лингвистика
С.Ф. Барышева
Фоностилистический потенциал сегментных звуковых средств
в статье описываются сегментные ресурсы фоностилистики и их функции в двух речевых сферах: бытовой речи (неподготовленной) и художественной речи (подготовленной). Представлена классификация звуковых вариантов и модификаций, обладающих фоностилистическим потенциалом. описаны функции, выполняемые данными единицами в бытовой речи и двух видах художественной речи: сценической речи и в художественном чтении.
Ключевые слова: фоностилистика, варианты и модификации звуков, бытовая и художественная речь.
Фоностилистика - наука о функционировании звуковых средств. Предметом фоностилистики являются два аспекта функционирования: 1) инвентарь звуковых средств, обладающих фоностилистическим потенциалом; 2) функции звуковых средств. Соответственно можно выделить два раздела фоностилистики: ресурсы фоностилистики и фоностилистические значения единиц звучащей речи. Каждый из этих разделов включает корпус сегментных и просодических средств.
Задачей данного исследования является описание ресурсов и значений сегментных фоноединиц в двух речевых сферах: бытовой речи (неподготовленной) и художественной речи (подготовленной).
Обозначим корпус сегментных ресурсов фоностилистики.
I. Из нейтральных звуковых реализаций фоностилистическим потенциалом обладают орфоэпические варианты:
1) хронологические (старшая и младшая норма), а именно - варианты старомосковского произношения гласных, согласных и их групп;
2) варианты орфоэпических подсистем: фонетические особенности заимствованных слов, топонимов, служебных слов и др.
лингвистика
II. В категории «стилевые варианты» стилистические значения могут приобретать разговорные произносительные варианты, прежде всего всевозможные эллипсисы звуков и их сочетаний.
III. Из нелитературных произносительных явлений в стилистических целях используются:
1) явления просторечной фонетики;
2) явления диалектной фонетики;
3) «нерусский акцент» с чертами какого-либо иностранного языка;
4) нарушение правил чтения или современных фонетических законов (правил позиционного чередования звуков).
IV. Стилистически обусловленными могут быть различные модификации звуков.
V. Стилистические коннотации способны выражать «неканонические» звуки.
Рассмотрим функционирование этих единиц в бытовой и художественной речи.
Наблюдение над бытовой речью показывает, что основная функция данных единиц в этой сфере - это передача стилистических коннотаций «шутливо» и «иронично», а основной прием - языковая игра. Приведем примеры.
1. Нейтральные варианты: а) хронологические варианты, а именно «старшие» (старомосковские) нормы: Это было сказо[шн\о!; б) варианты орфоэпических подсистем, в частности, подсистемы заимствованных слов: Полюбуйся на мой [по]ртрет (о фотографии) - с оттенком иронии. Или: Цветаева - это п[о]эт! - с оттенком торжественности, значимости.
2. Из разговорных вариантов стилистически релевантными являются прежде всего случаи разнообразного эллипсиса. Например, [здрас’т’и трщи!] (шутливо: Здравствуйте, товарищи!) или: Я / [тэк-скэт’] / извиняюсь... (смущенно: так сказать).
3. Нелитературные варианты:
а) явления просторечной фонетики:
- вставка лишнего звука: Э[н]тот [в^у\ноша мне знаком;
- замена звука: Тоже мне п[ры\нцесса!;
- ненормативные ассимиляции: [чи]час! (сейчас);
б) явления диалектной фонетики: Надо на рынок. Ово [шшы] (овощи) закончились!;
в) прямое нарушение правил чтения, например: Он у нас не то[г\о! Или нарушение законов позиционного чередования звуков: [щаз], разбежался! (экспрессивно, с оттенком раздражения или недовольства).
4. Модификации звуков.
