Научная статья на тему 'Формализация критериев качества восстановления деталей дорожно-строительных и горных машин'

Формализация критериев качества восстановления деталей дорожно-строительных и горных машин Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
118
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ МАШИНА / ROAD-BUILDING MACHINE / ГОРНАЯ МАШИНА / MINING MACHINE / КОЭФФИЦИЕНТ ИЗОТРОПИИ ТВЕРДОСТИ / THE COEFFICIENT OF ISOTROPY OF THE HARDNESS / КОЭФФИЦИЕНТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИЗОТРОПИИ ШЕРОХОВАТОСТИ / THE COEFFICIENT OF TECHNOLOGICAL ISOTROPY OF ROUGHNESS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Пушкарев Александр Евгеньевич, Беляев Александр Иванович

Проанализированы критерии качества деталей дорожно-строительных и горных машин с точки зрения эффективности. Установлены взаимосвязи между критериями качества и функциональностью детали. Предложены новые параметры в виде коэффициентов, описывающие шероховатость, твердость и наклеп детали. Цель введения данных коэффициентов согласуется с разрабатываемой моделью выбора оптимальной технологии восстановления деталей дорожно-строительных и горных машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMALISATION OF QUALITY CRITERIA OF THE RESTORATION FOR PARTS OF ROAD-BUILDINGAND MININGMACHINES

The criteria of quality of details of mining and road-building machines from the point of view of efficiency have analyzed. The relationship between quality criteria and functionality were stalled. New parameters in the coefficients describing the surface roughness, hardness and work hardening were proposed. The purpose of the introduction of these coefficients is consistent with the model developed for the selection of the optimal technology for the restoration for parts of road-building and mining machines.

Текст научной работы на тему «Формализация критериев качества восстановления деталей дорожно-строительных и горных машин»

3. Shaklein S. V., Pisarenko M.V. Mnogourovnevye gorno - geo-metricheskie modeli ugol'nyh mestorozhdenij // Markshejderija i nedro-pol'zovanie. № 4. 2011. S. 49 - 52.

4. Pisarenko M.V. Gorno-geometricheskoe obespechenie ocenki do-statochnosti ge-ologicheskoj izuchennosti ugol'nogo mestorozhdenija // Markshejderskij vestnik. 2016. № 4. S. 6 - 9.

5. Matusevich A.V. Jevristicheskij algoritm interpretacii //Izvestie AN KazSSSR. Serija geologicheskaja. 1987. № 2. S. 88 - 94.

6. Oseckij A.I. Geometrizacija i gorno-geometricheskij analiz pologopadajushhih osadochnyh mestorozhdenij s preryvistym zaleganiem sloev: dis...d-ra tehn. nauk. Dnepropetrovsk, 1969. 285 s.

7. Oseckij A. I. Pokazatel' sootvetstvija gustoty razvedochnyh tochek harakteru razveduemoj zalezhi // Sb. nauch. tr. VNIMI. 1956. № 30. S. 146- 153.

8. Shaklein S. V., Rogova T.B. Prakticheskie voprosy geo-metrizacii moshhnosti i osnovnyh pokazatelej kachestva ugol'nyh plastov: uchebnoe posobie. Kemerovo: Kuzbas. gos. tehn. un-t, 1997. 61 s.

9. Shaklein S. V. Kolichestvennaja ocenka dostovernosti geologicheskih materialov ugol'nyh mestorozhdenij. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2005. 243 s.

10. Rogova T.B., S.V. Shaklein. Dostovernost' zapasov ugol'nyh mestorozhdenij. Kolichestvennaja ocenka i monitoring. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co, KG, 2011. 508 c.

