеров предусмотренных системами их сертификации (технической, поведенческой, контекстуальной) через описание универсальных компетенций, которые используются в системе образования.
5. Разработанна системная модель формирования требований к различным уровням сертификации. Модель раскравает сущность описания элементов
10
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)
компетенций для различных сертификационных уровней, через когнитивную, функциональную, личностную, этическую составляющие.
6. Для различных сертификационных уровней приведен образец описания элемента компетенции с позиции разработанной системной модели.
Направления дальнейших исследований. Разработанные теоретические положения системы сертификации проектных менеджеров целесообразно использовать при разработке требований к минимально необходимым значениям элементов кредитного кода, а так же компетентностного описания элементов знаний системы сертификации.
Материалы, изложенные в данной статье, были подготовлены и переданы для использования в рамках рабочего заседания экспертов проекта IPMA CVMB PRJ6 "Bridging certification and education and training project" (февраль 2008 год).
ЛИТЕРАТУРА
1. Стандартизация и управление качеством продукции / В.А.Швандар, В.П.Панов, Е.М.Куприянов и др.: Под ред. В.А. Швандара - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 487с.
2. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством. - М.: ИНФРА-М, 2000. -256 с.
3. Воропаев В.И., Товб А.С., Ципес Г.Л. Итоги международного симпозиума по управлению проектами в Нижнем Новгороде (13-17 февраля 2007 года) // Управление проектами и програмами, 2007. - № 2(10). - С.154-167.
4. ICB - IPMA Competence Baseline, Version 3.0, International Project Managements Associations. - 2006. - X, 200 p. // www.ipma.ch.
5. Бушуев С.Д., Бушуева Н.С. Управление проектами: Основы профессиональных знаний и система оценки компетентности проектных менеджеров (National Competence Baseline, NCB UA Version 3.0). - К.: 1Р1Д1УМ, 2006. - 208 с.
6. Лисицына Л.С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем. - СПб.: СПбГУ итмо, 2006. - 147 с.
7. Рач Д.В. Компетен^я в управлшы ризиками проекпв // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2002, № 2(5). -С. 54-58.
8. Рач В.А., Бирюков О.В. Идентификация компетентности в сфере управления проектами // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2007. - №1(21). - С.143-159.
9. Михеев В., Товб А. Международные и национальные стандарты в области управления и профессиональной компетентности менеджеров проекта.www.av-soft.ru.Дата входа на сайт 08.11.2007.
10. Россошанська О.В. Компетентнотсный подход к управлыению проектами: базовые определения //Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2007. - №3(23). - С.142-148.
11. Бондаренко М.Ф., Соловьева Е.А., Моторин С.И. Основы системологии: Учебное пособие. - Харьков: ХТУРЭ, 1998. - 118с.
12. Шрейдер Ю.А., Шаров А.А. Системы и модели. - М.: Радио и связь, 1982. - 152с.
13. Мищенко С.В. Влияние эффекта турбулентности на внедрение проектов в социальной сфере//Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2006. - №3(19). - С.81-85.
14. Мищенко С.В. Системная динамика в моделях управления программами социального развития в турбулентном окружении //Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2007. - №4(24). - С.43-49.
15. Бушуев С.Д., .Бушуева Н.С., Проактивное управление программами организационного развития //Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2005. - №2(18). - С.22-30.
16. Бушуев С.Д., Ярошенко Р.Ф. Когштивш моделi проектного фшансування в динамiчному оточены // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр.-Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2007. - №3(23). - С.5-9.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)
11
17. Рабочий документ о Европейской структуре квалификаций для постоянного обучения. Комиссия Европейского сообщества. - Брюссель, 8.07.2005, SEC (2005) 957 // http//:www.volsu.ru/rus/info/part5.doc. Дата входа 02.11.2007г.
18. Берг М. Рамка квалификаций Европейского пространства высшего образования. Страсбург, 12-13 декабря 2006 // http//:www.coe.int/t/dg4/higeereducation/Source/ Minconf06_BERG_RU.ppt. Дата входа 02.11.2007г.
19. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М.Прохоров. - М.: Сов.энциклопедия, 1983. - С. 595.
20. Дейст Ф., Винтертон Д. Что такое компетенции? // http//:www.hr-portal.ru/node/14330. Дата вхождения 02.11.2007г.
21. Россошанська О.В. Особенности планирования проектов на основе системной модели// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2000. - №1(1). - С.57-62.
Стаття надмшла до редакцп 17.12.2007 р.
12
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)