Научная статья на тему 'Форма правления Республики Косово'

Форма правления Республики Косово Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
413
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / АТИПИЧНАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / "СПОРНОЕ ГОСУДАРСТВО" / ПРЕЗИДЕНТ / ПАРЛАМЕНТ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / CONSTITUTION / FORM OF GOVERNMENT / ATYPICAL FORM OF GOVERNMENT / "DISPUTED STATE" / PRESIDENT / PARLIAMENT / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морозов Игорь Константинович

В данной статье подробно исследуется форма правления Республики Косово, рассматривается вопрос о влиянии международных посредников на процесс становления формы правления Республики Косово. Значительное внимание уделяется феномену «спорных государств», автор дает обобщенную характеристику «спорным государствам» и относит Республику Косово к данной группе государств. Исходя из выявленных особенностей становления и развития Республики Косово на международной арене, а также путем анализа положений Конституции Республики Косово, делается вывод о том, что форма правления в данном «спорном государстве» является атипичной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORM OF GOVERNMENT OF THE REPUBLIC OF KOSOVO

In the article the form of government of the Republic of Kosovo is studied in detail, and impact of international mediators on the process of establishing the form of government of the Republic of Kosovo is considered. Significant attention is paid to the phenomenon of “disputed states”; a generalized description of “disputed states” is given and the Republic of Kosovo is referred to this group of states. Proceeding from the revealed peculiarities of formation and development of the Republic of Kosovo in the international arena, and also by analyzing provisions of the Constitution of the Republic of Kosovo the author comes to the conclusion that the form of government in this “disputed state” is atypical.

Текст научной работы на тему «Форма правления Республики Косово»

Морозов Игорь Константинович

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОСОВО

В данной статье подробно исследуется форма правления Республики Косово, рассматривается вопрос о влиянии международных посредников на процесс становления формы правления Республики Косово. Значительное внимание уделяется феномену "спорных государств", автор дает обобщенную характеристику "спорным государствам" и относит Республику Косово к данной группе государств. Исходя из выявленных особенностей становления и развития Республики Косово на международной арене, а также путем анализа положений Конституции Республики Косово, делается вывод о том, что форма правления в данном "спорном государстве" является атипичной. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/7/34.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 130-132. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/7/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

MEANS OF SOCIAL COMMUNICATION AS A SPHERE OF TRANSVERSALITY

Minnullina Elina Borisovna, Doctor in Philosophy Kazan State Power Engineering University elinafil@mail. ru

The article deals with the space-time characteristics of the modern means of social communication in the aspect of the transver-sality conception. Development of communication technologies has led to the fact that the media have become the chronotope entirety of communicative events that change social relations. It is asserted that in the conditions of pluralism of value paradigms transversality is a basis for interaction of incommensurable discourses.

Key words and phrases: transversality; means of communication; space-time continuum; discourse; society; media.

УДК 342.384.9 Юридические науки

В данной статье подробно исследуется форма правления Республики Косово, рассматривается вопрос о влиянии международных посредников на процесс становления формы правления Республики Косово. Значительное внимание уделяется феномену «спорных государств», автор дает обобщенную характеристику «спорным государствам» и относит Республику Косово к данной группе государств. Исходя из выявленных особенностей становления и развития Республики Косово на международной арене, а также путем анализа положений Конституции Республики Косово, делается вывод о том, что форма правления в данном «спорном государстве» является атипичной.

Ключевые слова и фразы: Конституция; форма правления; атипичная форма правления; «спорное государство»; президент; парламент; правительство.

