Научная статья на тему 'Фоносемантические особенности индивидуальных ассоциативных полей'

Фоносемантические особенности индивидуальных ассоциативных полей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
242
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНОСЕМАНТИКА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ СЛОВА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА / СТАТИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / PHONOSEMANTICS / WORD IDENTIFICATION / FUNCTIONAL BASIS / STATIC BALANCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Даминова Р. А.

Представлены результаты фоносемантического анализа ассоциативных реакций структурированных как индивидуальные и коллективные поля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHONOSEMANTIC PECULIARITIES OF INDIVIDUAL ASSOCIATIVE FIELDS

The article presents the results of phonosemantic analyses of verbal associations structured as general and individual associative fields

Текст научной работы на тему «Фоносемантические особенности индивидуальных ассоциативных полей»

УДК 811.161.1

ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АССОЦИАТИВНЫХ ПОЛЕЙ

© 2010 Р.А.Даминова

Уфимский государственный авиационный технический университет

Статья поступила в редакцию 10.12.2009

Представлены результаты фоносемантического анализа ассоциативных реакций структурированных как индивидуальные и коллективные поля.

Ключевые слова: фоносемантика, идентификация слова, функциональная основа, статическое равновесие.

Теоретико-экспериментальное исследование ассоциативной структуры значения и фонетической значимости слова было направлено на выявление особенностей взаимосвязи слова и его ассоциативного окружения. В качестве исследуемого материала выбраны единицы ядра ментального лексикона носителей русского языка. Новейшее исследование1 позволяет говорить нам о ядре ментального лексикона как о метаобразовании, являющимся одновременно элементом и условием функционирования самого лексикона, и дает основание рассматривать ядро как функциональную основу, обеспечивающую общее психическое и языковое развитие человека независимо от его этнической принадлежности. В работе2 дается несколько определений понятия «ядра лексикона»: «совокупность реакций, наиболее часто воспроизводимых носителем языка при предъявлении им стимула», «ограниченное количество единиц, обладающих максимальной ассоциативной силой». Очевидно, что основной характеристикой единиц ядра является их высокая частотность употребления в речи, что отражает их функциональный вес во всей системе языка. Для нашего исследования это является основанием для обнаружения закономерностей их функционирования с учетом фонетического значения.

В условиях естественной речевой коммуникации человек не осознает процессов идентификации слова. Опоры, которые человек использует для опознания и понимания слова, выбираются им неосознанно. Именно этим объясняются трудности экспликации идентификационных стратегий и опор, которые он использует в речи. Поиск путей исследования проблемы привел нас к ана-

Даминова Розалия Ахметовна, старший преподаватель кафедры языковой коммуникации и психолингвистики. Е-тай: daminowa@mail. ги

1Золотова Н.О. Ядро лексикона человека как естественный метаязык: Монография. - Тверь: 2005.

2Золотова Н.О. Ядро ментального лексикона человека

как естественный метаязык: Автореф.дис. ... докт.филол.наук. - Тверь: 2005. - С.3

лизу литературы, связанной с исследованием фонетического аспекта семантики слова. Отличие фонетического значения от других (лексического и морфологического) заключается в том, что оно не осознается носителем языка, и, как, оказалось, обладает значительным потенциалом для экспликации характеристик глубинных процессов функционирования идиолексикона.

Формализовать исследуемую особенность взаимодействия единиц ядра и их ассоциативного окружения по параметру оценки позволил инструмент измерения фоносемантической значимости - шкала «хороший-плохой». Указанная шкала, вмещающая в себя и другие позиции, легла в основу программного продукта (авторы В.И.Шалак и М.Н.Дымшиц) используемого нами в исследовании. Процедура проведения фо-носемантического анализа описывается автором статьи в работе3.

Рабочей гипотезой исследования явилось предположение о том, что фоносемантическая оценка слова-стимула может не совпадать с фо-носемантической оценкой ассоциативного поля данного стимула. Исследование единиц ядра методом фоносемантической оценки слова показало их концентрацию у положительного полюса шкалы. Результат первого этапа исследования позволил сделать вывод о том, что 73% единиц ядра имеют положительную оценку. На втором этапе исследовательского поиска методом фоно-семантической оценки текста было проанализировано 75 ассоциативных полей единиц ядра на шкале «хороший — плохой». Анализ показал, что единицы ядра ментального лексикона функционируют с положительной фоносемантической оценкой, взаимодействуя в основном с «отрицательными» ассоциативными полями (72%). Необходимо отметить, что на данном этапе исследования фоносемантическому анализу были под-

3 Даминова Р.А Вопросы исследования фонетического значения слова // Слово и текст: психолингвистический подход.: Сб.науч.тр./ Под общ. ред. А.А.Залевской. -Тверь: 2005. - Вып.5. - С.43 - 49.

