Г.С. Суков Ю.П. Гавриш
ФОРМАЛИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ЗАО «НКМЗ» В РАМКАХ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Современная корпорация - это мощный инжиниринговый и
производственный комплекс,
превосходство которого над
конкурентами достигается не ценностью материальных активов, а в большей степени зависит от ее интеллектуальных и сервисных возможностей.
Результатом интеллектуальной деятельности сотрудников компании является интеллектуальный или человеческий капитал компании. Человеческий капитал - это не только собранная вместе и обученная рабочая сила, но и хороший менеджмент. Однако человеческий капитал компании не отображается в составе активов финансового или бухгалтерского учета. Еще одной составляющей
интеллектуального капитала является структурный капитал компании. Его в большей степени можно ассоциировать с понятием нематериальные активы, т.е. систематизированные разработки,
инновации, «ноу-хау». Кроме этого в состав интеллектуального капитала входит также информационный капитал и рыночный капитал (брэнды, товарные знаки и знаки обслуживания; фирменные наименования; деловая репутация; наличие постоянных покупателей; повторные контракты с клиентами и т.д.). Только часть из перечисленного является нематериальным активом. Синергия человеческого, информационного и структурного капитала повышает
Принципиально важной задачей для промышленного предприятия становится создание системы управления
нематериальными активами. При этом особую важность имеет процесс формализации нематериальных активов -отображение результатов
интеллектуального труда в точных понятиях и утверждениях.
Исследования нематериальных активов в последнее время находятся в центре внимания ведущих отечественных и зарубежных ученых. В работах А. Маршалла, П. Друкера, К.-Е. Свейби, Ф. Ян-сена, А. Бовина, Ю. Леонтьева, В. Макарова, Г. Азгальдова, Д. Андриссена, Н. Балакиревой, Э. Брукинга, Л. Ворониной, В. Иноземцева, Р. Каплана, Н. Карповой, А. Мицкевича, Д. Нортона, И. Просвириной, Р. Тиссена и других рассматривается широкий круг вопросов капитализации и коммерциализации интеллектуальной собственности,
исследования отношений
интеллектуальной собственности.
Под «нематериальными ресурсами» понимаются нематериальные факторы, которые не регулируются
международными или национальными стандартами финансовой отчетности.
На сегодняшний день существуют следующие модели и методы оценки нематериальных активов:
1) модель Сент-Онжа. Ю. Сент-Онж первым начал разработку методов измерения интеллектуального капитала.
© Суков Геннадий Сергеевич - генеральный директор; Гавриш Юрий Павлович - ведущий инженер. ЗАО «НКМЗ», Краматорск.
прибыльность компаний и дает Состоит из трех элементов: человеческого, превосходство над конкурентами.
ISSN 1562-109X
структурного
потребительского и капитала;
2) модель Skandia Navigator. Группа Skandia, возглавляемая Л. Эдвинссоном, занималась изучением интеллектуального капитала, который складывался из человеческого и структурного капитала. Капитал компании = капитал финансовый + капитал интеллектуальный. Модель Skandia Navigator отражает пять аспектов деятельности компании: финансовый, потребительский, процессный, обновления и развития, человеческий;
3) монитор нематериальных активов. К. Свейби считал, что прибыль в организации создают только люди, а их действия являются активами, поскольку они влияют на поступление доходов. Он определил три направления анализа нематериальных активов: внешняя структура, внутренняя структура, компетентность людей;
4) the Balanced Scorecard. Инструмент реализации стратегии. The Balanced Scorecard оценивает работу компании на основе четырех составляющих: финансовой, клиентской,
внутренних бизнес-процессов, обучения и развития.
Однако данные подходы не раскрывают сути механизма
взаимодействия нематериальных активов в процессе жизнедеятельности компании.
Целями написания статьи являются: рассмотрение подходов крупного машиностроительного предприятия в процессе управления нематериальными активами предприятия и разработка путей повышения эффективности бизнеса на основе управления интеллектуальным капиталом компании.
В процессе внедрения
сбалансированной системы показателей на ЗАО «НКМЗ» происходит процесс трансляции стратегии предприятия в четко поставленные цели, согласно четырем основным проекциям: финансов, маркетинга, внутренних бизнес-процессов, обучения и роста. Для того чтобы успешно создавать ценность, нематериальные активы должны быть приведены в соответствие со стратегией (см. рис. 1).
Рис. 1. Нематериальные активы в системе BSC. [1, 214]
В соответствии с данными проекциями и внутренними бизнес-процессами компании на ЗАО «НКМЗ» разработана система формализации или документирования нематериальных
активов. Эта система позволяет выкристаллизовывать идеи из общей массы бизнес-деятельности и обличать их в форму описания процесса, алгоритма, полезной модели и другие
формы документирования. Для поддержки этого процесса
функционирует автоматизированная компьютерная система, которая содержит описание всех бизнес-процессов, описания входов и выходов этого процесса и, кроме того, она наполняется базой данных «лучших практик» (см. рис.2).
Повышение эфф ективности бизнеса
Достижение уровня процессориен-тированной организации
Формализация деятельности предприятия
Внедрение
системы управления знаниями
3 ^ 2 ^
I §
о н
и <
модели IDEF0; описание бизнес-процессов; полезные модели; внутренние «ноу-хау»; и др.
Рис. 2. Механизм взаимодействия нематериальных активов для повышения конкурентоспособности предприятия.
Используя нематериальные активы, предприятия могут формировать доходы за счет имеющихся источников. При этом эти активы могут быть как основой производственного процесса, так и товаром в процессе лицензионной торговли, если они являются объектами патентного права.
Выводы. Современные компании, действующие в условиях глобализации экономики и высокой конкуренции, вынуждены обращать внимание на эффективность организации своих бизнес-процессов, поддержание высокого качества выпускаемой продукции и
услуг, быструю разработку и вывод на рынок инновационных продуктов. Для решения этих задач необходимо иметь высококвалифицированный персонал, обладающий необходимым опытом и знаниями.
Исследования показывают, что основная часть корпоративных знаний существует в неявной форме в виде знаний и опыта «в головах» сотрудников. В связи с этим политика менеджмента в сфере управления нематериальными активами должна быть направлена на максимальное сохранение неявных
знаний путем документирования (формализации).
Для повышения эффективности бизнеса должна функционировать система, которая позволяет генерировать и создавать новые знания, с одной стороны, и превращать их в нематериальные активы - с другой.
Литература
1. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. - М., 2005.
2. Мельников О.Н., Куркотова Н.Ю. Факторы, влияющие на управление формированием нематериальных активов высокотехнологичных предприятий // Российское предпринимательство. -2004. - №10. - С. 65-71.
3. Мариничева М. (2004). Советы консультанта: Управление знаниями в России и ГГ. - http://www.kmclub.ru/pub-1юЛ^/?пр=18.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. -СПб: Питер, 1999. - 416 с.
5. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций // Новая постиндустриальная
волна на Западе / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999.
6. Интеллектуальные активы: идентификация, оценка, управление // Ин-
тел-лектуальная собственность. - 2000. -№5. - С. 40-44.
7. Панков В.А. Управление стоимостью наукоемкого машиностроительного предприятия: теория и практика. -К.: Наук. думка, 2003. - 424 с.
8. Жаворонкова Е.М. Применение системы сбалансированных показателей деятельности для контроля реализации стратегии компании // Ломоносов-2004. -М.: Гуманитарный ун-т, 2004.
9. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности / А.Н. Козырев, В.Л. Макаров. - М.: Интерреклама, 2003.