Научная статья на тему 'Фольклорные традиции старообрядцев Васюганья: источники и методы изучения'

Фольклорные традиции старообрядцев Васюганья: источники и методы изучения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
465
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР / TRADITIONAL FOLKLORE / СТАРООБРЯДЦЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / THE OLD BELIEVERS OF WESTERN SIBERIA / АУДИОМАТЕРИАЛЫ / МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ / STUDY METHODS / SOUND FILES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леонова Наталья Владимировна

В центре внимания автора статьи находятся проблемы источниковедения и методологии исследования традиционной музыки сибирских переселенцев, которые он конкретизирует в связи с рассмотрением музыкального фольклора особой этно-конфессиональной группы -старообрядцев, проживающих в северо-восточных районах Новосибирской области. Автор характеризует выявленные опубликованные и архивные источники, сформированные в процессе экспедиционной деятельности разных собирателей, уделяя первостепенное внимание аудиоматериалам, имеющимся в Архиве традиционной музыки Новосибирской консерватории. В результате анализа формулируется вывод о репрезентативности экспедиционных звукозаписей для проведения исследования двух локальных сельских фольклорных традиций старообрядцев бергульской и платоновской. Этот вывод базируется на том, что в имеющихся материалах качественно за фиксированы жанровый состав, структурнотипологические и исполнительские (певческие) особенности данных традиций. Состояние Источниковой базы позволило автору определить последовательность и методы исследования фольклорных традиций старообрядцев Васюганья. В качестве этапов изучения выделены аналитическое описание отдельных локальных традиций и проведение структурнотипологического исследования; установление особенностей локальных жанровых систем; сравнительное изучение двух локальных традиций сибирского бытования; рассмотрение сибирских традиций в контексте исходных песенных комплексов северо-западных районов Европейской России и смежных территорий Белоруссии и прибалтийских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folklore traditions of Old Believers of the Vasyugan land: sources and methods of study

The article focuses on sources and methodology of the study of the traditional music of Siberian immigrants, she considers on the musical folklore of a particular ethno-confessional group Old Believers residing in the North-Eastern districts of the Novosibirsk region. The author characterizes the published and archival sources, collected in the expeditions during the 1970-2010 years of various collectors and stored in the Archive of traditional music in Novosibirsk conservatory. These materials are representative for the study of two local folk traditions of Old Believers -from Bergul and Platonovka, because they contain all the necessary information about genres, the musical-typological and singing features of these traditions. The quality of the sources allowes the author to define the sequence and ways of stading of the Old Believers folklore traditions of the Vasyugan land. The study of these materials involves the following steps: the analytical description of some local traditions and structures-and-typological research; the establishment of local systems of genres; comparative study of two local traditions of Siberian existence. The final stage involves researching the Siberian traditions in the context of the original song complex of the North-Western regions of European Russia and adjacent territories of Belarus and the Baltic countries.

Текст научной работы на тему «Фольклорные традиции старообрядцев Васюганья: источники и методы изучения»

УДК 784+781 (=1.571)

Н. В. Леонова

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ СТАРООБРЯДЦЕВ ВАСЮГАНЬЯ: ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ1

^ тарообрядцы Васюганья - это особая этно-конфессиональная группа сибиряков-переселенцев, проживающих в Северном и Кыштовеком районах Новосибирской области. В отличие от «поляков» и «каменщиков» Южной Сибири или «семейских» Забайкалья, сибирская история которых началась во второй половине XVIII в., на территории Васюганья старообрядцы появились в начале XX в. (1903-1908) в ходе общей крестьянской колонизации, активизированной столыпинской реформой. Основная масса их прибыла в Сибирь из Витебской губернии. Е. Ф. Фурсова рассматривает их в контексте культуры старообрядцев-беспоповцев федосеевско-го согласия [5].

На северо-западе современной Новосибирской области старообрядцы-пересе-ленцы поселились в четырех селениях -дер. Макаровка, Морозовка, Платоновка и с. Бергуль. Одна группа переселенцев проехала дальше на восток, и их потомки ныне проживают в дер. Козловка Бо-лотнинского района Новосибирской области.

