Научная статья на тему 'Форма государственного устройства: особенности федеративного устройства Индии'

Форма государственного устройства: особенности федеративного устройства Индии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4465
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форма государственного устройства: особенности федеративного устройства Индии»

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

УДК 342.24

Никитина Александра Вадимовна.

Аспирантка 2-ого года обучения, заочное отделение, Россия, Москва, Московского университета имени С. Ю. Витте E-mail: taufel2009@mail.ru

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО

УСТРОЙСТВА ИНДИИ

Аннотация

Исследование формы государственного устройства государств Южной Азии. Анализ истории индийской государственности. Краткое исследование некоторых норм Конституции Индии 1949 г.

Ключевые слова

Теория государства и права, история государства и права зарубежных стран, форма государственного

устройства, федеративное устройство Индии.

Индия одно из самых древних государств в мире. История Индии составляет более 5000 лет.

Актуальность данного исследования состоит в том, что Индия очень богата своей уникальной философией и культурой.

Индия сформировалась как государство с момента возникновения Хараппской цивилизации. Данная цивилизация находилась на реке Инд (3300 - 1300 лет до н. э.), и, является одна из трёх древнейших цивилизации, наряду с шумерской и древнеегипетской. Хараппская цивилизация очень развитая цивилизация, очень сильно развиты городские поселения. Имелись торговые отношения с Месопотамией и Аравией.

Следующий период истории Древней Индии называют Ведийский период (XIII - VI вв. до н. э.). Ведийская цивилизация является индоарийской культурой, основой которой стоят Веды. Веды - сборник древних священных писаний индуизма. Индуизм является основой индийского государства, именно этот момент отличает Индию от всех остальных государств. Основной частью Вед являются самхиты - сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады - тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам. Основными источниками по истории Северной Индии конца II -начала I тысячелетий до н. э. являются древнейшие памятники индийской религиозной литературы - веды. Сам факт их составления свидетельствует о появлении в Индии индоевропейских племен. По языку, религии и мифологии веды обнаруживают особое сходство с иранской «Авестой». Данный период истории Индии был период формирования индуизма. Усложняется структура общества, появляются варны (брахманы, раджанья, вайшья и шудры).

Следующий период в истории Индии был характерен тем, что в этот период появлялись различные государственные образования. Начиная с VI века до н. э. на территории Индии появилось множество Махаджанападов - независимых королевств и республик. В III веке до н. э. большая часть Южной Азии объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи. Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки. В начале II века до н. э. Индия пережила череду нападений со стороны Центральной Азии, результатом которых стало образование на территории Индийского субконтинента Индо-греческого, Индо-скифского и Индо-парфянского царств, а также Кушанской империи. Начиная с III века в истории Индии начался период правления династии Гупта, который принято считать «золотым веком» Индии. В Южной Индии в разное время доминировало несколько династий, включая такие как Чалукья, Чера, Чола, Кадамба, Паллава и Пандья. Под покровительством этих правителей в Индии расцвели науки, инженерия, искусство, литература, астрономия и философия.

Был период европейской колонизации. «Индия была первым и по существу единственным государством столь крупного масштаба (точнее даже, группой государств, объединенных сплачивавшей их цивилизацией, религиозной традицией и общностью социально? Кастовых принципов внутренней структуры), которое было превращено в колонию. Воспользовавшись характерной для Индии слабостью административно? Но коль скоро это было достигнуто (в 1849 г., после победы над сикхами в Пенджабе),

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

перед завоевателями возникла новая проблема: как управлять гигантской колонией? Перед прежними завоевателями такой проблемы не было. Но англичане представляли собой принципиально иную структуру, к тому же находившуюся на крутом подъеме и предъявлявшую все более решительные и далеко идущие требования для своего успешного развития» [4].

Начиная с XVI века, несколько европейских стран, включая Португалию, Нидерланды, Францию и Великобританию, будучи заинтересованными в торговле с Индией, захватили власть в раздробленных королевствах полуострова и начали битву за установление колоний на территории Индии. Англичане оказались успешнее остальных колонизаторов и к 1856 году большая часть Индии оказалась под контролем Британской Ост-Индской компании. Годом позднее произошло охватившее всю Индию восстание индийских военных подразделений и царств, которое получило название Первой войны за независимость или Восстания сипаев. Оно бросило вызов контролю Британской компании, но в конце концов было подавлено.

В итоге, Британская Ост-Индская компания была ликвидирована и Индия перешла под непосредственное управление Британской короны как колония Британской империи. Эксплуатация индийских колоний была важнейшим источником накопления английских капиталов и промышленной революции в Англии. Первая английская (Лондонская) Ост-Индская компания была создана в 1600 году. Англичане постепенно наращивали своё влияние в Индии, к концу XVIII века они смогли взять под контроль значительную часть Индии и вытеснить конкурентов.

