Елена ТРОФИМОВА, д.ф.н., «Цитомед.Маркетинг» (ЗАО ЦМ «Фарм»)
Форкасты и форсайты
РОССИЙСКОГО фармрынка
По справедливому замечанию Владимира Шипкова, исполнительного директора AІPM, 14-я Конференция Адама Смита (состоялась в конце мая в С.-Петербурге) стала беспрецедентной по числу участников, проявленному к ней интересу со стороны бизнеса, оригинальности программы, а также числу и уровню экспертов рынка, принявших участие в форуме. В то же время нерешенной задачей остается привлечение к проведению конференции высшего руководства Минздравсоцразвития и других министерств и ведомств, влияющих на регулирование и развитие фармацевтической отрасли, что, возможно, позволит сделать еще один шаг от форка-стов к форсайту российского фармрынка.
(НА ФОНЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ФОРКАСТОВ
По данным компании RMBC, озвученным ее гендиректором Марией Денисовой, в 2007 г. коммерческие розничные продажи и госпитальные поставки совокупно в долларовом выражении выросли на 19%, в то время как общие темпы роста российского рынка по сравнению с 2006 г. сократились более чем в 2 раза и составили +14%, что явилось следствием сокращения финансирования по программе ДЛО. Вопреки этому факту привлекательность российского фармрынка, в ключе долгосрочных тенденций и на фоне общих закономерностей развития мирового фар-мрынка, большинством экспертов оценивалась позитивно. Более того, согласно язвительному замечанию Вениамина Мунблита («КОМКОН- Фарма»), более оптимистичных оценок перспектив развития рынка на конференции Адама Смита не звучало с 1998 г. Ожидается, что в течение 5 лет государственные расходы на лекарства в России вырастут в 3 раза, а фармрынок к 2012 г. в конечных ценах достигнет 25 млн. долл.
«Если вы не думаете о будущем, его у вас не будет».
Джон Голсуорси
Йостейн Девидсон, гендиректор Nycomed Russia — CIS, проводя анализ глобальных трендов на фарм-рынке, обозначил замедление динамики роста рынка развитых стран и активизацию развивающихся, сокращение продуктивности исследований и разработок, снижение значения блокбастерной стратегии, высокие темпы роста рынка целого ряда групп специализированных продуктов, ужесточение требований при включении новых препаратов в возмещаемые списки с позиции доказательной медицины и оценки эффективности затрат, сокращение влияния на спрос со стороны практикующих врачей и смещение маркетинговых усилий в сторону лиц, влияющих на политику возмещения и закупок.
По данным компании IMS Health, озвученным Николой Милевичем,
главой представительского офиса IMS AG-Russia, рост мирового фармрынка, который в 2007 г. составил +6,1%, был в значительной степени обеспечен нетрадиционными рыночными сегментами, а именно, развивающимися рынками (на 15%) и сегментами специализированных препаратов (на 40%). На 14% рост рынка был получен за счет дженери-ковой продукцией, на 65% — брэндами с действующей патентной защи-
той. Доля дженериков продолжает активно расти, особенно в специализированных фармацевтических сегментах. В европейских странах проводится активная политика по сдерживанию цен на ЛС, поэтому европейский рынок в последние годы растет в основном за счет натуральных объемов. Среди европейских стран Россия, согласно данным IMS, будет являться лидером по темпам роста продаж не только в 2008 г. (+20—21%), но и в перспективе до 2011 г. (в среднем +18,2%). Прогнозируется, что фарм-рынок Центральной Европы в 2011 г. составит 40,4 млрд. долл. в ценах производителей, а входящий в его состав самый крупный российский рынок — 15,6 млрд. долл. Однако, по результатам PEST-анализа, наиболее высокий рейтинг среди стран Центральной Европы имеет Чехия, где отмечается существенный и стабильный рост ВВП, снижение налоговой нагрузки и высококвалифицированная рабочая сила, в то время как Россия в этом рейтинге занимает только 9 место.