вергнуты все совокупные ассоциативные поля единиц ядра из Русского ассоциативного словаря (далее РАС)4, состоящие из первичных и единственных реакций. Тезаурус, как известно, определяется как открытая и подвижная система значений. В исследовательских целях мы попытались создать условно замкнутую систему, которая была получена в условиях цепного ассоциативного эксперимента со 100 студентами -испытуемыми, которые должны были дать ассоциации на слово-стимул не первым и единственным пришедшим в голову словом, а цепочкой реакций, т.е. записать все слова, возникающие в связи со словом-стимулом, до «пустоты в голове». Словами - стимулами явились 19 единиц ядра с высоким коэффициентом «положительной» фоносемантической оценки: я, он, лес, любовь, идти, далеко, боль, дом, море, мальчик, долго, дорога, вода, работа, ночь, очень, много, мой, дурак. На объеме в 19 полей заимствованных из РАС, был рассчитан числовой коэффициент ожидаемой частоты несовпадения оценки стимула с реакцией. Он оказался равным 0.47. Полученный после свободного ассоциативного эксперимента корпус вербальных реакций объемом в 1900 индивидуальных полей5 (далее ИП) вмещающий цепочечные вербальные реакции подвергся проверке методом фоносемантического анализа текста. Полученные числовые коэффициенты фонетической значимости ИП заносились в таблицу, фрагмент которой приводится на рис.1. Таблица позволила исследовать ассоциативный корпус по двум векторам: «по вертикали» (анализировался ассоциативный корпус по коллективному профилю) и «по горизонтали» (исследовался ассоциативный корпус по индивидуальному профилю). Фактически было измерено фонетическое значение 19 коллективных ассоциативных полей (далее - КАП) и 100 индивидуальных ассоциативных полей (ИАП) на 19 слов-стимулов.

По фактору несовпадения оценки слова с оценкой ассоциативного поля среди 19 КАП получен коэффициент несовпадения равный 0, 4 т.е. у 7 единиц ядра зафиксировано отрицательное ассоциативное окружение с интенсивным перевесом к минусу. Реакции с преобладанием отрицательной оценки были вызваны на слова-стимулы (в скобках указывается количество от-

4 Русский ассоциативный словарь. Ассоциативный тезаурус современного русского языка / Ю.Н.Караулов, Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, Н.В.Уфимцева, Г,А.Черкасова. - М.: 1994 - 1998. - Кн. 1 - 6.

5 Даминова Р.А. Исследование фоносемантических особенностей индивидуальных ассоциативных полей единиц ядра ментального лексикона // Галлерея ассоциативных портретов: Монография / Т.М.Рогожникова и др.; под общей редакцией Т.М.Рогожниковой. - Уфа: 2009. -С. 200 - 265

рицательных и положительных полей в КАП): лес (-74/+26), идти (-68/+32), море (61 /+39), мальчик(-62/+38), дурак (-60/+39), боль (-53/+46), дорога(-55/+45). В качестве примера приведем две диаграммы, которые иллюстрируют результат взаимодействия единицы ядра лексикона «лес» и его ассоциативного окружения по параметру оценки. Попутно отметим, что слово-стимул «лес» имеет интенсивную положительную оценку, выраженную числовым коэффициентом равным 50,0. На рис. 2 слева представлен результат фоносемантического анализа ассоциативного корпуса КАП на слово-стимул «лес» с учетом нейтральной зоны, а справа без учета последней.

Диаграмма слева дает следующую информацию. Из 100 испытуемых 68 дали интенсивно отрицательные цепочечные реакции, а 24 информанта отреагировали на данное слово-стимул положительно. Оценка 6-и студентов-испытуемых осталась в, нейтральной, но в отрицательной зоне, а у 2-х в нейтральной зоне с направлением к положительному полюсу шкалы.

Таким методом были получены результаты по 19 коллективным ассоциативным корпусам, в каждом из которых обнаружено отсутствие совпадения оценки слова с оценкой ассоциативного поля, только с разной интенсивностью (имеется ввиду количество отрицательных и положительных полей с учетом нейтральной зоны). Из 1900 проанализированных полей в 784 (41,26%) проявили интенсивную положительную оценку, 778 (40,94%) оказались интенсивно отрицательными. В нейтральной зоне обнаружено 164 поля со знаком плюс и 167 со знаком минус. 7 полей зафиксированы как несостоявшиеся. Частота интересующего нас взаимодействия оказалась равной 0.49(7).

Анализируя цепочки реакций (индивидуальные поля), было замечено, что некоторые из них компьютер определял как нейтральные и давал числовой коэффициент «0,0» - «никакой», но со знаком плюс или минус. Всего таких полей оказалось 18 (14 положительных и 4 отрицательных). В совокупности нейтральная зона состоит из 331 поля (включая поля со значением 0,0), что составляет 17,42% от общего количества проанализированных индивидуальных полей. В связи с тем, что при оформлении диаграммы компьютер показывает процентные числовые доли округленно, полученный результат 19-ти КИП перенесем на инструмент измерения-шкалу «хороший — плохой». Изображение (рис. 3) дает более точную картину с учетом некоторых деталей, находящихся в нейтральной зоне.