Морозов Игорь Константинович

Волгоградский государственный университет imorozov95@mail. ru

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОСОВО

Косовский конфликт имеет многолетнюю историю: начавшийся еще в годы завоевания Османской империей Балканского полуострова, он со временем превратился в общемировую проблему. Ключевыми моментами этого конфликта в новейшее время являются:

• 1988 г. Приход к власти в Югославии просербски настроенного президента - Слободана Милошевича;

• 1989 г. Утверждение на референдуме новой Конституции Сербии, радикально урезавшей автономию национальных краев;

• 22 сентября 1991 г. Создание независимой Республики Косово с проведением несанкционированных президентских выборов;

• 22 октября 1991 г. Независимость Республики Косово признала Албания;

• 1996 г. Создание Армии освобождения Косова;

• 1998 г. Вступление в военные действия в Косово югославской армии;

• 1999 г. Вступление в военные действия в Косово НАТО;

• 10 июня 1999 г. Принятие резолюции СБ ООН № 1244 о вводе в Косово военного контингента НАТО KFOR и переходе края под управление ООН;

• 23 октября 2004 г. Под контролем временной администрации прошли выборы в парламент Косова, проигнорированные косовскими сербами;

• 2005 г. Совет безопасности ООН высказался за начало переговоров о статусе края;

• 31 января 2006 г. Заседание контактной группы по Косову на уровне министров иностранных дел (Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, ЕС и НАТО);

• 20 февраля 2006 г. В Вене начались переговоры между сербской и косовской стороной об урегулировании будущего политического статуса Косова - первые прямые переговоры с 1999 года;

• 17 февраля 2008 г. Парламент Косова объявил о независимости Косова в одностороннем порядке;

• 15 июля 2008 г. Вступление в силу Конституции Косова.

Здесь стоит отметить, что Конституция Республики Косово разрабатывалась при посредничестве американских консультантов и специального представителя Генерального секретаря ООН - Марти Ахтисаари. Марти Ахтисаари был в некотором смысле «ставленником» Евросоюза (именно он был представителем ЕС на переговорах 1999 г. со Слободаном Милошевичем, именно при нем Финляндия вступила в ЕС), а Евросоюз придерживался тех же взглядов в отношении Косова, что и Соединенные Штаты Америки, в том числе и по вопросу содержания будущей Конституции. Иными словами, написание Конституции Республики Косово происходило при посредничестве человека, придерживающегося европейских и американских ценностей,

ISSN 1997-292X

№ 7 (81) 2017

131

требований к нормативно-правовым актам по всем основным правовым параметрам, что не могло не отразиться на содержании Конституции.

Как отмечает известный юрист-международник, доктор юридических наук А. Абашидзе, согласно плану Ахтисаари предполагалось, что в центре Европы будет создано независимое государство, не имеющее права объединиться с другими государствами и имеющее Конституцию, по которой оно являлось бы ничем иным, как протекторатом США, управляемым НАТО с некоторым привлечением Европейского Союза. Также он высказывает мысль, что весь план - не что иное, как попытка США в соответствии с международно-правовыми нормами подменить роль ООН с помощью НАТО и показать, что СБ ООН - пусть и основной, но не единственный международный орган, способный решать вопросы мира и мирного урегулирования конфликтов. Вторым таким образованием и является НАТО [1].

Ориентированность Конституции Косова на европейскую модель государственного устройства подтверждается самим «Всеобъемлющим предложением об урегулировании статуса Косова» (планом Ахтисаари), один из первых же пунктов «предложения» говорил о том, что в Косово будет принята Конституция, причем Конституция, основанная (касаемо положений об основных правах и свободах) на международно-правовых актах по этому вопросу. Это не противоречит международному плану, однако противоречит сам подход исполнения - в перечисленных в «плане» документах, на которые должна была быть ориентирована Конституция Косова, сначала указывается Европейская конвенция о защите прав человека от 1950 г., а также протоколы к ней, и только затем самый универсальный международно-правовой акт - Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 г. [2]. Европейская конвенция является актом регионального характера, в то время как Международный пакт универсален - такой подход противоречит требованиям Главы VIII Устава ООН, где установлен приоритет универсальных документов над региональными [6].

