Научная статья на тему 'Формализация нематериальных активов ЗАО «НКМЗ» в рамках сбалансированной системы показателей'

Формализация нематериальных активов ЗАО «НКМЗ» в рамках сбалансированной системы показателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суков Г.С., Гавриш Ю.П.

Розглянуто проблему використання нематеріальних активів для підвищення ефективності бізнесу. Запропоновано використовувати документування процессів діяльності компанії.Рассматривается проблема использования нематериальных активов для повышения эффективности бизнеса. Предложено использовать документирование процессов деятельности компании.The problem of using intangible assets is considered to enhance the efficiency of business. The processes of the company activities are offered to be documented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формализация нематериальных активов ЗАО «НКМЗ» в рамках сбалансированной системы показателей»

Г.С. Суков Ю.П. Гавриш

ФОРМАЛИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ЗАО «НКМЗ» В РАМКАХ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Современная корпорация - это мощный инжиниринговый и

производственный комплекс,

превосходство которого над

конкурентами достигается не ценностью материальных активов, а в большей степени зависит от ее интеллектуальных и сервисных возможностей.

Результатом интеллектуальной деятельности сотрудников компании является интеллектуальный или человеческий капитал компании. Человеческий капитал - это не только собранная вместе и обученная рабочая сила, но и хороший менеджмент. Однако человеческий капитал компании не отображается в составе активов финансового или бухгалтерского учета. Еще одной составляющей

интеллектуального капитала является структурный капитал компании. Его в большей степени можно ассоциировать с понятием нематериальные активы, т.е. систематизированные разработки,

инновации, «ноу-хау». Кроме этого в состав интеллектуального капитала входит также информационный капитал и рыночный капитал (брэнды, товарные знаки и знаки обслуживания; фирменные наименования; деловая репутация; наличие постоянных покупателей; повторные контракты с клиентами и т.д.). Только часть из перечисленного является нематериальным активом. Синергия человеческого, информационного и структурного капитала повышает

Принципиально важной задачей для промышленного предприятия становится создание системы управления

нематериальными активами. При этом особую важность имеет процесс формализации нематериальных активов -отображение результатов

интеллектуального труда в точных понятиях и утверждениях.

Исследования нематериальных активов в последнее время находятся в центре внимания ведущих отечественных и зарубежных ученых. В работах А. Маршалла, П. Друкера, К.-Е. Свейби, Ф. Ян-сена, А. Бовина, Ю. Леонтьева, В. Макарова, Г. Азгальдова, Д. Андриссена, Н. Балакиревой, Э. Брукинга, Л. Ворониной, В. Иноземцева, Р. Каплана, Н. Карповой, А. Мицкевича, Д. Нортона, И. Просвириной, Р. Тиссена и других рассматривается широкий круг вопросов капитализации и коммерциализации интеллектуальной собственности,

исследования отношений

интеллектуальной собственности.

Под «нематериальными ресурсами» понимаются нематериальные факторы, которые не регулируются

международными или национальными стандартами финансовой отчетности.

На сегодняшний день существуют следующие модели и методы оценки нематериальных активов:

1) модель Сент-Онжа. Ю. Сент-Онж первым начал разработку методов измерения интеллектуального капитала.

© Суков Геннадий Сергеевич - генеральный директор; Гавриш Юрий Павлович - ведущий инженер. ЗАО «НКМЗ», Краматорск.

прибыльность компаний и дает Состоит из трех элементов: человеческого, превосходство над конкурентами.

ISSN 1562-109X

структурного

потребительского и капитала;

2) модель Skandia Navigator. Группа Skandia, возглавляемая Л. Эдвинссоном, занималась изучением интеллектуального капитала, который складывался из человеческого и структурного капитала. Капитал компании = капитал финансовый + капитал интеллектуальный. Модель Skandia Navigator отражает пять аспектов деятельности компании: финансовый, потребительский, процессный, обновления и развития, человеческий;

3) монитор нематериальных активов. К. Свейби считал, что прибыль в организации создают только люди, а их действия являются активами, поскольку они влияют на поступление доходов. Он определил три направления анализа нематериальных активов: внешняя структура, внутренняя структура, компетентность людей;

4) the Balanced Scorecard. Инструмент реализации стратегии. The Balanced Scorecard оценивает работу компании на основе четырех составляющих: финансовой, клиентской,

внутренних бизнес-процессов, обучения и развития.