Исчерпывающий список модификаций гласных и согласных звуков представлен в монографии «Фонетика спонтанной речи» [2]. Из многочисленных случаев модификаций звуков нужно выделить те, которые являются осознаваемыми носителями языка и могут использоваться в «стилистических» целях. По нашим наблюдениям, осознаются только те модификации, которые вызваны усилением артикуляции и, соответственно, используются как экспрессивное средство:
а) подчеркнуто четкая артикуляция звука, сверхнапряженность произношения, например, утрированное иканье: Я тебе [н’и-ч’и-во] не скажу!; это один из способов усиления экспрессивности;
б) удлинение звука в ударном слоге: Да ты [што:]!; при этом «удлинение может выражать совершенно разные эмоции: негодование ([у:\жас, Лиза); нетерпение (Н[у:\?!); удивление ([о:\й, что это?); ирония, возмущение (Ты [ч’о:\, совсем, что ли?); недовольство (да отвал[и\ ты); умиление (Смотри, глазки потупила! О-о-о!)» [2, с. 65\; то же у согласных: «[ф:у\ (презрение), [ч:\ерт (досада), [ш’:\ас; к[л:\асс (восторг), к[аз’:\ёл (злость, досада); [д:\урак» [2, с. 65\;
в) произношение звука «с придыханием», т.е. «с резким взрывом и сильным придыханием после него (после сильного взрыва продолжается выход воздуха) в позиции конца слова перед паузой после гласного» [Там же, с. 30\; может быть и в позиции перед гласными: «[каз’ол] (злость, раздражение); Да [к\ак ты смеешь!; [п\ошел ты!» [Там же]; в отличие от удлинения звука, придыхание выражает, по-видимому, только отрицательные эмоционально-оценочные коннотации.
5. Неканоничные звуки.
Под неканоничными звуками понимаем звуки, несвойственные звуковой системе русского языка в целом. В эмоционально-оценочной функции используются: а) междометия-аффрикаты (губно-губная [пф!], губнозубная [т’фу]) (выражение презрения); б) гортанно-носовые звуки, обозначаемые на письме как мда или нда (выражение иронии, отрицательной оценки); в) особый «щелкающий» звук, образуемый кончиком языка (выражение досады или раздражения); г) билабиальный щелевой согласный в междометии вау! (выражение радости, удивления).
Далее рассмотрим виды и функции фоностилистических средств в художественной речи. Художественная речь - это речь подготовленная, воспроизводящая написанный текст и ставящая цель создания образа и эмоционального воздействия на слушателя. Художественная речь существует в двух формах: сценическая речь и художественное чтение. Материалом для анализа послужили спектакли Малого театра, МХАТ
Филологические
науки
лингвистика
им. М. Горького, Театра на Таганке, театра «Современник». Особенности художественного чтения рассматриваются на примере чтения С. Безрукова, Е. Миронова, И. Саввиной.
В художественной речи в измененной функции используются следующие виды произносительных вариантов.
1. Хронологические: варианты старомосковского произношения гласных, согласных и их групп (старшая норма). По нашим наблюдениям, эти варианты выполняют в художественной речи, по крайней мере, две функции.
Стилизации старомосковского произношения в сценической речи. Так, в пьесах А.Н. Островского современные актеры используют такие старомосковские нормы, как смягчение [р] перед твердыми губными и заднеязычными (артикул пе[р’]вый), твердое произношение заднеязычных в основах прилагательных (губернс[кэй] город, на всЯ[кэй] случай), произношение буквосочетания чн как [шн] (клю[шн’]ица, горни[шн]ая), твердое произношения согласного постфикса (развелоо [с], подвигаю [с], не бой[сэ]) (примеры из спектаклей Малого театра).
Создания «торжественного» звучания речи: в монологе царя Креона в «Антигоне» (Театр на Таганке) звучат варианты окончания прилагательных на -[кэй].
2. Произносительные особенности заимствованных слов.
Из «арсенала» фонетических явлений данной подсистемы в сценической речи используются:
а) нередуцированный безударный [о]: Т. Доронина в роли Гурмыжской (МХАТ им. М. Горького) в пьесе «Лес» А.Н. Островского для создания образа жеманной стареющей женщины произносит: играть [ко]медию, [ко]медианты, такой [ко]стюм, актер [про]винцис/льный, пр[оэ]кт;
б) носовые гласные: фин[а]нсы (там же).
3. Разговорные явления.