УДК 629.1

ФОРМАЛИЗАЦИЯ КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ И ГОРНЫХ МАШИН

А.Е. Пушкарев, А.И. Беляев

Проанализированы критерии качества деталей дорожно-строительных и горных машин с точки зрения эффективности. Установлены взаимосвязи между критериями качества и функциональностью детали. Предложены новые параметры в виде коэффициентов, описывающие шероховатость, твердость и наклеп детали. Цель введения данных коэффициентов согласуется с разрабатываемой моделью выбора оптимальной технологии восстановления деталей дорожно-строительных и горных машин.

Ключевые слова: дорожно-строительная машина, горная машина, коэффициент изотропии твердости, коэффициент технологической изотропии шероховатости

Изучение связей, свойств объектов воздействия, кинематических, силовых, энергетических, экономических и других параметров машин и закономерностей их рабочих процессов осуществляется с целью решения задач по созданию новых и совершенствованию существующих горных, дорожных, строительных и подъемно-транспортных машин, обладающих повышенной производительностью и большей долговечностью, обеспечи-

вающих лучшее качество выполнения работ, снижение затрат на их производство, большие технологические возможности, лучшие условия труда и т.п. на основе разработки методов повышения долговечности, надежности и безопасности эксплуатации машин, машинных комплектов и систем, очевидно, являются важными направлениями развития горных и дорожно-строительных машин, что и зафиксировано в паспортах соответствующих научных специальностей [1].

Рассмотрим долговечность машины с точки зрения свойств детали. Долговечность - это свойство машины иметь одну и ту же работоспособность некоторое время. Зная условия эксплуатаци, можно определить работоспособность. Например, долговечность связана с циклическим нагру-жением некоторым количеством циклов, приводящих к разрушению и связанна с пределом ограниченной выносливости. Долговечность, имеющая неограниченные пределы, может быть, если нагрузки меньше предела неограниченной выносливости стали при условии наличия некоррозионной среды. А в условиях трения, где износ является следствием работы сил трения, долговечность определяется, по сути, сопротивлением изнашиванию, что характеризуется износостойкостью [2, 3].

Сам износ при постепенном развитии приводит к снижению показателей дорожно-строительных и горных машин (ДСГМ) в целом. Это проявляется в уменьшении точности выполнения операций, в снижении коэффициента полезного действия, в повышении потребления энергоносителей и в снижении полезной отдачи. В результате выделены несколько преимущественных способов повышения износостойкости. Это повышение твердости поверхностей трения, применение новых конструкционных материалов, снижение контактного давления в парах трения. Важным является микрорельеф поверхности и правильные смазочные материалы [4].

По другим источникам к основным причинам, ограничивающим надежность (а их связывают с методами повышения долговечности), кроме износа поверхности, отнесли поломку самой детали, нарушение целостности поверхности из-за контактных напряжений или наклепа, или коррозии

[5].

Существует множество определений понятия «износостойкость». Например, износостойкость - качество, характеризующее, как деталь или сам материал сопротивляется износу. В этом случае сопротивление лимитируется временем работы детали до разрушения. Другое определение износостойкости - способность материала сопротивляться изнашиванию при заданных условиях трения, которое можно оценить значением, обратным скорости изнашивания (интенсивность изнашивания). Износостойкость детали определяется самим материалом детали, прочностными свойствами поверхности, микрорельефом, связанным со способом получения, а также свойствами сопрягаемой детали. В связи с этим есть способы изменения износостойкости воздействием на поверхность детали, в том числе нанесе-

нием специальных покрытий. Другое направление заключается в улучшении антифрикционных свойств поверхностей, что может охарактеризовать смазочные качества поверхности. Из-за износа поверхностей трения в 80 % происходит потеря характеристик работоспособности деталей ДСГМ.

Таким образом, можно сделать вывод, что долговечность ДСГМ, в первую очередь, проявляется в виде функции конкретной детали - изнашиваемости. Здесь устанавливается связь «износостойкость ^ долговечность».

