Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №5, Том 6 / 2018, No 5, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-5-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN518.pdf
Статья поступила в редакцию 17.08.2018; опубликована 05.10.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шулева Е.И. Фоносемантический анализ образа мира старших подростков // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Shuleva E.I. (2018). Phonosemantic analysis of the image of the world of older adolescents. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN518.pdf (in Russian)
УДК 159.9.07
Шулева Елизавета Игоревна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия
Доцент кафедры «Психологии» Кандидат педагогических наук Доцент ВАК E-mail: lizunova07@rambler.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8883-7563 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=484348
Фоносемантический анализ образа мира старших подростков
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования образа мира старших подростков с применением фоносемантического анализа, выполненного с использованием компьютерной программы «Vaal-mini» (В.И. Шалак). Программа позволяет оценивать цветовые характеристики слов и текстов, а также производить эмоционально -лексический анализ текстов.
Цель работы: исследование фоносемантики образа мира старших подростков. В исследовании приняло участие 49 подростков в возрасте 15 лет (23 девочек и 26 мальчиков), учащихся 9-х классов, МОУ «СОШ № 13» г. Магнитогорска (октябрь-ноябрь 2017 г.). Методы исследования: ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал, фоносеманитический анализ, U-критерий Манна-Уитни.
Результатов исследования показали статистически значимые отличия в оценке старшими подростками категорий «Мой образ мира» и «Образ мира моего сверстника». Цветовые характеристики данных категорий совпадают и соответствуют синему и фиолетовому тонам. Они указывают на повышенную чувствительность старших подростков к воздействию раздражителей, чувственность, обидчивость и внушаемость.
Результаты фоносемантического анализа показали, что у старших подростков навыки рефлексии чувств и самоконтроля находятся в стадии формирования. Подростки готовы и стремятся к позитивному общению с окружающими. Угроза безопасности их внутреннему миру (реальная или мнимая) влечет за собой реакцию защиты. Ощущая невозможность удовлетворения потребности в позитивном общении, они также демонстрируют окружающим «оборонительную» тактику поведения.
Фоносемантический анализ позволил выделить два семантических уровня образа мира старшего подростка: социально-психологический и психический. Первый уровень социально
детерминирован и имеет негативную семантику. Второй - раскрывает семантику более глубинного, психического уровня образа мира и имеет положительное смысловое поле.
Ключевые слова: образ мира; подросток; фоносемантика
Проблема образа мира в отечественной психологии была обозначена А.Н. Леонтьевым [14] и разрабатывалась его последователями: А.А. Леонтьевым, С.Д. Смирновым, В.В. Петуховым, Ф.Е. Василюком, О.Е. Баксанским и Е.Н. Кучер [13, 18, 17, 8, 2].
Одним из перспективных направлений развития образа мира стало исследование его психосемантики, результаты которого обсуждались в работах А.А. Леонтьева, Е.Ю. Артемьевой, В.В. Столина, М. Кальвиньо, А.Н. Наминач, Г.В. Колшанского [13, 1, 19, 20, 10].
Одним из значимых этапов психического развития личности в целом, и образа мира в частности, является подростковый возраст. Результаты исследований данного возрастного периода представлены в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, И.С. Кона, В.С. Мухиной и др. [9, 6, 11, 15].
Различные аспекты образа мира подростка стали объектом исследований К.В. Бобровской, Е.Н. Богданова и Н.Б. Трофимовой, О.А. Богпомочева, И.А. Буровихиной, И.А. Николаева, Е.И. Шулевой [3, 4, 5, 7, 21, 22, 23, 24].
Анализ литературы показал усиливающийся интерес ученых к выделенной проблеме. Несмотря на значимость уже полученных результатов исследований, вопросы становления внутреннего мира подростков остаются актуальными и требуют в своем решении новых подходов. Использование современных компьютерных методов психолингвистики, в частности фоносемантического анализа, могут позволить получить новые данные, углубляющие знания об особенностях становления образа мира подростков.
Цель исследования
Цель - изучение фоносемантики образа мира старших подростков.
