Научная статья на тему 'Фольклорные экспедиции кафедры детской литературы'

Фольклорные экспедиции кафедры детской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклорные экспедиции кафедры детской литературы»

С. Г. Леонтьева Фольклорные экспедиции кафедры детской литературы S. G. Leontyeva Folklor expeditions of the chair of children's literature

Фольклорно-этнографическую практику студенты I курса библиотечно-информационого факультета проходили с 29 июля по 8 августа 2010 г. в Муезерском районе Республики Карелия. В ходе практики были обследованы следующие пункты: Ругозеро, Ондозеро.

Записано 78 часов аудиоматериалов от 52 информантов. Собрано и отсканировано 670 единиц оригинальных документальных материалов (рукописи, фотографии).

Интервьюировались представители разных социальных групп: половозрастных и профессиональных, среди них старожилы, в том числе выходцы из коренного карельского населения, учителя, краеведы, что позволяет определить выборку информантов как репрезентативную.

Основное внимание было сосредоточено на сборе материалов по темам «Детский фольклор» и «Традиции и быт общеобразовательной сельской школы». Собран фольклорный материал детской среды (детское пространство, «страшные места», репутации учреждений (школ сел Ругозеро и Тикша, клуба, библиотеки), игры, в частности школьная игра «в мух» (1970-е гг.)), записаны «страшные истории», дразнилки, считалки, анекдоты и пр.

По программе «Традиции и быт общеобразовательной сельской школы» у учителей и выпускников Ругозерской школы собраны материалы по сле-дующим темам: структура школьного времени (начало года/конец года: ли-нейки 1 сентября, последний звонок, выпускной вечер и т. д.); школьное пространство: смена школьных зданий, кабинеты (лозунги, портреты), буфет (меню), пионерская комната, стенгазеты, мастерские, теплица, топка печей и пр. Записаны воспоминания о школьной

форме: форма одежды, модели, аксессуары, пионерский галстук, «сменка», физкультурная форма (глубина памяти - 1950-е гг.). Особую обширную группу текстов составили автобиографические рассказы учителей (24 информанта): первый урок, «любимчики», «рассадка» учеников, организация учебного пространства (деление по вариантам), подарки учеников, открытые уроки, династии, школьная проверка; как относились в разные годы к учителю на селе - авторитет, его проявление - «всех знаю», замечания в дневнике, встречи с учениками и пр.

В силу того, что при Ругозерской школе был интернат для старшеклассников, собрано большое количество рассказов о репутиции «интернатских» детей, оганизации пространства интерната, конфликтах с ругозерскими детьми, репутациях технического персонала (нянечек, воспитателей, повара).

Собран обширный материал о школьных праздниках: приглашения на праздники (в виде самодельных открыток), сценарии конкурса инсценированной песни, воспоминания о киносеансах и танцах и запертах их посещать, новогодних «огоньках», «огоньках» именинников (каждый квартал), «Вахте памяти» в День Победы у мемориала партизанского отряда «Вперед», приеме в октябрята/пионеры/комсомольцы, гендерных праздниках, подарках мальчикам/девочкам.

Записаны сюжетные тексты о девиантном индивидуальном и коллективном поведении детей: коллективные прогулы, фронда, бойкоты учителям и одноклассникам, драки.

Зафиксированы (сканирование и фотографирование) материалы школьного и личных архивов выпускников и учителей: документы школьной письменности (книги приказов, «молнии», самодельные дидактические материалы, классные журналы и пр.), выпускные альбомы и фотографии школьной жизни за разные годы, летописи классов, грамоты, стенгазеты (1980-е гг.) и др.

Обследованные населенные пункты являются «съезжими» (сущетвенно, что миграты, в основном, являются выходцами из Северной Карелии), что объясняет особенности фольклорной и этнографической традиций: актуализируются те элементы традиции, которые являются общими для всех приезжих - таким образом выкристаллизовывается некая общерегиональная традиция, объединяющая всех жителей обследованных пунктов, при этом част-ные локальные традиции в их целостности при переезде и разрушении соци-альных связей утрачиваются и перестают бытовать, однако сохраняются в воспоминаниях, и поэтому в аудиозаписях локально-специфические черты представлены только в ретроспективной форме (но при этом достаточно полно, в частности материалы по календарной обрядности карельского субстрата неселения), а не в рассказах о сегодняшнем бытовании. Записаны материалы по традиционной и современной этнографии (календарная и семейная обрядность), различные жанры несказочной прозы. Особую группу текстов составили повествования о финском субстрате обследуемой территории: история финских поселений, взаимоотношений финских, карельских и русских поселенцев, топонимики, финской интервенции 1920-х гг., советской интервенции на финские территории и эвакуации финских беженцев, торговые отношения с Финляндией 1970-е гг. и пр. Часть материалов составили результаты социолигвисти-ческого опроса по проблемам современного состояния карельского языка, ситуации языкового сдвига, ведущей роли школы в разрушении карельского языка у его носителей в 1970-1980-е гг.

Собран фольклорный материал по сельской истории (даты основания, статус, исторические изменения статуса, военные действия на территории обследованных пунктов, разрушения), по прошлому и настоящему экономики района (ярмарки, действующие и закрытые производства, занятость, средний уровень жизни), по памятникам культуры (культурные объекты: церкви, музеи, памятники, библиотеки, школы, дом культуры, кладбища (переписаны наиболее частотные (и высокохудожественные) надгробные эпитафии).

Собраны словесные описания современных обрядов: календарных (общесоветские и сельские праздники, гулянья, особенности календарной локальной традиции (Новый год в клубе как общесельский праздник, 1 Мая и пр.), семейных (родины, крестины, свадьба, похороны: роль органов власти (ЗАКС, ритуальное бюро), окказиональных (заветы, переход в новый дом/квартиру, паломничества на Коневец/Валаам и пр.).

Записаны материалы по современному состоянию официальной (прием в пионеры, проводы на пенсию, выдача паспорта и пр.) и индивидуально-семейной обрядности (ритуальное застолье, прогулки и пр.).

190 • Вестник СПбГУКИ • декабрь • 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.