Научная статья на тему 'Фонематическая структура слога как проблема обучения грамоте родного языка (на примере лакского языка)'

Фонематическая структура слога как проблема обучения грамоте родного языка (на примере лакского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
199
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LAK LANGUAGE / PHONEMES / STRUCTURAL FEATURES OF SYLLABLES LAK STRUCTURAL TYPES OF WORDS / PHONETIC PERCEPTION OF SOUND CATEGORIES / TRAINING OF LITERACY / MECHANISM OF READING / PHONEMIC ANALYSIS AND SYNTHESIS / ANALYTICAL AND SYNTHETIC EXERCISES / ЛАКСКИЙ ЯЗЫК / ФОНЕМЫ / СЛОГИ / СОГЛАСНЫЕ И ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ / СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ ЛАКСКИХ СЛОВ / ФОНЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВЫХ КАТЕГОРИЙ / ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ / МЕХАНИЗМ ЧТЕНИЯ / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шурпаева М.И., Мутаева С.Р.

В статье рассматриваются особенности фонемной структуры слогов лакского языка, составляющие лингвистическую основу обучения грамоте, чтению и письму учащихся. Особое внимание уделяется развитию фонетических умений с опорой на слог как минимальной произносительной единицы и его роли в формировании механизма чтения на родном языке со сложной для овладения фонологической системой вокализма и консонантизма. Предложены приемы и упражнения, способствующие развитию коммуникативно-познавательной деятельности в процессе первоначального изучения родного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHONEMIC STRUCTURE OF THE SYLLABLE AS THE PROBLEM OF TEACHING TO READ AND WRITE IN THE NATIVE LANGUAGE (WITH REGARD TO THE LAK LANGUAGE)

The article discusses features of the phonemic structure of syllables in the Lak language, which are a linguistic basis for teaching literacy to students. Particular attention is paid to the formation of phonetic skills based on a syllable as a minimum unit of pronunciation and its role in the formation of the mechanism of reading in the native language with a complex phonological system. The sequence of introduction of syllabic structures and phonological units of the Lak language is substantiated. The methods and system of exercises that contribute to the development of communicative and cognitive activity in the process of initial study of the native language are proposed.

Текст научной работы на тему «Фонематическая структура слога как проблема обучения грамоте родного языка (на примере лакского языка)»

7. Pogodina S.V. Vliyanie izobrazitel'nogo iskusstva na «predtvorcheskoe» i tvorcheskoe razvitie doshkol'nikov. Detskij sad ot A do Ya. 2011; № 5 (53): 129 - 137.

8. Pavlinskaya Yu.S. Tehnologii razvitiya tvorcheskogo potencíala doshkol'nikov v izobrazitel'noj deyatel'nosti. Tradiciiiinnovacii vpedagogicheskom obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2016.

9. Ponomareva L.I., Bryuhova E.A. Izobrazitel'noe iskusstvo kak soderzhatel'nyj komponent 'esteticheskogo vospitaniya doshkol'nikov. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; 1 (21): 71 - 74.

10. Valujskov N.V., Vetrov Yu.P., Gavrilova A.V. Nauchnye issledovaniya: informaciya, analiz, prognoz. Voronezh, 2007; Tom 16.

Статья поступила в редакцию 21.11.18

УДК 372

Shurpaeva M.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Deputy Director of Dagestan Institute of Pedagogy n.a. A.A. Taho-Godi (Makhachkala, Russia),

E-mail: m.shurpaeva@mail.ru

Mutaeva S.R., senior researcher, Dagestan Institute of Pedagogy n.a. A.A. Taho-Godi (Makhachkala, Russia), E-mail: laura180288@yandex.ru

PHONEMIC STRUCTURE OF THE SYLLABLE AS THE PROBLEM OF TEACHING TO READ AND WRITE IN THE NATIVE LANGUAGE (WITH REGARD TO THE LAK LANGUAGE). The article discusses features of the phonemic structure of syllables in the Lak language, which are a linguistic basis for teaching literacy to students. Particular attention is paid to the formation of phonetic skills based on a syllable as a minimum unit of pronunciation and its role in the formation of the mechanism of reading in the native language with a complex phonological system. The sequence of introduction of syllabic structures and phonological units of the Lak language is substantiated. The methods and system of exercises that contribute to the development of communicative and cognitive activity in the process of initial study of the native language are proposed.

