Научная статья на тему 'Форма электронного нормативного правового акта (вопросы правового регулирования)'

Форма электронного нормативного правового акта (вопросы правового регулирования) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
841
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форма электронного нормативного правового акта (вопросы правового регулирования)»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Н.Н. Штыкова

Штыкова Наталья Николаевна — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета им. А.Г. и НГ. Столетовых

Форма электронного нормативного правового акта (вопросы правового регулирования)

Основу любого государства составляют правовые нормы, принятые уполномоченными государственными органами и регулирующие общественные отношения в соответствующих сферах. Свое выражение правовые нормы находят, прежде всего, в нормативных правовых актах, составляющих основу континентальной правовой системы, к которой относится правовая система России. В научной литературе отмечаются трудности в регламентации отношений электронного государства с помощью правовых норм1. Особую остроту приобретает проблема обеспечения доступности действующего (со всеми изменениями, дополнениями) текста нормативного правового акта2.

Основные требования к форме электронного правового акта разработаны юридической наукой и законодательством.

Во-первых, форма электронного правового акта должна отвечать определенным общим признакам, которые характеризуют любой правовой акт. К ним относятся следующие:

— надлежащим образом оформленное в виде документа, под которым понимается материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»3);

— внешнее выражение воли государства, его органов, органов местного самоуправления, отдельных лиц (юридических или физических). Под волей лиц, как отмечает С.С. Алексеев, следует рассматривать внутреннее, психическое явление, выступающее вовне, в качестве волеизъявления, способного дать известный юридический эффект4;

— содержащее элементы правовой системы общества, а именно: юридические нормы, правоположения практики, индивидуальные предписания, иные решения лиц;

— особый порядок или процедура разработки и принятия акта (например, правотворческий процесс);

— наличие субъекта права, имеющего полномочия или компетенцию по принятию соответствующего правового акта;

— направленность на нормативное или индивидуальное регулирование общественных отношений.

Во-вторых, необходимо четко различать электронные нормативные правовые акты и электронные

правоприменительные, а также интерпретирующие правовые акты. Первые отражают основные требования, предъявляемые современным обществом к любому нормативно правовому акту, а именно:

1. Официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для субъектов, которым адресован.

2. Содержит информацию о нормах права.

3. Обладает соответствующей юридической силой, зависящей от компетенции правотворческого (государственного) органа, его принявшего.

4. В совокупности составляют единую иерархическую систему, отражающую структуру государственных органов.

5. Имеют общий характер; их следует отличать от индивидуально-правовых актов (правоприменительных), содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.

1 Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации / отв. ред. И.Ю. Богдановская. М., 2009. С. 225; Чеботарева А.А. Электронное государственное управление как новая форма взаимоотношений личности, общества и государства // Г осударственная власть и местное самоуправление. 2011. № 6. С. 18.

2 Юртаева Е.А. Нормативность законодательства: современные модуляции в российском правотворчестве // Журнал российского права. 2012. № 11. С. 28—39.

3 Российская газета. 1995. 17 января.

4Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 194.

Юридическая техника. 2015. М 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

6. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты1.

В-третьих, правовые акты приобретают характеристику электронных именно в силу их официального опубликования с помощью информационных технологий. Электронные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палаты Федерального Собрания) в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 25 декабря 2012 г.) подлежат обязательному полнотекстовому официальному опубликованию в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первому размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)2.

Согласно статьи 91 закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации. Таким органом является Федеральная служба охраны Российской Федерации, положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 7 августа 2004 года № 1013 (ред. от 21 декабря 2013 г.) «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации»3. Приказом ФСО РФ от 7 августа 2009 года № 487 было утверждено Положение о сегменте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 сентября 2009 г. № 14705)4. Согласно Положению сегмент сети «Интернет» предназначен для обеспечения размещения информации о деятельности Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также для доступа к сети «Интернет» должностных лиц указанных государственных органов (далее именуются — пользователи сегмента сети «Интернет»). Очевидно, что в настоящее время предназначение сегмента сети «Интернет» расширено.