Выборка, методики и ход исследования
В исследовании приняло участие 49 подростков в возрасте 15 лет, учащихся 9-х классов (23 девочек и 26 мальчиков), МОУ «СОШ № 13» г. Магнитогорска (2017 г.).
Методы исследования: ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал.
При анализе результатов исследования применялся анализ с использованием компьютерной программы «Vaal-mini» (В.И. Шалак) и U-критерий Манна-Уитни.
На первом этапе исследования респондентом было предложено зафиксировать 5 -7 ассоциаций по категориям «Мой образ мира» и «Образ мира моего сверстника». Все слова, полученные в ходе проведения ассоциативного эксперимента, были объединены по двум соответствующим категориям: «Мой образ мира» и «Образ мира моего сверстника» и подвергнуты фоносемантическому анализу с использованием компьютерной программы «Vaal-mini». Программа позволяет оценивать звуко-цветовые характеристики слов и текстов, а также производить эмоционально-лексический анализ текстов.
На втором этапе исследования подросткам было предложено, используя шкалы, соответствующие шкалам компьютерной программы «Vaal-mini», по 10-бальной шкале оценить категории «Мой образ мира» и «Образ мира моего сверстника».
Результаты исследования
На рисунке 1 представлены результаты фоносемантического анализа результатов ассоциативного эксперимента по категории «Мой образ мира».
Хороший
красивый
Безопасный
простой
гладкий
округлый
добрый
светлый
величественный
тяжелый
Грубый
мужественный Сильный
колодный
громкий
храбрый
могучий
Большой
веселый
Подвижный
быстрый
активный
Яркий
радостный
-14.0 J Плоной
■3.2 отталкивающий
Страшный
-12.5| сложный
шероковатый
-17.3| угловатый
-18.4| злой
темный
-6.2 низменный
G.1 легкий
-2.0 Нежный
12| женственный
13.6 Слабый
Э.1 горячий
3.5 ТИХИЙ
12.1 трусливый
-5.8 хилый
-G.7 Маленький
12.8 грустный
-2.5H Медлительный
-G.0 медленный
4.8 пассивный
10.7 Тусклый
1.5 печальный
Рисунок 1. Фоносемантический анализ результатов по категории
«Мой образа мира» по биполярным шкалам (программа «Vaal-mini» В.И. Шалак)
Фоносемантический анализ показал, что неосознаваемое эмоциональное воздействие фонетической структуры слов, с которыми подростки ассоциируют свой образ мира, определяется как что-то плохое, страшное, сложное, злое, шероховатое, угловатое, но вместе с тем сильное, храброе, веселое и яркое.
Цветовая структура образа мира соответствует синему и фиолетовому цветам.
Результаты фоносемантического анализа ассоциативного эксперимента по категории «Образ мира моего сверстника» представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Фоносемантическая оценка образа мира сверстников по биполярным шкалам (программа «Vaal-mini» В.И. Шалак)
Результаты фоносемантического анализа показали, что неосознаваемое эмоциональное воздействие фонетической структуры слов, ассоциирующихся у старших подростков с образом мира сверстников, оказывает впечатление чего-то страшного, шероховатого, угловатого, злого, темного, холодного и в тоже время мужественного, храброго. Его цветовая структура также соответствует синему и фиолетовому цветам.
С целью выявления статистически значимых различий в оценке категорий «Мой образ мира» и «Образ мира моего сверстника», был проведен математический анализ данных с применением и-критерия Манна-Уитни.
Результаты расчета и-критерия показали, что иэмп = 74. И(критич) при р < 0.01 = 174; р < 0.05 = 207. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, то есть Иэмпир. < Икритич. Следовательно, в оценке старшими подростками категорий «Мой образ мира» и «Образ мира моего сверстника» существуют статистически значимые отличия.
https://mir-nauki.com
Обсуждение результатов
Поскольку результаты компьютерного анализа по исследуемым категориям представляют идентичные цветовые характеристики (синий и фиолетовый), мы сочли уместным провести их общую интерпретацию, используя цветовые характеристики теста М. Люшера.