После перехода Бенгалии под управление компании англичане ввели на её территории внутренние таможни, монополизировали важнейшие отрасли внутрибенгальской торговли. Сотни тысяч бенгальских ремесленников были принудительно прикреплены к факториям компании, куда обязаны были сдавать свою продукцию по минимальным ценам, часто им вообще ничего не платили. Резко выросли налоги, в том числе в два раза увеличился поземельный налог. Ограбление населения привело к голоду 1769 - 1773 годов, во время которого погибло от 7 до 10 миллионов бенгальцев. В 1780 - 1790-х годах в Бенгалии снова разразился голод, погибло несколько миллионов человек. Голодом были поражены также Бенарес, Джамму, Бомбей и Мадрас.

Первая Французская Ост-Индская компания была основана в 1604 году. За ней последовали: 2-я (1611), 3-я (1615), 4-я (1642, Ришелье), 5-я (Кольбера, 1664). В 1674 году был основан Пондишери на Коромандельском берегу, а в 1676 году - Чандернагор. Шестая компания образована путём слияния нескольких (Ост-Индской, Вест-Индской, Китайской, Сенегальской) торговых компаний (1719). Ей были дарованы королём исключительные права, отобранные в 1769 году. В 1790 году она была уничтожена Национальным собранием.

Современный период истории Индии начинается с момента приобретения независимости от британского владычества 15 августа 1947 года. 26 января 1950 г. Индия преобразовывается в республику и принимает новую конституцию. И в колониальном периоде истории Индии были основные законы, но они все относились к «колониальному законодательству», потому что Великобритания такие акты вводила. Например, в самом начале колониального периода было восстание сипаев в 1857 году и Великобритания через год ввела Акт 1858 года. Этот Акт 1858 года усилил власть Великобритании в Индии. Был введен институт генерал-губернаторство. Все имущество Ост-Индской компании передается Великобритании.

В свою очередь, Акт 1892 года расширил количество представителей в различных законодательных советах в Британской Индии. Законодательные советы имели возможность обсуждать финансовую отчетность. Однако Великобритания в 1909 году ограничило возможность индийцев управлять собственной страной.

Закон о независимости Индии 1947 г. этот акт был принят британским парламентом. Король Великобритании Георг VI подписал данный документ о признании суверенитета Индии и отделении Пакистана. Данный акт был разработан премьер-министром Клементом Эттли.

Конституция Индии была принята Учредительным собранием 26 ноября 1949 г., а вступила в силу 26 января 1950 г. Так в главе 1 «Союз и ее территории», ст. 1 можно утверждать, что Индия сформировалась как федеративное государство. Парламент Индии вправе формировать новые субъекты федерации (как и принять в Союз, так и создать новый регион внутри Союза). Также существует глава 5 Конституции Индии 1949 года, которая описывает федеративный уровень государственных органов власти. Например, там

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

описаны полномочия президента и вице-президента Индии, парламент (состоит из Госсовета и Совета народных собраний), судебная ветвь власти на федеральном уровне. Глава 6 «Штаты» Конституции Индии 1949 года детализирует полномочия губернатора, регионального правительства, генерального адвоката штата (The Advocate-General for the State), региональные парламенты, региональные суды. Глава 9 «Сельские советы» выделены отдельно в основном законе. Глава 9 А определяет полномочия «Муниципалитетов».

Особенность административно-территориального деления Индии состоит в том, что делят единицы на 3 уровня:

-штаты, они обладают собственными органами законодательной и исполнительной власти, управляет губернатор, а союзные территории не имеют собственного гос. аппарата и руководят данным видом субъекта федерации федеральное правительство;

-округа - это административно-территориальная единица, которая входит в состав штатов и союзных территорий;

-техсил (tehsil, tahsil, tahasil), талук (taluk, taluka), мандал (mandal) - это административная единица местного уровня.

В основном техсил состоит из города, который служит его центром, и некоторого числа деревень. Иногда в состав техсила могут входить и дополнительные города. Правление техсила имеет определённую налоговую и административную власть над деревнями и муниципалитетами в своей юрисдикции, являясь основным исполнительным органом по части земельных отношений и соответствующим административным вопросам. Главным должностным лицом является техсилдар, или, менее официально - талукдар или талука муктиаркар.

