Научная статья на тему 'Фоносемантический анализ текстов о насилии и массовых убийствах'

Фоносемантический анализ текстов о насилии и массовых убийствах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
256
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / УБИЙСТВО / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / СМИ / ФОНОСЕМАНТИКА / ВААЛ / ДИАТОН / НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / VIOLENCE / MURDER / EDUCATIONAL INSTITUTION / TEENS / MEDIA / PHONOSEMANTIC / VAAL / DIATON / UNCONSCIOUS EFFECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Узлов Н. Д.

Статья посвящена фоносемантическому анализу наиболее часто встречающихся слов и словосочетаний в текстах СМИ, освещающих агрессию, насилие и убийства в российских учебных заведениях, совершаемых подростками. Показано, что на неосознаваемом звукосмысловом уровне такие речевые конструкты могут нести позитивно воспринимаемую информацию и приводить к эффекту героизации насилия и убийц. Ставится вопрос, как следует освещать трагические события в СМИ, чтобы избежать негативных последствий таких публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHONOSEMATIC ANALYSIS OF TEXTS ABOUT VIOLENCE AND MASS KILLINGS IN THE RUSSIAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the phonosemantic analysis of the most common words and phrases in the media texts covering aggression, violence and murders in Russian educational institutions committed by teenagers. It is shown that at the unconscious sound-semantic level such speech constructs can carry positively perceived information and lead to the effect of glorification of violence and murderers. The question of how to cover the tragic events in the media in order to avoid the negative consequences of such publications is raised.

Текст научной работы на тему «Фоносемантический анализ текстов о насилии и массовых убийствах»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

76

УДК: 8Г37 „

Психологические науки

bbfv: ol.1

Фоносемантический анализ текстов о насилии и массовых убийствах в российских учебных заведениях.

©Н.Д. Узлов

Узлов Н.Д. - преподаватель дистанционной формы обучения кафедры практической и клинической психологии, социальной работы Автономной некоммерческой организации «Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования» (AHO «НИИДПО»), к.м.н., доцент E-mail: [email protected]

Адрес: 117556, г. Москва, Варшавское шоссе, 79, к. 2, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена фоносемантическому анализу наиболее часто встречающихся слов и словосочетаний в текстах СМИ, освещающих агрессию, насилие и убийства в российских учебных заведениях, совершаемых подростками. Показано, что на неосознаваемом звукосмысловом уровне такие речевые конструкты могут нести позитивно воспринимаемую информацию и приводить к эффекту героизации насилия и убийц. Ставится вопрос, как следует освещать трагические события в СМИ, чтобы избежать негативных №6 (15) 2018 последствий таких публикаций. www.j-chr.com

Ключевые слова: насилие, убийство, учебные заведения, подростки, СМИ, фоносемантика, ВААЛ, Диатон, неосознаваемое воздействие.

Foo^^l ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ^О ¡^(^[йЕД клинико-психологический подход

ÏÏCN КУРСК viii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

2018 год ознаменовался беспрецедентными случаями вооруженного насилия в учебных заведениях страны, совершенными учащимися:

13 января, г. Пермь: двое подрост ков, вооруженных ножами, напали на чет вероклассников и ранили 12 детей и их учительницу.

19 января, г.Улан Удэ: учащийся 9 класса ворвался в школу с топором, тяжело ранил топором учительницу русского языка и пятерых семиклассников, а затем поджог класс,

18 апреля в г. Стерлитамаке подросток ворвался в школу и атаковал с ножом учеников и педагогов, а затем устроил поджог.

10 мая в г. Барабинске Новосибирской области первокурсник устроил стрельбу из винтовки, с которой пришел в учебное заведение, ранен один студент.

17 октября страшная трагедия в Керчи: стрельбу и взрыв самодельной бомбы устроил студент политехнического колледжа, в котором сам учился, погиб 21 чел., около 50 чел. ранено. Почти все напа давшие покончили с собой или пытались это сделать.