Тюган Гекер, глава по Восточной и Центральной Европе F.Hoffman-La Roche Ltd, подчеркнул, что 7 развивающихся рынков, и среди них Россия, к 2012 г. войдут в число крупнейших фармрынков. Они несут в себе значительный потенциал, и международные компании должны искать возможности для инвестиций в них. Сравнение привлекательности рынков стран БРИК, проведенный Франсис Клод, директором Nomura Code Secutities Ltd, показал, что уровень финансирования здравоохранения в Китае выше, чем вместе во всех других странах БРИК, в то время как по доле расходов на здравоохранение по отношению к ВВП (9,1% в 2007 г.), а также по показателям на душу населения лидирует Бразилия. Китай впереди по общим объемам рынка, а
Россия, согласно прогнозам, будет представлять собой наиболее активно развивающийся рынок в период до 2012 г. В дженериковом секторе лидерство по темпам роста Россия уступает Бразилии, однако российский дженериковый рынок велик и является вторым по величине во всей Европе. Конкурентным преимуществами Индии и Китая является лидерство в производстве субстанций и развитие сектора исследований и разработок, в которые сделаны значительные иностранные инвестиции. Бразилия и Россия по этим показателям существенно отстают. В секторе исследований и разработок в России конкурентоспособным является направление клинических исследований.
БЛАГОПРИЯТНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРКАСТ
По мнению Дмитрия Ефимова,
гендиректора компании «Нижфарм» и вице-президента Stada, высокие темпы и потенциал роста, а также высокие показатели прибыльности, характеризующие российский рынок, носят временный характер, поскольку по мере увеличения масштабов рынка и создания эффективной системы регулирования цен эти показали будут снижаться. В то же время устойчивых стратегических конкурентных преимуществ, как, например, Китай и Индия в сфере производства субстанций и разработок, российский рынок в настоящее время не имеет, и задача состоит в том, чтобы их развить. Стратегическим инвесторам, которые на сегодняшний день приходят в Россию, не достает синергии, и деньги, которые должны были быть направлены на приобретение российский фармком-паний, могут в значительной своей части уйти в Украину.
В оценке инвестиционной привлекательности российского рынка важна не только ориентация на внутрен-
ний рынок, но и возможности позиционирования российского фарм-сектора на мировом уровне. Оценивая эти перспективы, Д.Ефимов пришел к выводу, что с крупнотоннажным производством субстанций и массовым производством ГЛС для мирового рынка в России уже опоздали. В то же время логичным выглядит инвестирование и создание производства в нишевых высокотехнологичных направлениях, например, средств доставки, где российские производители могут быть конкурентоспособными наравне с зарубежными компаниями. Значительный потенциал несет в себе сфера исследований и разработок — и внутри компаний, и как сервисная составляющая. Например, на рынке клинических испытаний на долю России на сегодняшний день приходится только 1,93%, в то время как потенциал для развития этого направления значительный. Одним из наиболее интересных областей инвестиций является также дистрибьюция, поскольку ее логистическая составляющая в настоящее время требует для России с ее огромными расстояниями новых решений. Высокой оценки инвестиционной привлекательности многими экспертами был удостоен медицинский сектор.
При рассмотрении привлекательности российских компаний, по мнению Алексея Молчанова, гендиректора «ЦВ ПРОТЕК», инвестора интерсует прежде всего понятность и прозрачность бизнеса, его эффективность и система управления рисками. В настоящее время наиболее привлекательным для инвестиций, согласно А.Молчанову, является сектор дистрибьюции, хотя потенциально — преимущества имеют производство и
ритейл. Именно у крупных дистрибьюторов в настоящее время развиты системы управления рисками, о чем свидетельствует практика страхования их бизнеса, которая в противном случае была бы невозможна.
(ФОРКАСТ ФОРСАЙТА
Вопросов к участвующим в конференции профильным чиновникам в этом году практически не было. Скорее всего, понимания того, какова позиция государства по текущим вопросам, у бизнеса стало несколько больше, чем в прежние годы. В то же время, как выяснилось в ходе форума, потребность в диалоге с бизнесом назрела в недрах самой власти. В выступлениях чиновников не раз приводились примеры эффективного взаимодействия регуляторных органов с А1РМ и звучало приглашение другим ассоциациям к такого рода сотрудничеству.
Сергей Цыб, директор Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Министерства промышленности и торговли, обратился к участникам форума с вопросом о том, что должно сделать государство для повышения эффективности развития отрасли. Он предложил активнее участвовать в обсуждении Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 г., цель которой состоит в том, чтобы совместными усилиями государства и бизнеса вывести российскую отрасль на новые рубежи инновационного развития. Разработка стратегии ложится в общую канву сферы деятельности министерства, которое за последнее время разработало несколько таких документов для различных областей промышленности. При министерстве создан координационный совет по выработке стратегий, в настоящее время формируется рабочая группа по фармацевтической отрасли, в задачи которой, в частности, войдет
согласование позиций с крупными компаниями и ассоциациями. По утверждению Георгия Афанасьева,
руководителя департамента экономического анализа и стратегического планирования и зам. руководителя координационного совета, необходимы шаги в сторону создания общей инфраструктуры для принятия стратегических решений в области здравоохранения и фармацевтической промышленности в перспективе на 25—30 лет. Причем эта деятельность должна базироваться не на методе «форкаста», а на методе «форсайта», не прогноза, а соглашения о будущем. Соглашение тех, кто влияет на будущее и может привести отрасль к успеху.
