Научная статья на тему 'Фольклорный праздник «о том, что дорого и свято. . . »'

Фольклорный праздник «о том, что дорого и свято. . . » Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1264
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ПОСИДЕЛКИ / ЧАСТУШКИ / НАРОДНЫЕ ИГРЫ / ПЛЯСКИ / ЗАГАДКИ / РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ / ПРИБАУТКИ / НЕБЫЛИЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинина Елена Дмитриевна

В статье представлен сценарий фольклорного праздника для учащихся 5-6 классов, направленного на формирование гражданской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклорный праздник «о том, что дорого и свято. . . »»

Эксперимент и инновации в школе

Педагоги России против фашизма

№ 3/2015

Е.Д. Малинина

Фольклорный праздник «О том, что дорого и свято...»

Аннотация

В статье представлен сценарий фольклорного праздника для учащихся 5-6 классов, направленного на формирование гражданской идентичности.

традиции, обычаи, посиделки, частушки, народные игры, пляски, загадки, русские народные песни, прибаутки, небылицы.

В современном обществе невозможно представить социально успешную личность с нес-формированной гражданской позицией. [3,4,5]. Л.М. Кулёва и Н.Н. Цапкова говорят о современном понимании значимости гражданско-патрио-тического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом и приходят к выводу, что формирование активной гражданской позиции необходимо для осознанного выбора поведенческой стратегии каждого граж-данина[3]. Гражданственность рассматривается разными авторами в различных аспектах, и при подготовке нашего мероприятия мы использовали большое количество научной и исторической литературы с целью уточнения данного понятия. У авторов нет единого мнения в данном вопросе, однако, большинство из них рассматривают гражданственность и гражданскую идентичность в следующих аспектах:

- с точки зрения понимания гражданственности как формы идентичности человека, выражающейся в установлении связи этого человека с тем или иным обществом и государством через принятие ценностей данного общества и государства;

- с точки зрения политической позиции, которую готов пропагандировать и реализовывать в конкретных действиях данный гражданин, например, способствовать решению проблем государства и общества, а также чувствовать свою сопричастность социальным процессам, происходящем в этом обществе.

Понятие гражданской идентичности неразрывно связано с понятием патриотизма. Нами также

была изучена литература, освещающая подходы к воспитанию патриотизма в зарубежных странах. Так, А.Б. Суслов рассказывает об опыте развития гражданского образования в европейских странах и приходит к выводу, что гражданское образование в большинстве европейских стран рассматривается в контексте формирования демократической гражданственности. Под воспитанием демократической гражданственности понимается проведение обучения, тренингов, распространение информации, организация практической деятельности с целью дать обучающимся знания, умения и понимание, а также сформировать их отношение и поведение для того, чтобы дать им возможность реализовывать и защищать их демократические права и ответственность в обществе, ценить разнообразие и играть активную роль в демократической жизни, что безусловно связано с культурой толерантности и принятия чужой точки зрения. [6] Т.Г. Новикова рассматривает опыт формирования гражданской позиции на примере Бельгии. [5]. С точки зрения Т.Г. Новиковой, ключ к успеху в воспитании гражданина своей страны — это возможность выбора и поддержка индивидуальности каждого, принятие личности с ее набором уникальных качеств, понимание неповторимости чело-века[5].

Отечественный опыт воспитания гражданственности О.Т. Ковешниковой была предложена модель гражданского самоопределения учащихся, что способствует формированию понимания, принятия и следования нормам общества, с которым юный гражданин себя отождествляет[2]. Именно через

принятие ценностей и «пропускание через себя» самой сути понятия «патриот» в ребенке происходят изменения, которых невозможно добиться ни лекциями, ни педагогическими нотациями. В таком случае, по мнению О.В. Валаминой, вокруг ребенка должна быть сформирована культурно -образовательная среда, поддерживающая его гражданскую позицию. При таких условиях можно говорить об укреплении и четкой сформированности активной позиции члена общества и гражданина [1]. Именно поэтому мы придаем такое большое значение мероприятиям, способствующим воспитанию патриотического самосознания учащихся.

Представляем вниманию читателя сценарий одного из наших праздников, направленного на формирование гражданской идентичности подрастающего поколения. Цели:

1. Создать условия для осуществления этнокультурного образования и воспитания.

