Научная статья на тему 'Форма правления в правовом учении Ф. И. Карпова о государстве'

Форма правления в правовом учении Ф. И. Карпова о государстве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
536
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форма правления в правовом учении Ф. И. Карпова о государстве»

аспирантский вестник

Ю. Н. Ненашев*

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В ПРАВОВОМ учЕНИИ Ф. И. КАРПОВА

о государстве

К 30-м годам XVI столетия практически произошло объединение русских земель вокруг Москвы. Раннефеодальная монархия как форма власти уже более не соответствовала задачам и целям единого государства, ощущалась необходимость в более централизованной системе организации власти и управления в центре и на местах.1 Так, процесс становления единого Русского государства сопровождался формированием соответствующего течения государственно-правовой мысли, которая готовила общественное мнение к осознанию необходимости перехода к новой форме организации государственной власти - сословно-представительной монархии.2 Это проходило в обстановке усиливавшейся политической борьбы между сторонниками неограниченной власти и ее противниками. Большинство политико-правовых теорий данного исторического периода затрагивали проблему существующей формы правле-ния.3 Характерно это и для творчества Федора Ивановича Карпова - публициста и дипломата первой половины XVI столетия, близкого к Максиму Греку и его окружению.

Первый глубокий анализ личности и публицистического наследия

* Соискатель Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

1 История политических и правовых учений России Х1-ХХ вв. / Под ред. И. А. Исаева. М., 1995. С. 86.

2 Золотухина Н. Н. Политические и правовые учения России в период сословнопредставительной монархии: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1988. С. 1.

3 История политических и правовых учений России ... С. 86.

Ф. И. Карпова был проведен В. Ф. Ржигой4 после опубликования В. Г Дружининым5 нескольких ранее неизвестных литературных памятников шестнадцатого столетия. Весомый вклад в изучение жизни и творчества Ф. И. Карпова был внесен советскими учеными, в основном литературоведами и историками, во второй половине XX в. Необходимо отметить работы А. А. Зимина6, Е. Н. Ки-меевой7, Н. В. Синицыной8, Д. С. Лихачева9, А. И. Клибанова10, Д. М. Буланина11 и др. В последнее время опубликована интересная работа А. Л. Хорошевич12, в которой в контексте развития внешнеполитических отношений на Руси анализу подверглась дипломатическая деятельность Ф. И. Карпова.

В поле зрения историков политических и правовых учений И. А. Исаева, Н. Н. Золотухиной и др.13 правовая теория Ф. И. Карпова попала фрагментарно и, к сожалению, лишь применительно к изучению теоретического наследия Максима Грека.

Ф. И. Карпов происходил из тверских бояр, представители которых перешли на службу к московским князьям, его государственная служба пришлась на княжение Ивана III, Василия III и его второй жены Елены Глинской

- время объединения земель вокруг Московского княжества. Первые сведения о Ф. И. Карпове относятся к 1495 г.,14 когда в октябре Иван III приезжал в Нов-

4 Ржига В. Ф. Сообщение // Известия Императорской Академии Наук. СПб., 1914. № 15. С. 1103-1105.

5 Дружинин В. Г Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века // Летопись занятий Императорской Археографической комиссии. 1909. № 21. С. 106-113.

6 Зимин А. А. 1) Общественно-политические взгляды Федора Карпова // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (далее: ТОДРЛ). М.; Л., 1956. Т. 12. С. 160-173; 2) И. С. Пересветов и его современники. М., 1958. С. 167-455; 3) Федор Карпов - русский гуманист XVI века // Прометей. 1968. Т. 5. С. 364-370.

7 Кимеева Е. Н. «Послание митрополиту Даниилу» Федора Карпова // ТОДРЛ. М.; Л., 1953. Т. 9. С. 220-234.

8 Синицына Н. В. 1) Федор Иванович Карпов, дипломат, публицист XVI в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1966; 2) Максим Грек в России. М., 1977. С. 49-189.

