Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профориентационные программы / оценка эффективности профориентационных программ / критерии оценки эффективности / профессиональное самоопределение / vocational guidance programs / evaluation of the effectiveness of vocational guidance programs / effectiveness evaluation criteria / professional self-determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Пастухова, С.М. Самохвалова

В статье затронута проблема оценки эффективности профориентационных программ в современном мире. Рассмотрены критерии оценки эффективности к профессиональному самоопределению. Выделены основные требования к критериям и показателям оценки эффективности профконсультационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF VOCATIONAL GUIDANCE PROGRAMS

The article touches upon the problem of evaluating the effectiveness of career guidance programs in the modern world. The criteria for assessing the effectiveness of professional self-determination are considered. The basic requirements to the criteria and indicators for assessing the effectiveness of vocational counseling work are highlighted.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ»

УДК 658.5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ

ПРОГРАММ

А.А. Пастухова Научный руководитель - С.М. Самохвалова

Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pastuhova2198@mail.ru

В статье затронута проблема оценки эффективности профориентационных программ в современном мире. Рассмотрены критерии оценки эффективности к профессиональному самоопределению. Выделены основные требования к критериям и показателям оценки эффективности профконсультационной работы.

Ключевые слова: профориентационные программы, оценка эффективности профориентационных программ, критерии оценки эффективности, профессиональное самоопределение.

CRITERIA FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF VOCATIONAL

GUIDANCE PROGRAMS

A.A. Pastukhova Scientific Supervisor - S.M. Samokhvalova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail:pastuhova2198@mail.ru

The article touches upon the problem of evaluating the effectiveness of career guidance programs in the modern world. The criteria for assessing the effectiveness of professional self-determination are considered. The basic requirements to the criteria and indicators for assessing the effectiveness of vocational counseling work are highlighted.

Key words: vocational guidance programs, evaluation of the effectiveness of vocational guidance programs, effectiveness evaluation criteria, professional self-determination.

В настоящее время, проблема оценки эффективности профориентационных программ является весьма актуальной. Стандартного набора диагностических методик, вероятно, недостаточно для ее решения, современный рынок труда требует не только определенных способностей и склонностей, но и немалой личностной зрелости. Сегодня жизненный успех определяется не столько приобретенными навыками, сколько личной позицией.

Неспособность решить проблему оценки работы часто приводит к недопониманию между профессиональными психологами и их руководителями, между профконсультантами и клиентами, а также приводит к необъективной самооценке профконсультантом своей работы. Саморазвитие теории и практики профессионального самоопределения напрямую связано с осознанием целей, задач и возможных результатов профконсультационной. Эффективность профориентации является основным критерием готовности человека к

самоопределению. Для оценки эффективности профориентации используется личностно-деятельностный принцип, является основным из методологических принципов профессионального отбора, требует разработки критериев оценки профессиональной пригодности на основе результатов изучения профессиональной деятельности с учетом конкретных специальностей, данный принцип обеспечивает и поддерживает процессы самопознания и самореализации личности, имеет свою научно-теоретическую базу и специфические методы исследования.

Принцип объективности в оценке профессиональной пригодности требует не только стандартизации процедуры и определенных условий обследования, но и учета всех необходимых сведений о специалисте и их тщательной перепроверки. Обоснованность оценки профпригодности - один из важных принципов, согласно которому профессиональный отбор должен проводиться только для тех специальностей, для которых установлена достоверная зависимость успешности обучения и профессиональной последующей деятельности, от уровня развития у кандидата психологических качеств, необходимых для успешной деятельности по данной специальности.

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности этой работы. Для оценки эффективности управления профессиональным развитием обучающихся выделяют три основных критерия: когнитивный; мотивационно-ценностный; деятельностно-практический.

В таблице 1 представлено более подробное содержание упомянутых критериев.

Таблица 1

Критерии оценки эффективности к профессиональному самоопределению_

№ Наименовани е Характеристика

1 Когнитивный Степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности обучающихся о возможностях получения консультации у специалистов профориентаторов о путях необходимого образования, месте работы; степень информированности учащегося об общих профессионально важных качествах и специальных в данной профессиональной сфере [2].