Рассмотрим надежность дорожно-строительной машины с точки зрения непосредственно свойств детали. Надежностью определяется свойство детали при сохранности своих характеристик, выполнять заданные функции. Это происходит в период наработки детали [6]. По сути, безотказность детали, ее долговечность, а главное, сохраняемость определяют ее надежность. Смысл таков: надежность -это свойство машины. Следова-тельно,конкретная деталь обеспечивает надежность ДСГМ в целом. При этом основной фактор, определяющий надежность машины, - это износ трущихся поверхностей деталей.

Прочность детали при современных технологиях может быть достаточно большой. Значит, в ненагруженных машинах можно совершенно устранить поломки, чего нельзя сказать о нагруженных машинах вроде-горных или дорожно-строительных. Можно сделать вывод об очевидности связи между долговечностью и сохраняемостью машины в целом. Здесь устанавливается связь «сохраняемость ^ надежность».

Рассмотрим безопасность эксплуатации ДСГМ с точки зрения свойств детали.

В жизненном цикле машины деталь не только изнашивается, но подвергается разрушениям и повреждениям разной природы: механическим, электрохимическим и другим. Механические проявляются в виде трещин, деформаций или поломок. Трещины проходят стадии микродефекта, макродефекта и микротрещины и возникают при длительных нагрузках. Чаще всего так ломаются оси, валы, шатуны, шатунные болты и зубья шестерен. Также трещины возникают от больших локальных нагрузок и от ударов. Эти трещины чаще бывают у рам, блоков, корпусов коробок передач, задних мостов и других корпусных деталей. Снизить появление таких трещин возможно, применяя методы поверхностного пластического деформирования [7].

Безопасность машины - это эксплуатационное свойство, которое исключает или максимально снижает последствия аварий или близких к ним ситуаций на всем жизненном цикле машины. Если показатели безопасности не соответствуют требованиям, то это может привести к катастрофическим последствиям, касающимся жизни, здоровья людей, экологии и экономических факторов, и в конечном итоге, сводит эффективность

работы машины к минимуму [8].Здесь устанавливается связь «ломкость детали ^ безопасность машины».

В связи с вышесказанным для решения задачи разработки методов повышения долговечности, надежности и безопасности эксплуатации машин, иисходя из общего представления о типовом технологическом процессе (ТТП) восстановления детали ДСГМ, была разработана многокритериальная динамическая модель выбора наилучшего варианта технологического процесса восстановления детали в зависимости от расставленных заранее приоритетов.

При разработке многокритериальной динамической модели выбора наилучшего варианта технологического процесса восстановления детали основные трудности связаны с определением критериев непосредственного качества по операциям технологического процесса. В качестве критериев, определяющих качество ДСГМ в целом, были выбраны наиболее значимые с точки зрения достижения целей восстановления - долговечности, надёжности и безопасности эксплуатации, в том числе шероховатость поверхности детали, твердость и глубина твердости.

У поверхностного слоя детали есть важные характеристики: шероховатость, твердость (в виде наклепа или термической обработки) и, как результат, остаточные напряжения. Они оказывают влияние на эксплуатационные свойства деталей ДСГМ, к которым относятся износостойкость, статическая, длительная и усталостная прочность, коррозионная стойкость, прочность соединений с натягом [9].

Шероховатость. Шероховатость очень важный и многообразный критерий качества. Поскольку этот параметр имеет вероятностный или стохастический характер, параметры для его описания многообразны -Бт, Б, Я2, Ятах, Ка, ^,Ир (ГОСТ 2789-73). Все эти параметры в разной степени влияют на эксплуатационные характеристики детали, а на некоторые характеристики они влияют совместно или комплексно.

К эксплуатационным характеристикам, которые влияют на эксплуатацию ДСГМ через шероховатость, могут быть отнесены износостойкость (приработка, маслоемкость), стабильность посадок деталей, коррозионная стойкость, усталостную прочность, адгезионность к покрытиям. Очевидно, что если поверхности детали обеспечить специальными свойствами, то это приведет к увеличению всех характеристик качества и особенно связанных с надежностью [10]. Качество поверхности (важный фактор свойств детали) зависит от свойств металла детали и способов формообразования: механической обработки, электрофизической, электрохимической, термической. При механической обработке поверхностный слой детали деформируется и загрязняется примесями и другими инородными включениями.