га

№ ИИ Слова-стимулы

к о и ■ив А ¡4 о Ю Е в ндтн далеко л § ю дом

1 -12,6 -32,2 -98,0 -14,9 +32,7 +48,2 +37,0 -9,7

2 +40,0 -24,0 -49,8 -26,3 -18,0 -11,9 -41,4

Рис.1. Фрагмент таблицы числовых коэффициентов фоносемантической оценки индивидуальных ассоциативных полей, полученных на шкале «хороший - плохой».

24 %

68%

6%

..---.74%

■ плюс ■ минус Шнейтр.- Шнейтр.+

□ плюс □ минус

Рис.2. Результат фоносемантического анализа ассоциативного корпуса по вертикали (слово - стимул «лес») от 100 испытуемых.

164

167

"84

+14 (0.0) нентр -4 (0,0)

778

+100%

+ 25%

0

■ 2?%

-100%

Рис.3. Результат фоносемантического анализа 19 коллективных индивидуальных полей

на шкале «хороший - плохой»

Рис.4. Результат фоносемантического анализа индивидуальных ассоциативных полей от 100 испытуемых на шкале «хороший - плохой»

Рис.5. Результат фоносемантического анализа индивидуального и коллективного корпусов от 100 испытуемых на шкале «хороший - плохой»

Как было сказано выше, таблица (см. рис.1) позволяет проанализировать результаты ФСА (фоносемантического анализа) «по горизонтали». Совмещая в таблице № испытуемого со словомами-стимулами, получаем числовые коэффициенты оценок индивидуального ассоциативного поля. Каждый испытуемый дал по 19 индивидуальных полей, которые образовали 100 индивидуальных ассоциативных корпусов*. В каждом таком ассоциативном корпусе подсчитано количество положительных и отрицательных полей с учетом и без учета нейтральной зоны. Рис. 4 демонстрирует полученный результат фо-носемантического анализа индивидуальных ассоциативных полей от 100 испытуемых по горизонтальному вектору.

Проведенный фоносемантический анализ индивидуального ассоциативного материала позволил получить коэффициент интересующего нас явления несоответствия оценки слова-стимула с его ассоциативным окружением, который имеет числовое значение 0,49 (8) Это означает, что почти половина индивидуальных ассоциативных корпусов из 100 получили интенсивное отрицательное окружение. Нужно отметить, что в каждом индивидуальном корпусе вербальных реакций наблюдается взаимодействие по признаку «плюс» к «минусу» только с разной интенсивностью, которая зависит от предлагаемого стимула. Результат фоносемантического анализа для корпуса индивидуальных ассоциативных полей иллюстрируется на рис.6 слева, а справа представлен результат коллективных ассоциативных корпусов по ассоциативному материалу, полученному от 100 испытуемых.

Полученные результаты позволилили сделать вывод о том, что во взаимосвязи слова и его ассоциативного окружения существует определенная закономерность, которая проявляется в том, что единицы ядра с положительной фоносеман-

тической оценкой проявляют свое свойство взаимодействия по принципу несоответствия с оценкой ассоциативных оболочек индивидуальных полей. Специфика взаимодействия заключается в том, что они, учитывая их частоту употребления в речи или активность, приводят каждый раз ассоциативный процесс к статическому равновесию (симметрии), т.е. осуществляют временную нервную связь, или момент названный в психофизиологии торможением, сосредоточением (Т.М.Рогожникова)6. Возможно, что выявленная особенность единиц ядра дает объяснение тому, что именно позволяет существовать ядру ментального лексикона как стабильному метаобразованию, являющимся одновременно элементом и условием функционирования самого лексикона.

В заключении отметим, что понятие ядра в психолингвистических исследованиях, базирующихся на экспериментальных материалах, приобретает свою специфику. По мнению Т.М.Рогожниковой7, например, ядро составляет сердцевину спиралевидной модели идентификации слова или (развития значения) слова и материализуется в материалах ассоциативных экспериментов как то, что условно обозначено ею «повторением без повторения». Проведенное исследование дало возможность заглянуть внутрь спирали и запечатлеть один из моментов функционирования сердцевины.

*Под индивидуальными ассоциативными корпусами понимается ассоциативный материал, включающий цепочечные реакции на 19 слов-стимулов, полученный от одного испытуемого.

6 Рогожникова Т.М. Взаимосвязь ассоциативного мира слова и текста // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. - Тверь: 1991. - С. 46 - 53.

7 Рогожникова Т.М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова: Монография. -Уфа: 2000.

PHONOSEMANTIC PECULIARITIES OF INDIVIDUAL ASSOCIATIVE FIELDS

© 2010 R.A.Daminova Ufa State Aviation Technical University

The article presents the results of phonosemantic analyses of verbal associations structured as general and individual associative fields

Key words: phonosemantics, word identification, functional basis, static balance.

o

Daminova Rozalia Akhmetovna, senior teacher of the chair of language communication and psycholinguistics. Е-mail: daminowa@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.