Не вдаваясь в оценку политической стороны косовского конфликта, стоит признать, что разработка Конституции Республики Косово не могла вестись без участия заинтересованных лиц, отстаивающих в Косово свои международные интересы, что отразилось на содержании Конституции Республики Косово и в конечном итоге на форме правления данного государства.

Стоит указать, что Республика Косово на сегодняшний день относится к группе «спорных государств». Несмотря на значительный интерес, проявляемый специалистами к феномену «спорных государств», в теоретическом плане проблематика «спорных государств» пока разработана недостаточно полно. Термин «спорное государство» определяют в научных источниках по-разному: например, З. В. Силаева определяет термин «спорное государство» следующим образом: «территориальные образования, лишенные международной правосубъектности, но обладающие другими базовыми признаками государственности и разной степенью состоятельности» [5]. А. А. Сербина пишет, что «непризнанное государство - это государственное образование, обладающее такими атрибутами независимости, как собственная конституция, правительство, вооруженные силы, органы госбезопасности, таможенные и пограничные службы. Политические и экономические структуры таких государств часто существуют в условиях изоляции, к которой приходится приспосабливаться» [4]. С опорой на уже существующие в научных источниках определения данной категории дадим собственное краткое определение «спорного государства». «Спорное государство» - это государство, обладающее большинством признаков государственности и не получившее признания со стороны определенной группы субъектов международного права. Само название указывает на проблемы существования такого государства на мировой политической арене, в международно-правовых и политических отношениях. В настоящее время полностью непризнанных государств практически не существует, все они имеют ряд политико-экономических и культурных связей с теми или иными полноправными субъектами международного права. Как правило, у каждого «спорного государства» имеется свой «патрон», то есть признанное устоявшееся государство, входящее в состав ООН, влияющее на его дальнейшее существование и использующее «спорное государство» в своих, как правило, международных интересах. Так, Республика Косово при наличии собственной территории, населения, обладая суверенной властью, тем не менее не признана более 1/3 государств, входящих в ООН (в том числе двумя постоянными членами Совета безопасности ООН - Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой). Тем не менее стоит отметить, что Республика Косово не имеет ярко выраженного «патронажа» со стороны какого-либо одного государства, в отличие, например, от другого «спорного государства» - Южной Осетии, которое поддерживается преимущественно Российской Федерацией. Республика Косово поддерживается государствами, входящими в Европейский Союз (за исключением Испании, Греции, Кипра, Словакии и Румынии), кроме того, суверенитет, независимость и интересы Косова на всех этапах развития поддерживали США.

Таким образом, принадлежность Республики Косово к категории «спорных государств» и поддержка Республики Косово со стороны определенных субъектов международного права, как представляется, могут иметь значение для формы государства, в частности, влиять на выбор той или иной формы правления в «спорном государстве».

Переходя к вопросу формы правления Республики Косово, представляется необходимым выделить два периода: период действия временной конституционной системы, основывающейся на резолюции Совета безопасности ООН № 1244 (2001-2008 гг.), и период действия Конституции Косова (с 15 июня 2008 г.). Стоит сказать, что форма правления Республики Косово в первый период представляет собой атипичную форму внешнего управления государством силами международных организаций. Для того чтобы определить форму правления Республики Косово во второй период, обратимся к самой Конституции, в частности, к тем ее статьям, которые относятся к форме правления Республики Косово. Согласно Конституции, президент является главой государства, он назначает кандидатуру премьер-министра для создания правительства на основании