2 Мотивационн о-ценностный Характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания [2].

3 Д еятельностно-практический Способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы [2].

Выделим основные показатели эффективности профориентационной работы:

- высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (наблюдение, беседы с учащимися и их родителями, анкетирование);

- полное использование возможностей образовательного процесса для создания необходимой профориентации учащихся;

- наличие системы профориентационной работы по развитию профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений [1].

Эффективность профориентационной работы часто определяется тем, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессию, на которую их ориентировали, и работают по ней. Чем выше число учащихся, выбравших рекомендованные им профессии, тем выше эффективность профориентационной работы.

Основным критерием эффективности профориентационной работы является показатель сбалансированности численности учащихся, поступающих на работу, обучающихся в организациях среднего профессионального образования и ВУЗах по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона и общества в целом.

Существует несколько подходов к оценке эффективности профориентационной работы:

- первый, по самому «факту выбора» профессии, учебного заведения и места работы;

- второй, «количественный» подход, например, сколько учащихся было «охвачено» теми или иными профориентационными мероприятиями и профконсультациями, каков процент тех, кто выбрал профессию, по отношению к тем, кто еще не определился.

- третий, «качественная» оценка эффективности профессионального самоопределения, при данном подходе можно определить, какие изменения произошли в мотивации, отношении к самому процессу профессионального самоопределения, в расширении информационно-когнитивной базы выбора, в формировании и развитии волевого и исполнительного компонентов действий учащегося, а также ценностно-нравственной основы самоопределения и согласования профессионального выбора с жизненным и личностным выбором [2].

Несмотря на то, что в области профессиональной ориентации уже проведено достаточное количество исследований, использовать большинство описанных критериев и показателей на практике не всегда удаётся, так как многие из них являются узкоспециализированными и не позволяют оценить эффективность профессионального самоопределения, также большинство критериев и показателей эффективности, используемых в специальных исследованиях, связаны со сложными и громоздкими расчетами, что также затрудняет их практическое применение.

В жизни часто возникает несоответствие между первоначально планируемым профессиональным выбором и реальным. Поскольку главным критерием и показателем эффективности профориентационной работы является сама жизнь человека, оценить которую можно только через много лет, обсуждаемая проблема становится особенно сложной. Можно предположить, в какой мере профориентация оправдает себя в будущем, но нельзя однозначно утверждать, что помощь, оказанная учащемуся, была наиболее оптимальной.

Рассмотрим, четыре основные группы отсроченных показателей эффективности профессионального самоопределения, которые выделял автор Климов Е. А.: реальный выбор; успешность, реалистичность его; «психофизиологическая цена»; удовлетворенность совершенным выбором [2-3]. В заключение следует отметить, что профессиональное и жизненное самоопределение - это очень сложная человеческая проблема, и не всегда она решается благополучно.

Таким образом, можно выделить, какие основные требования к критериям и показателям оценки эффективности профконсультационной работы должны быть: компактность, удобство в практическом использовании; возможность оценить профессиональное самоопределение во всей его полноте; сочетание количественных и качественных методов оценки; «понятность» критериев и показателей не только для профконсультанта, но и для самих обучающихся; предсказуемость оценок, позволяющих не только оценить текущий уровень самоопределения, но и рассмотреть сам процесс профессионального самоопределения в его динамике и, таким образом, спрогнозировать ожидаемые результаты [3].

В современных нестабильных условиях именно предсказуемость профессионального самоопределения становится важнейшим фактором его эффективности.

Библиографические ссылки

1. О психологической готовности школьников к выбору профессии - Текст: электронный // firo.ranepa.ru: 2022. - URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/244-rezapkina-vibor-professii-gotovnostl (дата обращения: 23.03.2022).

2. Оценка эффективности работы профконсультанта - Текст: электронный // educ.wikireading.ru : 2022. - https://educ.wikireading.ru/h6lqgT0bOC (дата обращения: 27.03.2022).

3. Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи - Текст: электронный // studopedia.ru: 2022. - URL: https://studopedia.ru/7_16935_problema-otsenki-effektivnosti-profkonsultatsionnoy-pomoshchi.html (дата обращения: 29.03.2022).

© Пастухова А. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.