В спектакле «Мамапапасынсобака» (театр «Современник») для стилизации современной разговорно-непринужденной речи актеры в бытовых диалогах произносят варианты с эллипсисами звуков: [а-ч’о] (а что), [ващэ] (вообще), [поаэл] (понял), [в’иэл] (видел), [т’э] (тебе), [т’эа], [т’а] (тебя).
4. Нелитературные явления.
Просторечные и диалектные.
В сценической речи - это один из основных способов социальной характеризации персонажа. Например, актер Малого театра в роли Счаст-ливцева окает, тем самым характеризуя его как актера из провинциального города: [хорошо], художества св[о]и, честная [ко]мпсгния, сделайте [одо]лжение.
Прямое нарушение фонетических законов.
В обеих сферах художественной речи есть случаи сознательного нарушения законов позиционного чередования гласных и согласных звуков. Так, безударные гласные «проясняются» в гласные полного образования. Данное явление чрезвычайно частотно в художественном чтении, особенно в позиции конца слова, такта, фразы: И внял я неб[а] сод[р:а:] га[н’йэ] // (Е. Миронов читает «Пророк» А.С. Пушкина). В чтении С. Безруковым «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери: Пожа[лэста] // нарисуй барашк[а3] // Нарисуй друго [ваэ] // Вот такого мне и над [а] // Как ты думаешь много он ест травы? // Ведь у меня дома всего очень ма:л[а] //. Показателен неожиданный [а] на месте ожидаемого [э]: Т[а:]к / я познакомил[с’а] / (очень медленно:) [с:] Маленьким / принц[а?\м //. Проясняются гласные и в других позициях, особенно при замедленном произнесении: Так неужели ж[э] это [н’эс’э]рьёзно[йэ] дело.
В сценической речи, в отличие от художественного чтения, виды прояснений гласных разнообразнее: помимо названных, есть примеры своеобразного «оканья» и «яканья» с разной функциональной нагрузкой. Актеры Малого театра в пьесах Островского при замедленном темпе произносят: [по]зс1втракаем, [пошол вон] (пошел вон), [м’а]к^на.
В обоих видах художественной речи нарушаются нормы позиционного чередования согласных. Примером нарушения чередования по способу образования может быть произнесение актрисой МХАТ им. М. Горького слова мужчина как му[ш’ч’]ина с «игривой» звуковой интерпретацией. Е.В. Крисанова в статье «Фонетические портреты А. Ахматовой и Б. Пастернака» отмечает, что Борис Пастернак, читая свои стихи, произносил звонкие согласные на конце слова перед паузой и перед глухим согласным. При этом «знаменательно, что названное отступление от орфоэпической нормы происходит с разной интенсивностью при авторском чтении стихов и прозы. Возможность некодифицированного отсутствия оглушения перед паузой или не перед звонким шумным в прозе реализована в 18% случаев (6 раз из 34), а в стихе - в 43% случаев (21 раз из 49), то есть в 2,5 раза чаще» [1, с. 165].
5. Виды модификации звуков.
Утрированно-четкое произношение звуков.
Так, для чтецкой манеры С. Безрукова характерно утрированно четкое произнесение гласных верхнего подъема: Есл[и] крикн[и]т рать с[в’э] -та - я... (С. Есенин). Или: Даж[ы] // так[ии] цв[и]ть'г // у которых ш[ы] пы ? (А. Сент-Экзюпери).
Из согласных звуков подчеркнуто четкая артикуляция характерна для взрывных согласных, аффрикат и дрожащего [р], чаще в позиции конца
Филологические
науки
лингвистика
слова или фразы в целом. У взрывных увеличивается фаза выдержки и подчеркивается фаза взрыва (у аффрикат удлиняется щелевая фаза). Он больше не мог говори[т’ - четко] /// (чтение С. Безрукова). Не спится мне. Такая лунно[с’т’ - очень четко] / (чтение С. Безрукова). Показателен в этой связи пример отрыва утрированно произнесенного конечного согласного в отдельный слог: Он вдру-[к] /разрыдался.
