Научная статья на тему 'Фольклорно-мифологическое наследие казахского народа'

Фольклорно-мифологическое наследие казахского народа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1929
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мергалиев Данияр Мергалиевич

Рассматривается одна из острых и популярных тем сегодняшнего музыкознания народная музыка и музыкальный фольклор, история и культура казахского народного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk Art of Kazakh People

In the given article one of up-to-date and popular themes today's musicology as a folk music and musical folklore, the history and the culture of the Kazakh folk art is considered.

Текст научной работы на тему «Фольклорно-мифологическое наследие казахского народа»

Д.М. Мергалиев

Фольклорно-мифологическое наследие казахского народа

Годы независимости и суверенитета Республики Казахстан ознаменовались несомненными успехами как в политической жизни, экономике, военном строительстве, так и во многих других областях, в том числе в музыкальном фольклоре и музыкальном искусстве. Пристальный взгляд в прошлое с целью извлечения из него уроков на будущее - характерная черта социальных наук нашего времени. Поэтому не иссякает интерес к музыкальной культуре. Это время, с одной стороны, характеризовалось мотивами урбанизаций, с другой - идеей преемственности через новое видение образов и выразительных средств фольклора, способов ее переосмысления в контексте новых эстетических взглядов.

Особая роль народной музыки в жизни казахов отражена в многочисленных древних мифах и легендах, что подтверждает глубокую историческую почвенность этого слоя культуры. Мало что может сравниться по глубине и красоте с этими мифами и легендами в казахском фольклоре. Они были созданы древними племенами и народами, принявшими участие в этногенезе казахов, которые в свою очередь умножили богатейшие культурные традиции предков. Музыкальные мифы и легенды, являющиеся неотъемлемой частью традиционной религиозной системы, ставят Музыкальный Инструмент на высшую ступень мироздания, как создателя и носителя космического порядка, проводника чистых энергий, объединяющих в гармоничное целое Космос, Природу и Человека.

«В глубокой древности было у одного Старика семь сыновей. Однажды, во время джута, смерть унесла их всех. После смерти первого сына старик, натянув на кусок выдолбленного дерева струну, играет кюй-плач “Царазым” - ’’Родной мой”, после смерти второго отец, натягивая вторую струну, играет кюй “Цанат сынды” - ’’Сломанные крылья”, следующим сыновьям посвящены кюи “От сенер” - ’’Погасло пламя ”, ”Бацыт кешті ” - ’’Счастье ушло ”, “Кун тутылды”-”Солнце затмилось”, “Ай цурыды” -’’Исчезла луна ”, после смерти седьмого сына Старик натягивает седьмую струну и играет плач по всем сыновьям “Жеті баламнан айрылып, цуса болдым” -’’Потеряв семь сыновей, стал слепым”».

Эта легенда о древнейшем музыкальном инструменте жетыген, создание которого связано с глобальной катастрофой, когда уходят близкие, исчезает двуполярность мира, гаснет огонь жизни, уходит земное счастье, исчезают Солнце и Луна и Космос

становится слепым и непроявленным, безжизненным. Единственный способ противостояния - это, преодолевая горе и отчаяние, проливая слезы очищения, создать инструмент с семью струнами (ибо семерка -это символ жизни), вибрации которых дадут толчок зарождению нового цикла Жизни. Равновесие между грандиозными потоками Жизни и Смерти на земле регулируется игрой на кобызе, что и отражено в легенде о первошамане Коркуте.

«Когда Коркуту было 20 лет, во сне к нему явился человек в белой одежде и сказал, что век его недолог, всего - 40 лет. Коркут решил искать бессмертие. Сел он на быструю, как ветер, верблюдицу Желмая и отправился в дальний путь. По дороге встретил людей, которые что-то копали. Когда Коркут спросил, что они делают, те ответили: “Могилу для Коркута”. Чувствуя, что эти места для него гибельны, отправился дальше. Так объехал он все четыре угла света, но везде его ждала вырытая могила. Коркут вернулся в центр земли, на берега родной Сыр-Дарьи и, сделав первый кобыз, обтянул его шкурой, принесенной в жертву Желмая. Расстелил ковер на водах реки и, сидя на нем, стал день и ночь играть на кобызе. Игра Коркута привлекла все земные существа - летающих птиц, бегающих зверей, пытались к нему пройти через пески и люди. Все, в ком была жизнь, сидели на берегу и слушали кобыз. Пришла и Смерть, чтобы забрать душу Коркута, но он продолжал играть. И пока пел кобыз Коркута, Смерть была бессильна, не было у нее сил забрать кого-то из этого мира. Но однажды Коркут, устав, все-таки заснул, вот тогда смерть, приняв облик змеи, ужалила его. Но он не умер совсем, а ни живой, ни мертвый стал Владыкой нижних вод и помогает всем шаманам делать добро людям».

Кобыз же охраняет природу, животных и людей от смерти. Он носитель бессмертия и вечной жизни. Музыкальный инструмент, как проводник жизнетворящей энергии, раскрывает все тамыры (кровеносные сосуды, жилы, энергетические каналы), которых в теле домашнего животного или человека, согласно казахской народной медицине, - 62.

«В старину на берегах Жаика жила прекрасная девушка Акжелен. Когда наступали сумерки, она, одетая во все белое, блистая полным набором се-ребряныхукрашений, которые обрамляли ее необыкновенную красоту, верхом на белом коне появлялась в ауле, где всю ночь играла в юрте на домбре свои кюи - акжелены. Их было 62, каждый из них открывал

история

один тамыр в теле человека, и, когда они открывались все, - человек испытывал прилив сил, наземное наслаждение».

