Научная статья на тему 'ФОЛЬКЛОРНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПОЭЗИИ ЯГУБА МАХИРА'

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПОЭЗИИ ЯГУБА МАХИРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯГУБ МАХИР / НРАВСТВЕННЫЕ МОТИВЫ / ПОСЛОВИЦЫ / ПОГОВОРКИ / АФОРИЗМЫ / ПРОСТОРЕЧИЕ / Yagub Mahir / moral motives / proverbs / sayings / aphorisms / vernacular

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Адиширинов Камил Фикрет

В статье исследуются нравственно-дидактическое аспекты поэзии лирического и сатирического поэта Ягуба Махира, писавшего и творившего во второй половине XX - начале XXI вв. в литературной среде города Шеки (Азербайджан). Главный объект исследования - нравственно-дидактическое аспекты в поэзии Ягуба Махира. Нравственные взгляды поэта, его лирические произведения анализируются по тематике и жанрам. Автор исследует изложение различных тем на основе идеальной идеи. Актуальность и научная новизна работы обусловлена тем что, это первое исследование нравственных взглядов в творчестве народного поэта и представителя шекинской литературной среды Ягуба Махира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLKLORE ATTITUDES OF YAGUB MAHIR’S POETRY

The paper examines the moral and didactic aspects of lyrical and satirical poet Yakub Mahir’s poetry, who wrote and worked in the second half of the 22th and early 21th centuries in the literary milieu of Shaki city (Azerbaijan). The main object of the research is the moral and didactic aspects in the Yagub Mahir’s poetry. The moral views of the poet, his lyrical works are analysed by subject and genre. The author studies the presentation of various topics based on an ideal idea. The relevance and scientific novelty of the work is due to the fact, that this is the first study of moral views in the Yagub Mahir’s creativity - the national poet and representative of the Shaki literary milieu.

Текст научной работы на тему «ФОЛЬКЛОРНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПОЭЗИИ ЯГУБА МАХИРА»

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru

УДК 821.512.162

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПОЭЗИИ ЯГУБА МАХИРА Адиширинов К.Ф.

В статье исследуются нравственно-дидактическое аспекты поэзии лирического и сатирического поэта Ягуба Махира, писавшего и творившего во второй половине XX - начале XXI вв. в литературной среде города Шеки (Азербайджан). Главный объект исследования - нравственно-дидактическое аспекты в поэзии Ягуба Махира. Нравственные взгляды поэта, его лирические произведения анализируются по тематике и жанрам. Автор исследует изложение различных тем на основе идеальной идеи. Актуальность и научная новизна работы обусловлена тем что, это первое исследование нравственных взглядов в творчестве народного поэта и представителя шекинской литературной среды Ягуба Махира.

Ключевые слова: Ягуб Махир, нравственные мотивы, пословицы, поговорки, афоризмы, просторечие.

FOLKLORE ATTITUDES OF YAGUB MAHIR'S POETRY Adishirinov K.F.

The paper examines the moral and didactic aspects of lyrical and satirical poet Yakub Mahir's poetry, who wrote and worked in the second half of the 22th and early 21th centuries in the literary milieu of Shaki city (Azerbaijan). The main object of the research is the moral and didactic aspects in the Yagub Mahir's poetry. The moral views of the poet, his lyrical works are analysed by subject and genre. The author studies the presentation of various topics based on an ideal idea. The relevance and scientific novelty of the work is due to the fact, that this is the first study of moral views in the Yagub Mahir's creativity - the national poet and representative of the Shaki literary milieu.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru Keywords: Yagub Mahir, moral motives, proverbs, sayings, aphorisms, vernacular.

В своей многовековой истории город Шеки, являющийся центром одноименной исторической области в Азербайджане, расположенный в южных предгорьях Большого Кавказа, прошел богатый литературно-культурный путь развития. Это развитие в XX в. запомнилось больше всего своим содержанием и противоречиями. Запреты советской идеологии, в отличие от литературы, никоим образом не препятствовали развитию национально-нравственных ценностей в регионе.