Темно-синий цвет указывает на усиление потребности в покое, зависимость от внешних влияний, уступчивость, компромисс, покорность, избегание. Полученные результаты показывают, что подростки готовы к компромиссам, к уступкам, к подчинению, если такие формы поведения позволят защитить их внутренний мир. Они избегают вмешательств, угрожающих ему. При этом они не занимают позицию изгоев, а, напротив, испытывают потребность в позитивном общении и стремятся к нему.
Готовность старших подростков к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетворению не может быть определено как стремление к безделью и пустому времяпровождению. Их внешняя отстраненность скрывает интенсивное психическое развитие, которое сопровождает период взросления любого человека и результаты которого, постепенно могут проявляться в поведении подростка.
В характеристике респондентов присутствует внутреннее беспокойство, суетливость, неудовлетворенность отношениями с партнерами и своей деятельностью, что может проявляться в нестабильности поведения.
Учитывая негативный семантический фон, можно сделать вывод о существующей у подростков невозможности удовлетворения потребности, фрустрацию и связанную с этим первичную защиту или «оборонительную» тактику поведения, что и отряжено в семантике тона.
Фиолетовый цвет указывает на сенсибилизацию, то есть повышенную чувствительность к воздействию раздражителей, стремление нравится, чувственность, обидчивость и внушаемость. Окружающие взрослые должны это понимать и учитывать в общении с подростками. Даже безобидное, с точки зрения, взрослого человека слово может глубоко ранить подростка и спровоцировать неадекватную поведенческую реакцию.
Подростки стараются сдерживать свои чувства, анализировать (рефлексия чувств) и контролировать, но возрастные психофизиологические особенности их развития еще не позволяют делать это в полной мере. Стараясь сдерживать и подавлять свою чувствительность, старшие подростки, напротив, могут спровоцировать резкие неконтролируемые эмоциональные реакции. Большой поддержкой для них на данном этапе может быть система эмоционального воспитания, работа со специалистами по развитию саморегуляции и формированию эффективных навыков общения.
Для респондентов также характерно стремление к порядку, но скорее не внешнему, а внутреннему: к порядку в своих чувствах, мыслях, отношениях, к осознанию и упорядочиванию происходящих с ними психофизиологических изменений.
Сопоставительный анализ результатов фоносемантического анализа, представленный ниже в таблице, позволяет выделить положительные и отрицательные смысловые полюса в характеристике, как индивидуального образа мира подростков, так и образа мира сверстников, что указывает на их внутреннюю противоречивость, полярность.
Таблица
Сопоставительный анализ результатов фоносемантического анализа
Мой об] раз мира Общее семантическое поле Образ мира сверстников
«+» «-» «-»/«+» «-» «+»
храбрый сильный веселый яркий страшный злой шероховатый угловатый сложный плохой страшный «-» злой «-» шероховатый «-» угловатый «-» храбрый «+» страшный злой шероховатый угловатый темный холодный храбрый мужественный
Составлено (разработано) автором
Анализ также позволил выделить семантическое поле, единое для исследуемых категорий. В его характеристиках, преобладает негативный характер (страшный, злой, шероховатый, угловатый), но присутствует и положительная характеристика (храбрый).
Несмотря на то, что в оценке подростками категорий «Мой образ мира» и «Образ мира моего сверстника» установлены статистически значимые отличия, семантический анализ позволил выделить их смысловые точки пересечения. К сожалению, в своем большинстве они имеют негативный характер: страшный, злой, шероховатый, угловатый, но и храбрый. Безусловно, старшие подростки подсознательно чувствуют себя причастными миру сверстников, но они также осознают свою автономность. Индивидуальный образ мира подростка веселый и яркий, но и сильный, храбрый. Тот факт, что фоносемантический анализ дает обобщенный результат, только усиливает значимость полученного результата.