Для фольклористики большой интерес представляет традиционная музыкальная культура васюганских старообрядцев, в которой почти не сохранился музыкальный слой богослужебного пения, но зато богато представлен фольклорный пласт, с большим репертуаром лирических и хороводных песен, ярким, самобытным певческим стилем. С 1970-х гг. в поле зрения фольклористов попала певческая традиция с. Бергуль, десятилетием позже началась работа по записи фольклора в Платоновке, ныне не существующей деревни, жители

© Н. В. Леонова, 2017

которой разъехались, а костяк певческой группы сохранился в районном центре, с. Северное. Две эти локальные традиции приобрели всероссийскую известность у фольклористов благодаря первоначально выпущенным пластинкам с записями песен, а затем в связи с деятельностью новосибирских фольклорных ансамблей, исполнявших песни васюганцев на многочисленных фольклорных фестивалях.

Несомненно, что фольклорная традиция старообрядцев Васюганья заслуживает самого серьезного изучения. Для того, чтобы эту работу провести необходимо прежде всего выяснить состояние источниковой базы и степень разработанности темы. Начнем с материалов, представляющих данную фольклорную традицию, главное внимание среди которых следует уделить аудиозаписям, без которых этномузыкологическое исследование провести невозможно.

К настоящему моменту удалось выяснить, что аудиоматериалы, которые могут послужить источником для изучения традиции, имеются в Государственном архиве Новосибирской области (фонд № 2163, фольклорное собрание Новосибирского государственного педагогического университета), в архивном фонде Новосибирского областного Центра русского фольклора и этнографии (экспедиционные аудиозаписи в Северном и Кыштовеком районах Новосибирской области), в личных архивах ряда собирателей, которые в 1980-1990-е гг. неоднократно работали с певческими коллективами данной этно-конфессиональ-ной группы (фольклористы Л. И. Васеха, В. И. Байтуганов, этнограф Е. Ф. Фурсова и др.). Имеются коллекции с запися-

ми интересующих нас песен в аудиофон-де Архива традиционной музыки Новосибирской консерватории.

Самостоятельная экспедиционная работа консерватории в Северном районе была проведена сравнительно поздно -в 2002-2003 гг. (обе экспедиции - при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда). Однако в фонде аудиозаписей, кроме собственных экспедиционных материалов, есть оригиналы и копии коллекций сторонних организаций и собирателей, копии радиопередач и грампластинок, записи с фольклорных фестивалей и концертов. В связи с этим обстоятельством сводная коллекция Архива традиционной музыки, содержащая около 200 песен, достаточно полно отражает общую ситуацию по истории записи фольклора васюганских старообрядцев (см. приложение).

Опубликованных материалов по фольклору старообрядцев Васюганья немного: 51 песня издана в сборнике «Песни села Бергуль» [2], 18 песен из дер. Макаровки помещены в Хрестоматию В. И. Байтуганова и Т. Ю. Мартыновой [6], 4 бергульские песни вошли в состав русского лирического тома 60-томной серии СО РАН [3], некоторое число словесных песенных текстов бергульских песен опубликованы М. Н. Мельниковым [1] и Е. Ф. Фурсовой (см., к примеру [5]), затерялись следы небольшой публикации Н. П. Скрягиной, подготовленной ею по материалам дипломной работы [4].

Анализ имеющихся в Архиве традиционной музыки источников позволяет сделать ряд выводов о их репрезентативности для изучения фольклорных традиций старообрядцев Васюганья. Во-пер-вых, в аудиозаписях полно представлен жанровый состав фольклора с количественным преобладанием песенно-танце-вальных (хороводные и игровые песни зимнего - святочные - и весеннего периодов) и необрядовых (лирических разных стилевых пластов, в том числе протяжных) песен. Наряду с этим, собирателями зафиксированы образцы календарных (пасхальных волочебных), свадебных или приуроченных к свадьбе песен,

поминальных причитаний, несколько духовных стихов (к которым носители относят в том числе балладу с сюжетом «муж жену топил»), заговоров (зачастую определяемых как молитвы), а также богослужебных песнопений (пасхальный тропарь, молитва Трисвятое).