Key words: Lak language, phonemes, structural features of syllables Lak structural types of words, phonetic perception of sound categories, training of literacy, mechanism of reading, phonemic analysis and synthesis, analytical and synthetic exercises.

М.И. Шурпаееа, д-р пед. наук, проф., заместитель директора, Дагестанский НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, г. Махачкала,

E-mail: m.shurpaeva@mail.ru

С.Р. Мутаееа, ст. науч. сотр., Дагестанский НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, г. Махачкала, E-mail: laura180288@yandex.ru

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СЛОГА КАК ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ РОДНОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ЛАКСКОГО ЯЗЫКА)

В статье рассматриваются особенности фонемной структуры слогов лакского языка, составляющие лингвистическую основу обучения грамоте, чтению и письму учащихся. Особое внимание уделяется развитию фонетических умений с опорой на слог как минимальной произносительной единицы и его роли в формировании механизма чтения на родном языке со сложной для овладения фонологической системой вокализма и консонантизма. Предложены приемы и упражнения, способствующие развитию коммуникативно-познавательной деятельности в процессе первоначального изучения родного языка.

Ключевые слова: лакский язык, фонемы, слоги, согласные и гласные звуки, структурные типы лакских слов, фонетическое восприятие звуковых категорий, обучение грамоте, механизм чтения, фонематический анализ и синтез.

Слог имеет особое значение при овладении учащимися грамотой, а также в процессе формирования у них механизма чтения и письма родного языка. Этап обучения грамоте предваряет учебу в школе, а это значит, что именно в процессе усвоения грамоты начинается реализация положений системно-деятельностного подхода - основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [1]. По определению К.Д. Ушинского, «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Поэтому целенаправленное формирование фонетических и графических умений должно осуществляться с опорой на слог как единственную произносительную единицу

Усвоение понятия «слог» способствует овладению чтением по слогам, умению делить слова на слоги, а в процессе письма, диктуя себе слова по слогам, ребенок осуществляет самоконтроль. Главная задача, стоящая перед учителем при обучении грамоте, научить учащихся воспринимать на слух и воспроизводить без фонетических и фонологических ошибок типы слогов [2, с. 7]. Для этого ему необходимо знать теоретические особенности слога. В фонетике сущность слога определяется с артикуляционной и акустической сторон. С артикуляционной точки зрения слог - это «наименьшая единица, «лежащая в основе любой группировки фонем в речевой цепи» [3, с. 4]. С акустической точки зрения слог рассматривается как единица с тесным слиянием своих компонентов. В методической литературе определение слога связывают с толчками выдыхаемого воздуха, которыми сопровождается речь. «Слог произносится одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Каждый такой импульс может быть разложен на три фазы: усиление напряжения, вершина напряжения и ослабление звучности... Если слог состоит из нескольких звуков, то вершину его занимает слоговой или слогообразующий звук, неслоговые или неслогообразующие звуки располагаются по склонам» [4, с. 284]. Исходя из этого, слог может рассматриваться как сочетание звуков с разной степенью звучности, определяющейся тем, что мы слышим со стороны. В слоге всегда есть слогообразующий и неслогообразующий звуки. Например, в слове мамари «ежевика» три слога и 3 слогообразующих гласных [а, а, и.] Самыми звучными считаются гласные звуки или слоговые. В лакском языке слог могут образовывать и сонанты [р, л, м, н].

