УДК 342.41 ББК 67.400
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10005
ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРИНЦИПА КОНСТИТУЦИОННОСТИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Сергей Анатольевич МОСИН, доцент кафедры конституционного и международного права Всероссийского государственного университета юстиции, кандидат юридических наук E-mail: m-sa81@yandex.ru
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный
судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье рассматривается форма существования принципа конституционности нормативных правовых актов, в соответствии с которой данный конституционный принцип воплощается в конституционной аксиоме-принципе, конституционной презумпции-принципе и конституционной фикции-принципе. В результате исследования дается определение принципа конституционности нормативных правовых актов, отражающее форму существования данного конституционного принципа.
Ключевые слова: конституционный принцип, форма существования конституционных принципов, принцип конституционности нормативных правовых актов, конституционная аксиома-принцип, конституционная презумпция-принцип, конституционная фикция-принцип.
Annotation. The article considers the form of existence of the principle of constitutionality of normative legal acts, according to which this constitutional principle is embodied in the constitutional axiom-principle, constitutional presumption-principle and constitutional fiction-principle. As a result of the research, the principle of constitutionality of normative legal acts is defined, reflecting the form of existence of this constitutional principle.
Keywords: constitutional principle, form of existence of the constitutional principles, principle of constitutionality of normative legal acts, constitutional axiom-principle, constitutional presumption-principle, constitutional fiction-principle.
И сходя из того, что форма существования конституционного принципа представляет собой правовое триединство, в соответствии с которым конституционный принцип, являясь единой в своей правовой сути категорией, воплощается в конституционной аксиоме-принципе, конституционной презумпции-принципе и конституционной фикции-принципе1, рассмотрим принцип конституционности нормативных правовых актов через призму данного обстоятельства.
Принцип конституционности нормативных правовых актов играет ключевую роль в урегулировании вопросов соответствия нормативной правовой базы конституционным положениям, а значит, и в осуществлении практической реализации основ правового государства. Так же,
как и другие конституционные принципы, рассматриваемый принцип должен:
Во-первых, формулировать общеобязательное базовое правило и определять направление развития правовой системы. При этом истинность такого базового правила должна быть бесспорной.
Во-вторых, принцип конституционности нормативных правовых актов призван обеспечивать стабильность правовой системы государства.
В-третьих, данный принцип должен быть наделен возможностью своевременного развития и адаптации к изменяющейся правовой действительности.
В основе принципа конституционности нормативных правовых актов лежит положение Конституции Российской Федерации2, закреп-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020
ленное в ст. 15: законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации; органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
В связи с этим принцип конституционности нормативных правовых актов, характеризующийся как требование неукоснительного соответствия Конституции Российской Федерации положений нормативных правовых актов, формулирует базовое правило — «закон должен быть конституционен», а в более широком смысле — как «нормативный правовой акт должен быть законен».
Таким образом, принцип конституционности нормативных правовых актов воплощается в качестве аксиомы-принципа, обладающей характером непреложной исходной истины и определяющей направление дальнейшего развития правовой системы в рамках сформулированного правила. В рамках формы существования конституционного принципа как правового триединства воплощение принципа конституционности нормативных правовых актов в качестве конституционной аксиомы-принципа является одним из его конституционно-правовых проявлений.
Нет сомнений в том, что в рамках сформулированного базового правила должна обеспечиваться стабильность правовой системы и ее эффективное функционирование. При этом нельзя исключить тот факт, что нормативный правовой акт может быть принят вразрез с положениями Конституции Российской Федерации. Это обстоятельство не может быть исключено в силу отсутствия предварительного нор-моконтроля и возможных неконституционных действий со стороны принимающих такие нормативные акты органов и должностных лиц.
Статистика Конституционного Суда Российской Федерации является ярким тому подтверждением.
Так, за период с 1995 по 2018 г. включительно 318 оспариваемых нормативных положения признаны Конституционным Судом Российской Федерации в порядке частей 2 и 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Феде-рации3.