Первое резонансное преступление в школах России с применением огне стрельного оружия, в ходе которого погибли люди, произошло 3 февраля 2014 года. Тогда десятиклассник московской школы Сергей Гордеев, отличник и побе дитель школьных олимпиад, вооружился карабином и винтовкой, застрелил учи теля географии и захватил в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного. Б 2015 году наши кине матографисты по мотивам этой трагедии сняли художественный фильм «Школьный стрелок», режиссер Екатерина Санникова. (Не путать с другим американским фильмом с таким же названием; в оригинале -«Hello Herman», режиссер Мишель Дэннер,

2012).

А 5 сентября 2017 года учащийся 9-го класса школы №1 в подмосковной Ивантеевке ударил свою учительницу кухонным топориком, а потом устроил в классе взрывы и стрельбу. Пострадало четыре человека, в том числе трое детей.

Все эти события бурно освещались в СМИ, особенно в первые дни после трагедий, когда репортажи и видео с места происшествия следовали почти каждый час и мгновенно распространялись по Интернету. Нами было проанализирова но 226 текстов, освещавших эти события, выделены ключевые слова, описывающие действия и личность преступников. Эти слова и словосочетания в последующем были подвергнуты фоносемантическому анализу.

Напомним, что фоносемантика направление в лингвистике, предпо лагающее, что вокальные звуки, фонемы могут сами по себе нести определенный смысл. Фоносемантика возникла на стыке фонетики (по плану выражения), се мантики (по плану содержания), лексикологии (по совокупности этих планов) и психологии (теория восприятия). Фоносе мантику также можно охарактеризовать как раздел психолингвистики, изучающий эмоциональное содержание звуков языка [3, с,21].

Основу отечественной фоносеман-тики положили работы АПЖуравлева, С.В.Воронина, С.С.Шляховой, И.Ю.Черепа новой, Л.Н.Санжарова, Л.П.Прокопьевой и других ученых [3;6;9;12;14;16]. Современное состояние проблемы фоносемантиче-ских исследований представлено в работе Е.А.Братчиковой [2], в материалах конфе ренций [8] и проч.

Особое значение приобретает практический аспект применения фоносеман-тики, активно используемый в рекламе, журналистике, политике, психотерапии и других областях [4; 14; 15 и др.]. Для это го используются специально разработанные компьютерные программы ВААЛ

77

№6 (15) 2018 www.j-chr.com

ТЕМАНОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: /^Ш!^00

клинико-психологический подход

viii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием КУРСКЯсм

(разработчики Б.И.Шалак с соавт.) [10;15]; Диатон, Новодел (разработчик И.Ю. Чере панова); Пси Офис 2.1 и др. [11]. Они позво ляют выявлять звукосмысловые характеристики текста, прогнозировать эффект неосознаваемого воздействия текстов на массовую аудиторию, анализировать тексты с точки зрения их суггестивности, формировать эмоциональное отношение к субъекту и др. Б данной работе нами использовались демо-версии программ mini-Vaal и Диатон.

Возвращаясь к вопросу о презентациях в СМИ событий, связанных с наси-

лием и убийствами в учебных заведениях, выделены следующие наиболее часто используемые слова и словосочетания: «резня», «бойня», «стрельба», «стрелок», «убийство», «взрыв», «бомба», а также фамилий некоторых убийц: Гордеев (Москва), Рос ляков (Керчь).

