Научная статья на тему 'Фондовый рынок как инструмент влияния на развитие предприятий'

Фондовый рынок как инструмент влияния на развитие предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНДОВЫЙ РЫНОК / СОБСТВЕННОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / САМОФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТОРЫ / STOCK MARKET / PROPERTY / PROFIT / BUSINESS / SELF-FINANCING / THE ECONOMY / INVESTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернопятов А. М.

Рассматривается фондовый рынок. Его влияние на деятельность инвестиционного климата, предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STOCK MARKET AS AN INSTRUMENT TO INFLUENCE THE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES

We consider the stock market. His influence over the investment climate and enterprises.

Текст научной работы на тему «Фондовый рынок как инструмент влияния на развитие предприятий»

ФОНДОВЫЙ рынок как инструмент влияния на развитие ПРЕДПРИЯТИЙ

Чернопятов А.М., к.э.н., доцент кафедры экономики, менеджмента и туризма филиала Российского государственного социального

университета в г. Советском

Рассматривается фондовый рынок. Его влияние на деятельность инвестиционного климата, предприятий.

Ключевые слова: фондовый рынок, собственность, прибыль, предпринимательство, самофинансирование, экономика, инвесторы.

THE STOCK MARKET AS AN INSTRUMENT TO INFLUENCE THE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES

Chernopyatov A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Management and Tourism Branch of the

Russian State Social University in the Soviet

We consider the stock market. His influence over the investment climate and enterprises.

Keywords: stock market, property, profit, business, self-financing, the economy, investors.

С момента отказа Российской Федерации от централизованной модели управления экономикой в девяностые годы прошлого века, в процесс, вступили рыночные рычаги развития государства. Отказ от плановой системы, подвел к тому, что функции управления рынком были распределены через различные направления.

Одним из рычагов управления рынком является фондовая биржа, именно через нее формируется определенный товарно-денежный поток. Фондовая биржа фактически является катализатором состояния экономики страны. Стоит напомнить, что опыта управления и бирж как таковых в РФ не было.1

Фондовый рынок даёт возможность каждому почувствовать себя предпринимателем, даже не создавая своего собственного предприятия, позволяет раскрыться всем сильным и слабым сторонам характера человека, даёт ему инструменты для изменения себя к лучшему. В процессе инвестирования каждый становится хозяином своей судьбы. Одновременно, фондовый рынок это и риск, и ответственность и не все готовы к работе в данном сегменте.

В основе, конечно, фондовый рынок призван аккумулировать временно свободные финансовые средства и направлять их на развитие предприятий. Инвестиционный аспект рыночных отношений в основном рассматривается как источник генерирования эффективной предпринимательской деятельности. В данном случае - целью инвестирования является достижение заранее конкретного пре-

допределенного эффекта, который может носить как экономический, так и внеэкономический (социальный, технологический, природный и другие виды эффекта).

На уровне рыночных отношений приоритетной целевой установкой инвестиций является достижение, в основном, экономического эффекта, который может быть получен в форме прироста суммы инвестированного капитала, а именно положительной величины инвестиционной прибыли, положительной величины чистого денежного потока и обеспечение сохранения ранее вложенного капитала. Причем такое направление должно быть основным аспектом заинтересованных сторон, как инвестора, так и представителей предприятий.

Вместе с тем, потенциальная способность инвестиций приносить доход не может реализовываться автоматически, а обеспечивается в условиях эффективного выбора инвестиционных инструментов (паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды, рынок облигаций и др.). Рынки подвержены колебаниям и не являются «тихой гаванью» для вложения средств, что наглядно демонстрирует российский фондовый рынок вкупе с иностранными.