В связи с этим применяется предположение, при котором все нормативные акты, принятые на территории Российской Федерации, призна-
ются соответствующими положениям Конституции Российской Федерации.
Иными словами, используется презумпция их конституционности. Опровержение такого предположения, исходя из полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федера-ции»4, находится в его исключительной компетенции.
Данная презумпция является важнейшим инструментом контроля за соблюдением требования верховенства Конституции Российской Федерации и сохранения единства правовой системы Российской Федерации. Таким образом, презумпция конституционности нормативных правовых актов, которая является предположением о соответствии Конституции Российской Федерации положений всех принятых на территории Российской Федерации нормативных правовых актов, до тех пор, пока иное не будет доказано в Конституционном Суде Российской Федерации и оформлено его решением, является воплощением принципа конституционности нормативных правовых актов в качестве презумпции-принципа.
Обязывая правоприменителя в своей деятельности исходить из предположения о конституционности нормативных правовых актов и предусматривая при этом возможность опровержения такого предположения с целью очищения нормативной базы Российской Федерации от противоречащих Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, презумпция-принцип конституционности нормативных правовых актов обеспечивает стабильность правовой системы.
Как и другие конституционные принципы, принцип конституционности нормативных правовых актов обладает высокой степенью нормативной обобщенности и отсутствием четких границ своего правового содержания. Законодательство не содержит исчерпывающий перечень критериев конституционности нормативных правовых актов.
Соответственно, вопрос с полноценным пониманием аспектов конституционности в отношении нормативных правовых актов остается открытым. Вследствие этого рассматриваемый принцип воплощается в качестве конституционной фикции-принципа, которая в силу отсутствия нормативной определенности признает существующим несуществующий факт соответ-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020
ствия положений нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем отсутствие в законодательстве Российской Федерации закрепления четких требований, предъявляемых к конституционности нормативных правовых актов, создает возможность гибкого подхода к интерпретации составляющих принцип конституционности нормативных правовых актов положений и, как следствие, созданию необходимой нормативной правовой базы.
В рамках своей конституционности принимаемые нормативные правовые акты должны также отвечать требованиям принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, требованиям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. Кроме того, в нормативных правовых актах должны отсутствовать коррупциогенные факторы.
Таким образом, принцип конституционности нормативных правовых актов в рамках формы его существования предлагается определить как составляющее непреложную исходную истину закрепленное в Конституции Российской Федерации и конкретизируемое в иных нормативных правовых актах основополагающее нормативное установление, определяющее требование соответствия положений нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, являющееся на практике несуществующим но признаваемое существующим, пока иное не будет доказано в Конституционном Суде Российской Федерации и оформлено его решением.
Полагаем, что рассмотрение формы существования конституционных принципов как
правового триединства обусловлено необходимостью исследования таких принципов как единой, глобальной, независимой и самодостаточной, но при этом изменяющейся правовой категорией, которая в полном объеме обеспечивает становление правовой системы, ее защиту и стабильное развитие.
Понимание сущности принципа конституционности нормативных правовых актов в его правовом триединстве позволяет законодателю, в том числе, выявлять и нормативно закреплять конкретизирующие данный принцип правовые аспекты, тем самым более точно осуществлять правовое регулирование, выстраивать законотворческую деятельность в зависимости от актуальных потребностей правовой действительности.
В свою очередь использование в правоприменительной практике конституционных принципов в разрезе их правовых воплощений расширяет возможности по задействованию неограниченного потенциала таких принципов, что в итоге способствует наиболее эффективному функционированию всей правовой системы.
1 Правовое триединство как форма существования конституционных принципов / С.А. Мосин // Гос. служба и кадры. 2019. № 4.
2 Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) // Рос. газ. 1993. № 237. 25 дек.
3 Офиц. сайт Конституционного Суда РФ // http:// www.ksrf.ru/ru/Decision/Statisticses/Pages/Decision.aspx
4 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020