Во-вторых, значительный массив аудиозаписей демонстрирует устойчивое состояние песенного (полнота и качество воспроизведения словесного и музыкального текста) и певческого (сольного и ансамблевого) стиля народных исполнителей. Подобное состояние традиции позволяет выполнить описание фольклорной традиции, не прибегая к аналитическим процедурам реконструкции или моделирования, и получить вполне достоверные результаты.

В-третьих, собранная в ходе экспедиционных поездок 2002-2003 гг. информация о носителях фольклорной традиции хорошо коррелируется с ранее опубликованными историческими и этнографическими сведениями [1, 2, 5], что в целом дает возможность составить объемную характеристику традиции и обозначить направления последующих контекстных исследований сибирского материала.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что собранные в Архиве традиционной музыки аудиоматериалы 1970-2010-х гг. связаны только с двумя локальными сибирскими вариантами интересующей этно-конфессиональной традиции, имеющими общие корни - бер-гульской и платоновской. Локальные традиции еще двух селений, Макаровки и Морозовки, в ней не представлены, что вносит коррективы в перспективный план изучения традиции старообрядцев Васюганья.

Исходя из возможностей источнико-вой базы, можно определить направления и методы исследования.

На начальном (первом) этапе необходимо выполнить подробное аналитическое описание каждой локальной традиции, отдельно - бергульской и платоновской. Следует начать с песен количественно преобладающих жанровых сфер, выявить особенности их быто-

вания (этнографический и жанровый аспекты). С учетом полученных результатов систематизировать песенный (словесный, музыкальный и в случае необходимости двигательный, или кинематический) материал на основе структурно-типологического изучения, широко апробированного в отечественной этномузыкологии и дающего надежный материал для проведения последующих сравнительных исследований.

Анализ с этих позиций корпуса необрядовых лирических песен платоновской традиции позволил в некоторой степени преодолеть тематическую и стилевую «пестроту» репертуара, выделить песни крестьянского и городского пластов, а по музыкально-стилевым признакам, пока в самом предварительном плане, обозначить три группы лирических песен: городского музыкально-поэтичес-кого стиля с сегментированными ритмическими периодами; городского и крестьянского происхождения со слогоритми-ческими композициями, относящимися к цезурированному классу песенных форм; ранешные, по выражению исполнителей, протяжные песни, в которых гибко сочетаются моменты структурно-ритмического цезурирования и сегментирования, дополненные выделенными межстрочными распевами.

В качестве следующего шага можно будет рассмотреть периферийные жанры, соотнести результаты их описания с характеристикой основных жанровых сфер, установить взаимосвязи разных уровней и обозначить особенности локальной жанровой системы. Продолжение описания локальных традиций предполагает сравнительное изучение песенных вариантов, возможности для которого в базе источников имеются: многие песни записывались собирателями в разные периоды времени, от разных исполнителей - солистов и разных по составу певческих групп. Рассмотрение материала позволит дополнить полученную ранее типологическую картину «живым дыханием» традиции, представлением о границах и особенностях песенного варьирования, о стилевых константах и вари-

ациях исполнительского стиля. Анализ песенных вариантов, бытовавших в репертуаре разных возрастных групп исполнителей, как правило, показывает тенденции изменения певческого стиля во времени.

Второй этап исследования фольклора старообрядцев Васюганья предполагает сравнительное изучение двух из ранее описанных локальных традиций. На этом пути предстоит использовать две возможности: последовательно сопоставлять характеристики пожанрового типологического анализа локальных систем и дополнять полученные результаты сравнением песенных вариантов. Обе локальные традиции имеют общие корни, поэтому значительная часть песенного репертуара у бергульцев и платоновцев совпадает, недостатка в вариантах для анализа нет. Небольшие этюды по сравнению вариантов отдельных хороводных и лирических песен показывают типологическое единство песенного стиля в каждой из жанровых сфер и наличие вариативных особенностей в исполнительской манере. Эту аналитическую работу необходимо провести в максимальном объеме, привлекая песни разных жанров, всех структурно-типологичес-ких и историко-стилевых групп.

