УДК 658.5
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ
ПРОГРАММ
А.А. Пастухова Научный руководитель - С.М. Самохвалова
Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: pastuhova2198@mail.ru
В статье затронута проблема оценки эффективности профориентационных программ в современном мире. Рассмотрены критерии оценки эффективности к профессиональному самоопределению. Выделены основные требования к критериям и показателям оценки эффективности профконсультационной работы.
Ключевые слова: профориентационные программы, оценка эффективности профориентационных программ, критерии оценки эффективности, профессиональное самоопределение.
CRITERIA FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF VOCATIONAL
GUIDANCE PROGRAMS
A.A. Pastukhova Scientific Supervisor - S.M. Samokhvalova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail:pastuhova2198@mail.ru
The article touches upon the problem of evaluating the effectiveness of career guidance programs in the modern world. The criteria for assessing the effectiveness of professional self-determination are considered. The basic requirements to the criteria and indicators for assessing the effectiveness of vocational counseling work are highlighted.
Key words: vocational guidance programs, evaluation of the effectiveness of vocational guidance programs, effectiveness evaluation criteria, professional self-determination.
В настоящее время, проблема оценки эффективности профориентационных программ является весьма актуальной. Стандартного набора диагностических методик, вероятно, недостаточно для ее решения, современный рынок труда требует не только определенных способностей и склонностей, но и немалой личностной зрелости. Сегодня жизненный успех определяется не столько приобретенными навыками, сколько личной позицией.
Неспособность решить проблему оценки работы часто приводит к недопониманию между профессиональными психологами и их руководителями, между профконсультантами и клиентами, а также приводит к необъективной самооценке профконсультантом своей работы. Саморазвитие теории и практики профессионального самоопределения напрямую связано с осознанием целей, задач и возможных результатов профконсультационной. Эффективность профориентации является основным критерием готовности человека к
самоопределению. Для оценки эффективности профориентации используется личностно-деятельностный принцип, является основным из методологических принципов профессионального отбора, требует разработки критериев оценки профессиональной пригодности на основе результатов изучения профессиональной деятельности с учетом конкретных специальностей, данный принцип обеспечивает и поддерживает процессы самопознания и самореализации личности, имеет свою научно-теоретическую базу и специфические методы исследования.
Принцип объективности в оценке профессиональной пригодности требует не только стандартизации процедуры и определенных условий обследования, но и учета всех необходимых сведений о специалисте и их тщательной перепроверки. Обоснованность оценки профпригодности - один из важных принципов, согласно которому профессиональный отбор должен проводиться только для тех специальностей, для которых установлена достоверная зависимость успешности обучения и профессиональной последующей деятельности, от уровня развития у кандидата психологических качеств, необходимых для успешной деятельности по данной специальности.
В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности этой работы. Для оценки эффективности управления профессиональным развитием обучающихся выделяют три основных критерия: когнитивный; мотивационно-ценностный; деятельностно-практический.
В таблице 1 представлено более подробное содержание упомянутых критериев.
Таблица 1
Критерии оценки эффективности к профессиональному самоопределению_
№ Наименовани е Характеристика
1 Когнитивный Степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности обучающихся о возможностях получения консультации у специалистов профориентаторов о путях необходимого образования, месте работы; степень информированности учащегося об общих профессионально важных качествах и специальных в данной профессиональной сфере [2].
2 Мотивационн о-ценностный Характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания [2].
3 Д еятельностно-практический Способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы [2].
Выделим основные показатели эффективности профориентационной работы:
- высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (наблюдение, беседы с учащимися и их родителями, анкетирование);
- полное использование возможностей образовательного процесса для создания необходимой профориентации учащихся;
- наличие системы профориентационной работы по развитию профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений [1].
Эффективность профориентационной работы часто определяется тем, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессию, на которую их ориентировали, и работают по ней. Чем выше число учащихся, выбравших рекомендованные им профессии, тем выше эффективность профориентационной работы.
Основным критерием эффективности профориентационной работы является показатель сбалансированности численности учащихся, поступающих на работу, обучающихся в организациях среднего профессионального образования и ВУЗах по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона и общества в целом.
Существует несколько подходов к оценке эффективности профориентационной работы:
- первый, по самому «факту выбора» профессии, учебного заведения и места работы;
- второй, «количественный» подход, например, сколько учащихся было «охвачено» теми или иными профориентационными мероприятиями и профконсультациями, каков процент тех, кто выбрал профессию, по отношению к тем, кто еще не определился.
- третий, «качественная» оценка эффективности профессионального самоопределения, при данном подходе можно определить, какие изменения произошли в мотивации, отношении к самому процессу профессионального самоопределения, в расширении информационно-когнитивной базы выбора, в формировании и развитии волевого и исполнительного компонентов действий учащегося, а также ценностно-нравственной основы самоопределения и согласования профессионального выбора с жизненным и личностным выбором [2].
Несмотря на то, что в области профессиональной ориентации уже проведено достаточное количество исследований, использовать большинство описанных критериев и показателей на практике не всегда удаётся, так как многие из них являются узкоспециализированными и не позволяют оценить эффективность профессионального самоопределения, также большинство критериев и показателей эффективности, используемых в специальных исследованиях, связаны со сложными и громоздкими расчетами, что также затрудняет их практическое применение.
В жизни часто возникает несоответствие между первоначально планируемым профессиональным выбором и реальным. Поскольку главным критерием и показателем эффективности профориентационной работы является сама жизнь человека, оценить которую можно только через много лет, обсуждаемая проблема становится особенно сложной. Можно предположить, в какой мере профориентация оправдает себя в будущем, но нельзя однозначно утверждать, что помощь, оказанная учащемуся, была наиболее оптимальной.
Рассмотрим, четыре основные группы отсроченных показателей эффективности профессионального самоопределения, которые выделял автор Климов Е. А.: реальный выбор; успешность, реалистичность его; «психофизиологическая цена»; удовлетворенность совершенным выбором [2-3]. В заключение следует отметить, что профессиональное и жизненное самоопределение - это очень сложная человеческая проблема, и не всегда она решается благополучно.
Таким образом, можно выделить, какие основные требования к критериям и показателям оценки эффективности профконсультационной работы должны быть: компактность, удобство в практическом использовании; возможность оценить профессиональное самоопределение во всей его полноте; сочетание количественных и качественных методов оценки; «понятность» критериев и показателей не только для профконсультанта, но и для самих обучающихся; предсказуемость оценок, позволяющих не только оценить текущий уровень самоопределения, но и рассмотреть сам процесс профессионального самоопределения в его динамике и, таким образом, спрогнозировать ожидаемые результаты [3].
В современных нестабильных условиях именно предсказуемость профессионального самоопределения становится важнейшим фактором его эффективности.
Библиографические ссылки
1. О психологической готовности школьников к выбору профессии - Текст: электронный // firo.ranepa.ru: 2022. - URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/244-rezapkina-vibor-professii-gotovnostl (дата обращения: 23.03.2022).
2. Оценка эффективности работы профконсультанта - Текст: электронный // educ.wikireading.ru : 2022. - https://educ.wikireading.ru/h6lqgT0bOC (дата обращения: 27.03.2022).
3. Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи - Текст: электронный // studopedia.ru: 2022. - URL: https://studopedia.ru/7_16935_problema-otsenki-effektivnosti-profkonsultatsionnoy-pomoshchi.html (дата обращения: 29.03.2022).
© Пастухова А. А., 2022