Учащиеся первого года обучения должны овладеть умением узнавать звук в слоге и слове, выделять в них начальный и конечный звуки, определять последовательность и качество звуков, место звука по отношению к другим звукам с учетом структурного облика слога в родном языке. Например, в лакском языке не встречается стечение согласных в начале слова, на исходе слога или слова

стечения больше двух согласных не бывает, на исходе первого слога непременно присутствует один из сонантов, а в начале последующего слога - любой из согласных. В исходе слов почти не встречается сонорный [м], геминированные звуки встречаются преимущественно перед гласными (ччан «нога» ппал «шерсть»). Сложность структурных типов (фонемных структур) лакских слов вызывают значительные трудности в процессе формирования у учащихся механизма чтения. По классификации С.М. Хайдакова, лакскому языку свойственны следующие структурные типы односложных слов [5, с. 76]:1) структура Г состоящая из одного гласного звука (оь «кровь», я [йа] «глаз»); 2) структура СГ с открытыми слогами, состоящая из согласного и гласного звуков(дя «середина», ша «шаг», ппа «шило; 3) структура ГС, состоящая из гласного и согласного звуков (аьш «линия», ар «равнина»); 4) структура СГС, состоящая из согласного, гласного и согласного звуков (ччан «нога», ниц «бык»). Корней с данной структурой в лакском языке насчитывается более 250. Эта структура, как наиболее частоупотребительная, широко используется в процессе обучения лакской грамоте. Причем в Букваре лакского языка (далее - Букварь) при введении геминированных звуков [хх, чч, пп] и букв, их обозначающих, учитывается закономерность, связанная с тем, что в словах, начинающихся с этих фонем, как правило, встречаются сонорные, которые вводятся в процессе прохождения геминатов, как изученные звуки и буквы [6]. На первых страницах Букваря представлены структуры слов с сонорными: Г+СнГ (ула «доска»), Снг+СнГ (ламу «мост», нину «мать», лама «пламя»); структурные типы, связанные со стечением двух согласных звуков в исходе слога или на стыке двух слогов, а также наиболее характерная и строго выдержанная структурная особенность лакских слов, которая пронизывает всю лакскую лексику, начиная от односложных и кончая многосложными словами [7, с. 80]. В Букваре представлены структуры слов формулы ГСнС, СГСнС, где Г - гласный, Сн - непременно один из сонорных за исключением звука [м], а С - другой согласный звук: односложные слова - марч «ветер», хъюрт «груша», барз «луна», баргъ «солнце»; двусложные слова - уртту «трава», арцу «деньги»; трехсложные слова - марххала «снег», ссирссилу «усы»; четырехсложные слова - гъангъа-рат1и «жук». Учитывая важную роль, которую играют сонорные в лакском языке (из 260 зарегистрированных слов 210 содержат один из сонорных звука, а иногда и два), формирование механизма чтения проходит на структурах СнГ+Сн-Г+СГ (мамари «ежевика», лелуххи «птица» варани «верблюд». В классификации С.М Хайдакова всего выделено 28 дву- и многосложных структурных типов слогов, из которых лишены сонорного звука только три структуры, представляющих типы двусложных слов. Все остальные структурные типы слов имеют в своем составе один и более сонантов. При отборе лексических единиц для Букваря

учтены структурные особенности одно-, дву- и многосложных слов, свойственные лакскому языку.

Таким образом, в лакском языке наличествуют все 4 возможных типа слогов: 1) полностью открытый слог (оь «кровь», 2) прикрытый слог (ва «это»), 3) полностью закрытый слог (ттуп «мяч), 4) закрытый (в конце) слог (аьш «линия). Как мы отмечали, в пределах этих слогов гласные и согласные звуки могут распределяться по-разному. В Букваре представлены слова, охватывающие все эти типы слогов, с учетом их частотности употребления в речи и дидактического метода «от легкого - к сложному». Вначале даются слоги типа Г состоящие из одного звука (полностью открытые) и обратные слоги типа СГ (закрытые в конце), состоящие из гласного и согласного звуков (а, у, ал, ул), затем прямые (прикрытые) слоги ГС (нур, мир, зир, чал, зим, нар), после слоги типа СГСнС (баргъ, барз, мирхь, мархь, оьрч1). В соответствии со слоговым аналитико-синтетическим методом обучения удобными для чтения являются слоги: Г (у), СГ (лу), ГС (ур). Необходимо подчеркнуть, что учащиеся легче усваивают прямой слог, например, лу, если они освоили, слог у; после овладения чтением прямого и обратного слогов ма, аз без особой трудности усваивается закрытый в конце слог, состоящий из трех согласных звуков маз «язык» и т. д.