Январские события 2018 года озвучивались в СМИ броскими заголовка ми «Кровавая резня», «Бойня с топором» и проч. Рассмотрим, как слова «резня» и «бойня» воспринимаются на бессознательном уровне. Диатон дает следующую характеристику «резни»:

78

ш 4,03 ЯРКИЙ

■ î у" РАДОСТНЫЙ

■ 3,74 ГРОМКИЙ

■ 3,67 ХРАБРЫЙ

3,58 ХОРОШИЙ

■ Ut АКТИВНЫЙ

3,33 МОП"ЧИЙ

3J3 ВЕСЕЛЫЙ

ш 3,49 СИЛЬНЫЙ

3,49 СВЕТЛЫЙ

Cnpmal) 5 Выход |

ЯРКИЙ РАДОСТНЫЙ ГРОМКИЙ ХРАБРЫЙ ХОРОШИЙ АКТИВНЫЙ МОГУЧИЙ ВЕСЕЛЫЙ СИЛЬНЫЙ СВЕТЛЫЙ

А вот так ее оценивает БААЛ:

№6 (15) 2018 www.j-chr.com

'1|Чн{кемантическая оценка слова (проект ВААЛ) (С) Шалак В.И., 2001 г.

Хороший Щ22Х Плохой -

красивый 5Х| отталкивающий □

Безопасный ■45; | Страшньй

простой СЛОЖНЫЙ

гладкий 2т шероховатый

округлый ■23ЧЩ угловатый

добрый злой

светлый 18% темный

величественный |Ш низменный

тяжелый QX легкий

Грубый 1 Нежный

мужественный I 2% женственный

Сильный 16% Слабый -

Слово РЕЗНЯ производит впечатление чего-то ШЕРОХОВАТОГО, ГРОМКОГО, ХРАБРОГО, ВЕСЕЛОГО, АКТИВНОГО, ЯРКОГО, РАДОСТНОГО

резня 3

(Ц Оценить Печать

Помощь Р Выход

F со ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:

^О ¡^(^[йЕД клинико-психологический подход

Я (n1 КУРСК viii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

А такой эмоциональный резонанс производит слово «бойня»:

Фоносемантическая оценка слова (проект ВААЛ) (С) Шалак В.И., 2001 г.

Хороший |30*

красивый Щ2ВЧ

Безопасный 1 зн

простой 1 3X

гладкий 0 X

округлый ■АХ\

добрый ЗХ|

светлый Щ 1%

величественный

тяжелый -25% |

Грубый

мужественный

Сильный ■ 35%

Слово БОЙНЯ производит впечатление чего-то ХОРОШЕГО, КРАСИВОГО, ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО. ГРУБОГО, МУЖЕСТВЕННОГО, СИЛЬНОГО, ГРОМКОГО, ХРАБРОГО, МОГУЧЕГО, БОЛЬШОГО, ПОДВИЖНОГО, БЫСТРОГО, АКТИВНОГО, ЯРКОГО, РАДОСТНОГО

Плохой * отталкивающий Страшный

СЛОЖНЫЙ

шероховатый угловатый злой темный низменный легкий Нежный женственный Слабый „

Iбойня ТЗ

§ Оценить plij Печать

У Помощь f Выход

79

Как мы видим, на сознательном уровне восприятия «бойня» и «резня» - это ужасное преступление, а на бессознательном (фоносемантическом) - нечто веселое, яркое, радостное и величественное.

Слово «стрелок» в освещении трагедий СМИ использовалось как отдельно, так и в словосочетаниях: «школьный стрелок», «Стрелок Гордеев», «ивантеевский стрелок», «керченский стрелок». Б узком значении «стрелок» рассматривается как первичная воинская должность военное лужащего в формированиях ВС России. Стрелку предписано знать в совершенстве своё личное оружие (автомат, карабин), владеть им, уметь вести из оружия меткий огонь по противнику [13]. Б широком

смысле стрелок (англ. shooter) - это тот, кто умеет стрелять из оружия, человек, использующий огнестрельное оружие. Б массовом сознании россиян слово «стрелок» имеет как негативную (снайпер, наемный убийца), так и позитивную коннотацию, ассоциируясь со справедливостью (фильм Станислава Говорухина «Вороши ловский стрелок»),

Б программе БААЛ слова «стрелок» и «стрельба» не обладают выраженными фоносемантическими характеристиками, как и словосочетания «стрелок Гордеев», «ивантеевский стрелок». А вот словосочетания «керченский стрелок» и «керченский убийца» создают почти одинаковое ощущение:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№6 (15) 2018 www.j-chr.com

ТЕМАНОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: /^Ш!^00

клинико-психологический подход

viii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием КУРСКЯОч!