В своих произведениях поэты и писатели Шеки всегда отражали дух народа и свою привязанность к народной литературе. Одним из носителей этого духа был народный поэт Ягуб Махир, писавший и творивший во второй половине XX начале XXI вв. В его сатирах отразился гениальный М.А. Сабир, в написанных в классическом стиле газелях - А. Вахид, а народные стихи в стиле ашугских стихов заключены в гошмах и герайлах поэта. Поэт доказал, что слово - это украшение мастера, средство, используемое им для воздействия на разум и чувства читателя. Можно без преувеличений сказать, что являясь мастером слова и шлифовки мыслей, Ягуб Махир стал выдающимся поэтом, певцом поэзии, пользовавшимся любовью читателей и критиков. В одной из своих од он писал:

§air tapin §3kid3 тэп bigimdd,

Alovlu bir tsndir yanir igimds,

Yaqub Mahir yazarlarin igindd,

Ahm deyir, sözün tdki söz olmaz.

Найдите в Шеки поэта подобного мне,

Словно огненная печь пылает во мне,

О Ягубе Махире все говорят, что среди поэтов,

Силе слова его равных нет [8, s. 100].

(Здесь и далее подстрочный перевод наш - К.А.)

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru Во всех своих произведениях Ягуб Махир производит впечатление поэта, который не боялся экспериментировать. Совершенными произведениями искусства М.Ф. Ахундов считал те, в которых содержание и художественная форма составляли органическое целое. Об этом литературовед писал: «Поэзия, где имеется полная гармония, где наряду с художественным изяществом изложения, красотой, имеется и глубокая мысль... такая поэзия способно вызвать у читателя восторг, она может взволновать читателя, она нравится всем» [2, с. 237].

Литературовед Э.Я. Фесенко, показывая роль формы и содержания в художественном произведении, пишет: «Художественное произведение представляет собой внутреннее единство содержания и формы. Содержание и форма - неразрывно связанные друг с другом понятия. Чем сложнее содержание, тем богаче должна быть форма. По художественной форме можно судить и о многообразии содержания» [4, с. 62].

Требования литературоведов к форме и содержанию художественных произведений полностью соблюдены в стихотворениях Ягуба Махира. В газели «Есть» (Var) поэт писал о красоте стихотворения, требованиях поэзии, совершенном единстве формы и содержания в стихотворении: Heg ds sfsans deyil, saddcd bir §eiriyystin, Mszmunu, bu bir yana, formasi var, qayssi var. Tikani yoxsa gülün, bol-bol stir vermsz o gül, §eiriyyst ds belsdir, gülü§ü, kinayssi var. Не легенда, что даже у простого стишка, Помимо содержания, есть форма, есть суть. Если у розы нет шипов, не будет она обильно благоухать, И стихотворчество подобно тому - есть и смех, и сарказм [8, s. 140]. Язык произведений творцов, привязанных к народной литературе, всегда мил, доступен и привлекателен. Несомненно, что причина популярности Низами, Физули, Мирзы Джалила, Сабира, Микаила Мушфига, Самеда Вургуна и других классиков азербайджанской литературы наряду с врожденным

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru талантом, обусловлена совершенным знанием нравственного мира и фольклора родного народа, умелым использованием жанров этой литературы в своем творчестве.

Как и предшественники, Ягуб Махир умело применял в своем творчестве сокровища народной мудрости и различные жанры фольклора. Нравственно-дидактического взгляды поэта ярче всего выразились в его стихах, связанных с устным народным творчеством.

Одной из задач, стоящих перед художественной литературой, является духовно-нравственное воспитание читателей. Ещё Аристотель говорил: «Забота о теле должна предшествовать заботе о душе, а затем, после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела - воспитанию души» [1, с. 620 ].

Такие стихотворения Ягуба Махира, как «Нельзя-нельзя» (Olmaz-olmaz), «Нельзя» (Olmaz), «Оставил и ушёл» (Qoydu getdi), «Есть» (Var), «Перед словом» (Söz qabaginda) , «Удлини наполовину» (Tsn uzat), «Если не суждено» (Qismst olmasa), «Место слов» (Söz yeri), «Также» (Belssinds), «Не будет плохо» (Pis olmaz), «Остался» (Qaldi) и др. являются поэтическими примерами, содержащими нравственно-дидактическое взгляды поэта.

