№ 1 (68), 2018
"Культурная жизнь регионов" ^
УДК 394
В.В. ЛАТКИН, Л.Н. КОВАЛЕВА
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ И ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА КУБАНИ
Латкин Владимир Владимирович, кандидат исторических наук, и.о. заведующего кафедрой истории, культурологии и музееведения Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Ковалева Лидия Николаевна, магистрант кафедры истории, культурологии и музееведения Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), kovalyovalidiya@mail. ги
Аннотация. В статье рассматриваются этноисторические условия формирования социокультурного пространства Кубани, характеризуется роль фольклора как действенного и наиболее доступного средства освоения культурного наследия региона, предложены рекомендации по развитию работы в области изучения и распространения народных традиций. Ключевые слова: культура, фольклор, фестиваль, традиции, развитие.
UDC 394
V.V. LATKIN, L.N. KOVALEVA
FOLKLORE TRADITIONS AS AN INTEGRAL PART AND FACTOR OF THE FORMATION OF MODERN SOCIO-CULTURAL SPACE OF KUBAN
Latkin Vladimir Vladimirovich, PhD (historical sciences), head of the department of history, culturology and museology of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), 21031960@ mail.ru
Kovaleva Lydia Nikolaevna, master of history, culturology and museology of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Abstract. The article deals with the ethno-historical conditions of the formation of the socio-cultural space of Kuban, characterizes the role of folklore as an effective and most accessible means of mastering the cultural heritage of the region, offers recommendations for the development of work in the study and dissemination of folk traditions. Keywords: culture, folklore, festival, traditions, development.
Важной общественно-государственной задачей современной России является развитие регионального социокультурного пространства. Именно здесь происходит становление личности человека, формируется его гражданская идентичность и обеспечивается проведение государственной культурной политики, которая «направлена на повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития» [1].
В фундаментальных трудах Е.В. Бондаревской, Д.С. Лихачева, В.И. Загвязинско-го, В.А. Сластенина последовательно проводится мысль о том, что формирование личности человека происходит непосредственно через приобщение к культуре, а соответственно, через проникновение в социокультурное пространство региона и страны в целом.
В настоящей статье рассматриваются этноисторические условия, повлиявшие на кубанскую культуру, пути ее освоения и воздействия на формирование социокультурного пространства. Особое внимание при этом обращено на традиционную народную культуру и фольклор, как ее часть.
Социокультурное пространство региона формируется под воздействием этнического состава, социально-демографической ситуации, уровня и качества жизни, региональной культурной политики и др.
Наш край входит в число субъектов Российской Федерации с наибольшим этнокультурным разнообразием. При этом народы, заселившие территорию Кубани в разные исторические периоды, воспринимают ее не просто как место проживания, а как родину, как свою исконную землю.
Наш регион был составной частью античной цивилизации. В период Средневековья входил в различные государства как восточного, так и западноевропейского типа, был частью Древней Руси. С 18 века Кубань - часть России со спецификой культурно-этнического состава, жизненного и хозяйственного уклада, а в досоветский период и политического устройства.
Здесь наблюдается сплетение множества традиций: славянской, кавказской, греческой, западноевропейской, тюркской, иудейской. Хранится наследие киммерийцев, сарматов, скифов и других народов.
Комфортное проживание в крае предполагает обязательное знание, а в меру возможности и освоение региональных народных традиций.
Особую роль в изучении традиционной культуры играет знакомство с музыкально-песенным и другими видами народного творчества, обрядовыми действиями - с тем, что именуется фольклором. Он, согласно выводу С.А. Куприенко, представляет собой культурный текст, содействующий «приданию постоянства символическому миру чувств, способам действия и формированию обликов» [4, с. 23].
Фольклор содержит в себе важный пласт духовного и материального культурного наследия, а также является наиболее доступным путем к познанию как народной, так и общечеловеческой культуры.
Освоение фольклорного наследия Кубани осуществляется на планомерной, законодательно оформленной основе. 28 июня 2007 г. был принят краевой закон «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае».
Ведущим центром Юга России в деле изучения, распространения и развития народных традиций является Краснодарский государственный институт культуры. Решение этих задач в вузе осуществляется на системной, комплексной основе. Преподаватели и студенты проводят фольклорные экспедиции, возрождают ремесла, изучают проблемы народной культуры, представляют ее различным категориям кубанцев и гостей нашего края.
В институте в год проходит более ста мероприятий, которые так или иначе пропагандируют народную культурную традицию.
Международную популярность приобрели проводимые КГИК конкурс исполнителей на народных инструментах «Жемчужина Кубани», фестиваль-конкурс народной песни им. Г.М. Концевича и другие.
Народное искусство используется в работе с категориями, нуждающимися в поддержке (фестиваль-конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья «Искусство для тебя», концерты, посвященные Дню пожилого человека, концерты для ветеранов и т.д.).
Возрождение культурных истоков обеспечивается всевозможными фестивалями, конкурсами, презентациями народного творчества.
Примером комплексного представления местного творческого наследия являются фестивали народного творчества «Ты Кубань, ты наша Родина», «Во славу Кубани -на благо России» и др. Это народные гуляния с участием творческих коллективов, выставками декоративно-прикладного творчества и предметов кубанского быта, мастер-классами и т. п.
«Радует, что наряду со взрослым поколением, ветеранами искусства, так же блестяще выступает и наша молодежь!» - описал впечатления от такого фестиваля глава Щербинского района Михаил Тимофеев [6].
№ 1 (68), 2018
жизнь регионов
Примером мероприятий преимущественно музыкальной направленности является Адлерский фестиваль народного творчества «Рождественские звезды». В нем участвуют фольклорные, инструментальные коллективы, ансамбли народной песни и танца. Популярны здесь мастер-классы по теме «Региональные особенности обрядовой культуры Кубани».
