O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar National University of Uzbekistan_Media education in Uzbekistan: problems, solutions and prospects
ФОРМА КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РКИ - ТЕСТИРОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ LMS)
Н. Х. Рахимова
Университет Мировой Экономики и Дипломатии, Ташкент
Ш. А. Абдусаматова
НУУз, Ташкент
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматриваются вопросы применения одной из форм контроля знаний - тестирования - на занятиях русского языка как иностранного. Авторы акцентируют внимание на разработку вопросов для тестирования РКИ, также на основные требования к составлению тестовых заданий.
Ключевые слова: тестирование, метод, тест, образование, русский язык как иностранный, дистанционная система LMS.
ANNOTATSIYA
Maqolada rus tilini chet tili sifatidagi sinfda bilimlarni nazorat qilish shakllaridan biri - testdan foydalanish muhokama qilinadi. Mualliflar RCTni sinovdan o'tkazish uchun savollarni ishlab chiqishga, shuningdek, test topshiriqlarini tayyorlashga qo'yiladigan asosiy talablarga e'tibor qaratadilar.
Kalit so'zlar: test, metod, test, ta'lim, rus tili chet tili sifatida, masofaviy LMS
tizimi.
ANNOTATION
The article discusses the use of one of the forms of knowledge control -testing - in the classroom of Russian as a foreign language. The authors focus on the development of questions for testing RCTs, as well as the basic requirements for the preparation of test items.
Key words: testing, method, test, education, Russian as a foreign language, remote LMS system.
Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку
May 2024
424
основана на впечатлении преподавателя. Тестирование на занятиях по русскому языку как иностранному (далее - РКИ) становится все более популярным методом проверки знаний по лексике и грамматике, так как тесты обладают очевидными преимуществами перед другими методами педагогического контроля. Во-первых, это мобильность контроля при помощи ёмких тестовых заданий, что выражается в минимальных затратах времени, усилий и средств, при этом индивидуализация контроля позволяет справедливо оценить каждого студента по единым критериям. Во-вторых, позволяет проверить знания обучающихся по разным темам изучаемой дисциплины. Тестирование как форма контроля стимулирует активность и внимание учащихся на занятии, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий [1, с. 58]. Данная форма работы проводится для выявления уровня достижения в определенном виде деятельности, способностей к определенному виду деятельности, трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления. С развитием информационных технологий тесты приобрели широкую популярность. Этот метод оценки знаний в современном мире широко используется в дистанционных системах образования, например в ЬМБ.
Первоначальным этапом разработки теста является определение цели тестирования. Тест может проводиться для оценки: а) уровня знаний в начале обучения (входящий тест); б) усвоения знаний в течение обучения (тренировочный тест); в) знаний, умений и навыков после изучения темы, раздела (тематический/ промежуточный тест); г) умений и навыков в конце обучения (итоговый тест). Так, входящий контроль позволяет выявить до начала обучения реальный уровень знаний обучаемого, в соответствии с которым будет определяться содержание, объем, методы и формы обучения. Решение этой задачи может потребовать немало времени, но ее можно упростить, проведя входящее тестирование. Задания, используемые в тренировочный тесте, позволяют проверить начальный уровень сформированности знаний, получить сведения о качестве усвоения учащимися учебного материала. На основе информации, получаемой с помощью тренировочных тестов, преподаватель корректирует обучающую и учебно-познавательную деятельность студентов, а в случае необходимости использует новые методы и средства обучения. Не менее важную роль в применении тренировочных тестов играет самодиагностика, которая позволяет студенту быстро обнаружить пробелы в собственных знаниях и ликвидировать их. Для проверки уровня усвоения материала после изучения отдельных тем, разделов применяется тематический (промежуточный) тест. К тестам, выполняющим
May 2024
425
контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у обучаемых определенного уровня коммуникативной компетенции, и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельными речевыми умениями за определенный период обучения. Первый вид теста можно соотнести с итоговым контролем, проводимым в конце курса обучения, второй вид - с промежуточным контролем, осуществляемым по окончании определенного цикла занятий.
В дистанционной системе LMS существует многообразие типовых тестовых вопросов. При разработке банка тестовых заданий необходимо учитывать ряд требований, которые позволят повысить качество системы проверки знаний. Кроме того, требуется принимать во внимание технические возможности средств автоматизации тестирования, применяемых в организации.