Фоносемантическая оценка слова (проект ВААЛ) (С) Шалак В.И., 2001 г.

Хороший

красивый

Безопасный

простой

г л.ад кий

округ лый

добрый

светлый

величественный

тяжелый

Грубый

мужественный Сильный

-2221

о% -202 | -39S;| -3421 421 ■621 362[ -162| 2021 -162| -5521

Плохой * отталкивающий Страшнь1й СЛОЖНЫЙ

шероховатый угловатый злой темный низменный легкий Нежный женственный Слабый „

Слово КЕРЧЕНСКИЙ СТРЕЛОК производит впечатление чего-то ШЕРОХОВАТОГО, УГЛОВАТОГО, НИЗМЕННОГО, СЛАБОГО. ГОРЯЧЕГО. ТИХОГО, ХИЛОГО, МАЛЕНЬКОГО. ПОДВИЖНОГО БЫСТРОГО. ТУСКЛОГО

керченским стрелок

31

II Оценить Ê Печать

f Помощь |] Выход

80

Фамилии убийц, наоборот, воспринимаются эмоционально ярко. Так, «Гордеев» создает ощущение чего-то угловатого, грубого, мужественного, сильного,

могучего, подвижного, быстрого», а слово «Росляков» производит еще более сильное впечатление:

№6 (15) 2018 www.j-chr.com

Фоносемантическая оценка слова (проект ВААЛ) (С) Шалак В.И., 2001 г.

Хороший

красивый

Безопасный

простой

гладкий

округ лый

добрый

светлый

величественный

тяжелый

Грубый

мужественный Сильный

242 1162 -182| 1132

-102 g

-421

■92 Щ | 32 402 82 292 382 482

Слово РОСЛЯКОВ производит впечатление чего-то ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, ГРУБОГО, МУЖЕСТВЕННОГО, СИЛЬНОГО, ГРОМКОГО, ХРАБРОГО, МОГУЧЕГО, БОЛЬШОГО, АКТИВНОГО, ЯРКОГО

Плохой * отталкивающий Страшный сложный шероховатый угловатый злой темный низменный легкий Нежный женственный Слабый »

росляков *

§ Оценить Ê Печать

f Помощь £] Выход

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:

____клинико-психологический подход

ечСМ КУРСК viii всероссийская научно-практическая конференция

F 00 го 1—

-".о

ТЕМА НОМЕРА:

1еждународны m участием

Разумеется, мы отдаем себе отчет, что эти характеристики относятся не к конкретному человеку, а всего лишь к зву-ко-смыслу, возникающему при произношении или прочтении данных фамилий, носителями которых в России могут быть десятки или даже сотни тысяч молодых людей. Однако важен контекст, в котором эти слова звучат.

Б этой связи следует упомянуть и другие события, связанные с обсуждением в Интернете (2016-17 гг.) т.н. «групп смерти» в социальных сетях [5]. Кумиром суицида тогда стала Рина Паленкова, бросившаяся под поезд и отправившая в Сеть сообщение «Ня.Пока» (фоносемантически воспринимая как нечто «хорошее, актив-

ное, радостное и яркое», как и само послание, производящее впечатление «чего-то доброго и красивого»). Другую известность и популярность приобрели Денис Муравьев и Екатерина Власова, 15 летние школьники из Пскова, в ноябре 2016 года учинившие стрельбу по полицейским и затем покончившие с собой [1]. Словосочетания их имен и фамилий производит, со ответственно, впечатление чего-то «хорошего» и «доброго». Но вот СМИ окрестили их «псковскими Бонни и Клайд» на манер знаменитых американских грабителей 1930 х годов, а словосочетание «Бонни и Клайд» на бессознательном уровне воспринимается уже совсем по-другому:

Фоносемантическая оценка слова (проект ВААЛ) (С) Шалак В.И., 2001 г.