Поэт всегда считал недостающими в жизни правду и прозрачность слов и поступков. Ягуб Махир, не зная покоя на этом пути, декларируя говорить и писать всегда правду и справедливость, обязывает и читателей держаться этого пути. Об этом он говорит в стихотворении «Путь истины» (Haqq yolu): Könül, tutdugun yol haqqin yoludu, Olmasin bu yolda dincliyin ssnin. Dsdsn ds, baban da oradan keçib, §srsfli bir yoldu keçdiyin ssnin. Душа, путь, избранный тобою - это путь истины, Пусть не будет тебе покоя, на этом пути. По ней прошли и дед, и отец, Достоин путь, пройденный тобой [8, s. 186].

ISSN 230S-S079. Studia Humanitatis. 2022. N З. www.st-hum.ru Для ещё более глубокого донесения своих мыслей читателю поэт во втором и третьем стихах газели «Праведному слову» прибегает к народной мудрости. Он представляет в стихотворной форме пословицы «Тесто лжеца смешано ложью» (Yalançinin xsmiri yalanla yogrulub), «Не приведешь к правде, если даже обличишь неверующего золотом» (Dinsizs qizildan don geydirssn ds haqqa gstirs bilmszssn) и «Праведность дверь друга» (Dogruluq dost qapisidir). Он советует своему читателю говорить правду, держаться подальше от лжи. Ведь невозможно неверующего сделать праведником, даже одев его в золото, ибо тесто лжеца смешано ложью:

Yalandan yogrulubdu bôhtançmm xзmiri,

Qizildan don geysз dз, inanmaz dinsiz haqq sözз.

Atalar dogru deyib, düzlükdü dostluq qapisi,

înamsiz inanmasin, gзl, inanaq biz haqq sözз.

Тесто клеветника смешано ложью,

Не поверит неверующий праведному слову,

Если даже облачится в золото.

Правы отцы, дверью дружбы является честность,

Неверующий пусть не верит,

Иди, мы поверим праведному слову [8, s. 186-187].

В стихотворении «Место слова» (Söz yeri) поэт общается с читателями на языке афоризмов. Знать всему место - требование жизни. Однако всегда следует учесть меру малого и многого: Hdyyatda hзr §eyin öz ôlçûsû var, Çoxun çox yeri var, azin az yeri. Yayin ortasinda axtarsan da qar, Qi§in qi§ yeri var, yazin yaz yeri. Все в жизни имеет меру, Многое имеет много места, малое - мало. Если даже искать снег посреди лета, Зима в зиме имеет место, весна в весне [8, s. 23].

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru Ягуб Махир находит красоту человека в честном труде, подчеркивает значимость не внешней красоты, а внутреннего мира, красоты душевной. Снова обращаясь к афоризмам, поэт говорит: ínsan fsxr elsysr halal i§iyls, Gözdl xo§ görünsr görünü§üyls, Örddk gox gdzsd ds qaz yerigiyb, Yeri§ds versmmsz heg ds qaz yeri. Человек гордится честной работой, Красота выглядит приятно. Утка, если будет ходить гусиной походкой, В походке гуся не заменит [8, s. 24].

Осознание ценности и силы слова поэт ставит перед людьми как важнейший показатель нравственности. Ибо правы отцы: «Если произнес слово, оно уже не твое» (Sözü söybdin, artiq o, ssnin deyil). В конце стихотворения поэт говорит о значимости и необходимости «измерения» слов в своем сердце:

Yaradan msxluqu slsr slskds, Haqliyam, göylsrdsn enss fslsk ds, Ey Mahir, ölgüb big sözü ürskds, Dogra, tök, gsldikcs sözün söz yeri. Творец просеивает существа через сито, Доволен, если даже с небес спуститься сам черт, О Махир, измерь слово в своем сердце, Отрежь, выброси, когда придёт время слову [8, s. 24]. В подтверждение правильности этих мыслей Ягуба Махира следует сказать, что знание как показатель нравственности уже оправдало себя в педагогике и психологии. Знание - проводник человека, маяк его жизни. В народе издавна справедливо говорили: «Знание не в возрасте, а в голове» (Agil ya§da deyil, ba§dadir). Поэт, творчески подходящий к этой народной поговорке, в своем сочинении «Проходит» (Ke?ir) призывает своих читателей, в том числе,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru и молодое поколение, сделать честность девизом своей жизни, воспитать в себе привязанность к труду, чтобы, по его словам, «зарабатывать деньги из земли и камня»:

Agilli olmagi arama ya§dan, Adamliq gözhms bagri bado§dan, Adam pul gixardar torpaqdan, da§dan, Karinsa könlündsn kovxaliq kegir. Не ищи ум в возрасте, Не жди человечность от жестокости, Человек добудет деньги из земли и камня, Слепой мечтает стать хозяином [9, s. 11].

Сочинение Ягуба Махира «Нельзя-нельзя» (Olmaz-olmaz) написано по мотивам фольклора. Поэт, используя в своем произведении мотивы пословиц и поговорок, показывает глубокое знание устного народного творчества. В основу произведения легли сокровища народной мудрости: «Сто раз отмерь, один раз отрежь» (Yüz öl?, bir bi?); «Не думающая голова, это не голова» (Dü^ünmsysn baldan ba§ olmaz); «Берегись от бездушных людей» (Qslbi da§ adamlardan özünü gözb).

Bir i§i min ölgüb, bir bigsk gsrsk, Dü^ünmsysn ba§dan ba§ olmaz - olmaz. Qstrshim olmaqdan, ay bala, э1 gsk, Adamin ürsyi da§, olmaz-olmaz. Дело тысячу раз отмерь, один раз отрежь Не думающая голова, это не голова Поберегись от жадного, милый мой. Сердце человека должно быть милосердным [9, s. 15]. Второе четверостишие поучительно с педагогической точки зрения. Снова опираясь на народную мудрость и слова пословицы «Легко быть человеком, а хорошим тяжело» (Adam olmaq asandi, insan olmaq fstin), поэт призывает молодое поколение жить по-человечески. По словам Ягуба Махира,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru человек, стремящийся к доброму общение с людьми, всегда будет любим и уважаем в обществе. Поэт напоминает читателю, что «честность - ключ к вратам рая», он также указывает на то, что дела честного человека всегда будут в порядке:

insan ol, insanliq olsa da gstin,

Qali§ ki, bilinsin qddrin, qiymstin,

Düzlük agaridir bil ki csnmtin,

Düz olsan i§hrin ya§ olmaz-olmaz.

Будь человеком, если даже человечность трудна,

Постарайся, чтобы тебе дали цену,

Знай, что праведность - ключ от рая,

Будешь праведным в делах, не будет зла [9, s. 16].

Одним из показателей морали является искренняя дружба. В третьем четверостишии поэт, говоря о верной дружбе, советует молодым людям быть настоящими друзьями. Крепкую дружбу необходимо строить так, чтобы «между друзьями не просачивалась вода» (aradan su da ke?m9sm). Мудрый поэт в содержании народной пословицы «С черноты брови не будет, а чужак не будет братом» (Qaradan qa§ olmaz, yaddan da qarda§) выразил прочную связь в семье между братьями, пожелал быть честным в дружбе и братстве: Dost qazan, kegmssin su da aradan, Qalsin qayginiza o bir Yaradan, Atalar qa§ olmaz deyib qaradan, O yaddan da qarda§, ka§ olmaz-olmaz. Заведи дружбу, пусть не просочится вода, Пусть о вас творец позаботится, С черноты не может быть брови, говорили отцы, А чужак не станет братом [9, s. 16].