Эти неоднозначность, сложность и многообразие взаимосвязей приводят к необходимости введения нового параметра, описывающего шероховатость.

Предлагается ввести коэффициент технологической изотропии шероховатости для детали КТИШ.

Обозначим технологическую шероховатость RT (от английского roughness). Тогда сравнение параметров шероховатости в процессе технологических изменений детали, то есть сравнение шероховатости до операции и после, и будет искомой величиной

тт _ ^тперед

К ТИШ

^Тпосде

где: RTперед - параметр шероховатости перед какой-либо операцией (параметр может быть любым в соответствии с ГОСТ 2.309-73 ЕСКД); ^7ПосЛе - параметр шероховатости после какой-либо операции (параметр может быть любым в соответствии с ГОСТ 2.309-73 ЕСКД).

Можно предположить, что КТИШ = 1 для технологических операций, в которых параметры шероховатости не изменялись, скорее всего, это операции без изменения размеров или свойств детали. КТИШ< 1 для технологических операций, в результате которых параметры шероховатости меняются в сторону увеличения, преднамеренно (механическая обработка) или попутно (наплавка, термообработка). КТИШ> 1 для технологических операций, в результате которых параметры шероховатости меняются в сторону уменьшения. Таких операций преимущественное большинство, здесь важно значение самого коэффициента.

Возможно применение этого коэффициента не для отдельной операции, а для технологии в целом.

Твердость. Другим важным критерием оценки качества детали является твердость. Важно понимание того, что для многих эксплуатационных характеристик детали ДСГМ важна твердость детали. Но повышенная твердость детали повышает хрупкость, поэтому величина твердости неоднозначно влияет на качество детали.

Предлагается ввести коэффициент изотропии твердости для детали КитД.

Обозначим твердостьчерез Н (от английского hardness). Тогда сравнение параметров твердости именно на поверхности детали Нпов. и твердость сердцевины деталиНсерд. и будет искомой величиной

ту _ Hпов.

Китд -—-.

H серд.

Можно определить, что КИТд = 1 для деталей без термической обработки и для деталей с объемной закалкой. КИТд> 1 для деталей с поверхностной закалкой и деталей, обработанных методами поверхностной пластической деформации. КИТд<1, наверное, не имеет смысла, поскольку твердость на поверхности детали меньше твердости сердцевины не дает эксплуатационных преимуществ детали.

Глубина твердости (наклеп). Рассмотрев твердость, следует уделить внимание глубине твердости поверхности детали. Связано это с тем, что твёрдость поверхности детали изменяют не только термической или химико-термической обработкой, но и методами поверхностного-пластического деформирования и, более того, твердость поверхности детали изменяется и при лезвийных видах обработки как следствие самого процесса. Кроме того, глубина более твердого слоя влияет на качественные показатели детали в целом, что обеспечивает прочность самой детали против поломки (если сердцевина детали вязкая, а поверхность твердая)[11].

С термическими и химико-термическими методами упрочнения детали и поверхности детали ситуация ясна, поскольку их используют целенаправленно. Сложнее обстоит дело с методами обработки, связанными с деформацией поверхности. В частности, интересно влияние методов обработки на формирование физико-механических свойств поверхностного слоя.

Результатом пластического деформирования, проведенного без нагрева, является наклеп. Наклеп повышает сопротивление деформации, снижает пластичность и повышает твердость. При механической обработке в зоне деформации действуют значительные силы резания, в результате чего также формируется наклеп. Но подобное воздействие можно совершать преднамеренно, например поверхностным пластическим деформированием (ППД). Эти методы отличаются простотой применения и высокой эффективностью при несущественном изменении размеров [12].