На территории Владимирской области действует Постановление администрации Владимирской области от 28 августа 2014 года № 905 «Об упорядочении механизма официального опубликования законов Владимирской области, указов и постановлений Губернатора области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области», который утвердил «Технический регламент размещения (опубликования) законов и иных правовых актов Владимирской области на официальном интернетпортале правовой информации (www.pravo.gov.ru)«5.

На «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации о разъяснении постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, а также иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).

На «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и

1 См.: Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. 2-е изд., перераб., доп. и испр. М., 2011.

2 О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ; О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)»: указ Президента РФ от 2 апреля 2014 г. № 198 // СПС «КонсультантПлюс».

3 Собрание законодательства РФ. 2004. № 32, ст. 3314

4 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 38.

5 Владимирские ведомости. 2014. 30 августа.

Штыкова Н.Н. Форма электронного нормативного правового акта (вопросы...

829

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) актов осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 2 апреля 2014 года № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)»1. Этим указом установлено, что в соответствии с законами субъектов Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации также опубликовываются на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Опубликование законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания и является их официальным опубликованием. Кроме того, Указом Президента РФ от 2 апреля 2014 года № 198 дано поручение Федеральной службе охраны Российской Федерации, которая должна:

а) обеспечить размещение (опубликование) начиная с 1 сентября 2014 года законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru);

б) разработать и утвердить в 3-месячный срок технические требования к размещению (опубликованию) законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернетпортале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), предусмотрев в них унификацию форматов законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, предоставляемых ими в электронном виде для размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Правоприменительные акты в силу Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» также обязательно подлежат размещению в электронной форме2. Согласно статьям 14 и 15 указанного закона в сети «Интернет» размещается информация, связанная с рассмотрением дел в суде, представленная, в том числе, текстами судебных актов, разъяснениями, обобщениями и обзорами по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел. Тексты судебных актов размещаются в сети «Интернет» после их принятия, за исключением приговоров. Последние размещаются после их вступления в силу. Тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, а также тексты иных судебных актов, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, арбитражными судами размещаются в сети «Интернет» в полном объеме. При размещении в сети «Интернет» текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, за исключением текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо искпюченных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. При размещении в сети «Интернет» текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов.

Особо закон устанавливает перечень текстов судебных актов, которые не подлежат размещению в сети «Интернет», по делам:

1) затрагивающим безопасность государства;

2) возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

3) о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

4) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;

5) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

6) о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;

7) об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции;

8) разрешаемым в порядке статьи 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

1 Российская газета. 2014. 4 апреля.

2 Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Положения рассматриваемого закона обогатили форму правоприменительных правовых актов, предоставив возможность участникам правовых отношений более оперативно получать доступ к информации о деле.

В-четвертых, электронные правовые акты, прежде всего, выступают формой законодательной и исполнительно-распорядительной (управленческой деятельности) в коммуникативных отношениях информационного общества (электронный документооборот, электронное правительство и электронное управление-администрирование).

В-пятых, необходимо отметить, что вид электронного правового акта не меняется от использования информационных технологий, остается таким, каким он был принят соответствующим субъектом права. Это общепризнанные виды правовых актов: федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и др).

В-шестых, содержание электронного правового акта в полном объеме и тексте соответствует бумажному носителю акта, но в то же время предоставляет большие возможности для его использования (например, гиперссылки).

Итак, в настоящее время встает вопрос о многоаспектности, разнообразности, содержательности издаваемых в современном государстве правовых актов. Форма правового акта, к которой исторически пришло человечество и законодатель (или более широко — правотворец) в виде опубликования значимых актов на бумажном носителе или в печатном виде как правовая традиция сегодня не оправдывает ожидания. Поиск нужной правовой информации среди всего потока правового материала требует от современного юриста или правоведа максимальной концентрации и аккуратности в плане отслеживания изменений, дополнений или отмены части или полностью определенных норм права. Поэтому, естественно, встает вопрос об изменении печатной формы действующих правовых актов и формировании новой формы электронного правового акта, который, неся в себе существенные признаки правового акта, служил бы целям информационного общества и электронного правительства в широком смысле слова.

Штыкова Н.Н. Форма электронного нормативного правового акта (вопросы...

831

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.