Глубоко мыслящий поэт также считал важным правильное воспитание молодежи, советовал юные годы проводить с пользой, прислушиваться к советам взрослых, чтобы потом не жалеть о бесцельно потраченном времени,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru чтобы, как говорят шекинцы, «не удариться головой об камень проклятия» (ba§i nshlst da§ma dsymsmsk). В очередной раз демонстрируя народную мудрость как средство воспитания, Ягуб Махир обращается к народной пословице: «С немолотого риса не будет плова» (Döyülmsysn düyüdsn a§ olmaz): Qadasi qiymst ver ssn öz ya§ina, O ba§in dsymssin nshlst da§ina, Bu sözü ömürlükyaz yadda§ina, Döyülmsysn düyüdsn a§ olmaz-olmaz . Цени свой возраст,

Не ударься головой об камень проклятья, Это слово на память пиши на всю жизнь, С немолотого риса не будет плова [9, s. 16].

Свою воспитательную цель поэт еще больше закрепил в стихотворении «Оставил ушёл» (Qoydu getdi). Поэт, проживший 88 лет, обладая бесценным опытом и знаниями, в этом стихотворении ответил на важный вопрос - какие поступки помогают человеку жить вечно? Старый поэт, считая непорочную жизнь нравственной основой, в первом четверостишии сравнивает человека, жившего честным трудом, и оставившего после себя доброе имя, с тем, кто нажив богатство и получив статус «богатого человека» ушёл из жизни чуждым народу:

Adamlar görmüpm, qoca dünyada,

Namusla ya§ayib, ad qoydu getdi.

Adam da görmü§sm aldanib ada,

Özünü bu xalqa yad qoydu getdi.

Людей видел в старом мире,

Живя с честью, оставил после себя доброе имя,

Видел и человека, обманутого славой,

Который ушёл из жизни чуждым народу [8, s. 19].

Прекрасными моральными качествами, присущими шекинцам, издавна было гостеприимство, щедрость, любовь и верность. Все эти ценности

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru неизменно наследовались народом у благочестивых предков. И поэт Ягуб Махир в своем литературном наследии, в своих нравственных советах молодому поколению, неизменно воспитывал уважение к гостю. По примеру народной пословицы: «Не стыдиться тот, кто делится имеющимся» (Varmi versn utanmaz), поэт призывал всегда делиться с гостем всем самым лучшим, угощать его всем без исключения, что есть в доме. В стихотворении «Перед словом» (Söz qabagina) поэт пишет: Gözslim, qapina gslsn qonagi, Qar§ila, gix onun tez qabagina. Olandan, olmazdan, allah versndsn, Süfrs ag, qonagin düz qabagina . Моя красавица, гость у двери, Встречай, выходи к нему. С того, что есть, и чего нет, с того, что дал Бог, Накрой стол прямо перед гостем [9, s. 76].

Поэт, украшающий стихотворение афоризмами и глубоко содержательными мыслями, советует молодежи быть щедрым ко всем, обретать счастье, благодаря этой щедрости, помня и уважая народные обычаи, как высшее проявление моральных качеств: Göstsr sayan ksss ssxavstini, Ondan ssirgsms ssadstini, Unutma heg zaman el adstini, Birbsbir ssn gstir göz qabagina. Прояви свою щедрость, тем, кто понимает, Не жалей для него своего счастья, Не забывай никогда народный обычай, Каждый раз повторяя его [9, s. 76].

Есть хорошая поговорка «Вытягивай ноги по длине одеяла» или «По одежке протягивай ножки» (Ayagini yorganina görs uzat). Талантливый поэт выразил смысл этой поговорки в поэтических строках. Ягуб Махир, употребив

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru выражение «вытягивай по длине» в диалектной форме, конкретизировал эту мысль, говоря о важности правильного планирования своих дел: insansansa, öz i§ini bil özün, Ayagini yorganina tsn uzat. Dünyalarca msnasi var bu sözün, Ayagini yorganina tsn uzat. Если ты человек, сам знай свое дело, Вытягивай ноги по длине одеяла. Глубокое значение этого слова, Вытягивай ноги по длине одеяла [10, s. 84].

Советы мудрого поэта адресованы всем. Поэт осудил харамские наклонности - накопление материальных ценностей, приобретенных путем нарушения законов и нравственных норм. Обращаясь к каждому молодому человеку - сыну, дочери, невестке, Ягуб Махир пишет: Güd nsfsini, gsk haramdan dlini, Dogruluga öyrdt hsr an dilini, Ey anamin oglu, qizi, gdlini, Ayagini yorganina tsn uzat. Утихомирь свои желания, убери руку от харама, Приучи свой язык правде, О сын, о дочь, о невестка моей матери, Вытягивай ноги по длине одеяла [10, s. 84].