9 ЛихачевД.С. Развитие русской литературы X - XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973. С. 128; Памятники литературы древней Руси (конец XV - первая половина XVI века) / Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1984. С. 494-749.

10 Клибанов А. И. «Правда» Федора Карпова // Общество и государство феодальной России / Под ред. Л. В. Черепнина. М., 1975. С. 141-150.

11 Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека. Л., 1984. С. 25-121.

12 Хорошевич А. Л. Русь и Крым. От союза к противостоянию. Конец XV - начало XVI вв. М., 2001. С. 169-302.

13 Золотухина Н. Н. Политические и правовые учения России в период сословнопредставительной монархии: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1988. С. 28-29.

14 Милюков П. Н. Древнейшая разрядная книга официальной редакции (по 1565 г.). М., 1901. С. 21.

город, в связи с русско-шведской войной. В этой поездке Ф. И. Карпов входил в штат постельничих, ведавших постельной казной и канцелярией Великого князя Московского. В дальнейшем карьера Ф. И. Карпова проходила на дипломатическом поприще - он был занят решением задач на юго-восточном направлении внешней политики Московского государства.15

Творчество Ф. И. Карпова, насколько можно судить, исчерпывается письмами, среди которых, в контексте развития его государственно-правовой теории, большое значение имеет послание к митрополиту Даниилу. Время его написания относится к периоду правления Елены Глинской (Даниил занимал кафедру в 1522-1539 гг.).16 Причиной, побудившей Ф. И. Карпова написать указанное послание, стала проповедь представителя церковной стяжательской идеологии митрополита Даниила, озаглавленная: «Яко подобает къ властемъ послушание имети и честь имъ въздаати ...».17 Посредством этой проповеди Даниил предъявлял требование безграничной покорности перед властью и провозглашал великую спасительность терпения, с которой он и обратился к Ф. И. Карпову.

В послании Ф. И. Карпов писал: «... аще бо под тръпениемъ жити уста-виши, тогда несть треба царьству или владычьству правители и князи; престанет убо начальство, владычество и господьство, и живется безъ чину; с молвою силный погнетет безсилнаго, да тръпение имать . ниже треба будеть судей въ царстве имети ... зане тръпение вся исполънитъ ... дело народное въ градехъ и царствехъ погибнет длъгодушьствомъ тръпениа . терпение бо свершенным из-началне апостоломъ, иже есть проповедникомъ, есть потребна, тем бо сподобляются со жребиа аггельскаго, зане тръпениемъ искушаются избрании.».18 Итак, данным положением он показал потенциальную опасность для существования государственного образования попыток утверждения в сфере государственного управления проповедуемой Даниилом иосифлянской доктрины «терпения».

Следует отметить, что к вопросам государственности Ф. И. Карпов подходил с позиции позитивного знания, основываясь на соображениях рационалистического «естественного» порядка. Он писал: «... мы, человеци, иже естьмя в семъ мори велицемъ, в нем же бури бедны, требу имамы жити под цари, иже

15 Ржига В. Ф. Боярин-западник XVI в. (Ф. И. Карпов) // Ученые записки Института истории Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. М., 1929. Вып. 4. С. 39-48; Синицына Н. В. Федор Иванович Карпов, дипломат, публицист XVI в. С. 6-15.

16 Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М., 1985.

С. 358.

17 Ржига В. Ф. Боярин - западник XVI века. ... С. 45.

18 Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников ... С. 109-111.

нас въ царьствехъ и градехъ своихъ по коегождо сподоблению праведне пасуть .. ,».19 Не высказывая идеи божественного происхождения верховной власти, он ставил вопрос о ее необходимости, пытался дать ей земное обоснование, выяснял цели и задачи. В рассуждениях о государстве Ф. И. Карпов обращался к природе общества, он доказывал необходимость государственной власти, делая акцент на общественных интересах, выделяя социальный аспект «.дело оп-щее человеческое. ».20