Хороший Плохой

красивый Безопасный Щ23Х 1 вч отталкивающий Страшный

простой I 3% СЛОЖНЫЙ

гладкий ■1*1 шероховатый

округлый ■-ЛЩ угловатый

добрый -521 злой

светлый | и темный

величественный Щ 30 % низменный

тяжелый Грубый легкий Нежный

мужественный Сильный Щ2Ъ\ женственный Слабый

Слове БОННИ И КЛАЙД производи впечатление чего-то ХОРОШЕГО, ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, ГРУБОГО, МУЖЕСТВЕННОГО, СИЛЬНОГО, ГРОМКОГО, ХРАБРОГО МОГУЧЕГО, БОЛЬШОГО, ПОДВИЖНОГО, БЫСТРОГО, АКТИВНОГО, ЯРКОГО

|ооннииклайа »

(Ц Оценить Печать

f Помощь £] Выход

81

Не прошло и двух недель после керченских событий, как Сети стали появляться сообщения о создании групп фанатов, поклонников студента-убийцы Рослякова, а девушки стали признаваться ему в любви [7 и др.]. На наш взгляд, одной

из причин такого, кажущегося абсолютно циничным и не укладывающимся в рамки человеческой морали, подражательного поведения может являться влияние «магии языка», бессознательного фоносеман-тического воздействия.

№6 (15) 2018 www.j-chr.com

ТЕМАНОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: /^Ш!^00

клинико-психологический подход

viii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием КУРСКЯОч!

Не случайно специалистами в области информационной безопасности предлагается заблокировать сайты последователей субкультуры «колумбайне-ров» американских школьников убийц,

учинивших массовый расстрел своих од ноклассников и учителей в 1999 году, по тому что само слово «колумбайнер» обладает мощной притягательной силой:

82

Б свете вышесказанного возникает серьезный вопрос: как следует освещать подобные трагические события в СМИ, чтобы неумышленно и неосознанно не

сделать преступников, совершающих насилие и убийства героями и кумирами молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бонни и Клайд по-русски: исков ские подростки открыли стрельбу по полицейским и покончили с собой [Электронный ресурс]. -https://hollivLzor. ru/blog/43234798591/Bomii i Klayd po russki: Pskovskie podrostki otkryili strelbu po (дата обращения: 15.07.2018).

2. Братчикова E.A. Некоторые аспек ты теории и методологии современных фоносемантических исследований / Е.А. Братчикова // Молодой ученый.

2011. № 12. Т.1. С, 226 229 [Электрон ный ресурс]. URL: https://moluch. га/ archive/35/4019/ (дата обращения: 18.10.2018).

15)2018 В°Р0НИН С.В. Основы фоносеман

j-chr.com тики / С.В. Воронин Л., 1982. 243 с.

4. Горин С. Оружие слово. Оборона и нападение с помощью (Практическое

руководство) / С. Горин, А. Котлячков. - М.: «КСП+», 2001,352с

5. Группы смерти [Электронный ресурс]. - URL:https://ru.wikipedia. org/

wiki/rpynnbi_CMepTii (дата обращения: 12.12.2017)

6. Журавлев А.П. Звук и смысл / А.П. Журавлев. М.: Просвещение, 1991. 160 с, "

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кочемарова А. У керченского стрелка Владислава Рослякова появил ся фан-клуб. Девушки признаются ему в любви [Электронный ресурс] / А. Кочемарова. - URL: https://siiob.ru/iiews/167305 (дата обращения: 28.10.2018)

8. Проблемы фоносемантики: матер. Международного научного семинара (Орехово-Зуево, 23-25 нобря 2016 г.) / Отв. ред. проф. А.В. Пузырёв. Орехово Зуево:

F со ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:

^О ¡^(^[йЕД клинико-психологический подход

Я (n1 КУРСК viii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

ун-т»; М.: Ин т языкознания РАН, 2016. 86

9. Прокофьева Л.П. Звуко цветовая ассоциативность: универсальное, нацио нальное, индивидуальное: монография / Л.П. Прокофьева Саратов: Изд. Саратов, мед. ун-та, 2007. - 280 с,

10. Психолингвистическая эксперт ная система БААЛ (И). Руководство поль зователя. - М.,2002. - 54 с,

11. Психолингвистические про граммы [Электронный ресурс]. Г1!1,:1111|):// рзуЬепа. ги ЛоП/чоГШп^ло

12. Санжаров Л.Н. Современная фоно семантика: истоки, проблемы, возможные решения: учебное пособие / Л.Н. Санжаров. Тула: Изд во ТГПУ, 1996. 36 с,

13. Стрелок (должность) [Электронный ресурс]. - 11{1,:1) 11 |>я://пк wikipedia.org/ \viki/Стрелок_ (должность)

14. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного / И.Ю. Черепанова. М.: «КСП+», 2001. 400

15. Шалак Б.И. Современный кон тент анализ. Приложения в области по литологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологии / Б.И. Шалак. РАН. М.: Омега А, 2004. 272 с,

16. Шляхова С,С, Тень смысла в зву ке: Введение в русскую фоносемантику: учебное пособие / С. С, Шляхова. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2003. - 218 с.

83

№6 (15) 2018 www.j-chr.com

ТЕМА НОМЕРА:

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: клинико-психологический подход

viii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

F СО m 1—

КУР СКЯсм

PHONOSEMATIC ANALYSIS OF TEXTS ABOUT VIOLENCE AND MASS KILLINGS IN THE RUSSIAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

© Nikolay D. Uzlov

Uzlov Nikolay D. - Lecturer of the distance learning form of the Practical and Clinical Psychology, Social Work Department, National Research Institute of Additional Professional Education, Ph.D., associate professor E-mail: [email protected]

Address: 117556, Moscow, Warsaw highway, 79, building 2, Russian Federation

ABSTRACT

The article is devoted to the phonosemantic analysis of the most common words and phrases in the media texts covering aggression, violence and murders in Russian educational institutions committed by teenagers. It is shown that at the unconscious sound-semantic level such speech constructs can carry positively perceived information and lead to the effect of glorification of violence and murderers. The question of how to cover the tragic events in the media in order to avoid the negative consequences of such publications is raised.

Key words: violence, murder, educational institution, teens, media, phonosemantic, Vaal, Diaton, unconscious effect..

84

№6 (15) 2018 www.j-chr.com

REFERENCE

1. Bonni i Klayd po-russki: pskovskiye podro-stki otkryli strel'bu po politseyskim i pokonchili s soboy [Elektronnyy resurs]. -https://hollivi-zor.ru/blog/43234798591/Bonni-i-Klayd-po-russki:-Pskovskie-podrostki-otkryili-strelbu-po (data ob-rashcheniya: 15.07.2018). '

2. Bratchikova Ye.A. Nekotoryye aspekty teorii i metodologii sovremennykh fonosemanticheskikh issledovaniy / Ye.A Bratchikova // Molodoy uchenyy. -2011. - № 12. Т.1. - S. 226-229 [Elektronnyy resurs]. - URL: https://moliidi.ni/ archive/35/4019/ (data obrashcheniya: 18.10.2018).