О необходимости установления постоянного конструктивного диалога между властью и бизнесов с целью поддержания здоровой конкурентной среды в фармацевтической отрасли заявил Андрей Младенцев, зам. руководителя Росздравнадзора. Он также отметил необходимость четкого и прозрачного законодательного регулирования и подчеркнул, что его мнение по этому вопросу совпало с озвученной накануне конференции позицией президента страны Дмитрия Медведева относительно основных направлений борьбы с коррупцией.
Проблеме коррупции в сфере продвижения ЛС был посвящен мастер-класс компаний Emts&Young и Baker&McKenzie. Риск судебных разбирательств особенно высок для мультинациональных компаний со штаб-квартирами в странах с развитым антикоррупционным законодательством. Например, в США Закон о коррупционных действиях за границей предусматривает начало расследований даже в том случае, если компания пошла на нарушения, работая за пределами страны. Многие другие страны имеют похожее законодательство. За последние годы фармацевтический сектор стал жертвой большого числа таких судебных разбирательств и расследований. В ответ на выступление экспертов по этому вопросу последовало замеча-
ние из зала о том, что в России компании-производители устранились от проблем, связанных с коррупцией. Однако коррупционные действия делегированы ими на уровень компа-ний-дистрибьюторов, улаживающих все необходимые вопросы в сфере закупок и продвижения. Масштабы этого бедствия велики, и реально случаи, которые могли бы подпасть под антикоррупционное законодательство, носят массовый характер.
( ФОРСАЙТ АССОЦИАЦИЙ
Заявляя о позиции АРФП, гендиректор ассоциации Виктор Дмитриев
отметил необходимость изменений и корректировки нормативно-правовой базы регулирования отрасли, а также согласования между чиновниками и бизнесом позиций по отдельным нормам законодательства, которые в настоящее время трактуются ими неодинаково. Он также подчеркнул важность создания законодательных предпосылок для государственных инвестиций, которые бы могли быть привлечены частными компаниями, а также введения нетарифных преференций для отечественных производителей при их участии в возмещаемых программах лекарственного обеспечения.
О необходимости гармонизации законодательства с международными нормами, прежде всего в части перехода на GMP, говорили многие участники конференции. В целом ряде случаев более простым и эффективным решением является производство лекарств за пределами страны и их импорт, чем организация внутреннего производства. В.Дмитриев привел курьезный пример с компанией «Хемофарм», которая на своей производственной площадке в Обнинске производит лекарства для рынка Германии, но не имеет возможности поставлять их на российский рынок по причине того, что они еще не прошли предконтроль. Одной из немногих сфер, где положение российских компаний выглядит более благополучным, чем иностранных, является декларация соот-
ветствия качества ЛС. По утверждению Аркадия Фефермана, гендиректора ФГУП «Центр экспертизы и контроля качества медицинской продукции», в настоящее время у отечественных производителей особых проблем с декларированием нет, чего нельзя сказать о зарубежных компаниях, некоторые из которых до сих пор не только не имеют на территории РФ своих юридических лиц, отвечающих за качество поставляемых лекарств, но и вообще не имеют постоянных представителей.
О том, что после вступления России в ВТО (по последним предположениям, должно состояться в 2009 г.) не предвидится масштабной либерализации рынка, сообщил Виктор Бо-танин, ведущий советник департамента торговых переговоров Минэкономразвития. Однако, по его же прогнозам, доля зарубежной продукции в стоимостном объеме фарм-рынка после присоединения к ВТО может вырасти с 75 до 85%. Пошлины на ГЛС с 10—15% до 3—6,5% бу-
дут снижаться постепенно в течение 3—5 лет. Сокращение пошлин на субстанции в среднем с 5 до 3% произойдет в более короткие сроки (в течение 1—2 лет), что по замыслу правительства, наряду со снижением пошлин на технологическое оборудования для выпуска медицинской продукции (с 10—15% до 5%), должно стимулировать выпуск ГЛС внутри страны. Об этих же цифрах и планах представители Минэкономразвития заявляли на конференции Адама Смита еще в 2003 г. В то время их прогнозы относительно доли импортной продукции на российском рынке соответствовали 65—70%. Несмотря на очевидно конкурентные отношения, позиции отечественных и иностранных компаний постепенно сближаются, прежде всего, в силу тех иностранных инвестиций, которые за последние годы были сделаны в российскую промышленность. По мнению исполнительного директора А1РМ В.Шипкова, разделение игроков рынка на локальных и нелокальных,
имеющих производство внутри страны и нет, достаточно условное. Он не исключает возможности участия российских производителей, исповедующих принципы А1РМ, в деятельности ассоциации. Позиция В.Шип-кова о необходимости использования новых форматов объединения производственных компаний нашла поддержку у ряда других экспертов.