2. Содействовать формированию атмосферы толерантности и культуры межнационального общения.

3. Воспитывать интерес к изучению истории и культуры русского народа.

Оборудование:

1. Оформление «горницы»: рушники, прялка, веретёна, лавки, самовар, посуда, угощение для гостей.

2. Музыкальное оформление: русская народная музыка, песни.

3. Ведущие и учащиеся в русских национальных костюмах.

Ход мероприятия

1 чтец

Как умели в России Жить в добре и любви, И обиды чужие Принимать за свои... Предков строгие лица Освещают альбом, Что умели молиться И делиться куском. Заливаться ль слезами О прошедшем скорбя? Нам, народная память, Разбудить бы тебя! Ведь умели в России Жить в добре и любви, И обиды чужие Принимать за свои. Все поют песню «Россия»

Хозяйка

Здравствуйте, люди добрые! Красны девицы и добры молодцы!

Приглашаем вас на посиделки в избу красную, чайку откушать и гармошку послушать.

Человек не может жить в настоящем, думать о будущем, не зная своих корней. История русской культуры уходит своими корнями в далёкое прошлое. Надо знать, как справлялись русичи со своими трудностями. Как строились в деревнях миряне густо, вплотную друг к дружке. Всем миром на тушение пожара бросались, убогим и сиротам помогали, подати платили всем миром, всем миром и праздники праздновали, и песни слагали, хороводы водили. Слово «мир» в русском языке означает и всю вселенную, гармонию и спокойствие, дружбу и незлобивость. И если не было этого мира, то, как бы они хлеб растили, когда бы строили корабли и храмы. Не будь у каждого народа своих особенностей, своей культуры, то в мире было бы скучное однообразие, а мы лишились бы возможности восхищаться разноликостью музыки, ремёсел, традиций и обычаев.

Сегодня мы все собрались на посиделках. В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно — собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах, забавах.

1 ученик

На Руси как встречают? «Здравствуй, милый человек!» Это значит, что желают Жить без хвори весь свой век.

2 ученик

За любовь, заботу, помощь Всем «спасибо» говорим. Это значит Бога в помощь И спасение молим.

3 ученик

За работой — посиделки, Чтобы вместе отдохнуть, Под тальянку и сопелку Песню хором затянуть.

4 ученик

С хлебом-солью на тарелке Да с расшитым рушником Мы рядком на посиделках Побалакаем ладком. Хозяйка

Посиделки устраивались в каком-нибудь доме с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой, которая сама любила попеть, рассказать какую-нибудь небывальщину, вспомнить про свою молодость, про горести и радости. Посиделки были праздником для крестьянских парней и девчат. Не всегда родители отпускали. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. На посиделках парни и девушки не сидели без дела: пряли пряжу, вязали кружево, вырезали гребни. У ребят была и другая работа: помочь хозяйке, принести воды из колодца, нарубить дров, растопить печь.

«О том, что дорого и свято...»

«Посмотрите, как у нас-то в мастерской» — мальчики.

5 ученик

На завалинке, в светёлке Иль на брёвнышках каких Собирались посиделки Пожилых и молодых.

6 ученик

При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод. Говорили, песни пели Да водили хоровод.

7 ученик

Добрым чаем угощались Без пирожных и конфет. Главное на них общались: Без общенья жизни нет.

8 ученик

А играли как? В горелки! Ах, горелки хороши! Словом, эти посиделки Были праздником души.

9 ученик

Быт людей отмечен веком. Поменялся старый мир, Нынче все мы по «сусекам» Личных дач, своих квартир.

10 ученик

Наш досуг порою мелок И чего там говорить: Скучно жить без посиделок, Надо б это возродить!

Хозяйка

Дроля, гармонист, кудесник! На вечернице в строю Песне, доброй русской песне Слово первое даю! Звучит песня « На ярмарке» Ученик

Любили на посиделках соревноваться в исполнении частушек.

Они сочинялись тут же, на злобу дня. Ученик

Став полукругом, парни и девушки соревновались, чья частушка лучше. Исполняются частушки.

1. Хорошо пропелись песни, Милые подружки.

Только что за посиделки Без нашей частушки?

2. Ох, и звонки планочки У твоей тальяночки.

Ты играй, играй звончей Чтобы стало веселей.