Особого внимания и осмысления требуют песни, выходящие за рамки общего для двух локальных традиций репертуара. С одной стороны, они могут сохранить элементы все-таки имевшейся некогда, до переселения в Сибирь, специфики фольклора отдельных групп старообрядцев, с другой - в значительно большем числе случаев новые песни являются свидетельством развития репертуара в условиях сибирского бытования, т. е. обретения ими сибирской локальной специфики.

Несомненно, было бы чрезвычайно полезным на первом и втором этапах изучения фольклорной традиции старообрядцев Васюганья обратиться также к песенным материалам других локальных традиций - макаровской и морозо-вской, и, особенно, оторвавшейся в процессе переселения и бытовавшей на зна-

чительном отдалении от васюганских родственных систем - локальной традиции старообрядцев дер. Козловка Болот-нинского района. Однако аудиофонд Архива традиционной музыки консерватории таких возможностей не предоставляет, для решения этой задачи необходимо обратиться к материалам, имеющимся в распоряжении других собирателей и архивных собраний.

Третий этап в изучении старообрядческих фольклорных традиций сибирского бытования также связан с проведением сравнительных исследований: сибирские песенные традиции необходимо рассмотреть в контексте песенных систем европейской части России, а также старообрядцев Белоруссии и Прибалтики. Дело в том, что старообрядцы Ва-сюганья имеют богатую миграционную историю. Исторические источники свидетельствуют о том, что основные этнографические группы старообрядцев-федосеевцев сложились на территории Новгород-Псковского края, во второй половине XVIII в. они мигрировали на западные земли - в Витебскую и Вилен-скую губернии, где их звали «москалями-староверцами» [5, с. 35-36]. В фольклоре старообрядцев Васюганья сохранилась и северно-русская основа, и наблюдаются белорусские элементы. Поэтому сравнительное изучение сибирских локальных традиций представляется очень трудоемким и времязатратным.

Первоначальная попытка подобного анализа была предпринята на материале песенно-танцевального фольклора, и она пока выявила множество проблем, связанных с поисками материалов для сравнения: библиотечные фонды Сибири не располагают большим массивом нотных публикаций даже русского фольклора (необходимы источники по северным и центрально-русским традициям), не го-

воря о материалах, собранных в старообрядческих очагах Белоруссии, Литвы и Латвии. Отсутствуют открытые аудио-коллекции необходимых материалов в интернет-пространстве. Предварительное сравнительное исследование, конечно, стоит провести с привлечением имеющихся в новосибирских библиотеках опубликованных источников (большим подспорьем в этом отношении является часть большого библиотечного собрания крупнейшего отечественного фольклориста России И. И. Земцовского, переданная им в Новосибирскую консерваторию), чтобы, уточнив впоследствии исходные для сибирских традиций ареалы, связаться с владельцами (собирателями и организациями) необходимых для завершения сравнительного исследования материалов.

Сравнительное изучение на третьем этапе также опирается на сопоставление типологических характеристик фольк-лорно-жанровых систем сибирского и европейского бытования и на анализ песенных вариантов. Привлечение для сравнения аудиоматериалов поможет выявить исполнительскую координацию сибирских локальных традиций с возможными исходными системами, а, в случае обнаружения «материнской» традиции, выяснить динамику и направленность изменений, накопленных в сибирских локальных традициях к настоящему времени.

Возвращаясь в конце статьи к оценке потенциала собранных в Архиве традиционной музыки Новосибирской консерватории аудиоисточников, следует подчеркнуть их достаточность для результативного развертывания первых этапов исследования музыкального фольклора старообрядцев Васюганья, одного из наиболее ярких и самобытных явлений на карте традиционной музыкальной культуры Западной Сибири.

Примечание

1 Работа по анализу и систематизации источников для изучения музыкального фольклора сибирских переселенцев ведется при поддержке гранта РФФИ на реализацию научного про-

екта № 17-04-00443 «Музыкальная культура Сибири: источники, исследовательские центры и направления».