Однако данные подходы не раскрывают сути механизма

взаимодействия нематериальных активов в процессе жизнедеятельности компании.

Целями написания статьи являются: рассмотрение подходов крупного машиностроительного предприятия в процессе управления нематериальными активами предприятия и разработка путей повышения эффективности бизнеса на основе управления интеллектуальным капиталом компании.

В процессе внедрения

сбалансированной системы показателей на ЗАО «НКМЗ» происходит процесс трансляции стратегии предприятия в четко поставленные цели, согласно четырем основным проекциям: финансов, маркетинга, внутренних бизнес-процессов, обучения и роста. Для того чтобы успешно создавать ценность, нематериальные активы должны быть приведены в соответствие со стратегией (см. рис. 1).

Рис. 1. Нематериальные активы в системе BSC. [1, 214]

В соответствии с данными проекциями и внутренними бизнес-процессами компании на ЗАО «НКМЗ» разработана система формализации или документирования нематериальных

активов. Эта система позволяет выкристаллизовывать идеи из общей массы бизнес-деятельности и обличать их в форму описания процесса, алгоритма, полезной модели и другие

формы документирования. Для поддержки этого процесса

функционирует автоматизированная компьютерная система, которая содержит описание всех бизнес-процессов, описания входов и выходов этого процесса и, кроме того, она наполняется базой данных «лучших практик» (см. рис.2).

Повышение эфф ективности бизнеса

Достижение уровня процессориен-тированной организации

Формализация деятельности предприятия

Внедрение

системы управления знаниями

3 ^ 2 ^

I §

о н

и <

модели IDEF0; описание бизнес-процессов; полезные модели; внутренние «ноу-хау»; и др.

Рис. 2. Механизм взаимодействия нематериальных активов для повышения конкурентоспособности предприятия.

Используя нематериальные активы, предприятия могут формировать доходы за счет имеющихся источников. При этом эти активы могут быть как основой производственного процесса, так и товаром в процессе лицензионной торговли, если они являются объектами патентного права.

Выводы. Современные компании, действующие в условиях глобализации экономики и высокой конкуренции, вынуждены обращать внимание на эффективность организации своих бизнес-процессов, поддержание высокого качества выпускаемой продукции и

услуг, быструю разработку и вывод на рынок инновационных продуктов. Для решения этих задач необходимо иметь высококвалифицированный персонал, обладающий необходимым опытом и знаниями.

Исследования показывают, что основная часть корпоративных знаний существует в неявной форме в виде знаний и опыта «в головах» сотрудников. В связи с этим политика менеджмента в сфере управления нематериальными активами должна быть направлена на максимальное сохранение неявных

знаний путем документирования (формализации).

Для повышения эффективности бизнеса должна функционировать система, которая позволяет генерировать и создавать новые знания, с одной стороны, и превращать их в нематериальные активы - с другой.

Литература

1. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. - М., 2005.

2. Мельников О.Н., Куркотова Н.Ю. Факторы, влияющие на управление формированием нематериальных активов высокотехнологичных предприятий // Российское предпринимательство. -2004. - №10. - С. 65-71.

3. Мариничева М. (2004). Советы консультанта: Управление знаниями в России и ГГ. - http://www.kmclub.ru/pub-1юЛ^/?пр=18.

4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. -СПб: Питер, 1999. - 416 с.

5. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций // Новая постиндустриальная

волна на Западе / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999.

6. Интеллектуальные активы: идентификация, оценка, управление // Ин-

тел-лектуальная собственность. - 2000. -№5. - С. 40-44.

7. Панков В.А. Управление стоимостью наукоемкого машиностроительного предприятия: теория и практика. -К.: Наук. думка, 2003. - 424 с.

8. Жаворонкова Е.М. Применение системы сбалансированных показателей деятельности для контроля реализации стратегии компании // Ломоносов-2004. -М.: Гуманитарный ун-т, 2004.

9. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности / А.Н. Козырев, В.Л. Макаров. - М.: Интерреклама, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.