( НИ ФОРКАСТА, НИ ФОРСАЙТА
Вопросам ДЛО (в новом обозначении ОНЛС — обеспечение необходимыми ЛС) на конференции, как и в прежние годы, было уделено достаточно много внимания. Но поскольку кризис с финансированием разрешился, а «центр тяжести» реализации программы переместился в сторону регионов, проблематика этой темы при ее обсуждении с чиновниками федерального уровня не носила острый характер. В то же время, в силу объективной необходимости развития системы возмещения, а также на-
личия для этого экономических предпосылок, на повестке дня оказалась новая тема — лекарственное страхование.
Дмитрий Рейхард, и.о. директора ФФОМС, сообщил о том, что удалось сбалансировать финансирование программы по 2007 г. и решить сложную задачу завершения расчетов по 2006 г. Для этого ФФОМС совместно с Росздравнадзором была проведена большая работа по изучению обоснованности предъявленных к оплате рецептов, в результате чего программа по 2006 г. была профинансирована в полном объеме на сумму 74,9 млрд. руб. В 2007 г. расходы по программе были сокращены на треть и составили 50,7 млрд. руб. В бюджет фонда были заложены резервы финансирования на 2008 г. для покрытия плановой задолженности, которая сложилась на конец года в результате установления отсрочки платежей на 180 дней. В настоящее время профинансированы 2/3 всех расходов по программе в 2007 г. на сум-
му более 35 млрд. руб., при этом остаток, который должен быть погашен до конца текущего полугодия, составил 15,7 млрд. руб. Решение этого вопроса, по свидетельству Д.Рейхарда, носит технический характер. В связи с усилением финансового контроля, в 2007 г спорных рецептов было значительно меньше, чем ранее, а проведенные конкурсы на поставки ЛС позволили сэкономить 4 млрд. руб. В 2008 г роль ФФОМС сведена к сугубо финансовой, в то время как полномочиями по контролю за рациональным использованием средств в программе ОНЛС наделен Росздрав-надзор.
Оценивая результаты и перспективы реализации ОНЛС, Елена Тельнова, зам. руководителя Росздравнадзора, настаивала на том, что безусловным достижением программы является повышение доступности инновационных ЛС для целого ряда групп больных. В 2008 г программа разделилась на две части — федеральные централизованные закупки по 7 но-
зологиям и региональные поставки. Задержек по финансированию программы нет. На счета субъектов РФ средства перечисляются вовремя, а вот насколько быстро они поступают к дистрибьюторам и производителям, это уже вопрос. Как показали проверки, сроки завершения расчетов затягиваются. До последнего времени региональные власти четко придерживались планируемых объемов финансирования, в то же время от них в массовом порядке поступают запросы о его увеличении, которые, однако, не имеют под собой никаких расчетов и обоснований. На предложение министерства представить аналитические материалы по ретроспективе реализации федеральной и региональных льготных программ была представлена отчетность, по которой было невозможно принять какие-либо управленческие решения, тем более по увеличению финансирования. Регионам предложено вернуться к решению этой задачи. По мнению Е.Тельновой, в от-
личие от региональной составляющей, финансирование по 7 нозологиям, которое на 2008 г. запланировано в объеме 33 млрд. руб., выглядит вполне достаточным, что подтверждается товарными остатками лекарств в регионах на сумму 8 млрд. руб. Основные проблемы реализации программы по 7 нозологиям связаны с некачественным составлением заявок, а также поступлением дополнительных заявок от регионов после проведения аукционов и заключения контрактов.
На время проведения конференции поставки ЛС по программе ОНЛС в 2008 г. составили более 29 млрд. руб. (в т.ч. 15,5 млрд. руб. по 7 нозологиям и 13,6 млрд. руб. по региональной составляющей). В целом это на 69% больше по сравнению с 2007 г. Средняя стоимость рецепта по высокозатратным нозологиям составила 74,6 тыс. руб., по прочим — 446 руб. В качестве основного показателя текущей устойчивости программы по-прежнему рассматриваются рецепты, находящиеся на отсроченном облу-живании, однако проверки показали, что в регионах эти данные намеренно занижаются.
