Научная статья на тему 'Форма социализации женщин в условиях строительства социализма'

Форма социализации женщин в условиях строительства социализма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
215
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / РАВНОПРАВИЕ / ФОРМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / FRAUEN / DIE GLEICHBERECHTIGUNG / DIE FORMEN DER SOZIALISATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давыдова А.Д.

В статье исследуется формы социализации женщин в условиях строительства социализма, а также социальные преимущества женщин, превращение женщины в полноправного члена общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форма социализации женщин в условиях строительства социализма»

Давыдова А. Д.

аспирант, кафедра истории и права,

Ставропольский государственный педагогический институт

ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН В УСЛОВИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА

Аннотация

В статье исследуется формы социализации женщин в условиях строительства социализма, а также социальные преимущества женщин, превращение женщины в полноправного члена общества.

Ключевые слова: женщина, равноправие, формы социализации.

Keywords: Frauen, die Gleichberechtigung, die Formen der Sozialisation.

Женское, как и Мужское, не есть нечто одномерное и однородное. В разных ситуациях разные женщины могут вести себя по-разному. Это различие авторы книги «Женщина в мужском мире» обозначают термином «социализация», то есть включение в социальную жизнь. В качестве основных способов социализации женщины выделяются такие четыре формы, как «воин», «приз», «муза», «хозяйка».

Женщина - «воин» характеризуется большой социальной активностью. Дом для нее — это блиндаж, место, где можно отдохнуть. Такие женщины идут в политику и бизнес, могут добиваться, требовать и просить, используя все свои, в том числе и женские, средства. Основная черта «воина» — это целевая направленность.

Женщина - «приз». Она всегда чуть-чуть «над землей». Ее место творчества — презентация, представительство того мира, того учреждения, того знания, которому она принадлежит. Женщину - «приз» приглашают с собой особенно тогда, когда идут встречаться с незнакомыми людьми, нужными для дела. И она, иногда даже не произнеся ни слова, может гораздо лучше уладить любое дело, чем ее коллеги [1: с.13].

Женщина - «муза». Такой тип социализации встречается наиболее редко. Ее место творчества — вдохновительское поведение, а это очень

тяжелая работа. Такой способ поведения обрекает «музу» на одиночество, на тот период, пока она будет так реализовываться.

Женщина - «хозяйка» в качестве места силы, творчества имеет, естественно, дом. То есть такая женщина будет стараться любое место, где она бывает, включая и рабочее, превратить в маленький дом. Это необязательно домохозяйка, она может быть и премьер министром. Восприятие всей территории, которая находится в сфере ее влияния, как целого, за которое она несет ответственность, и составляет основу способа социализации «хозяйки» [1:с.14].

Россия одна из первых стран в мире, законодательно и официально провозгласившая равенство прав мужчин и женщин в 1917 году. Великая Октябрьская социалистическая революция дала женщинам равные с мужчинами юридические права, поскольку равенство провозглашалось всеобщей пролетарской идеей [2: с.34].

Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, в вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей [3: с.23].

В своей работе "Учение Карла Маркса" Ленин писал: "Новая форма семьи, новый статус женщин и новые условия воспитания подрастающего поколения подготавливают уничтожение патриархальной семьи". Вместе с

этим предполагалось окончание доминирования одного пола над другим [4: с.9].

Этот новый вид семьи подразумевал свободу от привычного мотива к установлению брачных отношений. Благодаря вовлечению женщины в общественное производство брак очищается от экономического принуждения. С наступлением социализма "общество будет воспитывать детей независимо от того рождены они в законном браке или нет". Женщина освобождается от экономической зависимости, бремени домашней работы и воспитания детей [5: с.14].

Однако откровенный "мужской" реванш наталкивается на активное "женское" сопротивление. Это сопротивление - едва ли не главная предпосылка возникновения независимого женского движения в стране, актуализации женских политических требований и притязаний. Они по-своему свидетельствуют о неоднозначности гендерных отношений, о подспудно происходящей их ломке. Она заметна и в отказе одного пола от жесткого и безусловного подчинения другому, и в общей десакрализации отношений власти - будь то в семье или в государстве [6: с.270].

Кроме вовлечения женщины в сферу общественного производства и домашней работы, предусматривается законодательное облегчение развода как для мужчин, так и для женщин. Развод должен быть доступен всем. Вслед за Энгельсом, не проявившим интереса к тому, что произойдет с мотивами рождения детей в случае перехода к массовому вне семейному воспитанию, Ленин также подчеркивал важную роль трудовых отношений в развитии человеческих взаимоотношений. При социализме семья коренным образом меняется, - образование и воспитание человека социализируются, фактически все основные функции семьи переходят к обществу. При коммунизме семья будет основываться на добровольной связи между мужчиной и женщиной по взаимному согласию. Тезис о социализации домашнего труда и общественного воспитания детей сближает марксизм с

материальными и культурными феминистками. Их роднит равнодушие к судьбе семьи как социального института [6: с.392].