Поэт, сославшись на народную поговорку «Храбрые мужи заботятся о завтрашнем дне» (Msrd igidtar dal gününü göztaysr), в стихотворении «Не будет» (Olmaz) пишет:

Mdrd igidbr dal gününü gözhyib, Heg olmasa qoy sabaha üz deyib, Ölgüb-bigib, o babalar düz deyib, Döyülmsysn xam düyüdsn a§ olmaz. Храбрые мужи, заботясь о будущем,

ISSN 230S-S079. Studia Humanitatis. 2022. N 3. www.st-hum.ru Присмотритесь хотя бы на завтра, Примеряя-отмеряя, правду сказали деды, С немолотого риса не будет плова [10, s. 177].

Поэт, противопоставляющий мудрого невежественному, подтверждая идею о том, что «злодей не может сбить с пути мудрого человека^ёпк insani pis cür yolundan çixara bilmsz), пишет: Нзг kзsin var dзrdi-sзri bir сжз, Qзm dзrdini dani§ suya, at Кжз, Oqli olan hзmdзm olmaz pis сжз, Agilsiza dзrrakзli tu§ olmaz. У каждого есть свои личные проблемы, Бросай их в Куру, расскажи грусть и проблемы воде, Мудрый не станет злодеем,

Сообразительный не сравнится с глупым [10, s. 177]. Стихотворение Ягуба Махира «Не забывай добро» (Yaxçiligi unutma), является одним из лучших образцов его творчества. В этом произведении собеседником поэта является его собственное сердце. Мудрый поэт, вспоминая слова поговорки: «Добро, сделанное неблагодарному, как семя брошенное в соленную землю, сколько ни сажай не вырастит» (Nankora edilsn yaxçiliq §oran torpaga atilan toxum kimidir, ns qsdsr skssn yens ds bitmsz), обращается к своему сердцу: «Насади в плодородной земле семя добра, и в каждом сердце добро не кончится» (Yaxçiligin tumunu münbit yerds sksin, hsr ürskds yaxçiliq bitmsz). Так, призывая творить добро как исполнение нравственно-этического кодекса во второй и третьей строках первого четверостишия стихотворения, поэт подчеркивает, что творящий добро встретит добро, и даже добро в отношении собаки не пропадет. Здесь, сорее всего, автор проводит параллели с повестью «Шах и слуга» из поэмы известного поэта Низами Гянджеви «Лейли и Меджнун»:

Yaxçiliq tumunu münbit yerdз saç, Könül, hзr жзМз bitmзz yaxçiliq.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru Yax§iliq эп gözsl, эп nscib i§dir, Tullasan Ыэ dэ, itmэz yax§iliq. В плодородном месте сажай семя добра, Бесконечно добро в каждом сердце. Самое прекрасное, самое благородное дело - добро, Если бросить даже собаке, добро не пропадет [10, s. 21]. Во втором четверостишии поэт не советует делать добро невежественным людям. Поскольку доказано, что неблагодарные не поймут сделанное им добро, ответят на это добро злом. Недооценивая созидавшееся годами добро, неблагодарный посчитает, что его и вовсе не было: Yax§iliq elэmэ nakэslэr ügün, Etdiyin bir §eyi yamanliq bihr. Yolunda ilhrh gэkdiklэrini, Ofsuslar olsun ki, bir anliq bihr Не делай невеждам добро, Сочтут сделанное тобой за зло. Делавшееся годами добро, К сожалению, сочтут за мгновение [10, s. 21 ].

В своем творчестве Ягуб Махир обращал внимание на рифму как на поэтический элемент народной поэзии. Как известно, «в поэзии близкие по произношению и звуковому составу слова называются рифмами» [7, s. 41]. По мере того как рифма завершает мысль стиха, она вносит в него гармонию, очарование. Говоря о соотношении содержания и рифмы в поэзии, Н. Буало -поэт, критик и теоретик классицизма, пишет, что «мысль - властитель рифмы, а рифма - покорный раб мысли. Однако если пренебречь этим рабом, которого называют рифмой, и дать ему немного свободы, раб восстанет против своего долга, ослушается, и уму уйдет много времени, чтобы найти и схватить его» [5, s. 21].