При составлении вопросов тестовых заданий по дисциплине «Русский язык как иностранный» целесообразно руководствоваться следующими требованиями.
1. Общее количество вопросов должно быть не менее 300.
2. Тестовые задания должны быть сгруппированы по модулям (в курсе должно быть не менее 3 модулей).
3. База тестовых заданий должна охватывать все дидактические единицы курса и предусматривать проверку всех приобретаемых студентами компетенций.
4. Необходимо использовать тестовые задания различных типов (открытого, закрытого типа, на соответствие, верно-неверно, эссе и др.)
5. Кроме текста, в вопросы должны быть включены рисунки, графики, диаграммы, схемы, видео- или аудио фрагменты.
6. В каждом вопросе должно определённое количество слов.
7. Необходимо предусматривать от 4 до 6 вариантов ответов, из которых правильным может быть только один.
8. Время на ответ на один вопрос не должно превышать одной минуты.
9. Тестовые задания должны быть представлены в форме краткого суждения, сформулированы ясным, чётким языком и исключать неоднозначность заключения тестируемого на требования задания.
10. Все задания в банке тестовых заданий должны быть уникальны, самостоятельны и логически не связаны друг с другом.
11. Задания и варианты ответов не должны содержать подсказки к правильному ответу.
426
Мау 2024
12. В вариантах ответов не допускается использование выражений типа «все ответы верны», «нет правильных вариантов ответа» и т.п.
Этот тип вопросов интересен тем, что не возможен в бумажном варианте теста. Для создания надежного и работающего теста в системе ЬМБ. необходимо, чтобы он соответствовал следующим требованиям:
- простота синтаксических конструкций и содержание минимального количество информации;
- наличие четкой формулировки перед каждым вопросом (для студентов англоязычных групп желателен перевод заданий на английский язык);
- указание типа вопроса в системе перед каждым заданием; -разнообразие типовых тестовых заданий. Основная роль тестирования в преподавании РКИ заключается в обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле), и чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественнее тестирование [2, с. 70].
Преимущество тестирования состоит в том, что оно позволяет проверять одновременно всех учащихся группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия - они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение; тест дает возможность включать большой объем материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе. У тестирования как средства контроля в обучении РКИ есть не только преимущества, но и недостатки, к которым следует отнести невозможность контроля за правильностью речи студентов; невозможность учета психофизиологического состояния учащихся на момент контроля; случайность выбора правильного варианта ответа [3, с. 354]. Главная отличительная черта теста - объективность и качественность оценивания результатов, которые достигаются за счет стандартизации процедуры тестирования, а также стандартизации и проверки показателей качеств заданий и тестов в целом.
Необходимо отметить, что использование тестов исключает возможность возникновения конфликтов из-за несогласия с оценкой, способствуя тем самым установлению доверия как между студентами, так и
Мау 2024
427
O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar
NatjonalUniversity^fUzbekiSjan^^
между преподавателем и студентом. Качество тестов, используемых в учебном процессе, является одним из важнейших методов контроля знаний. Во избежание необъективной оценки знаний студентов необходимо использовать только статистически обоснованные тестовые задания, прошедшие предварительное тестирование и обладающие достаточным уровнем достоверности и надежности.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что в настоящее время тестирование является неотъемлемым компонентом процесса обучения РКИ и постоянно используется как текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний студентов. Технология подготовки и проведения тестирования меняется в зависимости от типа и вида тестовых заданий. При соблюдении всех требований, предъявляемых к их составлению, при знании психолого-педагогических условий и нравственных норм тестирования обучение РКИ станет более успешным.
REFERENCES:
1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий [Текст]: / В. С. Аванесов // Учебное пособие. Второе издание - М.: Центр Тестирования, 2005. - 155 с.
2. Aripova A.K. INNOVATIVE EDUCATIONAL METHODS IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A SPECIALISTЕвразийский журнал академических исследований 3 (1 Part 6), 6975
3. Hasanovna A.A. TEACHING AND STUDYING THE HISTORY OF THE UZBEK LANGUAGE - AS A COMPLEX ETHNOGENETIC PROCESS Multidisciplinary Research IJMR 9 (11), 352-355
4. Белозёрова С.И., Белозеров О.И. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В LMS MOODLE // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6.
5. Чумак Л.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / Л.Н. Чумак. - Мн.: БГУ, 2009. - 304 с.
428
May 2024