Среди первых женщин-политиков России, выдвинувшихся на общероссийскую и европейскую политическую арену являются кадетки Ариадна Тыркова, Софья Панина, Анна Милюкова, социал-демократки Надежда Крупская, Елена Стасова, эсерка Анна Чернова. А. Коллонтай была одной из них. Она была дочерью своего времени и своего класса. Эти женщины имели свои политические убеждения, работали в различных партиях, занимали в них значимые посты. Их отличала инициативность, самостоятельность в принятии решений, ответственность за свои поступки, политическое и человеческое долголетие. Это были сложившиеся политики, которые были вытеснены с политической арены России историческими событиями, но продолжали действовать даже в условиях поражения своих партий и краха общества, которое они созидали. Так, например, Ариадна Тыркова будучи в эмиграции отстаивала свои взгляды в прессе, инициировала деятельность различных организаций: ее дом в Лондоне был одним из центров белого движения, и тем самым она влияла на политическую ситуацию. Для практического осуществления разработанной концепции реформ А. Коллонтай намечает поэтапные шаги государства в области охраны материнства. Первый шаг означал, что каждой работнице гарантируется возможность родить ребенка в здоровой обстановке, кормить и ухаживать за ним в первые недели его жизни. Второй шаг условно можно назвать институциональным, так как речь идет об организации детских яслей молочных кухонь, врачебных консультаций для матерей и младенцев. Третий шаг предполагал изменение юридической базы социального законодательства для настоящих и будущих матерей: короткий рабочий день, запрет вредного и тяжелого труда. И, наконец, четвертый и последний шаг, обеспечивает экономическую независимость матерям в период ухода за ребенком путем выплаты денежного пособия [7: с. 28].

Потребности капиталистического производства, развитие

демократического и пролетарского движения, в частности женского движения, содействовали определённому прогрессу в законодательстве о женском образовании и женском труде, а также некоторому общему улучшению правового положения женщины [8: с.23].

В первые годы Советской власти, явственно осозналась необходимость массового задействования женских рабочих в общественном производстве. При этом потребность в женском участии возникла в условиях нехватки времени и средств на адаптацию традиционно мужских рабочих мест под физиологические и психологические особенности женщин [9: с.30].

Средства массовой информации пропагандировали опыт новых примерных семей. Образцовая семья, как правило, должна была состоять из ударников производства, которые занимаются общественной работой, помогают друг другу, посещают кино и читают газеты. Такая гармония личного и общественного наталкивалась на трудности реальной жизни. Подобная бесконфликтность взаимоотношений часто не соответствовала брачной практике [9: с.39].

Образ женщины, выполняющей традиционно мужскую работу, тиражировался как высшая форма женской социальной активности, сознательности и приверженности социалистическим идеалам задолго до военного лихо летия [10: с.17].

Профессиональное, а для СССР это значит и социальное, положение женщин в советском обществе имело две тенденции: во-первых, чем выше ступень социальной лестницы, тем меньше женщин и, во-вторых, продвижение женщин на средние и высшие ступени социальной лестницы за этот период, определенно замедляется, значит, не только существует неравенство между мужчинами и женщинами, но оно определенно усиливается [7: с.112].

В результате революции 1917 года был совершён грандиозный переворот в правовом положении женщины.

Таким образом, революция 1917 года дала женщине социальные преимущества. Главные из них - превращение женщины в полноправного члена общества, повышение ее общеобразовательного уровня, равенство с мужчиной не только политическое, но и семейное, бытовое. Происходила постепенная трансформация общественного сознания и бытия под влиянием идеологических установок. Повышение социально-экономического статуса женщины в обществе и семье сопровождалось функциональными изменениями, в том числе значительно изменились отношения между мужем и женой.

Список использованных источников

1. Петрушин С. В. Любовь и другие человеческие отношения. М.: 1958.

2. Кудрин Н. Е. О равноправности женщин. СПб,1905.

3. Брюннели П. А. Права русской женщины. СПб., 1913.

4. В. И. Ленин. Статья «Карл Маркс» (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). - М., изд. «Прибой», 1913.

5. Васюкина Л. А. Женщина в семье и обществе. - М.: Просвещение, 1991.

6. В. К Ленин. Соч., т. 29.

7. Коллонтай А. Женщина-работница в современном обществе // Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998.

8. Коллонтай А. Избранные статьи и речи. М., 1972.

9. Вахромеева О. Б. Женщина в системе трудовых ресурсов в России на рубеже 19 - 20 вв. СПб., 2008.

10. Женщины России в XX столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы. - Иваново, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.