К ППД относятся:

- дробеструйный наклеп, обкатка шариковыми и роликовыми головками, чеканка (наружные поверхности);

- раскатка шариковыми и роликовыми головками, дорнирование, калибрование мерными шариками (внутренние цилиндрические поверхности).

При ППД глубина наклепа составляет обычно 0,02R < а < 0,Щ где R - радиус поперечного сечения упрочняемой детали.

Чем меньше углерода в стали, тем больше интенсивность наклепа.

У закаленных сталей в результате поверхностного деформирования можно получить увеличение твердости более чем на 100 %, а у закаленных - только на 10...15 %.

Как оценить глубину твердости или глубину наклепа для деталей

ДСМ?

Можно ввести коэффициент интенсивности твердости для детали

КИТ.

Обозначим его через I - интенсивность (от английского intensity). Соответственно интенсивность твердости - IH. Это сравнение комплексного параметра, в котором есть изменение твердости по глубине детали и величина глубины твердости (наклепа):

Кит = 1Н • кн (мкм),

ТТ = К =

11 КИТД

И„

Н

серд.

или

^ _ Н^пов.

Н^серд.

Для определения интенсивности наклепа относим максимальную микротвердость наклепанного слоя к микротвердости ненаклепанного металла (в процентах).Для твердости это КИТд = Нпов./Ясерд.

Повышение интенсивности наклепа увеличивает сопротивление усталостному разрушению. Но можно использовать само значение глубины твердости или наклепа в абсолютных значениях.

Проведя анализ различных показателей глубины твердости или наклепа, пришли к выводу, что оценивать глубину твердого слоя при термической или химико-термической обработке, при лезвийной обработке или при ППД предпочтительнее выражать в абсолютных величинах - в миллиметрах.

В целом, предложенные показатели:коэффициент технологической изотропии шероховатости, коэффициент изотропии твердости и коэффициент интенсивности твердости, можно обобщенно назвать интегральными показателями качества. В качестве примера применения предложенных интегральных показателей качества по операциям приведем таблицу.

Примеры величин интегральных показателей качества

Наименование операции Коэффициент техно- Коэффициент Коэффициент

логической изотро- изотропии интенсивности

пии шероховатости Ктиш твердости КИТд твердости КИТ

Наплавка изношенных

цилиндрических поверх- Ктиш = 0,15.. .0,75 Китд = 2.4 0,8.4,0 мм

ностей

Термическая обработка (нормализация) Ктиш = 0,15.0,3 Китд = 1,3.1,4 Для нормализации см. по предыдущей операции

Механическая обработка (точение) Ктиш = 4. 80 Китд = 1,1.1,2 0,2.0,4 мм

Термическая обработка (закалка ТВЧ) Ктиш = 0,15.0,3 Китд = 2.4 1,8.2,2 мм

Механическая обработка (шлифование) Ктиш = 4.80 Китд = 1,1.1,2 0,2.0,4 мм

Наименование операции Коэффициент технологической изотропии шероховатости КтиШ Коэффициент изотропии твердости КИТд Коэффициент интенсивности твердости КИТ

Поверхностное пластическое деформирование (ДМО) Ктиш = 0,1.0,5 Китд = 1,5.2 0,2.0,4 мм

Данные интегральные показатели качества существенно упрощают и облегчают моделирование процесса оптимального выбора наилучшего варианта технологического процесса. Достижение максимальной эффективности при проектировании технологического процесса восстановления деталей ДСГМ по выбранным обоснованным критериям (долговечность, надежность, безопасность) возможно при интегрировании метода районирования с использованиемпринципа соблюдения соотношения вероятностей возможных состояний среды исследования в решение задачи динамического программирования [13, 14]. Возможность использования предложенных формализованных критериев качества восстановления деталей машин имеет перспективы применения.