При определении порядка изучения слоговых структур соблюдается последовательность их введения, которая способствует закреплению связи между типом слога и его произнесением. Следует учесть трудности, которые испытывают учащиеся в процессе овладения слоговой структурой родного языка. В консонантной системе лакского языка имеются геминированные (сильные, удвоенные) согласные звуки, которые графически передаются двумя согласными. Слоги с такими согласными звуками целесообразно ввести или последовательно друг за другом, или как слоги с фонемами, наделенными одним дифференциальным признаком, и графемами, передающимися на письме двойными буквами (тта, ппа, кка, сса, чча, хха, хьхьа, цца), или в сопоставлении со слогами, в состав, которых входят простые (негеминиро-ванные) согласные звуки (слоги типа тта,ппавводятся после формирования механизма чтения слогов типата, па). Изучение фонемной структуры тта предусматривается после освоения (формирования чтения) слога и слова та, сса - после са, чча - после ча и т. д. Следует отметить, что в Букваре реализуется принцип, направленный на сопоставление фонемных значений слов и слогов. В нем использованы все возможные минимальные пары слов лакского языка, например, лах «пыль» - лях «в промежутке между чем-либо», ххан «казаться» - ххян «мокрота», ххаллу «нитки» - ххяллу «отвесные скалы», ххалаххи «игла» - ххяляххи «вилы» и т.д. Применение минимальных пар как критерия фонематичности особенно эффективно при обучении лакскому языку (как второму) учащихся городских школ.

На первых же страницах Букваря представлены картинки и модели слов с разными слогами как с простыми, так и со сложными. Это обусловлено тем, что в лексических темах подготовительного этапа встречается разнообразная лексика, с использованием которой проводится определенная аналитико-синтетическая работа, способствующая формированию механизма чтения. Задача подготовительного этапа - развивать устную речь (говорение) и фонематический слух у учащихся (слушание), формировать умение анализировать слово, вычленять и характеризовать звуки. Детям дается представление об устной речи. Они создают свои высказывания в соответствии с коммуникативной задачей. Далее они знакомятся с членением речи на предложения. Вводятся понятия: предложение,

Библиографический список

слово, звуки, слог. Известно, что умственные действия учащихся вначале сводятся к анализу структуры слова путем определения последовательности звуков в нем, затем - к слиянию отдельных звуков в слоги, а слогов в слова. Слоги слияния (ма, лу ва) выговариваются как единое целое, т. е. язык, губы, зубы принимают положение для произнесения согласного звука, а горло для - гласного. На подготовительном этапе первичными элементами устной речи, как известно, являются отдельные звуки и слоги слияния. Как мы отмечали, упражнениям по осознанию звукового и слогового строения слов предшествует работа по развитию устной речи. Подобранные в Букваре картинки создают благоприятные условия для усвоения звуков и слогов, т. е. введения учащегося в фонологическую систему родного языка. После отчетливого произнесения слово делится на слоги, отдельно произносятся слоги с выделением согласного и гласного звуков (если это прямой слог). В такой работе можно использовать различные упражнения: выделение согласного звука из открытого и закрытого слогов; выделение гласного звука; перечисление слов с одним и тем же начальным звуком (например, на странице Букваря по теме «Дикие животные» называются слова со звуком [5]: барц1 «волк», барзу «орел», бюрх «заяц», бюрхттукку «белка); замена одного звука другим нис «сыр», ниц1 «мед», нигь «колесо»); наращивание слогов: на «я» - и-на «ты», ма «на» - ма-ла «мастерок»; добавление слога: сси «овца» -сси-ру «овцы»и т.д. Основными методическими приемами овладения фонемной структурой слова является фонематический анализ и синтез. Проводится также слого-звуковой анализ слов по данной на страницах Букваря модели или составление модели с вычленением звука (у-ссу « брат», а-жари «петух», ус-ру «обувь»). Для развития речевого слуха анализируется звучащее слово, вычленяются и характеризуются звуки, далее самостоятельно детьми подбираются слова с этими звуками, придумываются предложения. Затем дети учатся различать слово и слог, наблюдать над слоговой структурой слов, определять количество слогов [6; 7].