Приложение

Материалы по фольклору васюганских старообрядцев в Архиве традиционной музыки Новосибирской консерватории

Единица хранения Год записи Место записи Информация о собирателях и организациях

1970-е годы записи

А0227 (11.445) 1972 Бергуль Материалы М. Н. Мельникова, Новосибирский педагогический институт

А0001.3 (11.028) 1973 Бергуль Материалы экспедиции «По Московскому тракту», Новосибирское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры; рук. группы В. Г. Захарченко

(12.635) [1977] Бергуль Традиционный песенный фольклор Западной Сибири. Народный хор села Бергуль Северного района Новосибирской области. Рук. А. Белова. - Мелодия, С20 08533/34

1980-е годы записи

А0261 (12.498-499) 1986 Бергуль Материалы переданы Н. С. Кутафиной (копии экспедиционных записей областного Центра русского фольклора и этнографии; рук. В. В. Асанов)

А0262, А0263 (12.505-12.506, отдельные образцы; 12.510) 1980-е Бергуль Материалы переданы Н. С Кутафиной (копии экспедиционных записей областного Центра русского фольклора и этнографии; рук. В. В. Асанов)

А0264 (12.514) 1980-е Бергуль Инструментальные наигрыши. Материалы переданы Н. С. Кутафиной (копии экспедиционных записей областного Центра русского фольклора и этнографии; рук. В. В. Асанов)

(11.475) 1980-е Бергуль Копия радиопередачи «О песенницах села Бергуль» из цикла «Фольклор», автор Л. В. Куцан

А0264 (12.516) 1980-е Платоновка (Северное) Материалы переданы Н. С. Кутафиной (копии экспедиционных записей областного Центра русского фольклора и этнографии; рук. В. В. Асанов)

А0267 (12.530) 1980-е Платоновка (Северное) Материалы С. В. Смоленцевой (ансамбль «Чалдоны»)

Грампластинка (Мелодия, С20 25205/06 001) 1987 Северное (платоновцы) Традиционный песенный фольклор Западной Сибири. Фольклорная группа села Северное Новосибирской области / Аннотация В. Асанова

1990-2000-е годы записи

(12.571) 1997 Северное (платоновцы) Записи В. В. Асанова от Е. В. Грибковской

АО184 (12.397-12.402) 2002 Северное (платоновцы), Бергуль Экспедиционные записи НГК: Н. В. Леонова, Е. И. Жимулева, Н. А. Урсегова

А0185 (12.404) 2002 Болотное (платоновцы) Экспедиционная запись в рамках фольклорного фестиваля: Н. В. Леонова, Н. М. Кондратьева, О. В. Новикова

АО 190 (12.416, 12.419) 2003 Северное (платоновцы) Экспедиционные записи НГК: Н. В. Леонова, М. М. Андреева, Е. И. Жимулева

(12.572) 2004 Новосибирск (платоновцы) Запись Н. В. Леоновой и Е. И. Жимулевой от Т. В. Григорьевой

2010-е годы записи

Записи с концертов фестиваля Сибирская глубинка разных лет с участием этнографической и смешанной групп из Северного (платоновцы) и новой группы из Бергуля

Литература

1. Мельников М. Н. Васюганье: Путь в никуда? - Новосибирск: Кн. изд-во, 1989. - 192 с. (Гл. 2, разд. 2. По край света. - С. 90-117).

2. Мельников М. Н., Смоленцева С. В., Лямкин В. В. Песни села Бергуль. - Новосибирск,

1996. - 101 с.

3. Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока / Сост. С. И. Красноштанов, В. С. Левашов, В. М. Щуров. - Новосибирск: Паука,

1997. - 524 с. (Сер.: Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока, т. 14).

4. Скрягина Н. П. Хороводные песни села Бергуль Северного района Новосибирской области: Дипломный реферат. - М., 1980.

5. Фурсова Е. Ф., Голомянов А. И., Фурсова М. В. Старообрядцы Васюганья: Опыт исследования межкультурных взаимодействий конфессионально-этнографической группы. - Новосибирск: АГРО-СИБИРЬ, 2003. - 276 с.

6. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь / Сост. В. И. Байтуганов, Т. Ю. Мартынова. - Новосибирск: Книжица, 2001. - 122 с.

References

1. Melnikov M. N. Vasyganje: put v nikuda? [The Vasyugan land: the road to nowhere?]. Novosibirsk, 1989. 192 p.

2. Melnikov M. N., Smolentseva S. V., Liamkin V. V. Pesni sela Bergul [Songs of the Bergul-village]. Novosibirsk, 1996. 101 p.