Сопоставительный анализ позволяет увидеть два семантических уровня образа мира старшего подростка. Первый - имеет негативную семантику (страшный, злой, шероховатый, угловатый) и тесно связан со смысловым полем образа мира сверстника, что указывает на его социальную детерминированность. Семантика этого уровня раскрывает защитную реакцию подростков на раздражители внешнего мира и влияний социума. Она во многом отражает поверхностную оценку поведения подростков взрослыми.
Второй уровень имеет положительную семантику (сильный, веселый, яркий). Семантика которого в большей степени отражает самооценку самих подростков. Это более глубинный психический уровень образа мира. Его характеристики раскрывают то, что так тщательно оберегают подростки - безмятежный, яркий, веселый, но в тоже время и сильный внутренний мир стремительно взрослеющего человека.
Выводы
Таким образом, анализ результатов исследования позволил сделать ряд следующих выводов.
Существуют статистически значимые отличия в оценке старшими подростками категорий «Мой образ мира» и «Образ мира моего сверстника».
Цветовые характеристики категорий «Мой образ мира» и «Образ мира моего сверстника» совпадают и соответствуют синему и фиолетовому тонам. Они указывают на повышенную чувствительность старших подростков к воздействию раздражителей, чувственность, обидчивость и внушаемость.
Результаты фоносемантического анализа показали, что у старших подростков навыки рефлексии чувств и самоконтроля находятся в стадии формирования.
Подростки готовы и стремятся к общению с окружающими при условии защищенности, приятия и учета их возрастных особенностей. Угроза безопасности их внутреннему миру (реальная или мнимая) влечет за собой реакцию защиты. Ощущая невозможность удовлетворения потребности в позитивном общении, они также демонстрируют окружающим «оборонительную» тактику поведения.
Фоносемантический анализ позволил выделить два семантических уровня образа мира старшего подростка: социально-психологический и психический. Первый уровень социально детерминирован и имеет негативную семантику. Второй - раскрывает семантику более глубинного, психического уровня образа мира и имеет положительное смысловое поле.
Заключение
В настоящее время современные подростки остаются один на один в решении сложных социальных проблем с которыми старшие поколения их семей даже не сталкивались: массовое сквернословие, токсикомания, наркотики, педофилия, агрессивная реклама, жесточайшая установка общества на финансовую успешность и популярность любыми способами, подстрекательство к суициду, секты, социальное сиротство, социальная депривация и т. д.
У взрослых нет не только опыта эффективного поведения в новых социальных условиях, но нет даже осознания возможности подобных угроз, и, соответственно, готовности к защите от них подростков, как наиболее уязвимой возрастной группы. Подростки сами нарабатывают опыт поведения, пытаясь защитить от агрессивной социальной среды свой внутренний мир.
Полученные результаты способствуют более глубокому пониманию и прогнозированию поведенческих реакций подростков, что позволит педагогам, педагогам-психологам, специалистам по работе с подростками и родителям организовать более эффективное взаимодействие с ними.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева, Е.Ю. Психология субъективной семантики. Автореф. докт. дисс. [Текст] / Е.Ю. Артемьева. - М., 1987. - 32 с.
2. Баксанский, О.Е., Кучер, Е.Н. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» (методологический аспект) [Текст] / О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер // Вопросы философии. - № 8. - С. 52-69.
3. Бобровская, К.В. Теоретические подходы к исследованию образа мира в подростковом возрасте [Текст] / К.В. Бобровская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 10-2. - С. 276-280.
4. Богданов, Е.Н., Трофимова, Н.Б. Образ мира старшего школьника как предмет психологического исследования [Текст] / Е.Н. Богданов, Н.Б. Трофимова // Акмеология. - 2006. - № 4 (20). - С. 166-170.
5. Богпомочев, О.А. Особенности образа мира у одаренных подростков [Текст] / О.А. Богпомочев // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 522.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
7. Буровихина, И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка: дис. ... канд. псих. наук [Текст] / И.А. Буровихина. - Москва, 2013. - 313 с.
8. Василюк, Ф.М Жизненный мир и кризис. Типологический анализ критических ситуаций [Текст] / Ф.М. Василюк // Психологический журнал, 1995. - № 3, С. 90 - 102.