Список литературы

1. Сайт высшей аттестационной комиссии (ВАК). Нормативно-справочная информация. Паспорта научных специальностей [Электронный ресурс]. URL: http://vak.ed.gov.ru/316;isessionid =Y+7JJL1Moxy11dn9k СБу1а4а(дата обращения: 05.03.2018).

2. Фещенко В.Н. Справочник конструктора. Книга 2. Проектирование машин и их деталей: учеб.-практ. пос. М.: Инфра-Инженерия, 2016. 400 с.

3. Материаловедение. Критерии долговечности [Электронный ресурс]. URL: http://matved.ru/kriterii-dolgovechnosti (дата обращения: 05.03.2018).

4. Зорин В.А. Повышение долговечности дорожно-строительных машин путем совершенствования системы технического обслуживания и ремонта: дис. ... д-ра техн. наук. М.: 1998. 411 с.

5. Надежность оборудования. Виды износа [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/1582732/page:25/ (дата обращения: 05.03.2018).

6. Механическое оборудование и технологические комплексы: учебное пособие / С.М. Пуляев[и др.] // М.: МГСУ, 2015. 480 с.

7. Виды разрушения деталей [Электронный ресурс]. URL: http:// proizvodstvo.s-zemlz-cha.edusite.ru/vid%20razrushenia.html (дата обращения: 05.03.2018).

8. Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин: учебник для студ. вузов / А.В. Рубайлов[и др.]; под ред. Е.С. Локшина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 512 с.

9. Основы технологии машиностроения. Влияние качества поверхности на эксплуатационные свойства деталей [Электронный ресурс]. URL: http://libraryno.ru/2-5-3-vliyanie-kachestva-poverhnosti-na-ekspluatacionnye-svoystva-detaley-osn tex ша8Ь/(дата обращения: 05.03.2018).

10. Беляев А.И. Повышение качества поверхностного слоя холоднокатаной ленты путем совершенствования технологии дробеметной обработки прокатных валков: дис. ... канд.техн. наук. Магнитогорск, 1994. 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Беляев А.И., Огарков Н.Н., Мухаметдинова Н.П. Формирование параметров поверхностного слоя прокатных валков: монография. Магнитогорск: МГТУ, 2012.89 с.

12. Влияние качества поверхности на эксплуатационные свойства деталей [Электронный ресурс]. URL: http://tehnar.net.ua/vliyanie-kachestva-poverhnosti-na-ekspluatatsionnyie-svoystva-detaley/Гдата обращения: 05.03.2018).

13. Беляев А.И. Оптимизация восстановления деталей дорожно-строительных машин с использованием метода районирования // Вестник гражданских инженеров. 2017. № 6(65). С. 228 - 233.

14. Беляев А.И., Терентьев А.В., Пушкарев А.Е. Оценка методов восстановления деталей дорожно-строительных машин в многокритериальной постановке / Вестник гражданских инженеров. 2018. № 1(66). С. 123 - 127.

Пушкарев Александр Евгеньевич, д-р техн. наук, проф.,pushkarev-agn@,mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

Беляев Александр Иванович, канд. техн. наук, доц., aibelyaev@mail.т.Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

THE FORMALISATION OF QUALITY CRITERIA OF THE RESTORATION FOR PARTS OF ROAD-BUILDINGAND MININGMACHINES

A. E. Pushkarev, A. I. Belyaev

The criteria of quality of details of mining and road-building machines from the point of view of efficiency have analyzed. The relationship between quality criteria and functionality were stalled. New parameters in the coefficients describing the surface roughness, hardness and work hardening were proposed. The purpose of the introduction of these coefficients is consistent with the model developed for the selection of the optimal technology for the restoration for parts of road-building and mining machines.

Key words: mining machine, road-building machine, the coefficient of isotropy of the hardness, the coefficient of technological isotropy of roughness.