Е. Миронов читает «Пророка» А.С. Пушкина в замедленном темпе и очень экспрессивно, во многом за счет утрированно четкой артикуляции конечных согласных слов. Приведем пример с подобной артикуляцией (утрированные согласные затранскрибированы и выделены) и отражением некоторых других чтецких особенностей: И га[т] морск[и:х] / (очень медленно:) под — водный (сдавленно:) [хо:т].
Аффрикатизация взрывных согласных.
За счет этого повышается экспрессивность чтения: [Та:кх] / я сделал еще одно важное открытие (чтение С. Безрукова).
Удлинение гласных и согласных.
Это ведущее звуковое фоностилистическое средство художественного исполнения стихов и прозы современными чтецами. Приведем примеры чтения трех исполнителей, зафиксировав удлинение звуков и исключив все остальные фонетические исполнительские средства.
С. Безруков («Гой ты, Русь, моя родная» С. Есенина):
Гой ты/ [р:]усь моЦа:]// [р:]одная //
Хаты / в ризах образ[а:] //
Не вид[а:]ть конца и к[р:]а — Ца] /
Только [с’:]инь сосёт гла[за:] //
Е. Миронов («Пророк» А.С. Пушкина):
Пир[с:]тами легкими как с[о:^]н /
Моих зини [ц:] / коснулся он //
Отверзлись вещие зеницы //
Как у испуга[н:]ой орлицы /
Моихуш[э:^]й коснулся он /
И [и:]х наполнил [ш:]ум / и зв[о:^]н //
И внял я н[э:^]ба сод[р:]а/[^:^]нье //
И горний [а:]нгело[ф:]по[л’о:]т//
Иг[а:]д морск[и:]х / подводный х[о:]д //
Ия Саввина ( «Шла война к тому Берлину» Б. Окуджавы):
Мату[ш:]ка /ударил выстрел //
Пошатнулся твой сынок /
Опрокинулся на [с:]пину //
И о[с:]тыл / среди осин //
Как видим, при чтении растягиваются как гласные звуки (ударные и безударные), так и согласные (щелевые [с], [ш], [ф], обе аффрикаты, дрожащий [р]). Долгота аффрикат создается за счет продления щелевой части: Наконе[цс] ко мне вернулся да[р:] речи (С. Безруков). Основные функции увеличенной длительности звука - эмоциональное выделение слова и компенсация быстрого темпа.
Использование «шумовых» составляющих.
Актеры и чтецы активно используют экспрессивный полушепот и шепот, шумный вдох, придыхание, «гортанный шум» конечного или начального заднеязычного щелевого.
Ия Саввина:
М<зту[шкэ - шепотом, медленно] / (громко:) поплачь по сыну //
Е. Миронов:
Духовной жаждою томим //
В пустыне мрачной я влачш[с’эс - глухо] //
И шестикрылый серафим //
На перепутье мне яв^л[с’э - глухо] //
Выводы.
1. Анализ функционирования всех перечисленных средств в двух речевых сферах (художественной и нехудожественной (бытовой)) позволяет выделить следующие фоностилистические функции сегментных единиц:
а) коннотативная функция - выражение звуковыми средствами эмоциональных коннотаций; основная речевая сфера - бытовая речь; используется весь арсенал фоностилистических средств;
б) художественно-изобразительная функция - «изображение» (стилизация) звуковыми средствами какого-либо типа речи; основная речевая сфера - сценическая речь; используются орфоэпические варианты (хронологические и варианты подсистем), стилевые и нелитературные варианты;
в) выделительно-экспрессивная функция (выделение слова в логическом или экспрессивном плане); используется во всех речевых сферах (особенно в художественном чтении); основное средство - модификация звуков.
2. Важным считаем то, что происходит специализация фонетических выразительных средств внутри художественной речи: хронологические, разговорные, нелитературные варианты активно используются в сценической речи, модификации звуков - в художественном чтении.
Библиографический список
1. Крисанова Е. В. Фонетические портреты А. Ахматовой и Б. Пастернака (консонантизм) // Philologica.1998. Т. 5. № 11/13. С. 155-175.
2. Фонетика спонтанной речи / Под ред. Н.Д. Светозаровой. Л., 1988.
Филологические
науки