3. Voronin S.V. Osnovy fonosemantiki / S.V. Vo-ronin - L., 1982. - 243 s.

4. Gorin S. Oruzhiye - slovo. Oborona i napad-eniye s pomoshch'yu (Prakticheskoye rukovodstvo) / S. Gorin, A. Kotlyachkov. - M.: «KSP+», 200k 352s

5. Gruppy smerti [Elektronnyy resurs]. - URL:https://ru.wikipedia. org/wiki/Grup-py_smerti (data obrashcheniya: 12.12.2017)

6. Zhuravlev A.P. Zvuk i smysl / A.P. Zhuravlev. - M.: Prosveshcheniye, 1991. -160 s.

7. Kochemarova A. U kerchenskogo strelka Vladislava Roslyakova poyavilsya fan-klub. De-vushki priznayutsya yemu v lyubvi [Elektronnyy

resurs] / A Kochemarova. - URL: https://snob.ru/ news/167305 (data obrashcheniya: 28.10.2018)

8. Problemy fonosemantiki: mater. Mezhdun-arodnogo nauchnogo seminara (Orekhovo-Zuyevo,

23-25 nobrya 2016 g.) / Otv. red. prof. AV. Puzyrov. -Orekhovo-Zuyevo: un-t»; M.: In-t yazykoznaniya RAN, 2016. - 86 s.

9. Prokofyeva L.P. Zvuko-tsvetovaya as-sotsiativnost': universal'noye, natsional'noye, indMdual'noye: monografiya / L.P. Prokofyeva -Saratov: Izd. Saratov, med. un-ta, 2007. - 280 s.

10. Psikholingvisticheskaya ekspertnaya sistema VAAL (R). Rukovodstvo pol'zovatelya. - M.,2002.

- 54 s.

11. Psikliolingvisticheskiye programmy [Elektronnyy resurs]. -URL:http:// psyberia. ru /soft/ softlingvo

12. Sanzharov L.N. Sovremennaya fonosemanti-ka: istoki, problemy vozmozhnyye resheniya: ucheb-noye posobiye / L.N. Sanzharov. - Tula: Izd-vo TGPU, 1996. - 36 s.

13. Strelok (dolzhnost') [Elektronnyy resurs]. -URL:https://ru. wikipedia.org/wiki/Strelok_(dolzh-nost')

14. Cherepanova I.YU. Dom koldun'i. YAzyk tvorcheskogo BessoznateFnogo / I.YU. Cherepanova.

- M.: «KSP+», 2001. - 400 s.

15. Shalak V.l. Sovremennyy kontent-analiz. Prilozheniya v oblasti politologii, reklamy sotsiolo-gii, ekonomiki, psikhologii, kul'turologii / V.l. Shalak.

- RAN. - M.: Omega-A, 2004. - 272 s.

16. Shlyakhova S.S. Ten' smysla v zvuke: Vve-deniye v russkuyu fonosemantiku: uchebnoye posobiye / S. S. Shlyakhova. - Perm': Perm. gos. ped. un-t, 2003. - 218 s.

F со ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:

^О ^^СйИ клинико-психологический подход

ÏÏCN КУРСК viii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

УДК: 159.923.2:159.942.5-053.4 „

r" oo /in nn Психологические науки

ЬЫч: 00.41 o-yy

Специфика навыков коммуникации у дошкольников с эмоциональными нарушениями. 85

©А.Р. Ягафарова, И.А. Ншматуллина

Ягафарова А.Р. -студент, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт психологии и образования. E-mail: taliya.yagafarova. 96@mail. ru

Нигматуллина И.А. - доцент кафедры дефектологии и клинической психологии, к.п.н., ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт психологии и образования. E-mail: [email protected]

Адрес: г. Казань ул. М. Межлаука, д.1. 420021, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В статье представлен теоретический анализ проблемы развития навыков коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра, а также представлен качественный и количественный анализ развития коммуникативных способностей у группы дошкольников с расстройствами эмоциональной сферы. Было выявлено, что дошкольники с данным диагнозом имеют различные уровни развития компонентов коммуникативной деятель- jygg ц5) 2oi8 ности. www.j-chr.com

Ключевые слова: коммуникативные способности, общение, дошкольники, расстройство аутистического спектра, эмоциональные нарушения.

ТЕМАНОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: /^ШШ^00

клинико-психологический ПОДХОД

viii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием КУРС К S СМ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.