Pushkarev Aleksandr Evgenevich, Dr. Sci. Tech., Professor, pushkarev-agn@,mail.ru, Russia, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering,

Belyaev Aleksandr Ivanovich, PhD in Sci. Tech., Associate Professor, ai-belyaev@mail. ru, Russia, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

Reference

1. Sajt vysshej attestacionnoj komissii (VAK). Normativno-spravochnaya informaci-ya. Pasporta nauchnyh special'nostej [EHlektronnyj resurs]. URL: http://vak.ed.gov.ru/316;jsessionid =Y+7JJL1Moxy11dn9k CByJa4a(data obrashcheniya: 05.03.2018).

2. Feshchenko B.N. Spravochnik konstruktora. Kniga 2. Proektirovanie mashin i ih detalej: ucheb.-prak. pos. M.: Infra-Inzheneriya, 2016. 400 s.

3. Materialovedenie. Kriterii dolgovechnosti [EHlektronnyj re-surs]. URL: http://matved.ru/kriterii-dolgovechnosti (data obrashcheniya: 05.03.2018).

4. Zorin V.A. Povyshenie dolgovechnosti dorozhno-stroitel'nyh mashin putem sovershenstvovaniya sistemy tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta: dis. ... d-ra tekhn. nauk. M.: 1998. 411 s.

5. Nadezhnost' oborudovaniya. Vidy iznosa [EHlektronnyj resurs]. URL: https://studfiles.net/preview/1582732/page:25/ (data obrashcheniya: 05.03.2018).

6. Mekhanicheskoe oborudovanie i tekhnologicheskie kompleksy: uchebnoe posobie / S.M. Pulyaev[i dr.]// M.: MGSU, 2015. 480 s.

7. Vidy razrusheniya detalej[EHlektronnyj resurs]. URL: http://proizvodstvo.s-zemlz-cha.edusite.ru/vid%20razrushenia.html(data obra-shcheniya: 05.03.2018).

8. EHkspluataciya pod"emno-transportnyh, stroitel'nyh i dorozh-nyh mashin: ucheb-nik dlya stud. vuzov / A.V. Rubajlov[i dr.]// pod red. E.S. Lokshina. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007. 512 s.

9. Osnovy tekhnologii mashinostroeniya. Vliyanie kachestva poverh-nosti na ehk-spluatacionnye svojstva detalej [EHlektronnyj resurs]. URL: http://libraryno.ru/2-5-3-vliyanie-kachestva-poverhnosti-na-ekspluatacionnye-svoystva-detaley-osn_tex_mash/(data obrashcheniya: 05.03.2018).

10. Belyaev A.I. Povyshenie kachestva poverhnostnogo sloya holodnokatanoj lenty putem sovershenstvovaniya tekhnologii drobemetnoj obrabotki prokatnyh valkov: dis. ... kand.tekhn. nauk. Magnitogorsk, 1994. 160 s.

11. Belyaev A.I., Ogarkov N.N., Muhametdinova N.P. Formirovanie parametrov poverhnostnogo sloya prokatnyh valkov: monografiya. Magnitogorsk: MGTU, 2012.89 s.

12. Vliyanie kachestva poverhnosti na ehkspluatacionnye svojstva detalej [EHlektronnyj resurs]. URL: http://tehnar.net.ua/vliyanie-kachestva-poverhnosti-na-ekspluatatsion nyie- svoystva-detaley/(data obrashcheniya: 05.03.2018).

13. Belyaev A.I. Optimizaciya vosstanovleniya detalej dorozhno-stroitel'nyh mashin s ispol'zovaniem metoda rajonirovaniya / Vestnik grazhdanskih inzhenerov, 2017. № 6(65). S. 228-233.

14. Belyaev A.I., Terent'ev A.V., Pushkarev A.E. Ocenka metodov vosstanovleniya detalej dorozhno-stroitel'nyh mashin v mnogokriteri-al'noj postanovke / Vestnik grazhdanskih inzhenerov, 2018. № 1(66). S. 123-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.