Первостепенное значение на букварном этапе имеет формирование умения читать слогами. Дети постепенно овладевают звуковыми значениями букв и буквосочетаний, правилами слияния (соединения) звуков в слогах. Особенно сложными для чтения являются прямые слоги, состоящие из геминированных согласных и гласных (кка-ччи «собака»), слоги с фарингальными, ларингаль-ными, увулярными и абруптивными звуками, передающимися на письме двумя графемами (гь, кь, гъ, къ ), а также графемой с дополнительным знаком I (диакритика) для обозначения абруптивных согласных звуков (к1, т1, п1). Учащиеся должны освоить правила чтения букв, обозначающих фарингальные гласные звуки, которые в начале слова и слога передаются двумя графемами аь, оь (оь-сса «злой»), в середине слова фарингальные гласные обозначаются буквами я, ю. При чтении слогов мя, бя ученик должен идентифицировать последовательно буквы, правильно определить графемно-фонемное соответствие. Языковой материал подбирается так, чтобы он давал возможность зафиксировать последовательность обучения чтению слогов разных типов (так называемых единиц чтения), а также строить предложения, различные по структуре, и в то же время, чтобы они не содержали слов, выходящих за пределы изученных правил чтения [8, с. 133].

В заключении отметим, что в процессе обучения грамоте дети, осваивая фонетико-графическую систему родного языка, учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать свои действия, доказывать свою точку зрения, т.е. с самого начала изучения родного языка учащиеся овладевают как предметными, так и метапредметными учебными действиями.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, 2010.

2. Шурпаева М.И. Предварительный устный курс в системе современного начального обучения русскому языку учащихся-билингвов. Русский язык в дагестанской школе. 2014; 2: 29 - 40.

3. Постовалова В.И. Фонологическая структура слога. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1967.

4. Зиндер Л.Р Общая фонетика. Ленинград, 1960.

5. Хайдаков С.М. Очерки по лексике лакского языка. Москва, 1961.

6. Магомедов ГИ., Шурпаева М.И. Словарь русского языка в картина: учебное пособие для начальных классов школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения: в 3 ч. Махачкала, 2010.

7. Шурпаева М.И. Рагимов К.Р Букварь. Махачкала, 2015.

В. Шурпаева М.И. Особенности формирования и развития навыков первоначального чтения в процессе обучения русскому языку как неродному. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 131 - 133.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2010.

2. Shurpaeva M.I. Predvaritel'nyj ustnyj kurs v sisteme sovremennogo nachal'nogo obucheniya russkomu yazyku uchaschihsya-bilingvov. Russkij yazyk v dagestanskoj shkole. 2014; 2: 29 - 40.

3. Postovalova V.I. Fonologicheskaya struktura sloga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1967.

4. Zinder L.R. Obschaya fonetika. Leningrad, 1960.

5. Hajdakov S.M. Ocherkipo leksike lakskogoyazyka. Moskva, 1961.

6. Magomedov G.I., Shurpaeva M.I. Slovar' russkogo yazyka v kartinkah: uchebnoe posobie dlya nachal'nyh klassov shkol s rodnym (nerusskim) i russkim (nerodnym) yazykom obucheniya: v 3 ch. Mahachkala, 2010.

7. Shurpaeva M.I. Ragimov K.R. Bukvar'. Mahachkala, 2015.

В. Shurpaeva M.I. Osobennosti formirovaniya i razvitiya navykov pervonachal'nogo chteniya v processe obucheniya russkomu yazyku kak nerodnomu. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 131 - 133.

Статья поступила в редакцию 08.11.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.