Термин «талука» или «талук» используется только в нескольких штатах, таких, как Гуджарат, Гоа, Махараштра, Керала, Тамил-Наду и Карнатака; термин же «техсил» применяется, в свою очередь, в следующих штатах - Пенджаб, Харьяна, Уттар-Прадеш, Уттаракханд, Химачал-Прадеш, Мадхья-Прадеш и Раджастхан. Андхра-Прадеш ранее использовал «талуки», но сейчас они замещены «мандалами». Каждый талук или техсил является частью большего округа, который, в свою очередь, входит в состав штата или союзной территории. В некоторых случаях техсилы определённых штатов организовываются в небольшие группы, именующиеся подокругами. Объединения деревень в пределах техсила называются «хобли». Правительственные органы, действующие на уровне техсилов, имеют название панчаят самити. Список используемой литературы.

1. Конституция Индии принята Учредительным собранием 26 ноября 1949 г., вступила в силу 26 января 1950 г. The Constitution of India adopted by the Constituent Assembly of India November 26, 1949, entered into force on January 26, 1950.

2. Закон о независимости Индии 1947 года. Indian Independence Act 18 July 1947.

3. Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. - СПб.: Наука, С.-Петербург. отд-ние, 1991. - 176 с. - (Из истории мировой культуры).

4. История Древнего Востока : учебное издание / Под ред. В. И. Кузищина. - Издательство «Всышая школа», 1988, с изменениями.

5. Васильев Л.С. История Востока: Учеб. по спец. "История".- М.: Высш. шк., 1994. Т.1. - 495 с.; Т. 2. - 495 с.

6. Волперт, Стэнли (1989).Новая история Индии (3-е изд.), Стр. 239-40. Оксфорд. Wolpert, Stanley (1989). A New History of India (3d ed.), pp. 239-40. Oxford University Press.

7. Илберт, сэр Куртенэ Перегрин. Правительство Индии, Третье издание, переработанное и дополненное. Кларендон Пресс, 1922. стр. 119-122. Ilbert, Sir Courtenay Peregrine. The Government of India, Third Edition, revised and updated. Clarendon Press, 1922. pp. 119-122.

8. Википедия. Основная статья «Административно-территориальное деление Индии». URL: https://ru.wikipedia.org/.

9. Википедия. Основная статья «Сельские советы». Wikipedia. Principal article. «Gram panchayat». URL: https://ru.wikipedia.org/.

© А.В. Никитина, 2015

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

УДК 342.9

Черняев Геннадий Михайлович

Старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, РФ

e-mail: gchernyaev@list.ru Хатуаев Марат Отарович Старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, РФ

e-mail: hatuaev.m.o@mail.ru

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ: ДОВОДЫ «ЗА» И «ПРОТИВ»

Аннотация

Авторами статьи исследуется институт исправительных работ как вид административного наказания, анализируется эволюция данного института в отечественном административно-деликтном праве, а также возможность применения его в современных условиях.

Ключевые слова

Исправительные работы, административное наказание, обязательные работы, административная

ответственность, КоАП РФ.

В последнее время вопрос юридического закрепления в кодифицированном административно-деликтном законе, а также практического применения такого вида административного наказания, как исправительные работы, является весьма дискуссионным. В юридической литературе, а также в среде отечественных административистов не утихают споры относительно нынешней актуальности данного института. Связано это, в первую очередь, с различными точками зрения на его соответствие декларируемым в главе 3 КоАП РФ целям административного наказания [1]. Кроме того, следует напомнить, что как вид административного наказания исправительные работы отсутствуют в отечественном административно-деликтном законе уже более двенадцати лет.

Обращение к истории данного института и его применения в российской практике показывает, что исправительные работы как вид административного взыскания то вводился, то отменялся в отечественном законодательстве. В теоретико-методологическом плане институт административно-деликтных исправительных работ не был разработан советской наукой административного права, что обуславливалось весьма редким применением данного вида административного наказания на практике до шестидесятых годов прошлого века.

В дальнейшем исправительные работы как вид административного взыскания были закреплены в КоАП РСФСР 1984 г. Так, в статье 24 («Виды административных взысканий»), в том числе указывались и исправительные работы, а ст. 31 КоАП РСФСР 1984 г. предусматривала особенности применения данного вида административного взыскания. Исправительные работы применялись на срок до двух месяцев, а минимальный срок назначения наказания составлял 15 суток. При этом местом отбывания административного наказания было место постоянной работы лица, которое совершило то или иное административное правонарушение. То есть, исходя из логики ст. 31 КоАП РСФСР 1984 г., анализируемое административное взыскание не могло применяться лицу, не имеющему постоянного места работы.

КоАП РФ 2002 г. отказался от исправительных работ как вида административного наказания. По мнению некоторых российских административистов, это было обусловлено тем, что по сути своей, исправительные работы являлись разновидностью «штрафа с рассрочкой». При этом, стоит отметить, что законодатель в 2012 г. ввел институт обязательных работ, как административного наказания, которое заключается в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Введение института обязательных работ выступает в определенной степени положительным аспектом в свете развития института административного наказания. Тем не менее, было бы не совсем верным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.