В своем учении Ф. И. Карпов основывался на греко-римском теоретическом наследии. Он неоднократно ссылался на сочинения Аристотеля и проводил классификацию форм государства в соответствии с выдвинутыми им признаками. Как известно, Аристотель в определении правильных форм государства исходил из критерия - способность формы правления служить делу общественной пользы.21

Так, рассматривая государство с точки зрения общественных интересов, Ф. И. Карпов утверждал, что в механизме государственного управления необходимы иные регуляторы, нежели «терпение»: «.правда есть потребна во вся-комъ . царстве къ прибытию царства . тогда хвала тръпениа погиб неть. ».22 И здесь же следует отметить высказанное им митрополиту Даниилу положение о системе государственного управления: «.всякъ градъ и всяко царьство, по Аристотелю, управлятися имать от начальникъ въ правде и изъвестными законы праведными.».23

Представление о «правде» у Ф. И. Карпова носило ярко выраженный сословный характер. Он полагал, что сословность существует в интересах всего общества и - абсолютно необходимое условие для гармоничного развития. Выражая свое видение «правды», Ф. И. Карпов писал: «.правда . по ней же единому комуждо еже свое есть въздается, свято и праведно живется, тог-да.».24 Итак, при определении величины «правды», подлежащей воздаянию, по мнению Ф. И. Карпова, следует руководствоваться сословным положением в обществе, местом индивида на социально-иерархической лестнице.

В вопросе об организации государственной власти и управления Ф. И. Карпов основывался на принципе местнического «отечьства», которому в полном объеме должна соответствовать государственная служба: «.разве

19 Там же. С. 109 - 110.

20 Там же. С. 112.

21 Асмус В. Ф. История античной философии. М., 1965. С. 313.

22 Дружинин В. Г Несколько неизвестных литературных памятников . С. 109.

23 Там же.

24 Там же.

оставится от отечьства, изгонится от службы честны, причтется нищь ко службе непотребне и не како по его отечьству...»,25 и принципе вознаграждения по достоинству служилых людей, выделяющихся своим интеллектом, государственными способностями, военным талантом: «.кто . воиньствуеть своими оброки коли? ... сиречь да царю въиньствуеть, а своими оброки довлится, а не царскими.».26 Тем самым, в системе государственного управления он выделял боярско-аристократические круги и служилых людей, формировавшееся сословие дворян, выступая в интересах широких слоев класса светских землевладельцев.

Небезынтересно отметить, что в послании митрополиту Даниилу Ф. И. Карпов раскрыл собственное видение идеальной формы организации государственной власти и управления - согласного единства монарха и начальников. Весьма примечателен тот факт, что идеал государственной власти он представил в поэтическом образе игреца Давида и гуслей: «.въ всякомъ языце и людехъ треба есть быти царем и началникомъ, иже подобають имети подобие гуслей игреца Давида . яко же бо гусленикъ струны блядущие соединяеть къ согласию и къ соединению сладости бряцаниа, касая, приводить.. ,».27 Так, описанием идеальной власти в государственно-правовой теории, Ф. И. Карпов высказывался в пользу предложения об ограничении верховной власти правителя системой государственных учреждений.

Итак, Ф. И. Карпов вполне определенно выразил свое отношение к иосифлянской доктрине «терпения», утверждение этой доктрины в сфере государственного управления означало бы отрицание института «начальства» и всей системы государственного управления. Так же в процессе данного анализа проявилось представление о государстве, где Ф. И. Карпов выделял функцию

- обеспечение решения общих дел населения. Соответственно, исполнение данной функции способно обеспечить государство, в котором верховная власть, принадлежащая монарху, ограничена системой государственных учреждений, сформированных по принципу сословного представительства. В целом же лейтмотивом произведения Ф. И. Карпова являлось освобождение концепции «сильного» государства от церковно-схоластического миропонимания. Принимая во внимание вышеизложенное в отношении предложений Ф. И. Карпова, вносящих изменения в существовавшую форму правления, представляется возможным утверждать, что он принадлежал к числу сторонников установления в Русском государстве сословно-представительной монархии.

25 Там же.

26 Там же. С. 108.

27 Там же. С. 110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.