Резкие провалы падения индекса ММВБ в течение короткого периода, сказываются негативным образом на развитии предпринимательства страны. Перепады достигают астрономических раз-

Таблица 1. Индекс Московской межбанковской валютной биржи

годы 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 на 01.10.11

Начальный индекс 100 40 47 191 142 262 320 514 552 1012 1692 1888 619 1371 1688

MAX 100 51 49 216 161 269 324 567 583 1242 1695 1942 671 1491 1789

MIN 98 35 44 186 130 250 295 514 532 1011 1528 1509 534 1363 1687

MAX в течение года 88 51 150 277 273 347 591 710 1032 1486 1933 1966 1226 1702 1814

MIN в течение года 46 27 114 198 246 293 448 466 563 1062 1485 493 602 1195 1243

Источник: Составлено автором по данным графика индекса ММВБ

1 Московская межбанковская валютная биржа открыта в 1992 году. Объединяет ЗАО «ММВБ», ЗАО «Фондовая биржа ММВБ», НКО «ЗАО «НРД», ЗАО «Национальная товарная биржа», ЗАО «Национальный клиринговый центр» и ПФТС.

Доля рынка — более 70% сделок с российскими ценными бумагами (с учетом депозитарных расписок), лидер в расчетно-депозитарной и клиринговой деятельности. Финансовые показатели (2010 г.): доходы — 11,2 млрд. руб., чистая прибыль — 4,8 млрд. руб. По биржевому обороту ценных бумаг группа ММВБ входит в двадцатку ведущих фондовых бирж мира.

Фондовая биржа РТС создана в 1995 году. Основные акционеры: фонд «Да Винчи капитал» (15%), «КИТ Финанс» (11%), «Тройка Диалог» (10%), «Атон» (9,82% и др. Общая капитализация рынка акций - более 1,15 млрд. долларов.

2 По данным ЦБ РФ чистый отток капиталов в первом полугодии составил 31 млрд. долларов. К концу года планируется до 70 млрд. долларов.

66 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

меров. Так на 18.05.2009г. индекс нижней границы составил 969, индекс закрытия 1012, то уже 02.06.2009г. цена закрытия 1198, а 13.07.2009г. - цена закрытия 881 при нижней границе 852. Далее тренд с высокой волатильностью был повышательным до 15.04.2010г. когда индекс достиг 1530,93, а затем новый обвал до 1197,39 25.05.2010г. Максимум был достигнут 05.04.2010г. - 1848 пунктов, затем очередное пике 23.05.2010г. индекс достиг 1573,14 с последующим повышательным трендом до 07.07.2011г. который достиг высоты 1740,53 и очередной резкий спад до 1438,91 -11.08.2011г. Далее небольшой подъем до 1525 на 15.09.2011г. с падением до 1267,77 - 04.10.2011г. и ростом до 1525 на 27.10.2011г. В последующие торговые сессии в ноябре рынок волатилен в пределах от 1456 до 1521. Основные индексы ММВБ более подробно показаны в таблице 1.

Много это или мало? Для рыночных условий такое положение неприемлемо. Для вложения свободных средств инвестору, читай предпринимателю, необходимо устойчивое положение на рынке. Инвестор - это можно сказать «трепетная лань», который при малейшем шорохе убегает.

Такое положение негативно сказывается на поведении инвесторов и деятельности предприятий, так как они теряют систематически вложенные средства и создается неопределенность, а это в свою очередь ведет к оттоку финансовых средств, которые необходимы в хозяйственной деятельности предприятий и следовательно их недостатку, что ведет к повышению себестоимости, снижению прибыли, отказу от инновационных проектов, снижению выпуска продукции вследствие падения спроса. Отказ от инвестиционных проектов, ведет к уничтожению производства.

На макроэкономическом уровне просматривается еще один аспект - это то, что на фондовом рынке акций и облигаций деньги инвестора не мультиплицируют, что в свою очередь не вызывает резкого скачка инфляции, как это происходит на рынке банковских кредитов.

Вместе с тем данные рынки должны работать в тесном взаимодействии для более устойчивого положения фондового рынка, с тем, чтобы избежать «провалов». Необходимо учесть, конечно, и другое множество факторов влияющих на рынок - кризис перепроизводства, бегство иностранных и отечественных капиталов2 и другое.

От значительного падения российский фондовый рынок спасает низкая активность трейдеров. Количество сделок минимально, вследствие чего наступило некоторое затишье.