кандидатур, поданных политическими партиями или коалициями, представляющими большинство в ассамблее. Кандидат на должность премьер-министра обязан в течение пятнадцати дней представить на утверждение ассамблеи состав правительства. Президент имеет право выступить с законодательной инициативой, он обладает правом обнародовать законы, принятые парламентом. Президент также обладает правом отправлять закон на доработку один раз, что преодолевается большинством голосов депутатов парламента. Президент издает декреты в соответствии с требованиями Конституции, назначает командующего Вооруженными Силами Республики Косово по рекомендации правительства. Кроме того, в полномочия президента входит представительство Республики Косово на внешнем уровне с учетом внешнеполитических позиций правительства. Ассамблея может быть распущена на основании указа президента Республики Косово после выражения вотума недоверия правительству. В обязанности правительства Республики Косово входят внедрение законов и государственной политики и отчет перед парламентариями. В полномочия ассамблеи Республики Косово входит в том числе следующее: выборы правительства и выражение вотума недоверия правительству; контроль работы правительства и других государственных организаций, являющихся подотчетными ассамблее в соответствии с положениями Конституции и законодательства. Президент Республики Косово может быть снят с занимаемой должности, если ассамблея придет к выводу, что президент совершил серьезное преступление, не способен выполнять свои обязанности в связи с серьезной болезнью или совершил серьезное нарушение Конституции [3]. Кроме того, Конституцией Косова предусмотрено существование усиливающего президентскую власть коллегиального органа - Совета безопасности Республики Косово. Совет безопасности Республики Косово в сотрудничестве с президентом и правительством Республики Косово занимается разработкой стратегии безопасности. Президенту Республики Косово может понадобиться созыв заседания Совета, и Совет обязан работать в тесном сотрудничестве с президентом.

Таким образом, в случае с Республикой Косово отчетливо прослеживается «тяготение» к парламентской форме правления, так как именно парламент формирует правительство и контролирует его работу. Однако Республику Косово нельзя назвать «чистой» парламентской республикой. Так, у президента присутствуют право вето и право выступить с законодательной инициативой, что несвойственно для парламентской республики. Исходя из этого, форму правления Республики Косово можно охарактеризовать как атипичную парламентскую республику, тяготеющую к смешанной (парламентская республика с сильной президентской властью).

Вопрос о влиянии «спорного» характера государства на процесс формирования его формы остается малоизученным, говорить о том, что все «спорные государства» обладают атипичными или специфичными формами правления - преждевременно. Тем не менее очевидно, что, несмотря на значительный интерес, проявляемый специалистами к данному феномену, в теоретическом плане проблематика «спорных государств» пока разработана недостаточно полно. Для понимания природы данного явления в первую очередь необходимо четко определить весь набор характеристик, присущих состоявшемуся или признанному государству, понятие «спорного государства», формы данной группы государств, т.е. используемые в этих государствах политические режимы, административные механизмы, формы правления. В дальнейшем это позволит говорить о свойственных только этой группе государств особенностях формы правления.

Список источников

1. Абашидзе А. Х. Всеобъемлющее предложение об урегулировании статуса Косово // Обозреватель - Observer. М.: РАУ-Университет, 2007. № 8. С. 79-86.

2. Всеобъемлющее предложение об урегулировании статуса Косово [Электронный ресурс]. URL: http://www.refworld. org/cgi-bintexis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=4ae6fca92 (дата обращения: 19.05.2017).

3. Конституция Республики Косово [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldconstitutions.ru/?p=296 (дата обращения: 19.05.2017).

4. Сербина А. А. Проблема определения статуса непризнанных государств // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2010. № 4 (47). С. 86-92.

5. Силаева З. В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7 (13). Ч. 1. С. 134-138.

6. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 19.05.2017).

FORM OF GOVERNMENT OF THE REPUBLIC OF KOSOVO

Morozov Igor' Konstantinovich

Volgograd State University imorozov95@mail. ru

In the article the form of government of the Republic of Kosovo is studied in detail, and impact of international mediators on the process of establishing the form of government of the Republic of Kosovo is considered. Significant attention is paid to the phenomenon of "disputed states"; a generalized description of "disputed states" is given and the Republic of Kosovo is referred to this group of states. Proceeding from the revealed peculiarities of formation and development of the Republic of Kosovo in the international arena, and also by analyzing provisions of the Constitution of the Republic of Kosovo the author comes to the conclusion that the form of government in this "disputed state" is atypical.

Key words and phrases: Constitution; form of government; atypical form of government; "disputed state"; president; parliament; government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.