вода в Сенгилеевском районе. Птица не проявляла территориального поведения и в дальнейшем встречена не была. В этом же году попытка зимовки повторилась. Взрослая самка держалась с 1 до 21 декабря на сбросе с очистных сооружений Новоульяновска (Киряшин 2002). Птица вела себя активно и внешних повреждений не имела.
Таким образом, на данный момент в Ульяновской области находится одна точка гнездования и три точки встреч птиц во время пролёта.
Литератур а
Глебов А.М. 2003. Новые сведения о горной трясогузке в Ульяновской области // Природа
Симбирского Поволжья 4: 108-109. Киряшин В.В. 2000. Новые орнитологические находки в Ульяновской области // Природа
Симбирского Поволжья 1: 144-146. Киряшин В.В. 2001. Ещё раз об «ульяновской» горной трясогузке // Природа Симбирского Поволжья 2: 157-158. Киряшин В.В. 2002. Зимовка горной трясогузки на территории Ульяновской области // Природа Симбирского Поволжья 3: 171-172.
ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1909: 1654-1656
Фоновые птицы хвойно-лиственных лесов Южного Сахалина
А.Н.Коротких
Второе издание. Первая публикация в 1965*
Учёты птиц и наблюдения их биологии проводили в смешанных лесах Южного Сахалина в гнездовые сезоны 1962 и 1964 годов.
Обследовались окрестности Южно-Сахалинска, к северу от Корсакова, близ Дачного, а также на западе Крильонского полуострова в падях около поселков: Калинино, Шебунино, Перепутье и по приморской дороге от Перепутья до Холмска.
На отрезке Южно-Сахалинск - Корсаков, как и на большей части юго-восточного выступа острова, преобладают разреженные вырубками хвойные леса из лиственницы, пихты, ели с примесью берёзы, ольхи и кустарников. Древостой смешанных лесов запада Крильона образован лиственными породами: берёзой, ольхой, дубом, вязом, бархатом и другими с примесью хвойных пород, прежде всего белокорой пихты. Кустарниковый ярус в лесах и все открытые участки на склонах сопок
* Коротких А.Н. 1965. Фоновые птицы хвойно-лиственных лесов Южного Сахалина // Новости орнитологии: Материалы 4-й Всесоюз. орнитол. конф. Алма-Ата: 186-187.
покрыты пеленой сплошных едва проходимых зарослей курильского бамбука.
Несмотря на значительные различия по преобладающим породам деревьев, характер леса на этих участках сходен (разрежен и расчленён вырубками), что обусловливает большое сходство фонового состава птиц и позволяет все смешанные леса Южного Сахалина объединить в один ландшафт.
Учёты проводились маршрутным методом, пешим ходом, с регистрацией всех птиц, голоса которых были слышны без ограничения ширины учётной полосы.
При обработке материала учитывались птицы, встреченные за 1 ч учётного хода, что соответствует их количеству на 1 км. Кроме того, численность их выражалась в баллах, соответствующих порядкам чисел: многочисленный — от 10 до 99, обычный — от 1 до 9 и редкий вид — от 0.1 до 0.9 ос./км за 1 ч учётного хода.
За два сезона мы отметили на учётных маршрутах 60 видов, т.е. около 1/3 (32.4%) гнездящихся видов птиц, из них 44 (23.8%) редких, 15 обычных и 1 многочисленный. Всего за 39 учётных часов было отмечено 3847 особей, из них на долю 16 фоновых (многочисленных + обычных) видов пришлось 85.5%.
В 1962-1964 годах многочисленным и доминирующим видом была седоголовая овсянка Emberiza spodocephala. Из согосподствующих видов в 1962 году в ранг многочисленных входила корольковая пеночка Phylloscopus proregulus, а в 1964 - короткокрылая камышевка Horeites diphone. К обычным видам относились (в порядке убывающих показателей): пятнистый конёк Anthus hodgsoni, длиннохвостый снегирь Ura-gus sibiricus, китайская зеленушка Chloris sinica, соловей-красношей-ка Luscinia calliope, глухая кукушка Cuculus saturatus, московка Parus ater, чёрная ворона Corvus corone orientalis, таёжный сверчок Locustel-la fasciolata, черноголовый чекан Saxicola torquata stejnegeri, японский бекас Gallinago hardwickii, бледноногая пеночка Phylloscopus tenellipes borealoides, большая горлица Streptopelia orientalis, бледный дрозд Turdus pallidus.
За время полевых исследований удалось провести наблюдения по биологии некоторых редких и слабо изученных видов. 13 июня 1962 в пади Шебунино нашли 2 жилых дупла острокрылого дятла Jungipicus kizuki, в одном было 5 птенцов, в другом - 4 слепых голых птенца и 1 жировое яйцо.
22 июня 1962 около Шебунинского лесопитомника в двух дуплах на одном дереве обнаружены выводки японского скворца Sturnia phi-lippensis.
3 июня 1964 на окраине городского парка в Южно-Сахалинске в дупле острокрылого дятла (в сухой ольхе) нашли первое на Сахалине
и второе в СССР гнездо рыжего воробья Passer rutilans с полной кладкой из 5 почти свежих яиц.
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1909: 1656-1657
К биологии чёрного жаворонка Melanocorypha yeltoniensis в районах освоения целинных земель
И.А.Кривицкий
Второе издание. Первая публикация в 1965*
На основании стационарных наблюдений в 1959-1962 годах над фауной птиц Тенизо-Кургальджинского озёрного бассейна приводятся некоторые детали размещения чёрного жаворонка Melanocorypha yelto-niensis на территории в разные периоды года, а также сведения по его биологии и питанию.
Чёрный жаворонок — многочисленный оседлый вид — на огромной площади в пределах ареала распространён мозаично. На юге Целиноградской области он гнездится по всей территории к северу от озёр Те-низ и Кургальджин и отсутствует к югу. В послегнездовой период и зимой кочевые стаи распространяются в южные районы.
Стаи чёрных жаворонков по 100-200 птиц, состоящие только из самцов, в течение всей зимы держатся в степи, вдоль дорог. Самки и большинство молодых птиц отлетают на юг с первыми заморозками и зимой встречаются редко.
Движение самок с юга начинается в средине февраля, но валовой лёт приходится на первую декаду марта. Держатся они обособленными стаями по 50-100 птиц. В это же время начинается лёт самцов, рассеянных групп и одиночек, в течение зимы откочевавших в более южные районы.
Токующие самцы отмечаются в начале февраля, когда ещё не прилетели самки. В марте токуют все самцы, причём даже в плохую погоду, в бураны. Спаривание происходит в апреле.
Для зимующих чёрных жаворонков характерны кочёвки на небольшие расстояния (100-200 км), вызванные непогодой или недостатком корма. Массовые перемещения начинаются за 10-15 ч до наступления бурана, что указывает на способность птиц заранее восприни-
* Кривицкий И.А. 1965. К биологии чёрного жаворонка в районах освоения целинных земель //Новости орнитологии: Материалы 4-й Всесоюз. орнитол. конф. Алма-Ата: 198-199.