Реальные объемы операций во время торгов ценными бумагами меньше номинальных, которые декларируют трейдеры. Основное количество сделок заключается для получения прибыли, так, например, акции покупают в начале торгов и в процессе накручивания рынка, после продать и получить выгоду. В процессе таких искусственных сделок трейдерами, провоцируются активные колебания фондового рынка в 2011г.

В сложившихся современных реалиях необходимо осознать, что теперь придется жить в условиях перманентного финансового кризиса, так как нет ничего совершенного в этом мире. Трудности какого-либо сегмента проецируются на деятельности фондового рынка. Естественно задача участников рынка, а именно, регуляторов, не допускать «провалов», так как это вызывает пассивность инвесторов, что негативно сказывается на развитии и деятельности предприятий.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ В КРУПНЫХ МЕГАПОЛИСАХ МИРА

Шилин А.Н.

В статье проведен анализ доступности аэропортов по транспортным коридорам, а также доступности основных дестинаций по транспортным коридорам. В результате проведено сравнение лучших мировых практик по транспортному обслуживанию туристов методом бенчмаркинга.

Ключевые слова: транспорт, туризм, мегаполис.

ANALYSIS OF THE MAIN FACTORS OF TOURIST TRANSPORTATION SERVICING IN LARGE MEGALOPOLISES OF THE WORLD

Shilin A.

The article provides analysis of airport transport corridors availability as well as availability of transport corridors of main destinations. Using a method of benchmarking a comparison of best international practices was carried out as a result.

Keywords: transport, tourism, megalopolis.

Прежде всего, необходимо провести анализ доступности аэропортов по транспортным коридорам, показывающий как быстро и с каким уровнем комфорта турист попадает в центр города. Для анализа были выбраны следующие мегаполисы, представляющие наибольший интерес для туристов и обладающих хорошей туристкой инфраструктурой: Куала Лумпур, Стамбул, Дубаи, Лондон, Рим, Шанхай, Париж, Пекин, Барселона, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Берлин, Мадрид, Амстердам.

1. Куала Лумпур. Международный аэропорт Куала-Лумпур расположен в 50 км от г. Куала-Лумпур. Два терминала соединены автоматизированной системой транспортировки пассажиров. Крупнейший аэропорт не только Юго-Восточной Азии, но и всего мира, KLIA способен принимать 25 миллионов пассажиров ежегодно и имеет резерв, позволяющий довести эту цифру до 45 миллионов. Из аэропорта в Куала-Лумпур:

• автобус-экспресс (время в пути - 15 мин.)

• электричка скоростной железной дороги KLIA Ekspress (время в пути - 28 мин.)

• транзитный поезд (время в пути - 10 мин.)

• такси (время в пути - 10 мин.)

2. Стамбул. Аэропорт Стамбул Ататюрк расположен в 35 км. от города, из аэропорта в Стамбул:

• автобусы компании Havas (время в пути - 40 мин.).

• линия легкого метро (время в пути - 30 мин.).

• такси (время в пути - 30 мин.).

3. Дубай. Международный аэропорт Дубай распоожен в 4 км. к юго-востоку от Дубай. Из аэропорта в Дубай:

• метрополитен (время в пути - 10 мин.).

• автобусы (время в пути - 10 мин.).

• такси (время в пути - 10 мин.).

4. Лондон. В Лондоне 5 основных аэропортов:

• Heathrow (Хитроу) - 24 км к западу от центрального Лондона

• Gatwick (Г атвик) - 48 км к югу от центра Лондона

• Stansted (Стэнстед) - 56 км на северо-восток от Лондона

• London City (Лондон Сити) - 10 км от центра Лондона

• London Luton (Лондон Лютон) - 56 км к северу от Лондона Из аэропорта Хитроу до Лондона:

• поезд Хитроу экспресс (время в пути - 15 мин от аэропорта до станции Paddington Station (Паддингтон);

• такси (время в пути - 1 час);

• автобус «Нешионал Экспресс» (время в пути - 45-60 мин.)

• метро (время в пути - 50 мин до центральной станции Пика-дилли (Piccadilly Circus))

Из аэропорта Гатвик до Лондона:

• поезд Гатвик экспресс (время в пути - 30 мин.);

• такси (время в пути - 1 час)

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA б7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.