Носителями старожильческой фольклорной традиции в крае являются народные мастера и творческие коллективы кубанских казаков. В этнографическом комплексе «Атамань» ежегодно проходит фестиваль «Легенды Тамани» с игровыми программами, конкурсами, выставками, концертами. Приобщать к казачьей культуре детей призван фестиваль «Кубанский казачок». В Краснодаре в день города проводятся фестивали народного творчества «Екатеринодар казачий».
Существенное значение в формировании социокультурного пространства имеет пропаганда славянской этнокультуры. Пример тому - фестиваль «Славянск-на-Кубани». Широко известны программы краевой филармонии программы «Здравствуй, масленица» В городах и районах проводятся праздники «Елка в Рождество!», «Масленичные гуляния», «День семьи, любви и верности» и многие другие.
Видный кубанский хормейстер В. Капаев выразил свои впечатления от мероприятий такого рода: «Слушая разные коллективы, мы убеждались, что работа на подлинных находках, уникальных образцах, вызывает непреходящий интерес» [5].
Таким образом, народная культура концентрированно выражает региональные творческие традиции и тем самым влияет на социокультурную ситуацию в субъектах Российской Федерации. В кубанском регионе сложилась развитая и разнообразная инфраструктура пропаганды музыкально-фольклорного и других видов народного творчества. Ее развитие предполагает дальнейшее научное осмысление историко-культурного наследия, активное изучение деятельности народных мастеров и постоянную диверсификацию форм представления полученных научных и творческих результатов с учетом особенностей целевых аудиторий.
Это позволит и далее воздействовать на социокультурное пространство Кубани в интересах повышения качества жизни в регионе, укрепления патриотических традиций и гражданского самосознания.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Консультант-плюс.
2. Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и культурная политика. М., 2004.
3. Каминская Е.А. Традиционный фольклор как залог будущего. Челябинск, 2013.
4. Куприенко С.А. Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науки. Киев, 2014.
5. Криница. История ансамбля. URL: http://www.krinitza.ru/biography.
6. Фестиваль народного творчества «Во славу Кубани - на благо России». URL: http://www.yeisk.info/all-news/culture/28930-festival-narodnogo-tvorchestva-vo-slavu-kubani-na-blago-rossii-posetil-mikhail-timofeev.html.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 No. 808 "On the Approval of the Fundamentals of State Cultural Policy" // Consultant-plus.
2. Avanesova G.A., Astafieva O.N. Sociokulturnoe razvitie rossijskih regionov: mehanizmy samoorganizatsii i kulturnaja politika [Sociocultural development of Russian regions: mechanisms of self-organization and cultural policy]. Moscow, 2004.
3. Kaminskaja E.A. Traditsionnyj folklor kak zalog budushchego [Traditional folklore as a guarantee of the future]. Cheljabinsk, 2013.
4. Kuprienko S.A. Skazanija o Solntsah. Mify i istoricheskie legendy nauki [Tales of the Sun. Myths and historical legends of science]. Kiev, 2014.
5. Krinitsa. Istorija ansamblja [Krinitsa. History of the ensemble]. URL: http:// www. krinitza. ru/b iography
6. Festival narodnogo tvorchestva «Vo slavu Kubani - na blago Rossii» [Festival of Folk Art «For the glory of the Kuban - for the benefit of Russia»]. URL: http://www.yeisk.info/ all-news/culture/28930-festival-narodnogo-tvorchestva-vo-slavu-kubani-na-blago-rossii-posetil-mikhail-timofeev. html
УДК 069.1 Н.Б. АКОЕВА
МУЗЕЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 1941-1942 ГГ.
Акоева Наталья Борисовна, доктор исторических наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье предпринята попытка показать некоторые аспекты деятельности музеев Краснодарского края в 1941-1942 гг., осмыслить их роль в просвещении населения, воспитании патриотизма, мужества и воли к победе в годы Великой Отечественной войны на материалах газеты «Большевик», органа Краснодарского крайкома и горкома ВКП(б), краевого Совета депутатов трудящихся.
Ключевые слова: музей, культура, воспитание, выставки, экспозиция, борьба с врагом, патриотизм.
UDC 069.1 N.B. AKOEVA
THE MUSEUM AS A MOST IMPORTANT INSTRUMENT OF IDEOLOGICAL WORK IN 1941-1942
Akoeva Natalya Borisovna, Full PhD (historical sciences), Full professor of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Abstract. In article an attempt to show some aspects of activity of the museums of Krasnodar region in 1941-1942 is made, to comprehend their role in education of the population, fostering patriotism, courage and the will to win in days of the Great Patriotic war on materials of the Bolshevik newspaper, body of the Krasnodar regional committee and a city committee of the All-Union Communist Party (bolsheviks), regional Council of deputies of workers is made.
Keywords: museum, culture, education, exhibitions, exposition, fight against the enemy, patriotism.
Музеи представляют собой сложный и многоплановый феномен, специфический механизм культуры, обеспечивающий существование и воспроизводство различных форм социокультурных практик [1, с. 97].
В последние десятилетия интерес к музеям возрос во всем мире. Музеи как продукты деятельности общества служат этому обществу. Они являются собирателями, хранителями, трансляторами культурного наследия многих поколений, помогают познавать и объяснять мир средствами культуры.
Это делает актуальным обращение к истории различных музеев Краснодарского края и их взаимоотношениям с социокультурной средой.
Дореволюционные передовые интеллигенты Кубани понимали необходимость создания в области музея. Председатель статистического комитета Василий Андреевич