В этой легенде отзвук древних представлений о Светлом женском божестве, которое с помощью музыки воздействует на тамыры человека, открывая их для жизнетворящих потоков космической энергий. В казахской мифологии Верблюд - символ космоса, а от молока верблюдицы зависит жизнь людей. В этих легендах явны мотивы о нарушений и восстановлений миропорядка, но вместе с тем они отражают реальные обряды и лечебную практику казахов. Казахи, как и все кочевники, тонко чувствовали психологию животных, понимали эмоциональные переживания своих кормильцев и помощников. И казахские шаманы вплоть до середины XX в. использовали для лечения животных игру на различных музыкальных инструментах [1, с. 106].

«Казахская народная музыка со временем превратится в профессиональное большое искусство; в ней заложена богатая основа, которая ждет только своего дня возрождения и расцвета во всех жанрах» [2, с. 3]. В песнях казахского народа отразилась вся его многовековая история, его думы, чувства, надежды и мечты. Именно этим объясняется необычайно большой диапазон песенного творчества казахов. Это безбрежное море выразительнейших мелодий, которые поражают красотой, многообразием сюжетов и жанров. Песни казахского народа звучат всюду. Благодаря широкому распространению песни в быту народа многие черты проникли в инструментальную музыку, повлияли на структуру и характер мелодий кюев для домбры [3, с. 11].

Казахский народ также богат песнями. В этих песнях запечатлелась многовековая история народа, его надежды, чаяния, горе и радость, его думы, мечты. Песня звучала всюду: в бескрайней казахской степи, на шумных ярмарках и базарах, в продымленных лачугах, мазанках и юртах, на воле и в застенке. Жизнь казахского народа была немыслима без песни. Звонкой, ликующей песней голосистый джигит открывал той, песню пели девушки и юноши на вечерних игрищах за аулом, песней встречали рождение ребенка, с песней провожали человека в последний путь. Выдавая девушку замуж, пели свадебную «Жар-Жар», в дни мусульманских празднеств звучал за каждой юртой жарапазан, с песней ходили по аулам славильщики и казахские колдуны - дуаны, чревовещатели, закли-натели-бахсы. «Мне чудится, что вся казахская степь поет», - говорил Г. Потанин, друг Чокана Валиханова, большой знаток казахской культуры [3, с. 5].

Самобытное музыкальное искусство Казахстана, истоки которого лежат в глубочайшей древности, - это неотъемлемая часть многонациональной культуры нашей страны. Его успехи и достижения на современном этапе - результат колоссальных

культурно-социальных преобразований в жизни казахского народа. От народной песни и кюя до оперы и симфоний, от одноголосного пения до полифонически звучащего хора, от домашнего музицирования до филармонического зала, от устного предания до современной науки - таков путь, пройденный за исторически короткий период казахской профессиональной музыкой. Но главное, что характеризует ее, - это возрождение в новых социальных условиях форм и традиций богатого народного музыкального наследия.

Созданные народом песни, танцы, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства и архитектуры, раскрывая специфические особенности жизни каждого народа, имеют большой познавательный и художественный интерес, свидетельствуют о созданной им материальной и духовной культуре. Художественные произведения, созданные народом для себя по своему вкусу и эстетическим требованиям, выражали демократическую идеологию, в основе которой всегда лежат гуманистические идеалы. В произведениях народного искусства, созданных для себя или своей среды, непосредственно выражались мысли и чувства народа, особенности его быта и природной среды, в которой жил и трудился народ. Народная поэзия, музыка, танцы и художественные произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров, оформляющих и составляющих быт, проникнуты своеобразием, свойственным художественному творчеству того или другого этноса.

Своеобразие искусства каждого народа определяется социально-экономическими условиями его труда и быта, а также особенностями природных условий, в которых он живет. Общение между народами и торгово-экономические связи между ними вызывают взаимодействия между художественными культурами разных народов. Однако, несмотря на эти взаимодействия, специфические особенности искусства каждого народа всегда оставались и остаются в силе и отличают его искусство от искусства других народов. Искусство трудового люда, отражавшее его повседневную жизнь и идеалы, являлось одним из важнейших факторов, влиявших на развитие демократического профессионального искусства. Выдающиеся мастера всех видов искусства всегда исходили в своем творчестве из основ народного искусства.

Исследуя казахское народное искусство как сферу эстетической культуры общества, мы ставим в центр своего внимания художественно-творческий процесс как образ национальной жизни и мышления, обеспечивающий функционирование фольклора; его эстетическо-культурную ценность, проявляющуюся в его социокультурных функциях. Большое внимание уделяется изучению музыкально-стилевых особенно-

стей песенных традиций. Делается попытка изучения казахского народного творчества во взаимосвязи музыкальными культурами других народов. В круг

этих проблем входят такие вопросы, как претворение традиций народного музыкального искусства в казахском музыкальном фольклоре.

Библиографический список

1. Аманов, Б.Ж. Казахская традиционная музыка и ХХ век / Б.Ж. Аманов, А.И. Мухамбетова. - Алматы, 2002.

2. Балабеков, Е.О. Казахский музыкальный фольклор: особенности, основные функции, воспитательные возможности и проблемы совершенствования / Е.О. Балабеков.

- Шымкент, 2000.

3. Жубанов, А. Соловьи столетий : очерки о народных композиторах и певцах : пер. с каз. Г. Бельгера / А. Жубанов.

- Алматы, 2002.

4. Жубанов, А. Струны столетий / А. Жубанов. - Алматы, 2001.

5. Туякбаев, Д. Пособие по аранжировке казахских кюев для баяна / Д. Туякбаев, З.Т. Смакова. - Алматы, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.