3. Russkie liricheskie pesni Sibiri i Dalnego Vostoka [Russian lyric songs of Siberia and the Far East]. Novosibirsk, 1997. 524 p.

4. Skryagina N. P. Khorovodnye pesni sela Bergul Severnogo rajona Novosibirskoj oblasti: Diplomnyj referat [Round dance songs of the

Bergul-village, Northern district of Novosibirsk region: The Graduate Work], Moscow, 1980.

5. Fursova E. F., Golomyanov A. I., Fursova M. V. Staroobryadtsy Vasyganya: opyt issledovaniya mezhkulturnykh vzaimodejstvij konfessionalno-etnograficheskoj gruppy [The Old Believers of the Vasyugan land: a study of cross-cultural interactions of religious and ethnic groups]. Novosibirsk, 2003. 276 p.

6. Khrestomatiya sibirskoj russkoj narodnoj pesni. Detskij narodnyj kalendar [Reader Siberian Russian folk songs. Children's folk calendar]. Novosibirsk, 2001. 122 p.

Фольклорные традиции старообрядцев Васюганья: источники и методы изучения

В центре внимания автора статьи находятся проблемы источниковедения и методологии исследования традиционной музыки сибирских переселенцев, которые он конкретизирует в связи с рассмотрением музыкального фольклора особой этно-конфессиональной группы -старообрядцев, проживающих в северо-вос-точных районах Новосибирской области.

Автор характеризует выявленные опубликованные и архивные источники, сформированные в процессе экспедиционной деятельности разных собирателей, уделяя первостепенное внимание аудиоматериалам, имеющимся в Архиве традиционной музыки Новосибирской консерватории. В результате анализа формулируется вывод о репрезентативности экспедиционных звукозаписей для проведения исследования двух локальных сельских фольклорных традиций старообрядцев - бергульской и платоновской. Этот вывод базируется на том, что в имеющихся материалах качественно за-

Folklore traditions of Old Believers of the Vasyugan land: sources and methods of study

The article focuses on sources and methodology of the study of the traditional music of Siberian immigrants, she considers on the musical folklore of a particular ethno-confessional group - Old Believers residing in the North-Eastern districts of the Novosibirsk region.

The author characterizes the published and archival sources, collected in the expeditions during the 1970-2010 years of various collectors and stored in the Archive of traditional music in Novosibirsk conservatory. These materials are representative for the study of two local folk traditions of Old Believers -from Bergul and Platonovka, because they contain all the necessary information about genres, the musical-typological and singing features of these traditions.

The quality of the sources allowes the author to define the sequence and ways of stading of the Old Believers folklore traditions of the

фиксированы жанровый состав, структурно-типологические и исполнительские (певческие) особенности данных традиций.

Состояние источниковой базы позволило автору определить последовательность и методы исследования фольклорных традиций старообрядцев Васюганья. В качестве этапов изучения выделены аналитическое описание отдельных локальных традиций и проведение структурно-типологического исследования; установление особенностей локальных жанровых систем; сравнительное изучение двух локальных традиций сибирского бытования; рассмотрение сибирских традиций в контексте исходных песенных комплексов северо-западных районов Европейской России и смежных территорий Белоруссии и прибалтийских стран.

Ключевые слова: традиционный фольклор, старообрядцы Западной Сибири, аудиомате-риалы, методы изучения.

Vasyugan land. The study of these materials involves the following steps: the analytical description of some local traditions and structures-and-typological research; the establishment of local systems of genres; comparative study of two local traditions of Siberian existence. The final stage involves researching the Siberian traditions in the context of the original song complex of the North-Western regions of European Russia and adjacent territories of Belarus and the Baltic countries.

Key words: traditional folklore, the Old Believers of Western Siberia, sound files, study methods.

Леонова Наталья Владимировна, и. о. профессора кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент

Е-таИ: nleonova53@mail.ru

Leonova Natalia Vladimirovna, acting professor at the Department of Ethnomusicology of Glinka Novosibirsk State Conservatoire, Candidate of Art Criticism, associated professor

E-mail: nleonova53@mail.ru

Получено 04.07.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.