Известный русский литературовед А.И. Николаев высоко оценил роль рифмы в поэзии: «Рифма не просто фонетически облагораживает стих, делает

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru его более музыкальным, но и подчеркивает вертикальные связи, в том числе и смысловые. Рифмованные слова оказываются выделенными в своей связанности, между ними устанавливаются контакты. Чем устойчивее и привычнее рифма, тем эти связи ожидаемее и прочнее» [3, с. 75].

Литературная критика требует, чтобы «рифмы разных слов, образованные из разных сочетаний и пропорций, неожиданные и новые для читателя, считались смелыми и поэтичными, сильными в искусстве речи» [6, s. 130]. В поэзии Ягуба Махира изобилуют коренные, древние, богатые рифмы. Рассмотрим пример:

idrakin, sönmsysn giragin olsun, Qali§ ki, sdndtd maragin olsun, Yax§iliq slinds yaragin olsun, Pisliyi gixmaqgün ba§a tslssms. Пусть разум твой твоим неугасимым светом будет, Старайся, чтоб и интерес к ремеслам был, И добродетель оружием твоим пусть будет, И не спеши ты злом других превосходить [10, s. 36]. Ягуб Махир, став поистине народным поэтом, умело использовал рифмы в своих стихах благодаря исключительной мудрости и прекрасному знанию народного искусства.

Подводя итог сказанному, отметим, что творчество Ягуба Махира уходит своими корнями в богатое народное творчество ашугской поэзии. С полной уверенностью можно сказать, что герайлы и стихотворения поэта по своему содержанию и по форме ничем не уступают классическим ашугским стихотворениям. Содержание стихотворений поэта свидетельствует о том, что в его творчестве отражены лучшие традиции азербайджанской литературы, которые он сумел мастерски развить и дополнить.

Произведения Ягуба Махира играют значимую роль в изучении фольклорного наследия, они особенно важны для молодежи, необходимы для

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru воспитания молодого поколения в духе нравственности, патриотизма и любви к Родине.

Список литературы:

1. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.

2. Ахундов М.Ф. Избранные философские произведения. Баку: Азернешр, 1982. 340 с.

3. Николаев А.И. Основы литературоведения: Учебное пособие для студентов филологических специальностей. Иваново: ЛИСТОС, 2011. 255 с.

4. Фесенко Э.Я. Теория литературы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект: Мир, 2008. 780 с.

5. Bualo. N. Poeziya ssnsti. Baki: §srq-Qsrb. 2006, 112 s.

6. Cslal M., Xslilov P.i. 0dsbiyyat§unasligm ssaslari: Ali msktsblsr u?un dsrslik. Baki: Maarif, 1988. 279 s.

7. Mikayilov §. 9dsbiyyat nszsriyyssi: Dsrs vssaiti. Baki: Maarif, 1986. 188 s.

8. Yaqub Mahir. Mahirnams. Mmgs?evir: Poliqrafiya Musssisssi, 2004. 200 s.

9. Yaqub Mahir. §ski gozsli: §eirlsr. Baki: [Б.и.], 2013. 120 s.

10. Yaqub Mahir. §skililsr: §eirlsr vs satiralar / Tsrtib edsni K.F. Adi§irinov. Baki: Qafqaz, 1998. 140 s.

Сведения об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адиширинов Камил Фикрет - кандидат филологических наук, доцент Шекинского филиала Азербайджанского государственного педагогического университета, ведущий научный работник Шекинского регионального научного центра при Национальной академии наук Азербайджана (Шеки, Азербайджан).

Data about the author:

Adishirinov Kamil Fikrat - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Sheki branch of Azerbaijan State Pedagogical University; Leading

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2022. № 3. www.st-hum.ru Researcher of Sheki Regional Scientific Center of Azerbaijan National Academy of Sciences (Sheki, Azerbaijan).

E-mail: Kamil.adisirinov@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.