В 2008 г. впервые закупки ЛС проводились по аукционам, которые, вопреки ожиданиям, к значительной оптимизации затрат не привели (по результатам I полугодия экономия по всем направлениям закупок составила 1 млрд. руб.). По мнению чиновников, от практики проведения аукционов при закупках ЛС на законодательном уровне необходимо отказываться, тем более что конкурсы, даже с позиции получения экономического результата, показали свою более высокую эффективность. Децентрализация программы и повышение ответственности регионов в перспективе будет усиливаться. Однако, по мнению Е.Тельновой, если будут постоянно происходить изменения в программе, то недовольство ОНЛС будет возрастать. Министром здравоохра-
нения и социального развития заявлено также намерение поэтапного развития лекарственного страхования, чему должна предшествовать тщательная подготовительная работа. Позитивные изменения в лекарственном обеспечении можно связать с тем, что динамика финансирования здравоохранения выглядит весьма оптимистичной. Предполагается, что в 2010 г. расходы составят 2 трлн. руб., в то время как в 2008 г. они планируются на уровне 1 трлн. руб. (хотя, по оценке Е.Тельновой, реально эта цифра в текущем году будет выше).
Расходы на лекарственное обеспечение работающего населения, по утверждению Юрия Крестинского,
директора Института проблем общественного здравоохранения, являются не дотациями, а социальными инвестициями, причем ОМС, при условии привлечения соплатежей со стороны населения, является наиболее доступным механизмом их реализации. Следующим шагом в развитии лекарственного страхования может стать дополнение ОМС программами добровольного страхования и подключения к этому процессу работодателей. Однако для привлечения ДМС должны быть созданы условия, когда отпуск лекарств из аптек был бы законодательно отнесен к сфере оказания медицинских услуг, а не рассматривался бы исключительно как торговые операции. Необходимо также формирование государственного заказа в сфере здравоохранения, который бы был ориентирован не только на государственный, но и частный сектор медицины, на «входе» в который в настоящее время находится примерно 10 млрд. долл. инвестиций. В результате введения фармстрахования российский рынок, по мнению Ю.Крестин-ского, к 2012 г. может дополнительно вырасти на 5 млрд. долл., хотя достаточно убедительных обоснований эта цифра не получила.
Ф
на фармрынках СНГ
УКРАИНА СТАЛА ПОЛНОПРАВНЫМ ЧЛЕНОМ ВТО
Протокол о присоединении Украины к Маракешскому соглашению о создании ВТО был подписан в Женеве 5 февраля 2008 г., 16 апреля правительство Украины одобрило этот протокол. Согласно параграфу 8 протокола, он вступил в силу 16 мая 2008 г. На пути вступления Украины в ВТО была проделана работа по гармонизации законодательной базы Украины с требованиями, существующими в странах-членах ВТО. Частью этой работы стало принятие Закона Украины от 16.11.2006 г. № 362^
«О внесении изменений к ст. 9 Закона Украины «О лекарственных средствах», которое ввело новую законодательную норму, регулирующую возможность использования регистрационной информации для подачи заявления о регистрации другого препарата. «Ремедиум» писал об оценках этого события представителями регуляторных органов Украины, а также местных и иностранных производителей (№2, 2007 г.). В частности, Владимир Игнатов, председатель группы европейских производителей Комитета по вопросам здравоохранения ЕБА, считает: «Если говорить о гармонизации и паритетности требований, то требования ЕС предусматривают 11 лет защиты эксклюзивности данных (8+2+1). Для ускорения вступления Украины в ВТО, Евросоюз и США в свое время договорились о том, что для Украины будут приняты минимальные требования, а именно защита в течение 5 лет, так же как в США, и ЕС согласился с этим. Принятие изменений о защите эксклюзивности данных — это шаг вперед. На тот фармрынок, который существует сейчас, это изменение никак не повлияет. Принятые изменения повлияют на позицию оригинальных препаратов, которые будут зарегистрированы в будущем. Второй положительный результат принятия изменений — повышение инвестиционной привлекательности фармрынка Украины. Украинский рынок не может похвастаться большими объемами, поэтому для повышения инвестиционной привлекательности он должен создать максимально цивилизованные условия для развития бизнеса. Введение механизма защиты данных клинических испытаний, которые провели компании, повышает конкурентоспособность украинского рынка».
Продолжение в следующем номере.