Научная статья на тему 'Food safety as a factor sustainability of food services ensuring organized contingents'

Food safety as a factor sustainability of food services ensuring organized contingents Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOOD SECURITY SERVICES / FOOD SECURITY / NATIONAL SECURITY / MILITARY SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманова Мария Викторовна

A complex foreign policy situation raises the level of military threats to the security of the Russian Federation. This makes it necessary to build up the capabilities of the national armed forces. Under the conditions of Western sanctions and the reciprocal food embargo declared by Russia, difficulties arose in their food security. Similar problems exist in the provision of food and other organized contingents. The article makes an attempt to analyze them in terms of ensuring food security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сулейманова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Food safety as a factor sustainability of food services ensuring organized contingents»

54

Теория и технологии сферы услуг

Сулейманова М.В.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ УСЛУГ ПО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОРГАНИЗОВАННЫХ КОНТИНГЕНТОВ

Аннотация. Сложная внешнеполитическая ситуация повышает уровень военных угроз безопасности Российской Федерации. Это заставляет наращивать возможности национальных вооруженных сил. В условиях западных санкций и ответного продовольственного эмбарго, объявленного Россией, возникли трудности в продовольственном их обеспечении. Аналогичные проблемы есть в продовольственном обеспечении и других организованных контингентов. В статье сделана попытка их проанализировать с позиций обеспечения продовольственной безопасности.

Ключевые слова. Услуги продовольственного обеспечения, продовольственная безопасность, национальная безопасность, военная безопасность.

Suleymanova M.V.

FOOD SAFETY AS A FACTOR SUSTAIN ABILITY OF FOOD SERVICES ENSURING ORGANIZED CONTINGENTS

Abstract. A complex foreign policy situation raises the level of military threats to the security of the Russia}i Federation. This makes it necessary to build up the capabilities of the national armed forces. Under the conditions of Western sanctions and the reciprocal food embargo declared by Russia, difficulties arose in their food security. Similar problems exist in the provision of food and other organized contingents. The article makes an attempt to analyze them in terms of ensuring food security.

Keywords. Food security services, food security, national security, military security.

Изменившиеся в последние годы условия партнерства России с Западом привели к «войне санкций» [1, 2 и др.]. Признавая неконструктивность такой формы взаимодействия между странами, следует отметить, что санкции способны причинить реальный ущерб экономике страны, против которой они объявлены. Хотя, справедливо заметить, что и на экономику страны, объявившей санкции, они могут оказать обратное негативное влияние. Одной из форм противостояния России с Западом стали ответные меры нашего государства в форме продовольственного эмбарго, объявленного против стран, проявляющих открытую враждебность по отношению к Российской Федерации [3. 4 и др.]. Это усложнило ситуацию на российском продовольственном рынке, ослабив конкуренцию в ряде его сегментов и породив дефицит предложения ряда продовольственных товаров. а также рост цен на них. Как известно, в 2014-2015 гг. продовольственная инфляция существенно обгоняла темпы общего роста цен в стране.

Итогом указанных процессов стало ослабление продовольственной безопасности, в том числе и тех формирований, которые должны, в силу закона, обеспечивать национальную безопасность в целом - «силовых» структур государства. В их составе имеются значительные организованные контингента (ОК) людей, нуждающихся в регулярном полноценном и разнообразном питании, для обеспечения этих потребностей на регулярной основе осуществляется приобретение соответст-

ГРНТИ 06.52.17 © Сулейманова М.В.. 2017

Мария Викторовна Сулейманова - стажер Международного банковского института (г. Санкт-Петербург). Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Невский пр., 57 (Russia, St. Petersburg. Nevsky av., 57). E-mail: maria071980@mail.m.

Теория и практика сервиса: экономика. социальная сфера, технологии. 2017. № 2 (32).

55

вующими государственными органами в рамках закупочной политики аутсорсинга услуг по продовольственному обеспечению [5].

По этой причине большое значение имеет организация эффективного военно-гражданского взаимодействия для гарантированного полноценного обеспечения ОК продовольствием. Это взаимодействие. по нашему мнению, должно иметь вид долгосрочного аутсорсингового партнерства, в рамках которого гражданский оператор продовольственного обеспечения не просто поставляет продукты питания ОК. а полностью контролирует всю цепочку их производства (стадии производства. хранения, переработки и. в случае необходимости - организации потребления, если оператору поручена организация питания военнослужащих и других лиц. входящих в состав ОК).

Разумеется, оператор не обязан выполнять все стадии производства собственными силами, для выполнения отдельных функций он может привлекать субподрядчиков (аутсорсеров второго уровня). и выступать по отношению к ним в качестве интегратора, однако принципиально важно, чтобы этот оператор полностью отвечал за процесс продовольственного обеспечения, т.е. контролировал заготовки сельскохозяйственной продукции (соответствующим образом выстроив отношения с производителями), их переработку и поставку конечному потребителю. Деятельность такого оператора по сути своей является специфическим военно-продовольственным сервисом.

Следует указать на необходимость наличия методики оценки продовольственной безопасности с военно-экономической точки зрения на национальном и региональном уровнях. На национальном уровне речь должна идти о способности экономики государства собственными силами, без чрезмерных затрат ресурсов государства и без значительного снижения качества и количества продовольственного обеспечения страны, обеспечить полноценное и бесперебойное снабжение ОК продовольствием в обьеме. необходимом для полного выполнения стоящих перед ними в данный момент задач.