9. Выгодский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выгодский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. - 1008 с.
10. Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке [Текст] / Г.В. Колшанский. - М.: Флинта, 2012.
11. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
12. Левицкий, В.В. Фонетическая мотивированность слова [Текст] / В.В. Левицкий // Вопросы языкознания. - 1994. - №1. С. 26-37.
13. Леонтьев, А.А. Психологическая структура значения [Текст] // Семантическая структура слова. - М.: Наука, 1971. С. 7-19.
14. Леонтьев, А.Н. Образ мира [Текст] / А.Н. Леонтьев. Избр.психологические произведения: В 2-х томах. - М.: Академия пед. наук, 1983. - Т.2. - 320 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
16. Николаева, И.А. Социальная ситуация развития личности в образе социального мира подростка: монография [Текст] / И.А. Николаева. - Курган: Изд-во КГУ, 2009. - 148 с.
17. Петухов, В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления [Текст] / В.В. Петухов // Вестник МГУ, сер. 14 «Психология», 1984, - № 4. - С. 13-20.
18. Смирнов, С.Д. Образ мира как объект психологического исследования. В сб.: Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива [Текст] / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: Российская академия наук, Институт психологии. 2007. - С. 157-173.
19. Столин, В.В., Кальвиньо, М. Психосемантические различия личностных смыслов [Текст] // Вестник МГУ, 1983. - № 3.
20. Столин, В.В., Наминач, А.Н. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления [Текст] / В.В. Столин, А.Н. Наминач // Вопросы психологии, 1988. - № 4. - С. 34-46.
21. Шулева Е.И. Взаимосвязь образа мира и индивидуально-психологических особенностей подростков Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 62-68.
22. Шулева Е.И. Исследование основных психологических типов образа мира современного подростка. В сборнике: Психологические проблемы бытия человека в современном обществе. Развитие личности в образовательном пространстве: психологические векторы и смыслы материалы Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2011. С. 164-169.
23. Шулева Е.И. Половозрастная специфика функционирования аксиологического компонента образа мира подростка Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 93.
24. Шулева Е.И. Психологический анализ особенностей системы отношений к себе и окружающему миру в структуре образа мира подростка Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №11. С. 103-105.
Shuleva Elizaveta Igorevna
Nosov Magnitogorsk stat technical university, Magnitogorsk, Russian
E-mail: lizunova07@rambler.ru
Phonosemantic analysis of the image of the world of older adolescents
Abstract. The article presents the results of an empirical study of the image of the world of older adolescents using a phonosemantic analysis performed using the computer program "Vaal-mini" (V.I. Shalak). The program allows you to evaluate the sound and color characteristics of words and texts, as well as produce emotional and lexical analysis of texts.
Objective: to study the phonosemantics of the image of the world of older adolescents. The study involved 49 teenagers aged 15 years (23 girls and 26 boys), students of 9th grades, Municipal School No. 13 in Magnitogorsk (October-November 2017). Research methods: associative experiment, semantic differential, phonosemetic analysis, Mann-Whitney U test.
The results of the study showed statistically significant differences in the assessment of older adolescents categories "My image of the world" and "The image of the world of my peer." The color characteristics of these categories are the same and correspond to the blue and violet tones. They indicate the increased sensitivity of older adolescents to stimuli, sensuality, sensitivity and suggestibility.
The results of phonosemantic analysis showed that in older teens the skills of reflecting feelings and self-control are in the stage of formation. Teenagers are ready and strive for positive communication with others. The threat to their inner world (real or imaginary) entails a defense response. Sensing the impossibility of satisfying the need for positive communication, they also demonstrate to others a "defensive" tactic of behavior.
Phonosemantic analysis allowed us to distinguish two semantic levels of the image of the world of the older adolescent: socio-psychological and psychic. The first level is socially determined and has negative semantics. The second one - reveals the semantics of a more profound, mental level of the image of the world and has a positive semantic field.
Keywords: image of the world; teenager; phonosemantics