3. Ой, пол провались, Потолок обвались.

На доске останусь С милым не расстанусь.

4. Разохочусь петь, плясать Я на посиделочках,

Хоть бы в гости пригласили Всех бы нас вы, девочки.

5. То-то славны посиделки, Больно нравятся они. Время делу и безделке Поскорее приходи.

6. Эх топни, нога, Топни правенькая, Я плясать пойду, Хоть и маленькая.

7. Пойду плясать По соломушке, Раздайся народ По сторонушке!

8. Шире круг, шире круг, Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать, Нас идет четыре.

9. Не хотела я плясать Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла Я не удержалася.

10. Если б не было воды, Не было б и кружки, Если б не было девчат, Кто бы пел частушки.

Две девочки заняты делом, одна вяжет, другая вышивает.

Хозяйка:

А что же вы-то, девоньки, сидите, не веселитесь с нами?

1 девочка:

Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.

2 девочка:

Ныне гуляшки и завтра гуляшки — останешься и без рубашки.

Хозяйка:

Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле — сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять — работать некогда будет, можно остаться и без рубашки. Но вы-то уже поработали на славу, можно и отдохнуть!

Мальчик:

А ну хватит вам болтать, пора пляску начинать! Хозяйка:

Ну, пляску или нет, а поиграем мы в народную игру «Бояре»

Игра «Бояре»

Девочка:

Что-то мы немножко притомились. Сядем рядышком на лавке. Вместе с вами посидим. Загадаем всем загадки. Кто смышленей — поглядим!

Загадки

1. Ходит барин по двору? Придирается ко всему. Красная головушка, Двойная бородушка. (Петух).

2. Мохнатенькая, усатенькая, Сядет — песенку поет. (Кошка)

3. Маленький, беленький, По дорожке прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

4. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке — кур посчитать. (Лиса)

5. Гладишь —ласкается. Дразнишь —кусается. (Собака)

Хозяйка:

А какие посиделки без прибауток и небылиц? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то короткие рассказы. Главное — весёлые. Как эти. 2 мальчика:

1. Федул, что губы надул?

2. Кафтан прожёг.

1. Можно зашить?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Иглы нет.

1. А велика-то дыра?

2. Один ворот остался! 2 мальчика

1. Встречаются два приятеля. Один другого спрашивает: «Что сегодня делал?

2. Рукавицы искал.

1. Нашёл?

2. Нашёл.

1. Где же они были?

2. Да за поясом. А ты куда шагаешь?

1. За семь вёрст.

2. Киселя хлебать?

1. Нет, комара искать.

2. Это какого комара?

1. Да того, который меня за нос укусить хочет.

2. Да он же при тебе.

1. Где это он при мне?

2. Да на носу у тебя.

Хозяйка.

Так состязались в уме, проявляли смекалку. Ловкость показывали в играх. Давайте поиграем в народную игру «Горшки».

Игра

Мальчик:

- А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!

Песня «Солдатушки»

Девочка:

- Кум-куманек, где же ты живешь? Что, куманек, ко мне в гости не идешь?

Мальчик с самоваром: «Я иду, иду, иду, Самовар в руках несу. Эх, чай, чай, чай! Уж ты, кумушка, встречай!» Девочка:

- Не красна изба углами, А красна пирогами!

Хозяйка:

- Проходите, проходите! Угощение берите! Чаем запивайте!

Нас добрым словом вспоминайте!» Прошу к столу, гости дорогие! (устраивается чаепитие, помогают родители)

Литература

1. Валамина О.В. Развитие культурно-образователь-

ной среды в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин». // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 1. С. 55-61.

2. Ковешникова О.Т. Модель процесса формирования

гражданского самоопределения старшеклассника. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 2. С. 45-49.

3. Кулёва Л.М., Цапкова Н.Н. Современное понимание

значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 5-56.

4. Никандров Н.Д. Гражданское воспитание в современ-

ной России // Образование и наука 2011 № 2; с. 3-15

5. Новикова Т.Г. Выбор, индивидуальность, поддержка

каждого как ключ к успеху в воспитании гражданина Бельгии. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 4.С. 75-80.

6. Суслов А.Б. Опыт развития гражданского образо-

вания в европейских странах // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5.С.74-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.