На региональном уровне необходимо оценить, насколько локальные ресурсы достаточны для организации бесперебойного снабжения продовольствием ОК, размешенных в данном регионе. Оценка может производиться как на основе текущей численности этих контингентов. так и на перспективу. т.е. с учетом возможной переброски в данный регион новых формирований в соответствии с изменением геополитической обстановки.

Анализ показывает, что прекращение внешних поставок продовольствия (например, в случае дальнейшего роста геополитической напряженности и нехватки у России ресурсов для закупки продуктов питания за рубежом вследствие переориентации имеющихся ресурсов на оборонные нужды) население страны может столкнуться со снижением уровня физической и экономической доступности продовольствия, что может привести к социальным конфликтам.

Положение дел дополнительно усугубляется тем, что на сегодняшний день ресурсное обеспечение экономики России значительно снизилось по сравнению с периодом до 2014 г. (в связи с введением экономических санкций, отрезавших российской банковской системе доступ к иностранному финансированию, и снижением цен на нефть), а уровень рисков существенно вырос, что усложняет развитие отечественного агропромышленного комплекса. Это делает процесс реализации «Доктрины продовольственной безопасности» нашей страны еще более сложным, но при этом еще более необходимым, чем ранее.

Фактически это означает, что в течение максимально короткого промежутка времени нашей стране нужно наверстать то отставание в обеспечении продовольственной безопасности, которое сложилось за годы, прошедшие с момента начала рыночных реформ. Отметим, что это отставание возникло несмотря на высокий уровень обеспеченности российской экономики финансовыми ресурсами (благодаря высоким ценам на нефть и доступности иностранного финансирования).

Иными словами, речь должна идти о квази-мобил нзационной модели развития отечественной экономики на ближайшие годы, когда распределение ресурсов между отраслями и инвестиционными проектами будет осуществляться не только по критерию экономической эффективности, но и с учетом вклада этих отраслей и проектов в обеспечение национальной и военной безопасности. При этом большой ошибкой стало бы обеспечение этой модели исключительно за счет государственного финансирования. Совершенствование государственной политики в области поддержки АПК необходимо, но простое финансирование сельского хозяйства неприемлемо как по причине ограниченности государственных ресурсов, так и в силу высоких коррупционных рисков.

56

Теория и технологии сферы услуг

Скорее, необходимо и дальше развивать программы государственно-частного партнерства, направленные на достижение национальной безопасности страны и на развитие территорий, и при этом позволяющие вовлечь частный капитал в решение государственно значимых задач. Без наличия у национального бизнеса заинтересованности в успехе независимой российской экономики (а данная заинтересованность формируется на основе в том числе достойного уровня рентабельности инвестиционных проектов, направленных на обеспечение национальной безопасности России, в реализацию которых вовлечен частный бизнес) мероприятия по трансформации отечественной экономики, скорее всего, закончатся неудачей.

Наращивание продовольственной безопасности имеет свои пределы, и устранение этих пределов требует значительных затрат ресурсов. Стратегия наращиваши продовольственной безопасности должна быть комплексной и направленной на устранение всех пределов. К сожалению, пока такая стратегия предложена не была. и. более того, отдельные специалисты полагают, что единственным ключом к обеспечению продовольственной безопасности является развитие сельского хозяйства, тогда как остальные аспекты во внимание не принимаются. Такой подход представляется нам ограниченным, поскольку для достижения продовольственной безопасности недостаточно произвести определенный продукт на территории государства - необходимо, чтобы в процессе его производства использовались в основном национальные ресурсы, и чтобы готовый продукт поступал на отечественный, а не на иностранный рынок.

С учетом изложенного, справедливо говорить о комплексном подходе к использованию инструментария формирования продовольственной безопасности Российской Федерации, в том числе с позиций обеспечения потребностей в продовольствии организованных контннгентов. решающих специальные задачи в области национальной безопасности:

• достижение требуемого уровня самообеспечения нашей страны ключевыми продуктами питания;

• организация поставок излишков продуктов питания, произведенных в России, в государства, являющиеся стратегическими партнерами нашей страны (разумеется, при условии наличия у них потребности в таких поставках и на рыночных условиях);

• ограничение поставок продуктов питания в государства, являющиеся геополитическими противниками нашей страны (в том числе и для организации производства в этих государствах продовольствия для нужд Российской Федерации).

Иными словами, управление формированием продовольственной безопасности должно вестись не только в узком смысле этого понятия (т.е. на национальном уровне), но и с учетом участия нашей страны как в мировом разделении труда, так и в мировой системе обеспечения планетарной продовольственной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цветков H.H. Российско-германские торгово-экономические отношения на современном этапе в контексте санкций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5. С. 160-163.

2. Курбаное А.Х., Наружный В.Е. Перспективы реализации программы импортозамешения в интересах оборонно-промышленного комплекса России в современных условиях // Проблемы современной экономики. 2015. № 3 (55). С. 72-77.

3. Айрапетоеа А.Г., Корелин В.В., Ластоека IIB. Развитие отечественного производства товаров и услуг в условиях импортозамешения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № б (102). С. 52-56.

4. Костенко Р.Б. Импортозамешенне в российском сельском хозяйстве как составляющая проблемы самообеспечения продовольствием // Теория и практика сервиса; экономка, социальная сфера, технологии. 2015. № 1.С. 41-45.

5. Плотников B.Ä., Топоров A.B., Устинов С.А. Экономический механизм организации питания сосредоточенных контннгентов на основе селективно-ресурсного подхода: монография. СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2017.238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.